Психическое здоровье детей и подростков: профилактика расстройств. Ранние проявления психических заболеваний у детей и подростков «Методические рекомендации для педиатров, неврологов, медицинских психологов Отношение к неудаче

Невроз у подростков является поверхностным психическим расстройством, вызванным нарушением нервной системы. Такая патология проявляется следующими расстройствами: депрессиями, тревожностью, страхами, перепадами настроения. При благоприятных условиях заболевание полностью излечивается.

Причины и особенности подростковых неврозов

Неврозы у подростков (12-16 лет) формируются под действием различных факторов. Иногда болезнь развивается уже на 2-3 год и проявляется нарушением поведения (агрессией, капризами, упрямством, гиперактивностью).

Навязчивое состояние у подростка вызывают гормональные перестройки, которые происходят в организме в переходном возрасте. Сопровождается болезнь переменами настроения и частыми депрессиями.

Развитие расстройств психоневрологического характера провоцируют такие факторы:

  • генетические: особенности характера (постоянная раздражительность, истерические проявления);
  • церебрально-органические: незначительные мозговые нарушения, которые вызываются тяжело протекающей беременностью и сложными родами;
  • психосоциальные: напряженное отношение в семье, алкоголизм матери и отца и др.;
  • неравномерное распределение нагрузки: многие родители водят детей на дополнительные занятия, которые оказывают на организм подростка сильную нагрузку.


Симптомы невроза у подростков

Признаки неврозоподобного состояния в подростковом возрасте:

  • мнительность;
  • боязнь, страх, неуверенность;
  • раздражение на фоне усталости;
  • нарушение сна;
  • патологическая неуверенность, нерешительность;
  • заниженная самооценка;
  • плаксивость;
  • излишняя обидчивость;
  • снижение концентрации внимания.

Параллельно возникают физические недомогания:

  • головокружение;
  • боль в животе;
  • повышенная потливость;
  • учащенное сердцебиение;
  • понос или запор;
  • потеря аппетита;
  • нарушение стула.

Подростки с психоневрологическими расстройствами нередко начинают задумываться о смерти, боясь умереть во сне. У них наблюдаются перепады настроения, капризы, плаксивость. Истерики у старшеклассников вызываются ситуацией, которая травмирует их психику. У таких детей часто наблюдаются внутренние конфликты, их ущемляют как личностей.

Симптомы невроза в подростковом возрасте усугубляются семейной обстановкой. Нередко в семье между родителями и ребенком нет доверительных отношений, взрослые считают подростка еще маленьким и не интересуются его проблемами. Часто ситуацию усугубляют ссоры и конфликты родителей, нередко на фоне алкоголизма, что наносит ребенку психологическую травму.

Подростковый невроз возникает у юношей и девушек в выпускном классе перед экзаменами. Часто наблюдаются следующие симптомы расстройства психики:

  • депрессия;
  • бессонница;
  • паника;
  • плаксивость;
  • отсутствие аппетита.


Лечение неврозов у подростков

При появлении проблем со здоровьем у подростка, родители обращаются за помощью к врачу. Лечение неврозов в подростковом возрасте подразумевает использование медикаментов совместно с методами психотерапии.

Если болезнь сопровождается бессонницей, то применяют лекарственные препараты на основе валерианы. Они успокаивают нервную систему. При ухудшении настроения врач назначает препарат Левзея, обладающий тонизирующим и стимулирующим действием. Это средство помогает бороться со стрессовыми ситуациями, психоэмоциональными и физическими перегрузками.

Медикаменты на основе пустырника отличаются успокаивающим действием. Их использование замедляет сердечный ритм и снижает артериальное давление. Нередко при неврозоподобных состояниях рекомендуется использовать Нерво-Вит. Препарат изготовлен на основе мелиссы, синюхи голубой, пустырника, валерианы. Он помогает улучшить сон и избавиться от депрессивного состояния.

Кроме медикаментозных методов лечения применяют и психотерапевтические; психотерапия неврозов у подростков помогает устранить психосоматические проявления болезни.

Применяют следующие методы:

  • психоанализ;
  • экзистенциональный подход;
  • гештальт-терапию;
  • когнитивное направление.

Психотерапия при неврозоподобных состояниях является основным методом лечения. Лекарственные препараты необходимы только в качестве вспомогательных средств.


Профилактика невроза в подростковом возрасте

Чтобы у ребенка не развился невроз, родители должны следить за его психологическим здоровьем. В их обязанности входит:

При появлении неврозов у детей и подростков родители должны обратиться за помощью к психологу. Профилактика неврозоподобных состояний в подростковом возрасте зависит от отношений внутри семьи и особенностей воспитания.

  • 3.4. Цивилизация и её негативные последствия
  • 3.5. Факторы риска заболеваний в эпоху научно-технической революции, группы риска
  • Глава 4. Социально-психологические и психолого-педагогические аспекты здорового образа жизни
  • 4.1. Сознание и здоровье
  • 4.2. Мотивация и концепция здоровья и здорового образа жизни
  • 4. 3. Основные составляющие здорового образа жизни
  • Глава 5. Учение г. Селье о стрессе. Психогигиена и психопрофилактика
  • 5.1. Понятие о стрессе и дистрессе
  • 5.2. Определение понятий «психогигиена» и «психопрофилактика»
  • 5.3. Основы психопрофилактики. Психическая саморегуляция
  • 5.4. Психопрофилактика в учебно-воспитательной деятельности
  • Глава 6. Роль учителя и его место в первичной, вторичной и третичной профилактике заболеваемости у детей и подростков
  • Глава 7. Понятие о неотложных состояниях. Причины и факторы их вызывающие и первая доврачебная помощь
  • Определение понятия «неотложные состояния». Причины и факторы их вызывающие.
  • Шок, определение, виды. Механизм возникновения, признаки. Первая помощь при травматическом шоке на месте происшествия.
  • Первая помощь при обмороке, гипертоническом кризе, сердечном приступе, приступе бронхиальной астмы, гипергликемической и гипогликемической коме.
  • Гипергликемическая и гипогликемическая кома
  • Первая доврачебная помощь
  • Понятие «острый живот» и тактика при нем
  • Глава 8. Характеристика и профилактика детского травматизма
  • 8.1. Определение понятий «травма», «травматизм».
  • Классификация детского травматизма
  • 8.3. Виды повреждений у детей различных возрастных групп, их причины и меры профилактики
  • Глава 9. Терминальные состояния. Реанимация
  • 9.1. Определение понятий «терминальные состояния», «реанимация».
  • 9.2. Клиническая смерть, её причины и признаки. Биологическая смерть.
  • 9.3. Первая помощь при внезапной остановке дыхания и сердечной деятельности
  • Первая помощь при внезапной остановке сердечной деятельности
  • Глава 10. Роль учителя в профилактике заболеваний органов дыхания у детей и подростков
  • 10.1. Причины и признаки заболеваний органов дыхания
  • 10.2. Острый и хронический ларингит: причины, признаки, профилактика
  • 10.3. Ложный круп: признаки, первая помощь
  • 10.4. Острый и хронический бронхит, причины, признаки, профилактика
  • 10.5. Пневмония острая и хроническая: причины, признаки
  • 10.6. Бронхиальная астма
  • 10.7. Роль учителя в профилактике заболеваний дыхательной системы у детей и подростков
  • Глава 11. Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств у школьников
  • 11.1. Виды и причины нервно-психических расстройств у детей и подростков
  • 11.2. Основные формы неврозов у детей и подростков
  • 11.3. Психопатии (виды, причины, профилактика, коррекция)
  • 11.4. Понятие об олигофрении
  • 11.5. Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств и предупреждение стрессовых состояний у детей
  • Глава 12. Роль учителя в профилактике нарушений зрения и слуха у учащихся
  • 12.1. Виды нарушений зрения у детей и подростков и их причины
  • 12.2. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков и особенности учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением зрения
  • 12.3. Виды нарушений слуха у детей и подростков и их причины
  • Профилактика нарушений слуха у детей и подростков и особенности учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением слуха.
  • Глава 13. Профилактика вредных привычек и болезненных пристрастий
  • 13.1. Влияние табакокурения на организм ребёнка, подростка. Профилактика табакокурения.
  • Профилактика табакокурения
  • 13.2. Механизм алкогольного поражения органов и систем организма. Алкоголь и потомство
  • Алкоголь и потомство
  • 13.3. Социальные аспекты алкоголизма
  • 13.4. Принципы антиалкогольного воспитания
  • 13.5. Понятие о наркомании: причины наркотизации, действие наркотических веществ на организм, последствия употребления наркотиков, признаки употребления некоторых наркотических средств
  • 13.6. Токсикомания: общее понятие, виды, признаки употребления токсических веществ, последствия
  • 13.7. Меры профилактики наркомании и токсикомании
  • Глава 14. Основы микробиологии, иммунологии, эпидемиологии. Меры профилактики инфекционных заболеваний
  • 14.1. Определение понятий «инфекция», «инфекционные болезни», «инфекционный процесс», «эпидемический процесс», «микробиология», «эпидемиология».
  • 14.3. Клинические формы инфекционных болезней
  • 14.4. Основные методы профилактики инфекционных болезней
  • 14.5. Общие сведения об иммунитете и его видах. Особенности иммунитета у детей
  • 14.6. Основные прививочные препараты, их краткая характеристика
  • Глава 15. Половое воспитание и половое просвещение детей и подростков
  • 15.1. Понятие о половом воспитании и половом просвещении детей и подростков.
  • 15.2. Этапы полового воспитания и просвещения. Роль семьи в формировании детских и юношеских представлений в вопросах пола.
  • 15.3. Профилактика половых отклонений и расстройств у детей и подростков
  • 15.4. Подготовка молодежи к семейной жизни
  • 15.5. Аборт и его последствия
  • Глава 16. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем
  • 16.1. Общая характеристика болезней, передающихся половым путём
  • 16.2. Синдром приобретённого иммунодефицита
  • 16.3. Венерические заболевания первого поколения причины, пути заражения, проявления, профилактика
  • 16.4. Венерические заболевания второго поколения, причины, пути заражения, проявления, профилактика
  • 16.5. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем
  • Глава 17. Применение лекарственных средств
  • 17.1.Понятие о лекарствах и лекарственных формах
  • 17.2. Пригодность лекарств к употреблению
  • 17.3. Хранение лекарственных средств
  • 17.4. Пути введения лекарств в организм
  • Наружное применение лекарственных веществ
  • Энтеральные пути введения лекарственных веществ
  • Парентеральные пути введения лекарственных веществ
  • 17.5. Техника постановки инъекций
  • 17.6. Основные осложнения при подкожном и внутримышечном введении лекарственных веществ
  • 17.7. Знакомство с правилами пользования шприц-тюбиком
  • 17.8. Домашняя аптечка
  • 17.9. Фитотерапия в домашних условиях
  • Глава 18. Уход за пораженными и больными, транспортировка
  • 18.1. Значение общего ухода
  • 18.2. Общие положения по уходу в домашних условиях
  • 18.3. Специальный уход в условиях больницы
  • Уход за полостью рта
  • Уход за кожей
  • Подмывание тяжелобольных
  • 18.4. Методы контроля за состоянием здоровья (измерение температуры тела, пульса, артериального давления, частоты дыхания)
  • 18.5. Транспортировка пораженных и больных
  • 18.6. Физиотерапевтические процедуры при уходе в домашних условиях
  • Глава 19. Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях
  • 19.1. Раневая инфекция. Асептика и антисептика
  • 19.2. Первая помощь при закрытых повреждениях
  • 19.3. Кровотечения и способы его временной остановки
  • 19.4. Раны и первая помощь при ранениях
  • 19.5. Первая помощь при переломах костей
  • Иммобилизация при переломах отдельных частей тела
  • 19.6. Первая помощь при ожогах и отморожениях
  • 19.7. Первая помощь при электротравме и утоплении
  • 19.8. Первая помощь при попадании инородных тел в дыхательные пути, глаза и уши
  • 19.9. Первая помощь при укусе животных, насекомых и змей
  • 19.10. Первая помощь при острых отравлениях
  • Глава 11. Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств у школьников

    Поведение детей и подростков, а также разнообразные отклонения поведения (психики) являются предметом самого пристального внимания педагогов, которым необходимо знать не только законы педагогики и психологии, касающиеся здоровья детей, но и уметь ориентироваться в таких нарушениях, как неврозы и психопатии.

    Психика – это отражение в сознании человека объективной картины реального мира, определяющее его поведение.

    Развитие психики ребёнка проходит ряд этапов.

    На первом году жизни (начальный этап) с помощью взрослых ребёнок постигает навыки общения (начинает узнавать родителей, «идет» на ручки, откликается на обращение к нему).

    Второй этап (от года до трех лет) характеризуется освоением ребенком различных простейших предметов, ребенок учится решать простые задачи, учится занимать собственную позицию в отношении с другими (« я сам»).

    На третьем этапе (от 3-х до 6-7 лет) в играх дети развивают воображение (они очень любят слушать сказки, загадки).

    На четвертом этапе (школьный возраст) ребенок приобщается к различным формам культуры: наука (родной язык и литература, математика, физика и др.) искусство, этика, право и др. У ребенка закладываются основы логического мышления, навыки трудовой деятельности.

    Материальным носителем психики является головной мозг. Нарушение его деятельности приводит к различным психическим нарушениям.

    11.1. Виды и причины нервно-психических расстройств у детей и подростков

    Основными видами психических нарушений являются следующие:

      Пограничные нервно-психические расстройства (неврозы, психопатии).

      Умственная отсталость (олигофрения).

      Психозы (шизофрения).

    Основными причинами психических нарушений у детей могут быть:

    1. Наследственная предрасположенность.

    2. Неблагоприятная экологическая обстановка, влияющая на внутриутробное развитие плода.

    3. Интоксикация и вредные привычки родителей (курение, алкоголь, наркомания, токсикомания).

    4. Неблагоприятные условия жизни ребенка (физические перегрузки, авитаминозы, недосыпание, хронические заболевания);

    5. Заболевания и травмы головного мозга ребенка;

    6. Психические травмы (неполная семья, алкоголизм родителей);

    7. Дефекты воспитания (излишняя опека, постоянные запреты и т.д.).

    8. Ненормальное течение беременности (болезни матери, дефекты питания, физические перегрузки и др.).

    11.2. Основные формы неврозов у детей и подростков

    Неврозы группа заболеваний с нерезко выраженными нарушениями психической деятельности. При этом возникает невротический срыв, который возможен у любого человека. В основе срыва лежит (по И.П.Павлову) нарушение возбуждения и торможения в деятельности центральной нервной системы.

    Появлению неврозов у детей способствуют факторы, ослабляющие организм ребёнка, а также психические травмы: ссоры родителей, уход из семьи одного из них, неровное отношение к детям (ласка-строгость), бесконечные запреты, подавление инициативы ребёнка, перевозбуждение нервной системы детей, особенно в последнее время, просмотрами телепередач, кино- и видеофильмов.

    Основными формами неврозов являются следующие:

      Неврастения.

    1. Двигательные неврозы (тики, заикание).

      Невроз навязчивых состояний.

    Неврастения – встречается чаще других форм.

    Это нервно-психическое расстройство, связанное с длительным эмоциональным перенапряжением.

    При неврастении отмечается сочетание раздражительности и возбудимости с повышенной утомляемостью и истощаемостью нервной системы.

    Эти дети становятся несдержанными. По любому незначительному поводу у них возникает бурная реакция раздражения или возбуждения. Вспышки возбуждения непродолжительны, хотя могут повторяться. Такие дети часто плаксивы, суетливы, недовольны всем, что их окружает, не умеют владеть своими эмоциями.

    У них ухудшается активное внимание. Они плохо сосредоточиваются, рассеянны. Настроение неустойчивое. Эти дети вялы, безвольны, теряют интерес не только к учебе, но и к развлечениям. Плохо засыпают. Сон поверхностный, с тревожными сновидениями. Днем эти дети сонливы, у них ухудшается аппетит, может быть отрыжка, изжога, запоры, урчание, чувство тяжести в желудке. Очень часты жалобы на головные боли. Поведение и настроение их неустойчиво, у одних бывают вспышки гнева, у других - заторможенность, вялость. Это бывает у детей чаще всего тогда, когда взрослые излишне опекают их или, напротив, постоянно запрещают им все, и дети теряют уверенность в своих силах. Запреты у детей вначале вызывают резкий протест (они топают ногами, кричат, падают на пол, пытаются кусаться), а затем они стремятся во всем поступать наперекор взрослым – отказываются от еды, игрушек и т.д. Такое поведение ребёнка называют негативизмом. Насилие взрослых только усугубляет это болезненное состояние. В таких случаях надо не обращать на ребёнка внимание или переключить его на другую деятельность.

    Дети школьного возраста при неврастении испытывают трудности в учёбе, плохо сосредоточиваются, часто отвлекаются, с трудом запоминают. Наблюдается головная боль, беспокойство, ребёнок постоянно двигает руками, плечами, почесывается и т.д.

    Истерия является второй по частоте формой невроза, чаще встречается в молодом возрасте и значительно чаще у женщин. Возможен истерический невроз, как реакция на «острую» ситуацию, и у человека без истерических черт характера. Больные истерическим неврозом отличаются повышенной чувствительностью и впечатлительностью, неустойчивостью настроения, склонны привлекать к себе внимание окружающих («жажда признания»).

    В проявлениях истерии главное место нужно отвести расстройствам в виде страха, подавленного настроения, причем эти расстройства обычно сопровождаются театральными позами в виде заламывания рук, громких воплей, вздохов и др.

    При истерии возможны нарушения памяти, когда больной забывает какие-то эпизоды, могут возникнуть галлюцинации, двигательные нарушения (судороги), нарушения чувствительности.

    У детей возникновение истерии нередко связано с воспитанием по типу «кумира семьи». Такие дети бурно проявляют чувства радости и горя, у них сильно развита фантазия, они эгоистичны, чувствительны к строгости, придают повышенное значение тем событиям, которые касаются их.

    Подростки могут имитировать некоторые заболевания: тики, судороги, заикания, жалуются на сжатие в горле («истерический ком»), отказываются от еды и т.д.

    У маленьких детей может возникнуть отказ от еды, рвота как реакция на испуг, насильственное кормление, на ревность к вновь родившемуся ребёнку.

    Лечат истерию методами психотерапии. Настойчивые и целенаправленные беседы вырабатывают у больных правильное отношение к причинам болезни. Прежде всего, необходимо устранить травмирующие психику обстоятельства, либо смягчить их влияние. Иногда положительное воздействие оказывает перемена обстановки.

    Двигательные неврозы: тики, заикание.

    Тик – непроизвольные, быстрые сокращения одной мышцы или группы мышц, когда возникают насильственные движения тела, ног, частое мигание. Это автоматические движения, возникающие непроизвольно. У детей тик может возникнуть как подражание другому ребёнку.

    Тики могут отмечаться в различных мышцах, могут быть ограниченными и выражаться в одном мелком движении или в комплексных движениях. Тик длится довольно долго, больной может сдержать его лишь на краткое время. Нередко он развивается на фоне какого-нибудь навязчивого состояния или страха. При этом вовлекаются мышцы лица (глаз, носа, рта), туловища, конечностей.

    Тик чаще отмечается у детей с отягощенной наследственностью и может сочетаться с истерическими реакциями.

    При этом важно правильное поведение взрослых. Нельзя делать замечания таким детям, вызывать у них чувство вины, стыда, страха – все это усиливает тики.

    Тик отличается стойкостью и требует упорного лечения. Очень важно правильное воспитание и психотерапевтическое воздействие.

    Заикание занимает среди неврозов раннего детства и реже детей старшего возраста значительное место. Чаще всего оно возникает в 2-3 года, то есть в период становления речи.

    Заикание – это проявление не органического поражения ЦНС, а психогенно обусловленное заболевание. Как все неврозы, оно имеет функциональную основу и появляется чаще у детей с неустойчивой психикой, когда нервная система дает «срывы» на травмирующие факторы (испуг, конфликты в семье, сложные отношения между ребёнком и воспитателями и т.д.).

    Проявляется заикание в двух формах: либо ребёнок повторяет несколько раз какой-то слог (вместо слова «мама» говорит «ма-ма-ма-мама»), либо ребёнок судорожно произносит первую букву слова: вместо слова «папа» он произносит «п-п-п-папа». При заикании наблюдается напряжение мышц лица, зажмуривание глаз, напряжение мышц туловища, своеобразные позы и другие двигательные нарушения. Когда ребёнок умолкает, все это исчезает, чтобы вновь повторяться, когда он начнет говорить. Волнение усиливает заикание.

    Дети с заиканием обычно застенчивы, пугливы, сторонятся товарищей. С таким ребёнком разговаривать надо спокойно, не торопясь, не разбивая слова на слоги. В случае затруднения у ребёнка с произношением, надо ласково прийти к нему на помощь. Педагог должен объяснить здоровым детям, что дефект речи у товарища исчезнет, если они будут к нему хорошо относиться. Ребёнка обязательно следует показать невропатологу и логопеду.

    Неврозом навязчивых состояний называют различные невротические состояния с навязчивыми мыслями, идеями, представлениями, действиями и страхами. Он встречается реже, чем неврастения и истерия, причем у мужчин и женщин – с одинаковой частотой.

    Невроз навязчивых состояний легче возникает у лиц мыслительного типа (по И.П.Павлову), особенно после перенесенных соматических или инфекционных заболеваний. Навязчивые явления весьма разнообразны, наиболее типичны фобии (страхи) – страх сумасшествия, рака, сердечной болезни, клаустрофобия (боязнь закрытых помещений), навязчивые страхи высоты, загрязнения, боязнь покраснеть и др. Навязчивые явления непреодолимы, возникают вопреки желанию больного. Он относится к ним критически, стремится их преодолеть, но не может от них освободиться.

    Невроз навязчивых состояний может возникнуть и у здоровых детей при переутомлении. Такие дети бояться выйти во двор, где их испугала собака, они боятся незнакомых людей, грозы и т.д. Страхи возникают у детей и ночью под впечатлением прочитанных книг, телепередач, под впечатлением тревожных сновидений. У школьников может возникнуть страх забыть выученное стихотворение.

    Несмотря на понимание того, что навязчивости лишены смысла, больной неспособен им противостоять.

    Энурез – ночное недержание мочи. Это расстройство наблюдается в раннем дошкольном возрасте, реже – у школьников и подростков. Чаще ночное недержание мочи возникает у детей с невротическими явлениями, когда с большим трудом вырабатывается условный рефлекс, который является следствием длительного воспитания и лежит в основе произвольной регуляции акта мочеиспускания.

    Возникновению энуреза способствует позднее засыпание, большое количество выпитой на ночь жидкости, холод в помещении, где спит ребёнок. В начале болезни ребёнок мочиться 1-2 раза, затем – 4 раза и больше.

    Дети с ночным недержанием мочи часто вялы, апатичны, стыдятся своего состояния, скрывают его, боятся насмешек товарищей, упреков взрослых. У них отмечается глубокий сон, из которого их трудно вывести.

    Этих детей ни в коем случае нельзя стыдить, запугивать, заставлять стирать свое белье – все это еще больше усиливает болезненные проявления.

    Лечение ночного недержания мочи должно основываться на правильном воспитании больных детей. Врач, педагог, родители в отношении таких детей обязаны действовать совместно, проводя психотерапию; разъясняя ребёнку, что от этой привычки он может полностью избавиться. Ребёнку создают правильный гигиенический режим: спать он должен на полужесткой постели, в хорошо проветренной, но не холодной комнате, ему меньше дают пить, в особенности во второй половине дня. Ребёнка следует разбудить через 2-3 часа после того, как он заснул. Второй раз ночью поднимать его не следует.

    Можно воспользоваться следующим методом лечения энуреза. После 3-х часов дня воду и жидкую пищу запрещают. В 6 часов вечера ребенок получает сухой ужин из небольшого количества мяса, яиц, хлеба и масла. Дачу овощей, фруктов и каш ограничивают (они содержат много воды). Перед сном ребёнку дают немного соленой пищи в виде бутерброда с ветчиной, икрой или селедкой. При этом вода удерживается в тканях, а в мочевом пузыре скапливается лишь немного мочи, которая не вызывает рефлекса.

    Профилактика неврозов у детей заключается в устранении тех факторов, которые способствуют формированию этого расстройства. Ребёнку создают нормальную обстановку в семье и школе – правильный уход, соблюдение режима сна, питания, занятий, отдыха, закаливания, занятия спортом. В семье должно быть ровное отношение к детям и между взрослыми. Недопустимы крики, физическое воздействие на детей, их запугивание. Школьникам необходимо ограничить время просмотра телепрограмм, видео- и кинофильмов.

    "

    Невроз у подростков – это неглубокое, полностью обратимое психогенное заболевание, основой которого являются нарушения высшей нервной деятельности, проявляющиеся аффективными расстройствами (переменами настроения, страхами, тревогой, депрессиями и др.).

    Распространенность неврозов среди подростков сложно определить, так как далеко не все родители обращаются за помощью к специалистам. Из числа подростков, находящихся под наблюдением в психоневрологических диспансерах, 15% страдают неврозами. Число детей с невротическими расстройствами ежегодно растет.


    Причины и особенности подростковых неврозов


    Конфликтная ситуация в семье, частые ссоры могут вызвать невротические расстройства у подростка.

    Формирование неврозов у подростков происходит при наличии определенных психологических и физиологических факторов (тип нервной системы). У многих детей неврозы возникают еще в раннем детстве в виде нарушения поведения (капризы, агрессия, гиперактивность, упрямство, страхи и др.).

    Для возникновения неврозов в современную эпоху есть все условия. Увеличилось число неполных семей, и подростки переживают стресс от развода родителей, жизни с отчимом или мачехой. Значительно выросла загруженность учебой, что также усугубляет психоэмоциональные нагрузки, чрезмерность которых способен перенести организм не каждого подростка.

    Невроз подросткового возраста (в 12-16 лет) провоцируется и поддерживается гормональной бурей в организме: депрессии и перемены настроения являются постоянными спутниками этого возраста.

    Неврозы подростков разделяют на общие и системные.

    К общим относят:

    • невроз навязчивых состояний;
    • астенический;
    • невроз страха;
    • депрессивный;
    • истерический и др. неврозы.

    А основными системными, или моносимптомными, неврозами считают невротическое заикание, привычные действия, невротические тики и др.

    К факторам, провоцирующим развитие психоневрологических расстройств у детей, относятся:

    • генетические: личностные особенности подростка и черты характера (истеричность, эмоциональная лабильность);
    • церебрально-органические: минимальные мозговые дисфункции, вызванные патологией беременности и родов;
    • психосоциальные: напряженные взаимоотношения в семье, неправильное воспитание, стрессы, неполная семья, алкоголизм родителей и т.д.
    • неправильная система обучения: из амбициозных соображений родители нередко загружают детей непосильными дополнительными занятиями.

    Взаимоотношения родителей с подростком имеют огромное значение. Надо быть внимательным к ребенку, любить его, но не «привязывать» к себе: у него должен быть свой круг общения, друзья. Всегда должно находиться время, чтобы выслушать ребенка и при необходимости поддержать его.

    Постоянная критика и сравнение с другими детьми (не в пользу ребенка) вызовет негативизм и протест со стороны подростка. Такая тактика воспитания обречена на провал. У каждого ребенка свой темперамент и особенности личности, задача родителей – помочь адаптироваться к жизненным требованиям.

    Подростковый кризис

    Психологический кризис в подростковом возрасте наиболее острый. Его не зря называют «негативной фазой полового созревания». Ему свойственно снижение успеваемости, дисгармония внутреннего мира личности, смена интересов, критицизм. Подросток активно занимается самоанализом, познанием собственных переживаний. Многие начинают вести дневник.

    Симптомом подросткового кризиса является также негативизм: появляется враждебность, склонность к нарушению дисциплины и ссорам, стремление к одиночеству. Гармония между правами и обязанностями формируется очень болезненно. Особенно ярко проявляется негативизм у юношей.

    Они стремятся к вседозволенности, называя ее свободой. Но директивный стиль в отношениях с подростком неприемлем. Нужно терпеливо общаться, договариваться о правилах поведения. Подростка нужно понимать, уважать как личность, а не унижать и «читать мораль».

    Более значимыми для подростков являются отношения со сверстниками, чем со взрослыми. Подросток обособляется от своей семьи. Нередко подростки образуют группы, компании с общими интересами, ценности которых отличаются от таковых у взрослых, оппозиционируют им. Этим они создают у себя чувство независимости.

    Разные ценности приводят к неизбежным разногласиям со взрослыми: по поводу прически, стиля одежды, школьных успехов, свободного времяпрепровождения. И все же от родителей наследуются главные ценности и аспекты социальной жизни, отношение к ним. А со сверстниками решаются сиюминутные вопросы.

    Свою «взрослость» подростки пытаются проявить в романтических отношениях с представителями противоположного пола: симпатии, свидания. В фантазиях они пытаются создать любовный идеал, пишут стихи. Проявлять интерес к симпатиям ребенка нужно без унижений и чрезмерной критики.

    Авторитарный контроль, запреты и манипулирование ребенком приведут к парадоксальному эффекту: либо к заниженной самооценке, либо к социально неприемлемой форме поведения. Но и невмешательство родителей, и ослабление контроля чревато опасностями, когда подросток предоставлен сам себе, принимая решения и выбирая компании.

    Подростковый возраст характеризуется эмоциональными взрывами, бурными переживаниями; почти каждому из них приходят мысли о самоубийстве. Преобладающими являются социальные фобии. Большое значение придается оценке своей внешности, недостаткам ее. Тревожность приводит иногда к самоизоляции, боязни замкнутых и открытых пространств.

    Страх перед насмешками, повышенная чувствительность, резкие перемены настроения – эмоциональные расстройства, более характерные для девушек.


    Виды подростковых неврозов и их симптомы

    Характер проявлений неврозов у подростков может быть физиологическим и психологическим.

    Физиологические симптомы:

    • головные боли и головокружения (на почве спазмов мозговых сосудов);
    • нарушения сна (бессонница, кошмарные сновидения, прерывистый сон);
    • изменения аппетита (вплоть до невротической анорексии или, напротив, булимии);
    • мышечная слабость, повышенная утомляемость;
    • судороги и нервные тики;
    • невротический кашель;
    • боли в сердце и в области желудка.

    Психологические симптомы неврозов:

    • частая смена настроения, раздражительность;
    • легкая ранимость, повышенная уязвимость, выраженная чувствительность;
    • истерические реакции;
    • склонность к депрессии;
    • различные фобии (страхи).

    В зависимости от клинических проявлений, комбинации симптомов, у подростков выделяют такие виды неврозов:

    1. Истерический невроз, проявлением которого являются частые истерики с рыданиями. Могут наблюдаться истерические параличи конечностей, потеря голоса, рвота, псевдоалгические проявления (жалобы на боли при отсутствии органического поражения) и другие.
    2. Астенический невроз, симптомами которого являются общая слабость, быстрая утомляемость, нарушения сна, проявления .
    3. Депрессивный невроз со стремлением к уединению, подавленным настроением. Часто его развитие связано со стрессовой ситуацией: разводом родителей, смертью близкого человека, сиротством и ролью «Золушки». Возникать такой невроз может и при наличии у подростка физического недостатка. Бедная мимика, грустное выражение лица, тихая речь, плаксивость, плохой аппетит и сон, низкая самооценка, низкая школьная успеваемость – портрет подростка с депрессивным неврозом.
    4. Невроз навязчивых состояний, проявляющийся тиками, спазмом мышц, судорогами. У некоторых подростков невроз может проявляться навязчивым желанием произносить неприличные слова. Невротическое навязчивое желание может представлять опасность (например, у ребенка может возникнуть желание совершить прыжок с балкона).
    5. Фобический невроз, для которого характерны различные страхи (одиночества, смерти, темноты и другие). Страх может возникать в виде приступа, особенно перед сном, сопровождаться чувством тревоги, навязчивыми мыслями и представлениями. Это может быть также страх устного ответа на уроке или страх выступления перед аудиторией.
    6. Ипохондрический невроз проявляется чрезмерными опасениями и необоснованными страхами заражения или возникновения всевозможных болезней.


    Лечение или реабилитация подростковых неврозов

    Лечением неврозов у подростков занимаются:

    • детский невролог: проводит обследование подростка для уточнения диагноза, при необходимости назначает успокаивающие или другие лекарственные средства;
    • детский психолог: помогает подростку справиться с комплексами, а родителям найти правильную тактику и подход к подростку, создать необходимый психологический доброжелательный семейный климат;
    • психотерапевт: при неврозе навязчивых состояний проводит сеансы гипнозотерапии.

    К лечению могут привлекаться также психиатры, рефлексотерапевты, эндокринологи. Правильно и индивидуально подобранное, вовремя проведенное комплексное лечение дает возможность полностью избавить подростка от невроза.

    Профилактика

    Главная роль в обеспечении психологического здоровья и предупреждении развития невроза у подростков принадлежит родителям.

    Важно соблюдать такие правила:

    1. Четкое соблюдение режима дня поможет нормализовать функции неустойчивой нервной системы.
    2. Необходимо следить за нагрузками ребенка и при появлении симптомов перегрузки снижать их.
    3. Посильные физические нагрузки помогут снизить психологическое напряжение.
    4. В случае психологических проблем в семье следует прибегнуть к помощи психолога.
    5. При стрессовых ситуациях необходимо обеспечить ребенку консультацию детского психолога.
    6. При возникновении у подростка психологического напряжения необходимо использовать доступные в домашних условиях средства релаксации (аромалампу с успокаивающими эфирными маслами по совету невролога, хвойные ванны, дыхательную гимнастику, прием отваров успокоительных трав и др.).

    Резюме для родителей

    Подростковые неврозы легче предупредить, чем избавиться от них. Лечение невроза до полного выздоровления возможно при своевременном обращении за помощью к специалистам и терпеливом выполнении всех рекомендаций.

    Профилактика подростковых неврозов во многом зависит от правильного воспитания, внутрисемейных отношений. Важно научить детей преодолевать жизненные трудности, заниматься психическим закаливанием ребенка с тревожно-мнительным характером, интересоваться его проблемами и интересами.

    Государственная ТРК «Крым», программа «Азбука здоровья», выпуск на тему «Неврозы у подростков»:


    1. Основные признаки функциональных нарушений нервной системы у детей и взрослых. 2. Понятие о неврозах и их видах. Неврастения, истерия.

    3. Понятие о психозах и их видах: Реактивный, травматический, инфекционный, интоксикационный, маниакально-депрессивный – причины, основные признаки, ДП. Роль учителя в профилактике заболеваний нервно-психической сферы у детей.

    1. Основные признаки функциональных нарушений нервной системы у детей и взрослых.

    Понятие нервно-психических расстройствможет включать в себя список заболеваний, симптомы которых дают картину «нервности», не только обширен, но и разнообразен по внутренним причинам. Отклонения бывают врожденными (например, как у детей-невропатов), существовать в виде предпосылок, а могут быть и приобретенными в результате тяжелых жизненных испытаний или неправильного воспитания. Непосредственным органом поражения бывает как отдельный участок мозга, так и нервная система или психика в целом. При этом тип нервных расстройств у детей и их признаки способен выявить только врач.

    Признаки функциональных нарушений нервной системы у детей могут иметь различное содержание: боязнь темноты, одиночества, разлуки с родителями и близкими, повышенное внимание к своему здоровью, частое мигание, наморщивание лба, носа, подергивание головой, плечами, шмыгание носом, покашливание,сосания пальцев, обкусывания ногтей, непроизвольное, неосознанное упускание мочи преимущественно во время ночного сна, крайняя одержимость, вычурность и интенсивность занятий, когда все остальное (учеба, профессиональные занятия, развлечения, друзья) отодвигается на задний план, хотя само увлечение не обогащает и не расширяет знаний о предмете занятий, несмотря на огромную трату времени.

    2. Понятие о неврозах и их видах. Неврастения, истерия.

    Невроз – психогенное, функциональное, личностное расстройство, которое проявляется преимущественно эмоциональными нарушениями, нарушениями поведения и нарушениями нейровегетативной регуляции внутренних органов.

    Невроз – это следствие неразрешимого внутриличностного мотивационного конфликта при недостаточной эффективности механизмов психологической защиты.

    Невроз – приобретенное функциональное заболевание нервной системы, при котором происходит «срыв» Деятельности головного мозга без каких-либо признаков его анатомического повреждения. Невроз является следствием неудач, фрустраций и межличностных столкновений и с то же время нередко служит их причиной. Так что получается порочный круг: конфликты приводят к невротизации, а она, в свою очередь, провоцирует новые конфликты. Кратковременные невротические состояния, проходящие со временем сами собой, без лечения, наблюдаются в тот или иной период жизни практически у любого человека.


    Причины неврозов кроются в самых разнообразных психотравмирующих ситуациях, в остром или хроническом эмоциональном стрессе. И в зависимости от предрасполагающего фона болезнь может проявляться различными симптомами.

    Виды неврозов:

    а. Неврастения (лат. – «нервная слабость»). Причина: длительное эмоциональное напряжение, приводящее к истощению нервной системы. Конфликты на работе, семейные неприятности, неустроенность личной жизни. Механизмы психологической защиты по типу «отрицания», «рационализации», «вытеснения». Больного неврастенией беспокоит раздражительность по самым назначительным поводам. Им трудно сосредоточивать свое внимание, они быстро утомляются, у них появляются головные боли, сердечные боли, нарушаются функции желудка, появляется бессонница, расстраивается половая функция, снижается острота сексуальных отношений. Нарушение сна.

    б. Истерия – наблюдается чаще у женщин. Они подчас представляют себя тяжело больными, несчастными, «непонятыми натурами» и глубоко вживаются в созданный ими образ. Иногда достаточно случайной неприятной мелкой семейной ссоры, незначительного служебного конфликта, чтобы Больной начал горько рыдать, проклинать все и всех, угрожать покончить с собой. Истерическая реакция начинается обычно тогда, когда Больному необходимо добиться чего-либо от окружающих, или наоборот, избавиться от их якобы несправедливых или попросту нежелательных требований. Эти реакции могут проявляться безудержными слезами, обмороками, жалобами на головокружение и тошноту, рвотой, судорожными сведениями пальцев рук, а в целом – симптомами почти любой болезни, известной данному человеку, может возникнуть мнимый паралич, глухота, исчезнет голос. Но при всем этом истерический приступ нельзя считать симуляцией, он чаще всего возникает помимо желания человека и заставляет сильно физически и морально страдать его самого.



    в. Невроз навязчивых состояний (психастения) – появляются стойкие тревожные мысли, страхи, например, «заразиться болезнью», потерять близкого человека, покраснеть при беседе, остаться одному в помещении и т.п. При этом человек хорошо понимает нелогичность своих опасений, но не может от них избавиться.

    Каждый из них возникает у людей с определенным типом ВНД, при конкретных ошибках в их воспитании и типичных неблагоприятных жизненных ситуациях.

    3. Неврастения, истерия.

    Неврастения (лат. – «нервная слабость») - заболевание, проявляющееся нервно-психической слабостью (астеническим синдромом) и встречающееся при различных нервно-психических и соматических заболеваниях. Кардинальные признаки неврастенического невроза: раздражительная слабость, выражающаяся в повышенной возбудимости корково-подкорковых структур головного мозга и быстро наступающей общей утомляемости (истощаемости), а также в снижении трудоспособности, ухудшении памяти и внимания. Всё это приводит к нарушениям интеллектуальной, эмоциональной, волевой, психической и поведенческой деятельности человека.

    Причиной неврастении является: длительное эмоциональное напряжение, приводящее к истощению нервной системы. Конфликты на работе, семейные неприятности, неустроенность личной жизни, наследственное предрасположение; психическое переутомление вследствие чрезмерных умственных, особенно ночных занятий; постоянные волнения, связанные с погоней за заработком, с борьбой за существование; половые и спиртные из излишества; неудачи, горе, потери; истощение после инфекционных болезней.

    Механизмы психологической защиты по типу «отрицания», «рационализации», «вытеснения». Больного неврастенией беспокоит раздражительность по самым назначительным поводам. Им трудно сосредоточивать свое внимание, они быстро утомляются, у них появляются головные боли, сердечные боли, нарушаются функции желудка, появляется бессонница, расстраивается половая функция, снижается острота сексуальных отношений. Нарушение сна.

    Различают три формы (три последовательные стадии) астенического синдрома:

    Гиперстеническая - повышенная раздражительность, несдержанность, нетерпеливость, слезливость, беспорядочная повышенная активность;

    Раздражительная слабость - повышенная возбудимость и активность сменяются прогрессирующей общей слабостью;

    Гипостеническая - психическая и физическая астения, апатия, снижение интереса к окружающему и работоспособности, чувство вялости, сонливости, сменяющиеся истощаемостью.

    Клиническое проявление : быстрое утомление при умственной работе, иногда доходящее до полной неспособности к ней; ослабление воли, упадок энергии;

    состояние возбуждения и беспокойства; бессонница; быстрая, несоразмерная с поводом раздражительность, и, наоборот, состояние угнетения, апатии и ипохондрии; расстройства чувствительности, движения, пищеварения, кровообращения и т.п.

    Сочетание традиционных способов лечения в медицинских клиниках с иными способами воздействия на психоэмоциональную сферу;

    Изменение рациона питания;

    Физический покой;

    Медитации, аутотренинг;

    Гидротерапия;

    Восстановление энергетического потенциала.

    Истерия - невротическое заболевание, имеющее многообразные клинические проявления и характеризующееся разнообразным расстройством телесных (моторных, сенсорных, визуальных) функций и психических состояний человека. Люди с истерической структурой личности характеризуются высоким уровнем тревоги, напряженности и реактивности - особенно в межличностном плане. Люди с такой структурой характера театрально демонстративны, кокетливы, лабильны в настроениях, склонны к отыгрыванию эдиповых фантазий, но при этом боятся сексуальности и сдержаны в действиях.

    Психоневрозы Фрейд разделял на две категории - истерический невроз и невроз навязчивости. Фрейд различал также два вида истерии - конверсионную истерию и истерию страха. При конверсионной истерии больной пытается справиться с психическим конфликтом, обращая его в телесные симптомы или посредством диссоциации; при истерии страха Я не преодолевает страх вопреки обсессивным и, прежде всего, фобическим механизмам. В настоящее время истерию страха принято обозначать как фобический невроз или смешанный психоневроз.

    Конверсионная истерия характеризуется: 1) телесными симптомами, изменчивыми по природе и связанными с психическими функциями и значениями, а не с анатомическими и физиологическими нарушениями (анестезия, боль, паралич, тремор, глухота, слепота, рвота, икота и т.п.) ; 2) внешним эмоциональным безразличием к серьезности симптомов; 3) эпизодическими психическими состояниями (самостоятельными или сочетающимися с перечисленной выше симптоматикой), известными как истерические припадки. Последние включают диссоциацию определенных психических функций, не нарушающими сферу сознания или исключающими возможность нормального осознания, что приводит к таким расстройствам, как раздвоение личности, сомнамбулизм, общая амнезия и т.п. Нередко истерические припадки выражаются в сложных фантастических историях, которые могут быть проанализированы так же, как элементы сновидений.

    Синдромы истерии индивидуальны, и анализ показывает, что они исторически обусловлены специфическими вытесненными прошлыми переживаниями. Выбор симптома (включая пораженный орган или область тела) преимущественно основан на содержании бессознательной фантазии, эротогенности области, ранних идентификаций и возможностей органа в символизации задействованных сил.

    Появление истерических симптомов связано с пробуждением конфликтов, относящихся к эдипову периоду психосексуального развития. Основную опасность представляет желание объекта инцестуозной любви. Кроме того, как показал еще Фрейд, для определенных типов истерии немалое значение имеют догенитальные, в частности, оральные конфликты. Основными формами защиты выступают вытеснение, регрессия, сексуализация и идентификация, приводящие к диссоциированной телесной и аффективной симптоматике, которая действует как искаженный заместитель и компромисс по отношению к изначальному детскому сексуальному удовлетворению.

    Обычной истерогенной ситуацией является семья, где маленькая девочка мучительно сознает, что один или оба родителя значительно больше расположены к ее брату(братьям), или если чувствует, что родители хотели, чтобы она была мальчиком; также если она замечает, что ее отец и другие члены семьи мужского пола обладают значительно большей властью, чем она, мать или сестры. Отцы многих истерических женщин - личности одновременно внушающие страх и соблазнительные. В формирование истерической структуры личности вносит свой вклад ощущение проблематичности чьей-либо сексуальной идентичности. Так, мальчики, выросшие при "матриархате, где их принадлежность к мужскому полу была опорочена, развиваются также в истерическом направлении.

    3. Понятие о психозах и их видах: Реактивный, травматический, инфекционный, интоксикационный, маниакально-депрессивный – причины, основные признаки, ДП.

    Психоз - разнообразные нарушения психической деятельности, сопровождающиеся бредом, галлюцинациями, резкими и глубокими перепадами настроения, состояниями неконтролируемого возбуждения или, напротив, глубокими депрессиями, грубыми нарушениями мыслительного процесса, отсутствием критического отношения к своему состоянию, поведению и др. В настоящее время создано значительное количество лекарственных препаратов, способных достаточно избирательно действовать на определенные группы и виды психоза.

    Психозы – это выраженные формы психических расстройств при которых психическая деятельность больного отличается резким несоответствием окружающей действительности, отражение реального мира грубо искажено, что проявляется в нарушениях поведения и проявлении в психозе несвойственных ей в норме патологических симптомов и синдромов (расстройств восприятия, памяти, мышления, аффективности и другое). Психоз не порождает новых явлений, а представляет собой результат выпадения деятельности высших уровней.

    Различают психозы:

    Галлюцинаторный

    Бредовой

    Галлюцинаторно-бредовой

    Аффективный

    Депрессивный

    Маниакальный

    Маниакально-депрессивный

    Алкогольный

    Истерический

    Шизоаффективный и т.д.

    Реактивные психозы -заболевания, обусловленные психическими травмами. Для реактивных психозов характерно соответствие травмирующего фактора и содержания проявлений психопатологического характера. После ликвидации причины симптомы исчезают.

    Симптомы. Больные не способны оценивать критически свое состояние и поступки, координировать свое поведение. Травмирующими ситуациями могут оказаться трагические события в личной жизни или в обществе, угроза для жизни и т.д.

    Различают несколько основных форм реактивных психозов: истерические психозы, аффективно-шоковые реакции, реактивные депрессии и параноиды реактивного характера.

    Наиболее остро проявляются аффективно-шоковые реакции, возникающие вследствие внезапных событий, значительных по силе воздействия (стихийных бедствий, террористических актов и др.)

    Состояния, возникающие в результате воздействия факторов, представляющих особую значимость для больного или угрожающих его жизни и благополучию. Один из главных признаков реактивных психозов - их временный и обратимый характер. Возникая в ответ на психотравмирующую ситуацию, они прекращаются после ее разрешения и исчезновения. В клинической картине, как правило, отражается, или "звучит", содержание психической травмы. В отличие от неврозов, также возникающих вследствие воздействия психогенного фактора, реактивным психозам свойственны острота состояния, большая глубина расстройств, утрата критической оценки своего состояния и происходящих вокруг событий. Возникновение реактивного психоза, его характер и особенности симптоматики зависят от силы и значимости психической травмы для личности, а также от ее конституциональных особенностей. Реактивный психоз легче возникает у психопатических личностей, например, истерических, эмоционально неустойчивых, паранойяльных.

    Предрасполагающими факторами могут быть тяжелые соматические заболевания, перенесенные в прошлом черепно-мозговые травмы, длительная алкоголизация, вынужденная бессонница, переутомление и т.д. Наиболее уязвимыми в плане возникновения патологических психических реакций являются подростковый и климактерический периоды.

    Симптомы и течение . В зависимости от клинических проявлений выделяют острые реактивные состояния (аффективно-шоковые реакции) и затяжные психозы.

    Травматические психозы - психические нарушения, возникающие в остром, отдаленном и позднем периоде после травмы головы. При коммоции и контузии в остром периоде развивается кома. Выход из коматозного состояния может быть постепенным, через оглушение - к ясному сознанию с выраженной астенией. В некоторых случаях отмечается переход комы в сумеречное состояние или делирий. Отдаленные последствия травмы головного мозга характеризуются явлениями травматической энцефалопатии с астеническими расстройствами, вегетативной лабильностью, нарушениями сна, головной болью, головокружением или энцефалопатией с вспыльчивостью, агрессивностью, ослаблением памяти, тугоподвижностью мышления; иногда энцефалопатия проявляется апатией, замедлением основных психических процессов, заторможенностью, вялостью. В клинике различных вариантов травматической энцефалопатии нередко наблюдаются рпилептиформные припадки, дисфории. Для дисфории характерно пониженное настроение с недовольством всем окружающим, напряженностью, раздражительностью, доходящей до взрывов гнева. Дисфория длится несколько дней.

    Под влиянием психогении, злоупотребления алкоголем или соматических заболеваний наступает декомпенсация травматической энцефалопатии - усиливается описанная симптоматика, развиваются выраженные истерические реакции с явлениями пуэрилизма, псевдодеменции, истерических нарушений сознания (см. Психозы реактивные). В"отдаленном периоде травм головного мозга на фоне травматической энцефалопатии у некоторых больных могут развиваться периодические травматические психозы в связи с ликвородинамическнми нарушениями. Их клиника определяется расстройством сознания, автоматизмами и эпилеп-тиформным возбуждением. При сумеречном помрачении сознания больные отрешены от окружающего, испытывают зрительные галлюцинации устрашающего характера, бред преследования, страх. Больные возбуждены, могут быть агрессивными.

    Лечение травматической энцефалопатии заключается в правильном режиме труда и отдыха, общеукрепляющей терапии, применении тонизирующих средств, при повышенной возбудимости, вспыльчивости рекомендуются мепро-Гшмат, триоксазин, инъекции сульфата магния. При лечении травматической ьнцефалопатии с апатией показаны большие дозы витамина Ъ{, .никотиновой и аскорбиновой кислот, применение стимулирующих средств-стрихнина, кофеина, кордиамина. Эпилептиформный синдром1 лечат противосудорожными препаратами (см. Эпилепсия). Периодические психозы купируют внутримышечными инъекциями аминазина, дегидратационными средствами, внутримышечными инъекциями глюконата кальция. Рекомендуется спинномозговая пункция. Лечение проводят в стационаре.

    Больным с травматической энцефалопатией следует запретить употребление алкоголя, длительное пребывание на солнце. Не рекомендуется работа в жарких, шумных цехах, работа в ночное время. При наличии эпилептиформных припадков, сумеречных расстройств сознания запрещается работа на транспорте, у движущихся механизмов и на высоте.

    Инфекционные психозы (позднелат, infectio заражение; греч, psyche душа + -osis) - психозы, возникающие при острых и хронических инфекционных болезнях. И. п. всегда являются симптомом основного (инфекционного) заболевания. По особенностям клин, картины выделяют острые и протрагированные инфекционные психозы.

    Острые психозы наблюдаются при острых болезнях (грипп, скарлатина, тифы). Они появляются до подъема температуры тела, на высоте лихорадочного состояния или сразу после падения температуры. Протекают обычно с явлениями помрачения сознания, чаще всего в виде делирия, аменции, оглушения, онейроида, реже - эпилептиформного возбуждения или острого галлюциноза.

    Интоксикационные психозы- возникают в результате острого или хронического отравления промышленными или пищевыми ядами, химическими веществами, применяемыми в быту, наркотиками, лекарственными средствами. Интоксикационные психозы могут быть острыми и протрагированными.

    Острые психозы возникают обычно при острых отравлениях и проявляются чаще всего нарушениями сознания, структура и глубина которых зависят от характера токсического агента, конституцией и приобретенных особенностей организма. Оглушение, сопор, кома – наиболее частые формы расстройства сознания при отравлениях, Оглушение и сопор могут сопровождаться хаотическим двигательным возбуждением. Часто интоксикационные психозы проявляются делириозным помрачением сознания и галлюцинаторными расстройствами (при отравлении атропином, мышьяковистым водородом, бензином, производными лизергиновой кислоты, тетраэтилсвинцом). В тяжелых случаях расстройство сознания приобретает вид аменции.

    Протрагированные интоксикационные психозы проявляются чаще всего психоорганическими и реже эндоформными (аффективными, галлюцинаторно-бредовыми, кататоническими) синдромами. Психоорганические расстройства могут ограничиваться астеноневротическими явлениями; в более тяжелых случаях наблюдаются интеллектуально-мнестическое снижение, психопатоподобные изменения личности. Наконец, психоорганические расстройства могут достигать степени слабоумия с грубыми расстройствами памяти (корсаковский синдром), благодушно-приподнятым настроением и дурашливым поведением (псевдопаралитический синдром). Указанные расстройства могут сопровождаться эпилептическими припадками и сочетаться с характерными для отравления конкретным токсическим веществом неврологическими и соматическими нарушениями.

    Острые интоксикационные психозы возникают или сразу после попадания яда в организм (окись углерода; бензин), или после латентного периода, который длится от нескольких часов до нескольких дней (тетраэтилсвинец, антифриз). Исход при абортивных формах острых психозов, как правило, благоприятный. По миновании острого психоза могут оставаться психоорганические расстройства разной тяжести и структуры. При хронических отравлениях психические расстройства нарастают медленно и проявляются главным образом психоорганическим синдромом. По прекращении контакта с ядовитым веществом возможно как регредиентное течение психических нарушений, так и дальнейшее их нарастание.

    Лечение в первые часы после отравления сводится к дезинтоксикации, в частности, к массивному плазмаферезу и компенсации нарушенных функций. Психотропные средства следует применять осторожно, в малых дозах, главным образом при состояниях возбуждения (0,5-1 мл 2,5% раствора аминазина или тизерцина в/м).

    При затяжных эндоформных психозах выбор психотропных средств определяется структурой синдрома. При депрессивных состояниях показаны антидепрессанты (амитриптилин, мелипрамин, пиразидол), при маниакальных – нейролептики (аминазин, тизерцин, галоперидол). Галлюцинаторно-бредовые состояния также требуют назначения нейролептиков (трифтазин, галоперидол, лепонекс). При необходимости препараты можно сочетать.

    Важную роль при лечении как острых, так и хронических токсических поражений головного мозга играют витамины, особенно группы В, а также препараты метаболического действия – ноотропы (пирацетам, пиридитол, пантогам, аминалон). При психоорганических синдромах с затяжным течением и в исходных состояниях показаны периодические курсы дегидратационной терапии, витаминотерапии, лечение ноотропами. Для коррекции неврозо- и психопатоподобных расстройств рекомендуются транквилизаторы [хлозепид (элениум), сибазон (седуксен), нозепам (тазепам), феназепам] и нейро-лептики (сонапакс, хлорпротиксен, эглонил, неулептил).

    Маниакально-депрессивный психоз (МДП) - заболевание, протекающее в форме депрессивных и маниакальных фаз (приступов), в промежутках между которыми больной практически здоров. Другими словами, из приступа больной выходит без изменений личностных особенностей, с полным исчезновением всей психопатологической симптоматики. Отсутствие дефекта личности даже после многократных приступов - свидетельство благоприятного прогноза заболевания в целом. МДП считается эндогенным психозом. К причинам этого заболевания относят наследственный и конституциональный факторы.

    Симптомы и течение. Заболевание проявляется в виде депрессивных и маниакальных фаз, причем депрессивные отмечаются в несколько раз чаще, чем маниакальные. Это происходит, возможно, потому, что больные в слабо выраженном маниакальном состоянии (гипомании) к врачу не обращаются и окружающим также не доставляют особых хлопот. Депрессивное состояние определяется подавленным настроением, заторможенностью мыслительных и двигательных процессов. Больные жалуются на тоску (гнетущее чувство безысходности, душевную боль, щемящее чувство в области сердца, в эпигастрии - под ложечкой), безразличие к близким, ко всему тому, что раньше доставляло удовольствие. Больные заторможены, иногда обездвижены, сидят в одной позе или лежат в постели. Выражение лица скорбное, печальное. На вопросы отвечают односложно, с задержкой, т.к. "туго текут мысли". Будущее кажется бесперспективным, жизнь - не имеющей смысла. Прошлое рассматривается только с точки зрения неудач и ошибок.

    Роль учителя в профилактике заболеваний нервно-психической сферы у детей

    Исследование нервно-психического здоровья и факторов его определяющих

    нацелена не только на решение задач психогигиены (профилактики расстройств) в

    детском и подростковом возрасте, но и на более углубленное изучение

    приспособительных механизмов, осуществляющих адаптацию человека к условиям жизни. Ведущую роль при этом играет нервно-психическая сфера человека. В связи с этим сформулировано представление о нервно-психическом здоровье как совокупности характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие человека с окружающим миром, и возможность выполнения его социальных функций.

    Социально-психологическая адаптация – адекватное взаимодействие

    личности и социальной среды. Социальная адаптация является одновременно и

    процессом овладения новыми способами поведения, и результатом

    целенаправленной деятельности, цель которой – приспособление личности к

    социальной среде.

    4. Понятие о судорожном синдроме.

    Судороги представляют собой внезапные приступы клонических, тонических или клонико-тонических непроизвольных и кратковременных сокращений мышц с потерей или без потери сознания. Различают общие (генерализованные) и частичные (парциальные) судороги.

    Этиология. Причинами возникновения судорог могут быть интоксикация, инфекции, травмы, заболевания центральной нервной системы. Судорожный синдром - типичное проявление эпилепсии, спазмофилии, токсоплазмоза, энцефалита, менингита и др. Часто причинами судорог также могут быть нарушения обмена веществ (гипокальцие-мия, гипокалиемия, ацидоз), эндокринопатология, гиповолемия (рвота, понос), перегревание. У новорожденных причинами судорог могут быть асфиксия, гемолитическая болезнь, врожденные дефекты центральной нервной системы.

    Судороги также часто наблюдаются при развитии нейротоксикоза, осложняющего такие инфекции, как грипп, парагрипп, аденовирусные и другие респираторно-вирусные инфекции.

    Судороги являются четко скоординированной нервной системой реакцией, в организации которой играют роль определенные группы нейронов с врожденным или приобретенным снижением порога пароксизмальной активности.

    Клиническая картина

    Проявления судорожного синдрома очень разнообразны и отличаются по длительности, времени возникновения, состоянию сознания, частоте, распространенности, форме проявления. Характер и вид судорог зависят от типа патологического процесса, который может быть непосредственной причиной их возникновения или играть провоцирующую роль.

    В зависимости от характера мышечных сокращений различают клонические и тонические судороги.

    Клонические судороги - это быстрые мышечные сокращения, следующие друг за другом через короткий промежуток времени. Они бывают ритмическими и неритмическими и характеризуются возбуждением коры головного мозга.

    Тонические судороги представляют собой длительные мышечные сокращения, возникают медленно и длятся продолжительное время. Они могут быть первичными или возникать сразу после клонических судорог, бывают общими или локализованными.

    При судорожном синдроме ребенок внезапно теряет контакт с окружающей средой, его взгляд становится блуждающим, затем глазные яблоки фиксируются вверх или в сторону. Голова запрокинута, руки согнуты в кистях и локтях, ноги вытянуты, челюсти сжаты. Возможно прикусывание языка. Дыхание и пульс замедляются, возможно апноэ. Это тоническая фаза клонико-тонических судорог, которая Длится не более минуты. Вторая фаза - клоническая - начинается с подергивания мышц лица, затем судороги переходят на конечности и становятся генерализованными; дыхание шумное, хрипящее, на губах появляется пена; кожа бледная, отмечается тахикардия. Такие судороги бывают более продолжительными и могут привести к летальному исходу.

    Судорожный синдром у детей наблюдается в 4-5 раз чаще, чем у взрослых, причем преимущественно в раннем возрасте. Повышенная предрасположенность детей к судорожным реакциям связана с незрелостью головного мозга, неполной миелинизацей нервных волокон, большой проницаемостью гематоэнцефалического барьера, повышенной гидрофильностью мозговой ткани, лабильностью обменных процессов, слабостью тормозных механизмов, выраженной склонностью к генерализации возбуждения.

    Диагностика судорожного синдрома по клиническим проявлениям не вызывает затруднений. Важное значение для диагностики имеют анамнез жизни, течение родов, анамнез заболевания. Особую роль в диагностике играют спинномозговая пункция, электроэнцефалография, эхоэнцефалография, исследование глазного дна и др. исследования головного мозга и центральной нервной системы.

    Неотложная помощь. Первыми мероприятиями на догоспитальном этапе при судорожном синдроме являются следующие:

    уложить ребенка на ровную мягкую поверхность;

    убрать все повреждающие предметы;

    обеспечить доступ свежего воздуха;

    расстегнуть стесняющую одежду;

    заложить в ротовую полость между коренными зубами шпатель (ложку), обернутый ватой и бинтом, или узел салфетки;

    ввести противосудорожные препараты:

    внутривенно или внутримышечно в виде 20%-ного раствора в дозе 50-70-100 мг/кг или по 1 мл на год жизни. Применение его капельно в 5%-ном растворе глюкозы позволяет избежать повторных судорог;

    дроперидол или аминазин с пипольфеном - по 2-3 мг/кг каждого препарата внутримышечно или внутривенно;

    гексенала 2%-ный раствор или тиопентала 1%-ный раствор ввести внутривенно медленно до прекращения судорог;

    при длительных судорогах провести гормональную терапию - преднизолон по 2-5 мг/кг в сутки, гидрокортизон по 10 мг/кг в сутки. Суточная доза в 2-3 приема внутривенно или внутримышечно.

    При осложнении судорожного синдрома нарушениями дыхания, кровообращения и водно-электролитного обмена, непосредственно угрожающими жизни ребенка, интенсивную терапию начинают с устранения этих явлений, а затем вводят противосудорожные препараты.

    Госпитализация детей с тяжелыми проявлениями судорожного синдрома обязательна, несмотря на выведение из судорожного состояния.

    Всовременных образовательных учреждениях, аособенно вучебных за¬ ведениях суглубленным содержанием обучения, интенсификация учебного процесса, неадекватная психосоматическим возможностям детей иподростков; введение инновационных технологий, преобладание авторитарной педагогики, вомногих случаях обуслав¬ ливают повышение утомляемости учащихся науроках иформируют удетей иподростков состояние хронического стресса, что приводит кувеличению распространенности пограничных психических расстройств разной степени выраженности ипсихосоматических нарушений здоровья.

    Поэтому вцелях охраны здоровья учащихся вобразовательных учреждениях должна проводиться работа попрофилактике утомления, заключающаяся вкоррекции организации иинтенсивности учебного процесса, проведении науроках физкультминуток.

    Гармоничность психического развития детей школьного возраста чаще всего определяется спомощью личностных опросников. Необходимость мониторинга психического развития детей иподростков, организации массовых исследований потребовала создания скрининговых методов оценки психического развития школьников.
    Учащиеся сповышенной ивысокой степенью невротизации относятся кгруппе риска идолжны наблюдаться детским неврологом. Если неврозоподобные проявления немогут быть связаны сутомительностью учебной нагрузки вобразовательном учреждении иавторитарным стилем преподавания, тоследует искать другие причины нарушений нервно-психического здоровья— соматические заболевания, неблагоприятный семейный микроклимат, чрезмерные дополнительные учебные или спортивные нагрузки идр.

    Это может показаться удивительным, ноименно родители должны следить запсихическим здоровьем своего ребенка , поскольку ихповедение нередко становится причиной нервных расстройств удетей. Кпримеру, одним изглавных факторов возникновения идальнейшего прогрессирования психических заболеваний удетей является насилие всемье. Насмешки, чрезмерные упреки, битье— все это может стать причиной нервных расстройств, формирования комплекса неполноценности, снижения уровня самооценки. Необходимо знать, какие симптомы возникновения нервных расстройств могут проявить себя уребенка.

    Заподозрить неладное можно вследующих случаях:

    1. Ребенок длительное время находится вугнетенном, подавленном состоянии.
    2. Вмомент депрессии ребенок перестает быть активным, становится вялым, раздражительным.
    3. Вотношении сокружающими возникает стена.
    4. Могут произойти внешние изменения: возникает сутулость, шарканье ногами, плаксивость, ухудшение памяти.
    5. Начинаются проблемы сучебой.
    6. Возникают проблемы сосном.
    7. Снижается самооценка.
    8. Возможно возникновение маний, фобий, вплоть доаутизма.

    Среди мер первичной профилактики нервно-психических нарушений удетей иподростков следует назвать организацию досуга подрастающего поколения, направленную наразвитие творческих способностей, художественного вкуса, высокой нравственности, насоздание благоприятных условий для духовного обогащения.