Право на охрану здоровья и медицинскую помощь по законодательству рф. Медицинская помощь в неотложной или экстренной форме оказывается гражданам с учетом соблюдения установленных требований к срокам ее оказания. возмещение вреда, причиненного здоровью при

Право граждан РФ на охрану здоровья гарантируется законодательством. Основным правовым актом, регулирующим отношения врача и пациента, контроль над деятельностью медицинских учреждений, ответственность обеих сторон и прочие правовые аспекты, является ФЗ РФ № 323 от 21.11.2011 с соответствующими поправками в последующих годах. Согласно ему охрана здоровья состоит из комплекса мер различного направления, ориентированных на сохранение и укрепления телесного и эмоционального состояния любого индивидуума, продления жизни, оказание необходимых действий при заболевании.


Основы законодательства об охране здоровья

Все принятые акты, регламентирующие действия в области медицины в стране, опираются на Конституцию Российской Федерации. В ней четко прописаны принципы, гарантирующие населению следующие права:

  • На жизнь.
  • На невозможность докторских и фармакологических экспериментов без согласия человека.
  • На защиту интересов матери, ребенка и семьи в целом.
  • На социальное обеспечение в случае недееспособности по причине болезни.
  • На безвозмездную врачебную помощь.
  • На хорошее экологическое окружение.

Первой нормативной базой непосредственно в области здравоохранения стали «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», написанные в 1993 году. На их основании с учетом прогрессивных сдвигов за последующий период в 2011 году создан Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан РФ».

Кроме перечисленных нормативов, в данной сфере действуют другие распоряжения, издаваемые в соответствии с указанным ФЗ. Это указы федерального и регионального уровня. Данные в них не должны расходиться с Основами, а если есть какие-то различия, то надо понимать, что нормы ФЗ №323 являются приоритетными.

Принципы охраны здоровья населения

В Федеральном законе прописаны принципы, которыми должны руководствоваться все лица, связанные со здравоохранением.

А именно:

  • Оберегание прав населения и создание гарантий от государства в их соблюдении.
  • Соблюдение интересов больного при врачебном вмешательстве.
  • Обеспечение сохранения здоровья детей.
  • Социальная помощь при заболевании.
  • Ответственность властей за надлежащее исполнение законодательства в данной сфере.
  • Простота получения докторских услуг соответствующего уровня.
  • Неприемлемость неоказания помощи.
  • Первичность предупреждения болезни над ее лечением.
  • Соблюдение врачебной тайны.


Все действия, направленные на охрану здоровья, должны осуществляться при признании вышеперечисленных условий, а также с соблюдением международного права. При этом государство обеспечивает защиту от любого ущемления свобод, связанных с самим заболеванием. Кроме того, меры по сохранению удовлетворительного самочувствия человека оказываются не зависимо от того, мужчина это или женщина, сколько ему лет, его цвета кожи, веры, социального статуса, дохода, условий проживания и прочих обстоятельств.

Права граждан

Права и обязанности граждан в области охраны здоровья описаны в 4 главе ФЗ №323, статьях с 18 по 28.

Самым первым является прерогатива оберегания хорошего состояния человека. Это достигается благодаря надлежащему состоянию экологии в стране, соблюдению удовлетворительных условий для работы и отдыха, обеспечению воспитания и образования детей, а также созданию и продаже качественных товаров, медикаментов. Естественно, предполагается общедоступная врачебная помощь.

Согласно ст. 19 каждый человек, в том числе иностранец и лицо без гражданства, имеет право на получение безвозмездной докторской помощи в определенном Законом объеме, а также на услуги, оказываемые за деньги.

Кроме того, пациент может претендовать на:

  • Выбор лечебного учреждения и конкретного специалиста в нем. Здесь есть небольшая оговорка. Для полного удовлетворения этого права необходимо, чтобы с таким выбором был согласен и сам доктор, и главный врач. Также перевестись от одного терапевта, педиатра или врача общей практики к другому по собственному желанию возможно не чаще, чем раз в год.
  • Обеспечение всеми необходимыми мерами (профилактики, диагностики, лечения) в профильных организациях, с соблюдением условий, соответствующих нормам санэпидемслужбы.
  • Консультацию узких специалистов. Попасть на прием к такому профессионалу можно по направлению участкового терапевта или в результате самостоятельного обращения. Пациент имеет право получить информацию обо всех специализированных учреждениях на территории, соответствующей его проживанию, и делать выбор среди них по своему усмотрению.
  • Обезболивание при необходимости.
  • Информирование о своем состоянии, получение сведений о правах и обязанностях. Если в проведении процедуры будут участвовать студенты или другие учащиеся, об этом больной также должен знать в обязательном порядке.
  • Обеспечение надлежащим питанием в стационарных условиях.
  • Соблюдение тайны лечения.
  • Отказ от любых манипуляций и назначений.
  • Компенсацию при врачебной ошибке.
  • Связь с представителем или адвокатом для защиты своих интересов.
  • Осуществление ритуальных обрядов в связи с вероисповеданием, если это не мешает работе больницы.

Перед проведением любой медицинской манипуляции доктор обязан заручиться письменным согласием пациента или его законного представителя. При этом все риски, связанные с процессом лечения или последствиями в случае отказа, должны быть разъяснены больному в понятной и доступной форме. Бланк согласия прикрепляется к карте.

Однако, законодательство предусматривает случаи, когда врачебное вмешательство возможно и без одобрения лица или его представителя.

Это возможно:

  • При угрозе жизни человека, когда получить от него разрешение невозможно в связи с объективными причинами.
  • Когда болезнь, поразившая кого-то, может быть опасной для окружающих.
  • При сильных психических расстройствах.
  • В отношении преступников.
  • При проведении специализированной экспертизы.

Кроме того, в законе указаны права в сфере охраны здоровья особенных групп граждан – военнослужащих, занятых на специфических производствах, отбывающих наказания за преступления.

Способы защиты прав населения

Зная свои права легко отследить момент, когда происходит их нарушение. При этом резонно отстаивать свои интересы, при необходимости даже в судебном порядке.

Защиту прав пациента можно разделить на досудебный и судебный уровень.

Какие действия можно предпринять, не обращаясь в суд:

  • Обратиться к главному врачу или заведующему отделением в устной или письменной форме.
  • Написать жалобу в местный контролирующий орган, этический комитет или профессиональную ассоциацию.
  • Попросить помощи у организации, предоставляющей полис обязательного медицинского страхования.
  • Подать жалобу в прокуратуру.

В таком случае есть шанс мирного урегулирования вопроса, а платить госпошлину за исковое обращение не придется.

Если же предполагаемый виновник категорически отрицает свою причастность к негативному исходу лечения, придется искать истину в суде.
Исковое заявление в таком случае должно содержать следующие данные:

  • наименование правового учреждения, в которое подается заявление;
  • личные данные истца для физического лица и реквизиты организации для юридического лица;
  • данные об ответчике – наименование, адрес;
  • суть обращения;
  • документальные обоснования обвинений;
  • расчет взыскиваемых денежных сумм, компенсирующих причиненный ущерб;
  • отчет о досудебных действиях;
  • перечень прилагаемых документов.

Пациент также вправе потребовать возмещение морального ущерба.

Суд рассматривает дело в течение 5 дней со дня поступления иска, в течение которых решает, начать производство или нет.

Ответственность медицинских учреждений

Ответственность медицинских организаций контролируется главой 13 статьей 98 ФЗ № 323.

За осуществление государственных гарантий, а также за контроль над соблюдением положенных населению прав в сфере охраны здоровья граждан отвечают органы власти федерального и местного уровня.

За соответствие правовым нормам в ходе медицинского вмешательства несут ответственность организации, предоставляющие такие услуги.

Вред, причиненный пациенту, возмещается в установленном законом порядке. Это не освобождает виновных работников от привлечения к ответственности.

Обязанности граждан

Интересуясь своими правами неплохо вспомнить и об обязанностях самого пациента по отношению к собственному здоровью.

Эти положения прописаны в ст. 27 рассматриваемого Закона, и они включают в себя следующие пункты:

Граждане должны следить за состоянием своего здоровья.

Необходимо проходить диспансеризацию, а при наличии опасных для общественности болезней, проводить лечение и профилактику их распространения.

Пребывая в стационаре, надо лечиться по назначенной доктором схеме, соблюдать установленный в учреждении распорядок и правила поведения.

Подведем итоги

Права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь гарантируется государством на законодательном уровне. Зная, чего положено каждому человеку, можно смело отстаивать свои интересы в любом специализированном учреждении. Но помимо прочего, не стоит забывать о том, что многие болезни гораздо проще и дешевле профилактировать, чем лечить, а значит контроль за собственным здоровьем обязателен со стороны самих пациентов в такой же степени, как и со стороны врачей.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Минобрнауки России

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова"

(ФГБОУ ВПО "ИжГТУ имени М.Т. Калашникова")

Факультет Право и гуманитарные науки

Кафедра "Гражданское право и правовое регулирование экономических отношений в промышленности"

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь по законодательству РФ

Выполнил: студент гр. 3-41-2 ОШ

Галимова Валерия Ильнаровна

Научный руководитель:

Кандидат педагогических наук

Лаптинский В.В.

Ижевск 2016

  • Введение
  • Глава 1. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
  • 1.1 История возникновения и развития права на охрану здоровья, и медицинскую помощь
  • 1.2 Понятие и структура права на охрану здоровья, и медицинскую помощь
  • Глава 2. Содержание и гарантии прав граждан на охрану здоровья, и медицинскую помощь
  • 2.1 Основной закон, регулирующий систему охраны здоровья граждан в Российской Федерации
  • 2.2 Права граждан на медико-социальную помощь
  • 2.3 Право выбора врача и медицинской организации
  • 2.4 Право граждан на информацию о состоянии своего здоровья
  • 2.5 Права беременных женщин и матерей в сфере охраны здоровья
  • Глава 3. Реализация права на охрану здоровья и медицинскую помощь
  • 3.1 Система реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь
  • 3.2 Проблемы реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь
  • 3.3 Перспективы дальнейшего формирования законодательства в сфере охраны здоровья и медицинской помощи в Российской Федерации
  • Заключение
  • Список источников и литературы
  • Приложения

Введение

Темой моей дипломной работы является: "Право на охрану здоровья и медицинскую помощь по законодательству Российской Федерации".

Актуальность темы в том, что большая часть населения России периодически или постоянно нуждаются в медицинской помощи. Особенно остро стоит вопрос о стоимости лекарственных препаратов и оказании бесплатной медицинской помощи. Многие граждане не могут позволить себе дорогостоящее лечение - поэтому законодатель старается урегулировать права на охрану здоровья.

Объект исследования - законы об охране здоровья и медицинской помощи.

Основной регулирующий Федеральный Закон от 21 ноября 2011г. №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Предметом регулирования являются отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Цель исследования дипломной работы: изучить законы, регулирующие оказание и организацию охраны здоровья и медицинской помощи, проанализировать их действие, а также предложить некоторые новации, которые, по нашему мнению, могут быть использованы для совершенствования действующего законодательства.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- проследить историю развития права по охране здоровья и оказания медицинской помощи;

- проанализировать содержание и гарантии прав граждан на охрану здоровья, и медицинскую помощь;

- описать систему реализации права, выявить её проблемы, указать перспективы развития охраны здоровья и медицинской помощи.

Нормативная база:

- Федеральный Закон от 21 ноября 2011г. №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";

- Конституция Российской Федерации;

- Гражданский кодекс Российской Федерации;

- Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;

Практическая значимость работы состоит в том, чтобы изучить законы, научиться максимально точно в них ориентироваться и грамотно применять в жизни.

Глава 1. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

1.1 История возникновения и развития права на охрану здоровья, и медицинскую помощь

История возникновения и развития права на охрану здоровья, и медицинскую помощь является очень древней. Каждый человек, проживающий на нашей планете, нуждается в этом законном праве.

Начало этому праву в России положил Иван Грозный, открыв Аптекарскую палату, которая далее была преобразована в Аптекарский приказ. Первая аптека была открыта в 1581 году. Она располагалась в Кремле, ее названием было "Верхней или Царёвой", Изначально аптеку всем необходимым обеспечила королева Англии Елизавета I, прислав большое количество лекарств и опытных аптекарей.

В 1620 году, при Михаиле Романове, высшим органом руководства медицинским делом в стране стал Аптекарский приказ. Он, действительно, охватывал всю медицинскую и аптекарскую сферу страны, регулировал распределение медикаментов по аптекам, их закупку, направлял лекарей, учреждал новые аптеки, проверял дипломы лекарей и проводил их аттестацию.

Медленно, но верно государство осуществляло вмешательство в сферу здравоохранения. Именно законы должны были обеспечить право людей на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Начало, положенное Иваном Грозным, стало опытом всего мирового сообщества. Вот некоторые примеры: Всеобщая декларация прав человека 1948 года; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года;

На наш взгляд, появление службы медицинской помощи было совершенно естественным развитием человеческого общества. С самого своего появления медицинская помощь имела определенные правила - ее оказывали только определенные люди, которые имели навыки ухода за больными, а их, в свою очередь, обучали практикующие лекари. Тот факт, что в первом европейском университете в Болонье был открыт медицинский факультет, говорит о понимании важности проблемы лечения людей, оказания и организации медицинской помощи.

Мнение о нынешней медицине противоречиво. С одной стороны, мы все являемся свидетелями больших успехов в медицине - преодолено большое количество болезней, которые раньше были неизлечимыми, предотвращены эпидемии и пандемии таких страшных заболеваний, как чума, холера, черная оспа и т.д. С другой стороны, в настоящее время мы видим почти полную коммерционализацию здравоохранения, из-за которой оказание высокотехнологичной медицинской помощи недоступно для большинства населения. Пример - объявление о сборе средств на операции для детей и взрослых, благотворительные марафоны и т.д. Нам кажется, что в этой системе все могло бы складываться куда лучше, если бы государство активно к этому стремилось. По нашему мнению, этой активности либо нет, либо ее слишком мало. Основная проблема, на наш взгляд, помимо законодательства, - элементарный недостаток хороших врачей. Причина - опять же перевод образования на коммерческие "рельсы". Не хватает также и внедрения новых методов образования в сфере медицины, которые, несомненно, очень сильно влияют на уровень образованности и компетентность будущих медицинских работников.

Возможностей организации медицины всегда много, люди придумывают безграничное количество способов лечения очень редких заболеваний, имплантации, кучу различных медикаментов, препаратов и многое другое. В данный момент появляются поразительные инновации в медицине такие как, пересадка различных органов, сшивание нервов при помощи паутины, пересадка кожи. И таких примеров можно привести практически безграничное количество. И ведь все это было разработано и внедрено людьми, ведь кто-то решился расширять медицину, учить дальше этому людей. Но все же почему-то здоровье обычных граждан России остается "за кадром", медицина словно пытается углубиться лишь в науку и новые исследования, а в это же время люди умирают от обычного ОРВИ, ОРЗ или желтухи.

Для решения этих вопросов в России имеется специальный орган исполнительной власти - Министерство здравоохранения РФ.

Министерство здравоохранения Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств для медицинского применения, включая вопросы организации профилактики заболеваний, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи, медицинской реабилитации и медицинских экспертиз (за исключением медико-социальной экспертизы и военно-врачебной экспертизы), фармацевтической деятельности, включая обеспечение качества, эффективности и безопасности лекарственных средств для медицинского применения, обращения медицинских изделий, санитарно-эпидемиологического благополучия населения (за исключением разработки и утверждения государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов), медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, курортного дела, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере здравоохранения, включая оказание медицинской помощи, внедрение современных медицинских технологий, новых методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, проведение судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, организацию среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального медицинского и фармацевтического образования и предоставление услуг в области курортного дела.

Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, Федерального медико-биологического агентства, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, а также координацию деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования. http://www.rosminzdrav.ru/ministry

1.2 Понятие и структура права на охрану здоровья, и медицинскую помощь

Понятием права на охрану здоровья и медицинскую помощь является комплексная система мер, обеспечивающих самое главное в жизни человека - его здоровье. Итак, право на охрану здоровья и медицинскую помощь - это разновидность основных (конституционных) социальных прав человека. Содержанием этих прав является гарантирование оказания бесплатной медицинской помощи гражданину в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Право каждого гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь - общепризнанная норма международного права, закрепленная во Всеобщей декларации прав человека:

1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948), статья 25

В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах:

1. Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья.

2. Меры, которые должны быть приняты участвующими в настоящем Пакте государствами для полного осуществления этого права, включают мероприятия, необходимые для:

a) обеспечения сокращения мертворождаемости и детской смертности и здорового развития ребенка;

b) улучшения всех аспектов гигиены внешней среды и гигиены труда в промышленности;

c) предупреждения и лечения эпидемических, эндемических, профессиональных и иных болезней и борьбы с ними;

d) создания условий, которые обеспечивали бы всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни. Международный пакт от 16.12.1966 Об экономических, социальных и культурных правах, часть III, статья 12

На самом деле, определение является весомым и правильным, но что оно показывает на практике? А на практике оно показывает лишь одно - оно не действует. Примеры самые доступные, в подобных ситуациях оказывались многие граждане. Медицинская реабилитация в 80% не осуществляется должным образом, не выдаются путевки на санаторно-курортное лечение даже людям с серьезными заболеваниями.

Немаловажную роль играет продолжительность жизни населения. По нашему мнению, государство должно вырабатывать новые социальные меры, направленные на продолжительность жизни, поддержание здоровья, так как нормы, перечисленные выше, не действуют или соблюдаются лишь формально, например, статья 30 Закона "О профилактике заболеваний и формировании здорового образа жизни" действует лишь в немногих организациях.

Глава 2. Содержание и гарантии прав граждан на охрану здоровья, и медицинскую помощь

2.1 Основной закон, регулирующий систему охраны здоровья граждан в Российской Федерации

Основным законом, регулирующим систему охраны здоровья граждан в РФ, является - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).

Данный закон регулирует:

1) правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;

2) права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;

3) полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;

4) права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья;

5) права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников; Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 29.12.2015) Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, глава 1. Общие положения, статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Основные понятия, используемые в настоящем ФЗ:

1) здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма;

2) охрана здоровья граждан (далее - охрана здоровья) - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи;

3) медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг;

4) медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение;

5) медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 389-ФЗ)

6) профилактика - комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания;

7) диагностика - комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий;

8) лечение - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни;

9) пациент - физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния;

10) медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях;

11) медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность;

(п. 11 в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 408-ФЗ)

12) фармацевтическая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее фармацевтическую деятельность (организация оптовой торговли лекарственными средствами, аптечная организация). В целях настоящего Федерального закона к фармацевтическим организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие фармацевтическую деятельность;

13) медицинский работник - физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность;

14) фармацевтический работник - физическое лицо, которое имеет фармацевтическое образование, работает в фармацевтической организации и в трудовые обязанности которого входят оптовая торговля лекарственными средствами, их хранение, перевозка и (или) розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения (далее - лекарственные препараты), их изготовление, отпуск, хранение и перевозка;

15) лечащий врач - врач, на которого возложены функции по организации и непосредственному оказанию пациенту медицинской помощи в период наблюдения за ним и его лечения;

16) заболевание - возникающее в связи с воздействием патогенных факторов нарушение деятельности организма, работоспособности, способности адаптироваться к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды при одновременном изменении защитно-компенсаторных и защитно-приспособительных реакций и механизмов организма;

17) состояние - изменения организма, возникающие в связи с воздействием патогенных и (или) физиологических факторов и требующие оказания медицинской помощи;

18) основное заболевание - заболевание, которое само по себе или в связи с осложнениями вызывает первоочередную необходимость оказания медицинской помощи в связи с наибольшей угрозой работоспособности, жизни и здоровью, либо приводит к инвалидности, либо становится причиной смерти;

19) сопутствующее заболевание - заболевание, которое не имеет причинно-следственной связи с основным заболеванием, уступает ему в степени необходимости оказания медицинской помощи, влияния на работоспособность, опасности для жизни и здоровья и не является причиной смерти;

20) тяжесть заболевания или состояния - критерий, определяющий степень поражения органов и (или) систем организма человека либо нарушения их функций, обусловленные заболеванием или состоянием либо их осложнением;

21) качество медицинской помощи - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата; Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 29.12.2015) Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, глава 1. Общие положения, статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе.

В списке основных понятий, используемых в Федеральном Законе, на первом месте стоит здоровье. Так что же в целом здоровье и какая помощь осуществляется на самом деле отдельным категориям граждан?

В статье 43 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" указано что, медицинская помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается в специальных медицинских учреждениях. Мы прекрасно видим, что на деле это действительно так. Эти учреждения существуют и ведут активную деятельность. Здесь законодательство не преувеличивает организационную структуру.

Но в нашей стране живут люди, страдающие редкими (орфанными) заболеваниями. Такими заболеваниями являются те, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч человек. Таким людям очень нелегко в обществе, как в материальном плане, так и в большинстве случаев в физическом. Если рассмотреть проблему с этой стороны, то вновь можно увидеть недостаточную помощь государства или отсутствие ее в целом. Государство не оказывает поддержки в материальном плане, либо оказывает совсем небольшими суммами в виде пособий или пенсий. Также, в большинстве своем, нет надлежащего лечения, оборудования или врачей с соответствующей подготовкой.

Рассмотрим также вопрос, что же включает в себя законодательство в сфере охраны здоровья:

1. Законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам настоящего Федерального закона.

3. В случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона.

4. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции имеют право издавать муниципальные правовые акты, содержащие нормы об охране здоровья, в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

5. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом правила в сфере охраны здоровья, применяются правила международного договора.

6. Законодательство в сфере охраны здоровья в отношении организаций, осуществляющих медицинскую деятельность на территориях опережающего социально-экономического развития, применяется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации".

(часть 6 введена Федеральным законом от 31.12.2014 N 519-ФЗ)

7. Законодательство в сфере охраны здоровья в отношении организаций, расположенных на территории международного медицинского кластера и осуществляющих медицинскую деятельность, применяется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом "О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

(часть 7 введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 160-ФЗ)

8. Законодательство в сфере охраны здоровья в отношении организаций, осуществляющих медицинскую деятельность на территории свободного порта Владивосток, применяется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом "О свободном порте Владивосток".

(часть 8 введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 213-ФЗ) Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 29.12.2015) Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, глава 1. Общие положения, статья 3. Законодательство в сфере охраны здоровья.

Не случайно в законодательной сфере охраны здоровья первым источником является Конституция Российской Федерации. Конституция - нормативно-правовой акт высшей юридической силы каждого государства. Законы России никак не могут противоречить Конституции. Сферу охраны здоровья граждан охватывают статьи 41 и 42.

2.2 Права граждан на медико-социальную помощь

Основными принципами охраны здоровья являются:

1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

3) приоритет охраны здоровья детей;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;

6) доступность и качество медицинской помощи;

7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

9) соблюдение врачебной тайны. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 29.12.2015) Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, глава 1. Общие положения, статья 4. Основные принципы охраны здоровья.

Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий:

1. Мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

2. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.

3. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 29.12.2015) Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, глава 1. Общие положения, статья 5. Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

На жизненных примерах можно увидеть, что пункт 3 прав граждан в сфере охраны здоровья далеко не всегда отражается в реальности. Ко многим людям, имеющим физические недостатки, отношение не совсем доброжелательное, в школах некоторые учащиеся издеваются над детьми - инвалидами. Можем сказать, что так происходит не везде и не всегда, но подобные факты имеют место. В отношении детей можно сказать, что это воспитание родителей, ребенку можно объяснить, что если твой одноклассник "другой", над ним не нужно смеяться или оскорблять его. Но отдавать "особенных" детей в специализированные учебные заведения не всегда является выходом из ситуации. Некоторым детям находится там лучше, а некоторым комфортнее в обычных школах лишь потому, что там они отвлекаются от своих проблем, играют на переменах со сверстниками. Создание спец. школ, конечно, все-таки было не лишним. Сейчас в обществе активно решается проблема создания благоприятной среды обитания для инвалидов. Мы можем найти этому достаточно много примеров: установка пандусов, введение в эксплуатацию специализированного транспорта для людей с ограниченными способностями, программы по обеспечению нуждающихся бесплатными лекарствами (например, по федеральной программе "Диабет"). Распространяется и программа по воспитанию толерантности населения по отношению к инвалидам и людям с ограниченными физическими возможностями.

Разработана, развивается и действует программа социальной защищенности граждан в случае временной утраты трудоспособности. Социальная защищенность граждан в этом случае осуществляется при наличии обязательного медицинского страхования (полиса ОМС). Выше было рассказано о льготных медицинских учреждениях, но помимо них существуют платные медицинские учреждения. Любой гражданин Российской Федерации может посещать такие учреждения для лечения и профилактики каких-либо заболеваний. На момент заболевания гражданин вправе не посещать рабочее место, для этого ему нужно получить больничный лист и справку для предоставления на работе. В соответствии с этими документами ему будет возмещён утраченный заработок, но не в полной мере. Размер возмещения будет зависеть от официального стажа на нынешнем месте работы.

Перейдем конкретно к правам.

Право на охрану здоровья:

1. Каждый имеет право на охрану здоровья.

2. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.

(в ред. Федерального закона от 22.10.2014 N 314-ФЗ) Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 29.12.2015) Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, глава 1. Общие положения, статья 18. Право на охрану здоровья.

Право на медицинскую помощь:

1. Каждый имеет право на медицинскую помощь.

2. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

3. Право на медицинскую помощь иностранных граждан, проживающих и пребывающих на территории Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и соответствующими международными договорами Российской Федерации. Лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, пользуются правом на медицинскую помощь наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

4. Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Правительством Российской Федерации.

5. Пациент имеет право на:

1) выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

3) получение консультаций врачей-специалистов;

4) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;

5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

6) получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;

7) защиту сведений, составляющих врачебную тайну;

8) отказ от медицинского вмешательства;

9) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;

10) допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;

11) допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях - на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 29.12.2015) Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, глава 1. Общие положения, статья 19. Право на медицинскую помощь.

2.3 Право выбора врача и медицинской организации

Выбор врача и медицинской организации:

1. При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача. Особенности выбора медицинской организации гражданами, проживающими в закрытых административно-территориальных образованиях, на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, а также работниками организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2. Для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.

3. Оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи осуществляется:

1) по направлению врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), фельдшера, врача-специалиста;

2) в случае самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию, в том числе организацию, выбранную им в соответствии с частью 2 настоящей статьи, с учетом порядков оказания медицинской помощи.

4. Для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача. В случае, если в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи принимают участие несколько медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю, лечащий врач обязан проинформировать гражданина о возможности выбора медицинской организации с учетом выполнения условий оказания медицинской помощи, установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

5. Медицинская помощь в неотложной или экстренной форме оказывается гражданам с учетом соблюдения установленных требований к срокам ее оказания.

6. При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи выбор медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, осуществляется в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

7. При выборе врача и медицинской организации гражданин имеет право на получение информации в доступной для него форме, в том числе размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), о медицинской организации, об осуществляемой ею медицинской деятельности и о врачах, об уровне их образования и квалификации.

8. Выбор врача и медицинской организации военнослужащими и лицами, приравненными по медицинскому обеспечению к военнослужащим, гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, гражданами, подлежащими призыву на военную службу или направляемыми на альтернативную гражданскую службу, и гражданами, поступающими на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, а также задержанными, заключенными под стражу, отбывающими наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста осуществляется с учетом особенностей оказания медицинской помощи, установленных статьями 25 и 26 настоящего Федерального закона.

9. При оказании гражданам медицинской помощи в рамках практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования пациент должен быть проинформирован об участии обучающихся в оказании ему медицинской помощи и вправе отказаться от участия обучающихся в оказании ему медицинской помощи. В этом случае медицинская организация обязана оказать такому пациенту медицинскую помощь без участия обучающихся.

(часть 9 введена Федеральным законом от 02.07.2013 N 185-ФЗ) Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 29.12.2015) Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, глава 1. Общие положения, статья 21. Выбор врача и медицинской организации.

На наш взгляд, выбор врача и медицинской организации является важнейшим аспектом в организации охраны здоровья граждан. В качестве примера можно привести любую городскую больницу или поликлинику. Далеко не каждый житель Российской Федерации знает о своем праве, указанном в статье 21 Федерального Закона "Об основах охраны здоровья граждан в РФ".(Это право описано в данном параграфе). Лишь потому, что граждане не знают об этом праве, они вынуждены посещать "участковых" врачей, которые им порой совсем не нравятся. Стоит отметить, что правом на выбор врача и медицинской организации можно воспользоваться лишь раз в год за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина. Возможно, это небольшой недостаток, ведь не всегда один врач лучше другого и может появиться желание сменить и нового врача.

2.4 Право граждан на информацию о состоянии своего здоровья

Несомненно, каждый гражданин имеет полное право на информацию о состоянии своего здоровья. Рассмотрим, что подразумевает законодательство под термином "информация о состоянии здоровья".

Информация о состоянии здоровья:

1. Каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.

2. Информация о состоянии здоровья предоставляется пациенту лично лечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении. В отношении лиц, не достигших возраста, установленного в части 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, информация о состоянии здоровья предоставляется их законным представителям.

3. Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена пациенту против его воли. В случае неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину или его супругу (супруге), одному из близких родственников (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам), если пациент не запретил сообщать им об этом и (или) не определил иное лицо, которому должна быть передана такая информация.

4. Пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов.

(в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

5. Пациент либо его законный представитель имеет право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов. Основания, порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Действительно, врач не вправе разглашать диагноз даже близким людям пациента против его воли, но, если честно, мы не вполне уверены, что это условие выполняется всегда (примеры можно найти в периодической печати и Интернете). И лечащий врач также не вправе оглашать диагноз самому пациенту, если он не желает этого знать. Также в полной мере мы согласны с пунктами 4 и 5. Если нет запрета со стороны больного, его родственники и близкие могут ознакомиться с медицинскими документами, отражающими его состояние.

Информация о факторах, влияющих на здоровье:

Граждане имеют право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, состоянии среды обитания, рациональных нормах питания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Такая информация предоставляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, а также организациями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 29.12.2015) Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, глава 1. Общие положения, статья 23. Информация о факторах, влияющих на здоровье.

Информация о факторах, влияющих на здоровье довольно противоречивый пункт. Лишь с первой строки становится понятно то, что не все так просто. "Граждане имеют право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние…" да, действительно, граждане имеют право. Но! В огромнейшей степени это зависит от самого человека, обращающегося в медицинское учреждение. Обращение должно быть своевременным, но как принято у большинства - "тянуть до последнего". Не стоит тянуть, стоит лишь дойти до больницы, пройти обследование и узнать всю информацию о вашем здоровье - это законное право гражданина, и задача органов здравоохранения - вести разъяснительную профилактическую работу в этом направлении.

2.5 Права беременных женщин и матерей в сфере охраны здоровья

Все девушки и женщины становятся мамами. По этой причине женщины, несомненно, должны знать свои права, как во время беременности, так и после рождения ребенка. На наш взгляд, сейчас эта структура права в самой активной фазе, ее развивают, предлагают вносить различные изменения, ежегодно возрастает материнский капитал. Круг возможностей использования материнского капитала пока достаточно узок, но с определенным постоянством поступают предложения о его расширении. За счет изменений в положительную сторону, в нашей стране увеличивается рождаемость. Но права беременных женщин и матерей не ограничены одним лишь материнским капиталом. Рассмотрим их в разрезе темы нашего исследования:

1. Материнство в Российской Федерации охраняется и поощряется государством.

2. Каждая женщина в период беременности, во время родов и после родов обеспечивается медицинской помощью в медицинских организациях в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

3. Обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, в том числе через специальные пункты питания и организации торговли, осуществляется по заключению врачей в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 29.12.2015) Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, глава 1. Общие положения, статья 52. Права беременных женщин и матерей в сфере охраны здоровья.

Является немаловажным фактором, что женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.

Отпуск по беременности и родам крайне необходим женщине - ведь стать матерью - нелегкий труд.

Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015), часть четвертая, раздел XII. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников, глава 41, статья 255. Отпуска по беременности и родам.

По заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком.

По заявлению женщины или лиц, указанных в части второй настоящей статьи, во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию.

На период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность).

Отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения страховой пенсии по старости)

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ). Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015), часть четвертая, раздел XII. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников, глава 41, статья 256. Отпуска по уходу за ребенком.

Мы считаем, что большим плюсом является возможность использования отпуска по уходу за ребенком до 3 лет другими родственниками. Возможны случаи, что семья проживала в большей степени на заработную плату жены, а муж зарабатывал не так много. Жена, чтобы сохранить свой доход, может выйти на работу, а муж имеет право находиться в отпуске по уходу за ребенком. Точно такая же ситуация, если оба супруга не хотят терять свой заработок. В отпуск по уходу за ребенком до 3 лет они могут отправить, к примеру, бабушку или других родственников.

Глава 3. Реализация права на охрану здоровья и медицинскую помощь

3.1 Система реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь

Система реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь довольно давно начала свое развитие. Она надежно закрепилась в обществе и государстве. Но в данный момент все равно можно сказать, что эта система далеко не идеальна и ей есть куда развиваться и совершенствоваться.

Нет никакого сомнения, что, система улучшается и совершенствуется. Реализация права на охрану здоровья и медицинскую помощь происходит довольно систематично и в упорядоченной форме. Стоить отметить, что медицинская помощь разделена на определенные сферы: терапевтическую, хирургическую, реабилитационную и так далее. Эти отрасли отвечают за определенные болезни человека, механизмы его тела и действия организма. С каждым годом законодатель пытается улучшить эту систему, так, недавно были введены в действие новые полиса обязательного медицинского страхования, которые до определенного времени должен был получить каждый гражданин Российской Федерации. К сожалению, на данный момент лица, не имеющие нового полиса, не могут получить бесплатную медицинскую помощь.

В качестве примера усовершенствования медицинской помощи в Удмуртской Республике можно привести помощь государства детским клиническим больницам. В первую очередь это, конечно, материальное обеспечение. 20 января этого года детской Республиканской клинической больнице были подарены два реанимобиля. На базе больницы уже в течение 20 лет работает выездной реанимационно-консультативный центр, в котором круглосуточно дежурят две врачебно-сестринские бригады.

Врачи консультируют детей с неотложными состояниями, выезжают в родильные дома и детские отделения районов и городов республики для оказания экстренной помощи и транспортировки в республиканские больницы.

Подобные документы

    Современное состояние правового обеспечения охраны здоровья в России. Содержание конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь. Право на информацию о состоянии своего здоровья. Обязанности человека и гражданина в области охраны здоровья.

    дипломная работа , добавлен 28.09.2017

    Знакомство с особенностями проведения системного анализа действующего законодательства, обеспечивающего право на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации. Общая характеристика правовых норм, регулирующих сферу здравоохранения.

    дипломная работа , добавлен 10.06.2017

    Общая характеристика отношений между врачами и их пациентами. Рассмотрение права гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь. Изучение обязанностей и ответственности пациентов при оказании платных услуг. Определение нарушений прав в данной сфере.

    контрольная работа , добавлен 02.12.2015

    Закрепление права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в Конституции Российской Федерации. Права лиц, застрахованных по программам обязательного медицинского страхования. Группировка прав граждан при оказании им медико-социальной помощи.

    контрольная работа , добавлен 18.05.2014

    Государственная система предоставления медицинской помощи и лечения. Охрана здоровья и медицинское страхование. Виды медицинской и медико-социальной помощи. Лекарственная помощь. Организация работы государственных органов по обеспечению безработных.

    реферат , добавлен 28.01.2015

    дипломная работа , добавлен 08.09.2016

    Конституционно-правовые механизмы реализации и защиты прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощи. Классификация нормативных правовых актов в сфере охраны здоровья населения. Основные проблемы законодательства России об охране здоровья населения.

    курсовая работа , добавлен 24.04.2010

    Конституционные основы охраны здоровья граждан РФ. Медицинское страхование граждан России, находящихся за рубежом. Содержание конституционного права граждан на охрану здоровья, проблемы их реализации и пути развития законодательного регулирования.

    дипломная работа , добавлен 20.04.2011

    Право граждан на экологическое, санитарно-эпидемиологическое благополучие, радиационную безопасность. Анализ путей развития законодательного регулирования права граждан на охрану здоровья. Защита прав граждан при некачественном оказании медицинских услуг.

    дипломная работа , добавлен 12.10.2015

    Закрепление права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в Конституции Российской Федерации. Особенности выбора медицинской организации гражданами. Территориально-участковый принцип прикрепления детского или взрослого населения к поликлинике.

Право на охрану здоровья гарантируется государством посредством обеспечения нормальных условий труда, безопасной экологической среды, защиты от некачественных и фальсифицированных продуктов питания, фармацевтической продукции.
Основополагающей нормой в данном контексте является ст. 41 Конституции РФ, которая гласит:
"1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом".
Государство обязуется в соответствии с Конституцией РФ (ст. 19, 20, 38, 39 и 41) гарантировать гражданам право на здоровье независимо от расы, пола, национальности, языка и социального происхождения, а также места жительства.
Однако нужно сказать, что право на здоровье нарушается многими медицинскими учреждениями на местах. В качестве основания для отказа в медицинском обслуживании медицинское учреждение приводит тот факт, что гражданин проживает, например, в другом районе города. Это является грубейшим нарушением ст. 17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г.*(4) (далее - Основы).
Право на здоровье гарантируется также другими законами. Уголовный кодекс РФ (далее - УК) содержит гл. 25 ("Преступления против здоровья населения и общественной нравственности"), которая, например, предусматривает уголовную ответственность за незаконное занятие частной медицинской или фармацевтической деятельностью (ст. 235), за нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236), за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237), за выпуск или продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 238). Глава 26 УК предусматривает уголовную ответственность за нарушение правил охраны окружающей среды (ст. 246), за нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами (ст. 247), за нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими агентами или токсинами (ст. 248), за загрязнение вод (ст. 250), за загрязнение атмосферы (ст. 251). Глава 15 УК посвящена принудительным мерам медицинского характера. Непосредственное отношение к охране здоровья и к медицине в целом имеют и ряд других статей УК. О них более подробно будет сказано ниже.
Учитывая специфику права на здоровье, государство предоставляет гражданам также защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого права, несут уголовную, административную и гражданскую ответственность (ч. 3 ст. 17 Основ).
Право на здоровье гарантируется и нормами других отраслей права. Так, ст. 323 Трудового кодекса РФ (далее - ТК) говорит о гарантиях медицинского обслуживания. Гражданский кодекс РФ (далее - ГК) предусматривает гражданско-правовую ответственность за причинение вреда здоровью.
Гарантией охраны здоровья является, например, и запрет на эвтаназию. Согласно ст. 45 Основ, запрещается удовлетворять просьбы больного об ускорении его смерти. Лицо, которое побуждает больного к эвтаназии и (или) ее осуществляет, несет уголовную (ст. 105 УК) и гражданскую ответственность (ст. 1064-1083, 1099-1101 и 150-152 ГК).
Право на охрану здоровья гарантируется не только российским законодательством, но и нормами международного права. В частности, право на здоровье вытекает из содержания Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод*(5) от 4 ноября 1950 г. Так, Конвенция запрещает жестокое и бесчеловечное обращение (ст. 3), запрещает произвольно лишать человека жизни (ст. 2), гарантирует право на информацию (ст. 10), запрещает дискриминацию (ст. 14), гарантирует судебную защиту прав пациентов (ст. 5 и 6), гарантирует защиту врачебной тайны (ст. 8).
Примерно такой же перечень прав содержится в Международном пакте о гражданских и политических правах*(6) 1966 г. и Европейской конвенции о защите прав человека и человеческого достоинства в связи с применением биологии и медицины (РФ не ратифицирована).
При этом необходимо учитывать прецедентную практику Европейского Суда по правам человека.
Так, в деле D. v. the United Kingdom*(7) Суд постановил, что будет нарушена ст. 3 Конвенции по правам человека в случае депортации истца. Истец по данному делу был болен СПИДом, находился на территории Великобритании и отбывал наказание в виде лишения свободы за незаконную торговлю наркотиками. Официальные власти приняли решение о его депортации на остров Сент-Киттс. Суд отметил в своем решении тот факт, что болезнь истца находится в продвинутой стадии и переправка на остров без сомнений ускорит его смерть в связи с отсутствием надлежащего медицинского обслуживания в условиях тюремного режима, существующего на острове. В решении Суда сказано следующее: "Принимая во внимание исключительность ситуации и учитывая то, что смертельная болезнь в критической стадии, применение к истцу высылки на остров Сент-Киттс будет бесчеловечным обращением со стороны Правительства Соединенного Королевства в нарушение ст. 3 Конвенции..." Суд также отметил, что власти Великобритании приняли на себя обязательство обеспечивать истца соответствующим медицинским обслуживанием в том месте, где он находится. Именно таким образом он и получал медицинскую помощь с августа 1994 г. Истец фактически жил благодаря такому медицинскому обслуживанию и специальному уходу. Даже принимая во внимание тот факт, что сами условия содержания и предоставления медицинской помощи на острове в целом не противоречат ст. 3 Конвенции, все же необходимо учитывать, что само изменение условий содержания и качества медицинской помощи приведет не только к преждевременной смерти от болезни, но и к психологическим страданиям, что является бесчеловечным обращением*(8) . Нужно отметить, что Суд сделал в решении важную оговорку: "...иностранцы, которые отбывают наказание в тюрьмах соответствующей договаривающейся стороны и подлежат депортации, не имеют права требовать от властей оставить их на территории соответствующего государства на том основании, что они не будут иметь возможности получать такое же медицинское обслуживание в случае депортации, но обстоятельства данного конкретного дела носят исключительный характер и поэтому в данном конкретном случае депортация нарушит ст. 3 Конвенции..." Таким образом, право указанных лиц на медицинскую помощь в соответствующем государстве пребывания до депортации не является абсолютным и зависит от обстоятельств дела.
Из решения можно сделать также вывод, что такие факторы, как прогрессирующая стадия СПИДа, последние стадии рака, туберкулеза, являются основанием для признания депортации противоречащей ст. 3 Конвенции. Указанное решение приобретает в российских условиях все большую актуальность, так как количество лиц, ищущих убежища, ходатайствующих о получении статуса беженца в Российской Федерации, стремительно растет. Приведенное выше решение Европейского Суда в полной мере относится и к перемещенным лицам.
Необходимо сказать и о других правах, которые также являются частью права на здоровье, иными словами, обеспечивают данное право. К таким важным правам, которые неразрывно связаны с правом на здоровье, относятся: право граждан на благоприятную экологическую среду, право граждан на получение достоверной и своевременной информации о факторах, влияющих на здоровье, право на охрану здоровья в связи с вредной профессиональной деятельностью, право на особую охрану здоровья беременных женщин и матерей.
Однако право на благоприятную экологическую среду в Российской Федерации часто нарушается. Между тем Европейский Суд по правам человека уделяет данному праву большое внимание. Это право гарантировано ст. 3 и 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Представляет интерес решение Европейского Суда по правам человека по делу Lopez Ostra v. Spain*(9) . В 1988 г. г-жа Грегория Лопез Остра, испанская подданная, проживала с семьей в районе Дипутасьен дель Рио, в городе Лорка. В июле 1988 г. вблизи ее дома начало функционировать предприятие по переработке жидких и твердых отходов кожевенных заводов. Сразу же после ввода предприятия в эксплуатацию выделяемые им вредные испарения привели к ухудшению состояния здоровья многих местных жителей, в том числе и заявительницы. В связи с этим муниципальные власти эвакуировали людей, живущих в непосредственной близости от предприятия, а затем 9 сентября 1988 г. с учетом заключения экспертной комиссии, организованной властями, приняли решение о прекращении ряда производств на предприятии. После возвращения домой здоровье заявительницы продолжало ухудшаться. В связи с этим г-жа Лопез Остра направила жалобу в административную палату Провинциального суда Мурсии, в которой утверждала, что имеет место противоправное вмешательство властей в ее личную жизнь и посягательство на ее здоровье. В докладе от 19 января 1989 г. Агентство по охране природы и окружающей среды провинции Мурсия подтвердило факт наличия экологических неудобств для жителей. 31 января 1989 г. местный суд отказал г-же Лопез Остра в ее иске, хотя прокурор согласился с наличием основания для него. Заявительница подала апелляционную жалобу в Верховный Суд, который отклонил ее. 26 февраля 1990 г. Конституционный Суд постановил, что поданная г-жой Лопез Остра индивидуальная жалоба является недостаточно обоснованной. В феврале 1992 г. заявительница и ее семья переехали в муниципальную квартиру в центре города Лорка. 27 октября 1993 г. решением судьи города Лорка по жалобе двух сестер мужа заявительницы деятельность предприятия была приостановлена и возбуждено уголовное дело по обвинению руководства предприятия в совершении экологического преступления. В своей жалобе в Европейский Суд по правам человека заявительница утверждала, что имело место нарушение ст. 8 Конвенции. Суд согласился с данной точкой зрения, хотя правительство возражало против такого подхода заявительницы. Заявительница настаивала на том, что, несмотря на частичное закрытие предприятия 9 сентября 1988 г., оно продолжало выделять вредные испарения, а также оставаться источником шума и сильных запахов, которые вызвали у нее и ее семьи серьезные проблемы со здоровьем. На основании медицинских докладов и заключений экспертов, представленных правительством и заявительницей, Суд отметил, что выбросы сероводорода предприятием превышали допустимый уровень и могли угрожать здоровью населения, живущего в непосредственной близости от завода. Кроме того, могла существовать причинно-следственная связь между выбросами и болезнью дочери заявительницы. По мнению Суда, данные факты подтверждают выводы первого доклада экспертов, представленного 19 января 1989 г. в Провинциальный суд Мурсии Региональным агентством охраны окружающей среды и природных ресурсов в связи с жалобой заявительницы о защите ее основных прав. Прокурор Короны поддержал ее заявление в первой инстанции и при апелляции. Провинциальный суд Мурсии признал также, что хотя положение дел на предприятии не представляет серьезной угрозы для здоровья населения, но оно тем не менее отрицательно сказывается на условиях проживания людей в непосредственной близости от завода. Европейский Суд отметил, что испанские власти, и в частности муниципалитет Лорки, конечно, теоретически не несут прямую ответственность за выбросы вредных веществ на предприятии, но в то же время посчитал, что "...государству не удалось установить справедливый баланс между интересами экономического благосостояния города (создание предприятия по переработке отходов) и надлежащим соблюдением прав заявительницы на неприкосновенность ее жилища, личной и семейной жизни. Таким образом, имело место нарушение ст. 8 Конвенции...".
Право граждан на медицинскую помощь, хотя оно и входит в состав права на охрану здоровья, обладает относительной самостоятельностью и занимает важное место в системе прав человека и гражданина. Гарантиями названного права выступает развитая сеть медицинских учреждений, доступность медицинской помощи, развитие лекарственной помощи. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, конкретизируя эту норму, устанавливают гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам, который обеспечивается им в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Он включает первичную медико-санитарную, скорую медицинскую и специализированную медицинскую помощь, медико-социальную помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями (психическими, онкологическими, венерическими, туберкулезом, СПИДом), медико-социальную помощь гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, т.е. инфекционными. Кроме того, граждане имеют право на дополнительные медицинские услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законами Российской Федерации. Положения и нормы, направленные на укрепление здоровья и его охрану, содержатся и в ряде других правовых актов:
- в Федеральном законе от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
- в Федеральном законе от 29 апреля 1999 г. "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (в ред. от 10 января 2003 г.)