Участие школьников в социальных проектах. Пример социального проекта

Социальные проекты, идеи которых были воплощены в жизнь, можно различать в первую очередь по приоритетной цели, которую они преследуют. Во вторую они различаются по степени и качеству влияния на жизнь общества.

Справедливости ради стоит отметить, что идеи социальных проектов охватывают множество сфер человеческой жизни. Не всегда удается соблюсти «идеальность» приоритетных целей.

Приоритеты и цели

Социальные проекты, идеи которых можно назвать подлинно социальными, приоритетными целями имеют, как принято считать, значительное улучшение жизни общества. К примеру, в летний сезон во многих городах деятельные и инициативные люди организовывают и с успехом проводят уже не первый год проект под названием «Побежали». Суть его более детально раскрыта ниже, а сейчас важно упомянуть про результаты. Только в одном городе-миллионнике в подобного рода проекте добровольно приняли участие более 100 000 человек. Больше половины людей дошли до финиша, пробежав при этом более 300 километров суммарно за 3 месяца! Социальные проекты, идеи которых встречают такой отклик, реально меняют жизнь общества к лучшему.

Можно только представить, сколько людей стали здоровее, какое благотворное влияние оказано на подрастающее поколение бегающими родителями или родными. В результате участия в проекте у многих людей появляется полезная привычка заниматься собой и своим здоровьем системно. У них поялвются и новые друзья-единомышленники, с которыми легче и веселее двигаться вперед.

«Антисоциальный» проект

«Троллейбус счастья» - такое название имеет реализованный на практике «социальный» проект, который даже занимал призовые места в конкурсе на эту тему. В его заявленных целях — модернизация системы высшего образования путем развития экосистемы инноваций.

Руководители проекта, исходя из опубликованной информации, ставили перед собой достаточно прозаичные задачи. Реализуя «Троллейбус счастья», они хотели активизировать учебный процесс, провести тренинг для магистров и публично защититься в конкурсе подобных проектов.

Что на деле

На деле университет обратился к горэлектротрансу с предложением: «А давайте мы ваши троллейбусы украсим силами своих студентов, и вместе это все назовем социальным проектом?». Сказано - сделано. Выделили 4 троллейбуса, студенты в свободное время бесплатно их оформили, пригласили музыкантов, написали в прессу — готово! 4 пестрых троллейбуса, действительно красивых, ездят по городу и являют собой передвижные мини-выставки различных тематик — праздничной направленности, романтической, патриотической...

Как изменилась жизнь города? Принципиально никак. Как потраченная энергия и деньги людей, студентов, преподавателей модернизировала систему высшего образования? Принципиально никак. Как развилась система экоинноваций с помощью троллейбуса, который существует уже более 100 лет? Доподлинно неизвестно. Значительно ли улучшилась в результате Вряд ли так можно сказать.

Общая альтернатива

«Побежали» - один из настоящих проектов, которые можно было бы назвать истинно социальным. Суть его в том, что желающий бегать по утрам человек регистрируется в социальных сетях. Он делает определенный небольшой денежный взнос и дальше бегает 100 дней подряд.

После каждого занятия, согласно правилам проекта, необходимо выкладывать свои фото "в процессе" и выбранный маршрут. При отсутствии таких «доказательных» данных участник исключался без возврата денег. Конечно, правилами были предусмотрены и такие разные мелкие детали, как пропуск пробежки по уважительной причине и другие подобные моменты, но основные правила просты как дважды два.

После проекта имеющаяся сумма денег была разделена между оставшимися участниками. Что интересно, обратно получали сумму, на 50% превышающую внесенную. Многие после проекта не оставили своей полезной привычки и продолжили бегать сложившимися группами и без проекта, ожидая следующего массового «забега». Так с помощью проекта и люди здоровее стали, и общество объединилось, и подрастающему поколению хороший пример подали.

Еще примеры

«Ночлежка» и «Виртуальная рында» - социальные проекты, идеи и примеры которых можно было бы также отнести к истинно социальным. Они реализуются на средства благотворительных организаций и при использовании молодежи.

Первый проект представляет собой сеть ночлежек для бездомных. Создана карта, на которой указаны конкретные адреса мест, где можно покушать, переночевать либо получить помощь медицинского или юридического характера. Для многомиллионных мегаполисов такой проект значимо улучшает социальную ситуацию — становится меньше разбоев, снижается общий уровень преступности, меньше нагрузки на силовые органы. К тому же, проект позволяет более-менее сносно контролировать ситуацию с бездомными в городе и даже в некотором роде влияет на ситуацию.

Второй проект позволяет и разместить, и увидеть на интерактивной карте города запросы о помощи. Казалось бы, ничего такого. Кому это интересно? А на деле приложение оказалось весьма востребованным — потому что оно решило основную коммуникационную проблему, связав тех, кто нуждается в помощи и тех, кто может ее оказать. Более того, любой желающий может присоединиться к проекту. Он будет в курсе запросов вокруг себя и получит удобную возможность воспользоваться помощью в случае чего.

Сфера молодежи

Важную роль в популяризации социальных проектов играют идеи социальных проектов, направленных на студентов и учащихся. Они позволяют увеличить занятость этого активного слоя населения, развить чувство патриотизма и проявить личный потенциал во многих сферах.

Нужно отметить, что идеи социальных проектов для молодежи разнообразны. Они касаются, к примеру, сферы труда. Это организация строительных отрядов или мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Проекты могут быть направлены на отдых молодежи, межкультурное взаимодействие и на практике.

Сфера культуры

Идеи которых можно найти в сфере культуры,обычно самые заметные. Их поддерживает государство с помощью правительственных грантов.

Не всегда можно назвать творческими социальные проекты, идеи которых касаются этой тематики. Мероприятия касаются поддержки библиотечной, музейной и клубной (развлекательной) сфер. Для идеи социальных проектов в сфере культуры критично важны.

Это создает дополнительную платформу для развития как личных талантов, к примеру, в области музыки или пения, а также развивает коммуникативные навыки. Иногда возникает возможность путешествовать и получать новые знания. Стоит отметить социально значимые проекты, идеи которых вдохновляют талантливую молодежь, позволяют раскрыть потенциал и талант. Зачастую это телевизионное шоу.

На рубеже соприкосновения понятий «молодежь» и «культура» находятся также социальные проекты, идеи которых не отличаются оригинальностью. Это образовательные экскурсии. Подобные проекты предоставляют возможность молодежи реально расширить кругозор и представление об окружающей действительности.

Такое понятие, как «социальные проекты» имеет латинское происхождение. В переводе данный термин означает создание объекта, специфическую деятельность, в ходе которой изучается определенное явление или процесс. Проанализируем основные моменты, касающиеся социального проектирования.

Основа проектирования

Именно социальные проекты помогают моделировать некоторые ситуации. Существует определенный порядок работы, о котором следует поговорить подробнее. В первую очередь определяются темы социальных проектов. При выборе направления работы, учитываются разные моменты: психологические особенности участников, направленность интересов, технические возможности для реализации намеченных планов.

Структура социального проекта

Есть специальная база, без которой невозможна реализация социального проекта:

  • планирование;
  • проекция;
  • предвидение;
  • предвосхищение;
  • прогнозирование результатов;
  • конструирование;
  • моделирование;
  • анализ результатов.

Все социальные проекты, создаваемые в образовательных учреждениях, должны быть четко спланированы. Они всегда направлены на развитие обучающихся детей, формирование у школьников полезных умений и навыков.


Особенности планирования

Планирование предполагает выдвижение научных и практически обоснованных целей исследования. На данном этапе проводится определение сроков выполнения поставленных задач, алгоритм работы. Кроме того, во время планирования, обозначается суть социального проекта, выявляется его уникальность, индивидуальность.

Постановка гипотезы

Предвидение предполагает предсказание результатов исследования. По сути, речь идет о той гипотезе, которую содержит социальный проект в школе, созданный, и реализуемый с участием воспитанников. Гипотеза должна содержать ту основную мысль, которая и будет рассматриваться в процессе реализации проекта. После того как проект будет завершен, гипотеза может быть полностью или частично подтверждена либо опровергнута. Школьникам сложно самостоятельно выдвинуть правильную гипотезу, поэтому данный этап создания социального проекта невозможен без активного участия наставника. В роли консультанта по проекту могут выступать как педагоги, так и сотрудники специализированных ведомств, владеющие теоретическим и практическим материалом, рассматриваемым в проекте.

Литературный обзор

Любой социальный проект в школе, на производстве, невозможен без полноценного предварительного анализа той проблемы, о которой пойдет речь в исследовании. Нет необходимости «изобретать велосипед» заново, для начала нужно изучить литературу, выбрать ключевые моменты, связанные с тематикой исследования. Только после получения теоретических знаний, можно переходить к разработке собственного социального проекта.

Разработка плана действий по проекту

Далее, можно переходить к продумыванию всех деталей. Если цель социального проекта поставлена четко, проблем с выделением этапов не возникнет. В плане действий желательно указывать временные рамки, чтобы в итоге получить четкий перечень.

Реализация поставленных задач

Данный этап будет самым продолжительным, трудоемким, но наиболее интересным и результативным. Именно во время реализации намеченных целей, появляется чувство удовлетворения от результатов проведенной работы. После завершения проекта, важно провести его полноценный анализ, сделать выводы, продумать рекомендации.

Примеры социальных школьных проектов

Если рассматривать темы социальных проектов, можно выделить два направления: научно-техническое, и гуманитарно-эстетическое. Среди распространенных школьных исследований, особое место принадлежит экологической тематике. Например, разнообразные социальные проекты, касающиеся благоустройства территории школы, приусадебных участков, имеют практическую направленность. Участники подобных исследований не просто создают красоту и уют, но и получают теоретические знания о растениях, цветах, условиях ухода за зелеными насаждениями. Безусловно, опыт, приобретенный в ходе работы над подобными проектами, является полезным для детей.

Также, приводя примеры социальных проектов, которые создаются и реализуются с участием школьников, можно выделить заботу о людях преклонного возраста. Ребята с удовольствием помогают ветеранам войны убирать помещения, укладывать дрова, полоть от сорняков грядки на приусадебном участке. Участие «трудных подростков» в подобных мероприятиях помогает им понять важность и значимость доброго отношения к взрослым. Ребята, которые помогают одиноким пожилым людям, меняют свои взгляды на жизнь, становятся добрее, не совершают противоправных поступков.

Проект «Доступная среда»

Есть и такие социальные проекты, которые направлены на помощь самим детям. В нашей стране функционирует проект, помогающий ребятам с проблемами в физическом развитии, получить полноценное образование. Проект «Доступная среда» предполагает создание в обычных государственных образовательных учреждениях нормальных условий для передвижения детей – колясочников. По данному социальному проекту, дети – инвалиды обучаются вместе со своими сверстниками, то есть их не лишают полноценного общения с ровесниками. Если по медицинским показаниям, подобный вариант обучения невозможен, существуют примеры социальных проектов, помогающих больным детям.

Инклюзивное обучение

Национальный проект «Образование» содержит специальный раздел, посвященный индивидуальному и домашнему обучению детей с отклонениями в развитии. Дистанционный педагог помогает ребенку не только получать определенные знания, но и становится его другом и полноценным собеседником. Прежде чем приступать к реализации данного проекта, и дети, и педагоги проходят специальную курсовую подготовку. Доступность обучения гарантирует больным детям не только теоретические знания по разным учебным дисциплинам, но и способствует гармоничному развитию личности ребенка. Проект предполагает оснащение компьютерным оборудованием и воспитанника, и педагога. Обучение в рамках данного социального проекта для детей бесплатное.

Анализ результатов проекта

Каждый социальный проект предполагает определенные временные рамки. После того как все этапы, предусмотренные исследованием, будут завершены, необходимо провести их детальный анализ. Например, если реализовывался проект, направленный на помощь в адаптации трудных подростков, проводится статистический обзор. В ходе анкетирования выявляется реальное количество участников проекта, их удовлетворенность в результате исследования. Далее, составляется диаграмма либо график, оценивается результативность проекта.

Заключение

В последнее время интерес к социальным проектам возрос. Если в прошлом веке подобного направления в школе практически не существовало, то на данный момент для каждой параллели разрабатываются и реализуются собственные направления исследования. Набирает популярность и проведение социальных проектов самими школьниками. С полученными результатами, ребята могут выступать на конференциях и конкурсах разного уровня: школьных, районных, муниципальных, российских. Кроме того, существуют специальные программы по поддержке талантливых социальных проектов. Победители и призеры тех конкурсов, которые включены в специальный перечень, определенный Министерством образования РФ, имеют право на материальные гранты в размере 30 и 60 тысяч рублей.

Безусловно, такое внимание к данной деятельности, которое существует в современной системе образования, способствует положительной динамике, повышению у школьников интереса к научно-практической работе. Ребята, принимающие участие хотя бы в одном социальном проекте, получают бесценный опыт, который они могут использовать в своей последующей жизни. Часто, именно социальные проекты помогают школьникам определиться с выбором будущей профессии, обозначением направления индивидуальных исследований.

Для того чтобы первый опыт социального проектирования, приобретенный ребятами во время обучения в школе, был положительным, на их пути должен встретиться педагог, заинтересованный в подобной деятельности. Именно наставник объясняет ребенку все основные моменты социального проектирования, разрабатывает план совместных действий, оценивает результаты.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№5»

с.Казгулак Туркменского района Ставропольского края

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

"Забытая страница истории"

учащаяся 10 класса

МКОУ СОШ №5 с.Казгулак

Бондарева Ирина Ивановна.

Руководители проекта –

заместитель директора по воспитательной работе,

учитель русского языка и литературы

МКОУ СОШ №5 с.Казгулак

Литвинова Марина Ивановна;

учитель информатики МКОУ СОШ №5 с.Казгулак

Гладина Ольга Васильевна.

2013-2014 учебный год

Актуальность проекта

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Только на основе возвышающихся чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Сегодня, когда на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления, наш проект, который направлен на сохранение памяти поколений и формирование системы жизненных ценностей, активной гражданской позиции, мы считаем особенно актуальным.

Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс сложный и длительный. Любовь к родной стране, родному краю играют огромную роль в становлении личности ребенка. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. Эти качества должны воспитываться с раннего детства. Авторы проекта "Забытые страницы истории" уверены, что при его реализации в детях будет заложено начало понимания высоких гражданско - патриотических чувств: любовь к Отечеству, гордость за свой народ, его историю, традиции, любовь к своей малой Родине, бережное отношение к историческому прошлому своего села.

Но чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. В современных условиях развития общества сложно заставить любить своё Отечество, научить искренне переживать за судьбу народа и страны, вызвать у ребёнка в душе те качества, которые и определяют его как личность, как гражданина. Мы должны помочь подрастающему поколению развить все эти качества, вовлекая их в совместную социально-значимую деятельность, на собственном примере показывать всю важность подобных мероприятий.

Обоснование актуальности проекта

Необходимость восстановления исторической памяти, уважительного отношения к историческому прошлому родного села, развитие гражданско-патриотических чувств.

Отсутствие необходимого жизненного опыта сохранения исторической памяти

Заявленная мною проблема – возможность восстановить забытые страницы исторического прошлого села Казгулак, сохранить связь между поколениями односельчан, приобрести ценный жизненный опыт через общение с людьми, пережившими военное лихолетье. А ещё - это возможность спасти от забвения имена людей, которые не с оружием в руках, не в фронтовых окопах, не на линии фронта, а в быту, на колхозных полях, в госпиталях, школьных классах на пределе человеческих возможностей ежедневно выигрывали свои битвы и сражения с разрухой, голодом, болезнями, являясь примером прочности духа и моральной стойкости.

Данный проект актуален именно для нашей школы ещё и потому, что ни одному из опрошенных в ходе анкетирования учащихся и подавляющему количеству педагогов и жителей села практически ничего не было известно об истории школы периода ВОв. Всё это наглядно отображено в результатах анкетирования (см. приложение).

Откуда возникла потребность в данном исследовании?

Проект берёт своё начало со сбора материала о педагогах школы разных лет в ходе подготовки к Вечеру встречи школьных друзей. Воспоминания пионервожатой выпускников 1960-го года и изучение архива сельского музея окунули нас в далёкие сороковые, поведав историю судьбы замечательного педагога и руководителя Гавриловой Веры Фоминичны, которая во время войны самоотверженно руководила школой, каждый день совершая свой педагогический и человеческий подвиг. Организуя в школе не только учебный процесс, но и горячее питание, Вера Фоминична спасала души да и жизни ребят, так как многим из них горячую похлёбку удавалось поесть только в школе. Не смотря на тягости военного времени, молодой директор, всегда причёсанная, строго, но со вкусом одетая, и школу содержала также в порядке и строгости. Она была примером стойкости, самоотверженности, дисциплинированности на работе, в быту и в общественной жизни для многих односельчан, чем завоевала их уважение и любовь. Но такое отношение к профессии не прошло даром. В 1960 году Веры Фоминичны не стало.

Минули годы. Некому было ухаживать за захоронением: родных не было, ученики Веры Фоминичны постарели. Скромная могилка бывшего директора затерялась среди гранитных плит, покосилась, обветшала. Да и память человеческая тоже обветшала.

Реализация этого проекта частично поможет преодолеть вышеназванные проблемы.

Жизнь показывает, что глобальные изменения в окружающем нас мире могут начаться с малого поступка: с посаженного дерева, очищенного ручья, помощи ближнему… Поступок влечет за собой не только конкретное действие, но и положительный пример.

Цель проекта

Развитие у обучающихся гражданско-патриотических качеств гражданина России, приобщение к традициям и богатейшей культуре страны, сохранение преемственности поколений на основе исторической памяти, примерах героического прошлого народа.

Задачи проекта:

  1. Собрать сведения о жизни и деятельности директора школы Гавриловой В.Ф.
  2. Отыскать место захоронения Гавриловой В.Ф., осуществить его реконструкцию.
  3. Восстановить историческую память, объединяющую разные поколения жителей села.
  4. Привлечь как можно большее количество учащихся к сознательной добровольческой деятельности.
  5. Формировать активную гражданскую и социальную ответственность через позитивную систему нравственных ценностей.
  6. Формировать чувство уважения и благодарности к старшему поколению, историческому прошлому России, своей малой родины.
  7. Развивать детскую инициативность через различные виды деятельности.
  8. Вовлекать обучающихся в социально-значимую деятельность, направленную на милосердие, благотворительность, развивать у них общественную активность.
  9. Воспитывать потребность в сознательной добровольческой деятельности на благо общества.

Проект представляет собой комплекс из пяти модулей, направленных на развитие и воспитание гражданско-патриотических качеств личности школьников.

Основные целевые группы, на который направлен проект

Проект направлен на детей и подростков и другие социальные группы села Казгулак.

Миссия проекта

Актуализация лучших нравственных качеств участников проекта – доброты, отзывчивости, деятельной помощи, патриотизма, бережного отношения к историческому прошлому своей Родины.

Инициативная группа проекта

Сергиенко Карина

Шкабурда Евгения

Шкабурда Алина

Тарасенко Дарья

Бондарева Ирина

Пирожкова Алина

Координатор проекта/идейный вдохновитель

Гладина О.В., учитель информатики МКОУ СОШ №5.

Партнеры проекта

1) Партнеры педагогического сопровождения:

Литвинова М.И., заместитель директора по ВР, учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №5.

2) Партнеры нормативно-правового и ресурсного обеспечения

Бондарь Е.И. – директор школы;

Медведев Ю.И. –глава администрации с.Казгулак

Кажанов В.В. – директор ЦкиД с.Казгулак

Степко С.И. – индивидуальный предприниматель с.Казгулак

География проекта

Данный проект реализован на территории села Казгулак, в нем были задействованы все возрастные категории учащихся школы.

Проект осуществлялся в четыре этапа: проектировочный подготовительный, социальная проба (основной) и заключительный.

Проектировочный этап – включает в себя определение темы и актуальности проекта, развитие идеи; определение круга социальных партнеров и получение их согласия на содействие, ресурсного п отенциала, миссии проекта, нормативно-правовое обеспечение, составление примерного плана - перечня социально-значимых, возможных для реализации дел, презентацию проекта потенциальным партнёрам; сбор средств, корректировке сметы расходов, списков участников проекта, приобретение материалов, необходимых для реконструкции памятника; заключение соглашений с партнерами проекта.

Сотрудничество с партнерами позволит, в первую очередь, обеспечить приобретение необходимых материалов, транспортные расходы, так как в данном проекте это самая затратная часть сметы; во-вторых, позволит использовать материально-технические ресурсы школы для проведения анкетирования, создания презентации о результатах проекта.

- состоит из мероприятий, включающих в себя анкетирование, сбор информации, составление сметы проекта .

Собственно сама Социальная проба в себя проведение реконструкции памятника.

Заключительный этап – анализ полученных результатов и освещение значимых этапов в СМИ.

Сроки реализации проекта

План реализации проекта

Мероприятие

Дата

Проведения

Виды работ

Затраты

Проектировочный этап

Основная деятельность– социальное проектирование.

1.1. Определение темы и актуальности проекта, развитие идеи.

1.2. Определение круга социальных партнеров и получение их согласия.

1.3. Определение ресурсного

потенциала.

1.4. Определение миссии проекта.

1.5. Нормативно-правовое

обеспечение.

1.6. Составление примерного плана - перечня социально-значимых, возможных для реализации дел.

1.7. Презентация проекта потенциальным партнёрам.

1.9. Корректировка сметы расходов на реализацию проекта.

Этап подготовки к социальной пробе

Составление документации, сопутствующей проекту.

Согласование по оформлению и утверждению сопутствующей документации администрацией школы, администрацией села, партнёрами.

Оформление сменного информационного стенда о деятельности инициативной группы по реализации проекта.

Создание информационных материалов о ходе проекта

Сбор и уточнение сведений о жизни и деятельности Гавриловой В.Ф.

В течение всего основного этапа.

Проведение поисковой, исследовательской работы в ходе сбора биографических сведений .

Уточнение места захоронения Гавриловой В.Ф. и его подготовка к реконструкции.

Проведение поисковой работы, демонтаж памятника, проведение уборочных работ территории в районе места захоронения

Выбор и согласование эскиза памятника с партнёрами проекта, обновление фотоизображения.

Обсуждение проекта и заказ эскиза памятника, действия по обновлению фотоизображения.

300 рублей

Основной этап Социальная проба

Обеспечение транспортных расходов (доставка предприятием изготовителем).

600 рублей

Изготовление и установка нового памятника (предприятием изготовителем)

В течение всего этапа

Проведение монтажных работ.

8300 рублей

2000

рублей

Заключительный этап

Анализ этапов реализации проекта.

Анализирование этапов реализации проекта и доведение результатов до сведения администрации школы, села, партнёров, учащихся школы, односельчан. Составление отчётной информации, отображающей результативность и значимость проекта.

Освещение значимых этапов в СМИ.

По результатам

Написание статьи в районную газету «Рассвет»

Итого

11200.00

рублей

Итого потребность в финансировании составила – 11200.00

рублей. Основную, материально-затратную часть проекта (изготовление, доставка и установка нового памятника), мы реализовали за счет средств партнёров проекта.

Оценка результативности проекта

Количественные показатели

  • несомненно, проект востребованный, поскольку налицо актуальность проблемы;
  • большой охват участников - проект рассчитан на разные категории учащихся школы и жителей села;
  • в рамках проекта проведено несколько самостоятельных мероприятий, объединенных одной идеей.

Показатель социального развития личности

  • налицо динамика развития личности – учащиеся проникаются идеей сотворчества, любви к своей Родине, и четко идут к решению поставленных задач, налицо активность ребят, желание приносить пользу обществу, проявлять милосердие, уважение к старшему поколению односельчан, повышение уровня социальной успешности.

Показатели общественного мнения

  • социально-зачимый эффект;
  • заинтересованность социальных партнеров – всем партнерам гарантировано размещение информации о них на информационном стенде проекта;
  • отклик в СМИ (районная газета «Рассвет») – ключевые моменты акции освещаются в средствах массовой информации.

Технологические показатели

  • уровень организации в целом и отдельных мероприятий очень высок, т.к. накоплен опыт и имеется практика их проведения;
  • четкое и эффективное управление;
  • организационная культура участников.

Экономические показатели

  • 100% результативность и значимость проекта;
  • привлечение дополнительных материально-технических ресурсов;
  • реалистичность бюджета и обоснованность затрат по проекту;

По окончании деятельности в рамках проекта в 2013-2014 учебном году предполагается, что от участников проекта будет исходить инициатива по его частичному продолжению в виде осуществления волонтёрской деятельности. Мы прогнозируем повышение уровня сознательного поведения и соблюдения социальных правил поведения в обществе; уважительное отношение подрастающего поколения к людям старшего поколения, к истории села, Родины, повышение социальной ответственности учащихся МКОУ СОШ №5.

Мы считаем, что выполнение подобного рода проектов будет само по себе являться воспитывающим фактором, что не должно не сказаться положительно на морально-нравственном облике каждого полноценного гражданина нашей страны.

Подготовительная работа в рамках проекта позволила поднять уровень членов школьного самоуправления и пройти участникам проекта все стадии социального закаливания.

Прогнозируем, что участники данного проекта не будут сомневаться в важности сохранения памяти об историческом прошлом их малой родины.

Социальные риски

  • отсутствие инициативы, должного интереса со стороны членов ДЮОО «Дружба»;
  • отсутствие поддержки со стороны социальных партнеров.

Жизнеспособность проекта

Привлечение учащихся школы к такому виду деятельности, как социальное проектирование, способствует гражданскому становлению личности, позволяет заняться социально- значимой деятельностью. Помимо конкретной деятельности, проект позволяет школьникам развивать социальную инициативу, создает условия для самостоятельного включения в жизнь общества. Этот проект – хороший способ социализации детей и подростков, их вовлечение в социально - полезную деятельность.

Считаем, данный проект полностью реализован. В дальнейшем планируется лишь регулярно осуществлять уход за местом захоронения силами волонтёров школы при поддержке со стороны социальных партнёров.

Приложение

Анкета

1.Возраст:

1) 10-18 2) 19-30 3)31-55 4) 56 и старше

2. Социальный статус:

1)учащийся 2) педагог 3) житель села

3. Знаете ли Вы, что в период ВОв в селе продолжала действовать школа?

1) да 2) нет

4. Знаете ли Вы, кто такая Гаврилова Вера Фоминична?

1) да 2) нет


Примеры реализованных социальных проектов

Социальный проект «Акция «Подари праздник детям»

Членами Планетарного совета ДОО «Планета ЮНЕСКО» было принято решение о проведении в школе социального проекта «Подари праздник детям». Все классные коллективы, входящие в состав ДОО «Планета ЮНЕСКО» (5-10 класс), должны принять участие в данном школьном мероприятии, разработать и реализовать свои социальные проекты, направив социальную деятельность на классные коллективы начальной школы. Школьный социальный проект должен быть приурочен к празднованию Нового года и способствовать формированию доброжелательной атмосферы предстоящего праздника. Общий социальный проект ДОО должен быть представлен на городском «Конкурсе социальных проектов».

Понятие социального проектирования

В основу работы было положено определение социального проекта Прутченкова А.С.:

Социальный проект – есть способ выражения идеи улучшения состояния окружающей среды языком конкретных целей и задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой идеи.

Таким образом, мы исходили из того, что социальный проект – это создание нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта.

Постановка проблемы (введение)

Социальный проект - это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Ее реализация будет способствовать улучшению социальной ситуации в конкретном социуме. Это один из способов участия в общественной жизни путем практического решения насущных социальных проблем.

Социальной проблемой можно назвать обнаруживаемое в жизни общества противоречие между существующим и желаемым состоянием, которое вызывает в обществе (сообществе) напряженность, и которое оно намеревается преодолеть

При постановке проблемы разъясняется:

    актуальность и новизна

    чьи интересы затрагивает

    масштабы проблемы

    аналитическое осмысление

    сферы применения

    Функциональное назначение

    стратегия

Таким образом, нами была определена следующая социальная проблема: классные коллективы начальной школы не входят в состав ДОО «Планета ЮНЕСКО» (членами ДОО являются обучающиеся классных коллективов с 5 по 11 класс). В последнее время особенно явно наметился разрыв между начальной и основной школой, они существуют отдельно друг от друга, младшие школьники не владеют информацией о существовании ДОО на базе школы, не знакомы с характером его деятельности. Данный социальный проект позволит объединить будущих и настоящих членов ДОО путем вовлечения в совместную деятельность.

Участники проекта

Классы начальной и основной школы были объединены в пары по принципу принадлежности классного руководителя начальной школы к классу основной.

Цель проекта

Цель проекта - это осознанное представление результата деятельности по проекту.

Мы исходили из следующих требований к формулировке цели:

    Достижимость в рамках этого проекта

    Безусловность, т.к. для проектной деятельности изучение возможных условий должно быть завершено до начала работ

    Предусматривание итогового результата проекта

    Соответствие компетентности, подготовленности финансово-экономическим, материально-техническим, организационным условиям проекта

Цель социального проекта «Подари праздник детям»:

    привлечение внимания членов ДОО к актуальным социальным проблемам данного местного сообщества (проблема обозначена);

    включение членов ДОО в реальную практическую деятельность по разрешению этой проблемы силами самих учащихся.

Задачи проекта

Задачи проекта - это конкретизация общей цели, шаг на пути ее достижения.

    Способствовать повышению общего уровня культуры школьников за счет получения дополнительной информации;

    Способствовать формированию навыков «разумного социального» поведения в сообществе;

    Развивать навыки командной работы;

    Развивать полезные социальные навыки и умения в рамках деятельности ДОО (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т. д.).

Сроки реализации проекта

Этапы реализации проекта

Каждый классный коллектив работал над своим социальным проектом, реализация которого проходила в несколько этапов

1. Изучение «среды» определенного класса начальной школы и выявление актуальной социальной проблемы данного класса. 2. Привлечение участников в рамках своего классного коллектива для решения данного социального проекта. 3. Определение цели и задач социального проекта. 4. Определение содержания социального проекта. Составление плана работы. Распределение обязанностей. 5. Определение необходимых ресурсов. 6. Проведение плановых мероприятий. 7. Анализ результатов работы.

Ожидаемые результаты

    Повышенная социальная активность членов ДОО «Планета ЮНЕСКО», их готовность принять личное участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе

    Реальный вклад членов ДОО «Планета ЮНЕСКО» в изменение социальной ситуации в местном сообществе

    Положительные изменения в сознании участников проекта, повышение уровня общей культуры личности

    Наличие у членов проектных групп (классных коллективов ДОО) сформированных навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами реального социально полезного дела

    Повышение статуса ДОО «Планета ЮНЕСКО» и формирование положительного имиджа школы

Ход работы над проектом «Подари праздник детям». Реализация этапов.

Этап 1. Изучение «среды» определенного класса начальной школы и выявление актуальной социальной проблемы данного класса.

На данном этапе каждый класс основной школы определил, какая проблема организации досуга волнует обучающихся класса начальной школы, который был за ним закреплен. Информация была собрана в результате социологического опроса обучающихся начальной школы, беседы с классным руководителем, членами родительского комитета.

Этап 2 . Привлечение участниковв рамках своего классного коллектива для решения данного социального проекта.

Каждый классный коллектив провел классное собрание, в ходе которого актив класса (члены Планетарного совета ДОО) объяснил обучающимся содержание проблемы организации досуга обучающихся определенного класса начальной школы, добился одобрения и поддержки.

Определил круг общественных организаций, родителей обучающихся и других заинтересованных лиц в решении данной проблемы, которые смогут оказать помощь и поддержку, и способы привлечения их к сотрудничеству. Также была создана инициативная группа из числа обучающихся, отвечающая за реализацию проекта.

Этап 3. Определение цели, задач социального проекта.

На данном этапе инициативные группы классов определили предполагаемые результаты реализации проекта с точки зрения их четкости, конкретности, достижимости. После того как была сформулирована цель проекта, определялись задачи, направленные на реализацию конкретных этапов. Учитывалось, что задачи помогают детализировать поставленную цель, раскрывают ее, решение задач должно привести к ожидаемому результату, от четкости и осознанности формулировок цели и задач проекта будет зависеть его успех.

Этап 4. Определение содержания социального проекта. Составление плана работы. Распределение обязанностей.

На данном этапе инициативной группой классов основной школы были определены основные направления, формы и методы деятельности в рамках проекта, объем предстоящей работы, сроки ее выполнения и ответственные. Все это было оформлено в виде плана, в котором были обозначены не только конечные результаты, но и пути их выполнения, т.е. решения конкретных задач, с помощью которых реализуются этапы проекта. План был обсужден на классном собрании и одобрен всеми участниками и принят ими для реа­лизации. Далее инициативной группой были распределены обязанности между участниками проекта. При этом был использован принцип добровольности, т.е. учитывалось желание человека, а также его индивидуальные особенности, опыт, знания, способности и уровень подготовленности. Каждый участник проекта лично отвечал за определенный участок работы.

Этап 5. Определение необходимых ресурсов. Для осуществления социального проекта могут понадобиться различные ресурсы: финансы, материальные ценности, информация. В этом случае участниками проекта были предусмотрены объемы требуемых ресурсов на всех этапах реализации проекта класса.

Этап 6. Проведение плановых мероприятий. Каждый классный коллектив в обозначенный в проекте срок и согласно намеченным пунктам плана провел обозначенное в социальном проекте мероприятие в классах начальной школы:

5а класс. Социальный проект «Предновогодние чудеса!»

Цель проекта - подготовка и проведение развлекательной программы, украшение кабинета и изготовление подарков, а также других «предновогодних чудес» для учащихся 1а класса.

5б класс. Социальный проект «Мамины глаза».

Цель проекта - подготовка и проведение классного часа «Мамины глаза» для учащихся 1б класса, посвященного Дню матери России.

6а класс. Социальный проект «Дети в стране чудес!»

Цель проекта - подготовка и проведение интеллектуальной игры «Эрудированные ребята» для учащихся 2а класса.

7а класс. Социальный проект «Праздник чая».

Цель проекта - подготовка и проведение «Праздника чая» для учащихся 3а класса.

7б класс. Социальный проект «Встречаем Новый год

Цель проекта – украшение кабинета №2 (кабинета учащихся 3б класса) к Новому году.

7в класс. Социальный проект «Прощай, осень».

Цель проекта – подготовка и проведение осеннего праздника «Прощай, осень» для учащихся 3в класса.

8б класс. Социальный проект «Зимняя сказка».

Цель проекта – инсценировка пьесы-сказки А.Н.Островского «Снегурочка» для исполнения перед учащимися 4а класса.

8а класс. Социальный проект «Учимся играть в команде».

Цель проекта – подготовить и провести с учащимися 4б класса подвижные игры, в которые они смогут играть на переменках и которые смогут сделать коллектив дружнее.

9б класс. Социальный проект «О дружбе и друзьях».

Цель проекта – проведение деловой игры «О дружбе и друзьях» для учащихся 4б класса.

Итоги работы над проектом

Этап 7. Анализ результатов работы. Важным шагом является анализ работы над проектом. Классными коллективам основной школы было проведено итоговое классное собрание, на котором сделано сравнение поставленной цели и достигнутых результатов. Для этого в ходе групповой работы обучающиеся каждого класса постарались дать ответ на следующие вопросы: - Достигнута ли цель проекта? - Каковы положительные и отрицательные последствия проекта? (Что получилось? Что не получилось? Почему?) - Какой была атмосфера проведения социального проекта? - Каким был вклад каждого участника проекта в общий результат работы? - Чему научились в ходе реализации проекта? - Что нужно изменить, чтобы реализация следующего социального проекта была более успешной?

Представление результатов работы

17 декабря на очередном заседании Планетарного совета инициативные группы классов-участников проекта «Подари праздник детям» выступили с отчетом о проделанной работе.

План отчета:

    Название проекта

    Краткая аннотация (участники проекта, постановка проблемы)

    Цель проекта (результат работы)

    Задачи, способствующие реализации цели

    Сроки, необходимые ресурсы

    Этапы реализации проекта

    Наглядные приложения по истории реализации проекта

    Анализ результатов работы

Комиссия городского конкурса отметила высокий уровень подготовки школьного проекта, его ярко выраженную социальную направленность, результативность.

Творческий отчет

Социальный проект 5а «Предновогодние чудеса», проведенный в рамках социального проекта ДОО «Подари праздник детям!»

Новый год самый долгожданный праздник для всех детей. И это не удивительно. Его сопровождают подарки, нарядная елка, вкусные угощения. А ещё под Новый год случаются чудеса… и их можно творить самим!

Участники проекта

Для реализации решения Планетарного совета мы решили провести социальный проект и подарить маленькое «чудо» тем, кто только начинает свою школьную жизнь, - первоклассникам, ученикам 1А класса. Тем более, что Рамила Абдыкадыровна Алексеева и наша первая учительница, а значит ребята 1а класса наши маленькие «подшефные». Мы часто бываем в их классе, играем на переменках, провожаем в столовую, помогаем готовиться к урокам.

Постановка социальной проблемы

Итак, скоро праздник. И для ребят это первый Новый год в нашей школе. Очень хочется, чтобы это событие им запомнилось. Мы решили, что создание веселого предновогоднего настроения – будет хорошим подарком для них. А ещё они должны знать, что в этой школе есть мы, те, на кого они могут положиться.

Постановка цели и определение задач

Цель проекта – подготовка и проведение развлекательной программы, украшение кабинета и изготовление подарков, а также других «предновогодних чудес» для учащихся 1а класса.

В ходе обсуждения мы решили, что праздник для первоклассников должен быть ярким и запоминающимся. Но что для этого нужно сделать?

Во-первых , подготовить развлекательную программу с конкурсами и загадками.

Во-вторых , созданию праздничного настроения способствует преобразованная обстановка – значит нужно украсить кабинет.

В-третьих , какой же Новый год без подарков – значит необходимо подготовить для ребят подарки.

Предварительная подготовка

Итак, мы принялись за работу. В соответствии с поставленными задачами мы разделились на 3 группы.

Первая группа работала над созданием сценария развлекательной программы. Мы подобрали загадки для малышей, шуточные конкурсы, стихи и даже решили устроить номера - «ребусы» - фокусы с последующим их разоблачением.

Вторая группа продумывала возможное украшение кабинета. Решено было изготовить снежинки своими руками, разноцветные гирлянды, праздничную надпись «С Новым годом» и даже выпустить новогоднюю стенгазету, красочную и познавательную.

Третья группа ребят продумывала подарки для наших подшефных. Решено было самостоятельно изготовить открытки, поместив в них новогоднее поздравление. Это будет хорошей памятью о поведенном мероприятии. Мы продумали три макета таких открыток. Сложная задача – но открытки получились настоящим произведением искусств.

Реализация задуманного

После вступительного слова ведущих мы предложили ребятам прочитать «новогодние» стихотворения. Они с радостью выбегали читали стихи, а за своё выступление получали подготовленные для них сладости.

«Сложные загадки». Первоклассникам очень понравились наши загадки, ни одна из них не осталась нерешенной.

Чудо-открытки. Настоящим сюрпризом для ребят стали наши поздравительные открытки. Да, уроки труда не прошли даром…

Украшение кабинета. Заключительным этапом нашего праздника стало совместное украшение кабинета. Мы вместе развесили снежинки по стенам,

Финал

Праздник удался на славу! Ребята благодарили нас и не хотели отпускать. Ну, ничего, скоро увидимся!!!

31 декабря 2015

Для решения некоторых социальных проблем создаются социальные проекты, в рамках которых решаются различные вопросы. Но прежде чем рассматривать социальные проекты, необходимо определиться, что это. Какие особенности имеют те из них, что направлены на молодежь? Что вас интересует? Социальные проекты в школе, примеры их реализации? Или проекты, ориентированные на старших? Скажем, социальные проекты для молодежи, примеры уже их реализации?

Что такое социальный проект?

Под социальным проектом понимают четко сформулированную идею относительно определённой социальной проблемы или направленную на улучшение какого-то аспекта социальной жизни. Но кроме идеи, он должен предложить ещё пути её реализации, ответив на вопросы о том, когда будет реализован, где, в каких масштабах, кто будет главной целевой группой проекта. Поможет вам понять, что собой он представляет, пример социального проекта, который будет опубликован ниже. Также, кроме этих вопросов, необходимо решить вопрос финансирования (можно обойтись и без него, но будет сложно). Обычно путей финансирования 2: когда его финансируют участники проекта из своих собственных средств или спонсорство от субъекта с крупными финансовыми возможностями.

К социальным проектам относят предложения по реформированию системы социального обеспечения, социальной защиты, здравоохранения, преодоление последствий социальных и природных потрясений. Цели в таких проектах намечаются сразу и могут редактироваться только при достижении промежуточных результатов, чтобы иметь возможность оценивать эффективность деятельности. Если говорить про социальные проекты для молодежи, примеры их реализации, они не сильно отличаются в общей массе, но некоторые особенности есть (хотя можно сказать, что они общие в той или иной мере для всех проектов).

Какие особенности имеют проекты, направленные на молодежь?

Самая главная особенность - то, что они направлены исключительно на молодёжь и аспекты её жизни. При создании молодежного социального проекта необходимо учитывать популярные веяния, нужды, потенциальную аудиторию проекта. Следует детально описывать каждые конкретные ситуации, которые должны быть улучшены, а также все конкретные методы и их применение. Примеры школьных социальных проектов принципиально не отличаются.

Видео по теме

Чему должен соответствовать проект?

Проект должен соответствовать таким условиям:

  1. Должны отсутствовать противоречия в выдвигаемых идеях и способах реализации.
  2. Должна существовать возможность реализации в данных условиях.
  3. Должен создаваться на научной основе с применением научного метода во время проработки каждого этапа. Можно сказать про социальные проекты для школьников, примеры их должны уметь заинтересовать этих непоседливых ребят.
  4. Должен давать ответ на социальный заказ, который возник в обществе.
  5. План реализации должен быть эффективным и таким, что позволит достичь цели.
  6. Это должен быть социально-культурный проект, пример которого даже на стадии разработки сможет заинтересовать молодёжь.

Как необходимо оформлять социальный проект?

Что должно быть в проекте? Первоначально необходимо выбрать направление. В качестве области работы может быть выбрано здоровье, творчество, демографические вопросы, оздоровление, научная или культурная просвещенность, популяризация спорта или лучшего отношения к другим людям. После выбора направления следует определиться с целью: так, если была выбрана наука, то в качестве конкретной цели может быть популяризация радиоэлектроники, конструирования, физики, научного метода изучения, создание клуба логической мысли или астрономического кружка.

После определения целей необходимо задуматься о задачах - максимально сконцентрированных целях. Примером задач могут быть такие: привитие качеств, которые позволят трудным подросткам из группы риска обустроиться в жизни в качестве нормального гражданина, или помощь в определении места учебы/работы после окончания школы. Когда определено направление, цели и задачи, то следует обговорить план действий и сроки реализации, а также место, где все наработки будут получать жизнь. В плане действий должен содержаться максимально детализированный список действий, в котором будет указываться, что следует делать для достижения целей. Чтобы вы имели лучшее представление о том, что от вас требуется, можно ознакомиться с четырьмя социальными проектами для молодежи.

Далее будут идти примеры. Но хотя в них и написано, для чего они направлены (молодежь, сироты), их можно рассматривать как социальные проекты в школе. Примеры пускай будут и не очень масштабные, но позволят ознакомиться с номинальной составляющей. К работе желательно подключить школьного психолога.

Пример социального проекта для молодежи №1

Направление: супружеские взаимоотношения молодых людей.

Цель. Уменьшить количество людей, которые разводятся после пребывания в браке, путём подготовки и разъяснения обязанностей и прав будущих супругов.

  1. Объяснить, что такое брак, какие обязанности и права будут у каждого из супругов.
  2. Помочь распределить будущие обязанности сейчас, чтобы потом не возникало притирок.
  3. Помочь найти причины, почему молодые люди хотят вступить в брак, и определить, понимают ли они, что он значит.

Нужен поэтапный план, в котором расписаны все действия и их последовательность.

Срок реализации: бессрочно.

Место реализации: город такой-то.

Пример для молодежи №2

Направление: поддержка материнства и профилактика сиротства.

Цель: оказание благотворительной помощи отказникам и несовершеннолетним сироткам, которые проходят лечение в больнице.

  1. Привлечение общественного внимания к данной проблеме в связи с тем, что большинство людей не проинформированы про её существование.
  2. Сбор средств, материальной помощи, игрушек и лекарств, для передачи в больницу с последующим использованием для восстановления здоровья у отказников и несовершеннолетних сирот.
  3. Привлечение средств из государственного бюджета или из благотворительных фондов для улучшения отказников или сирот, которые пребывают в лечебных медицинских учреждениях.
  4. Обращение внимания на проблему детей без родителей с целью убеждения людей усыновлять детей.

Детально расписанный план, в котором описаны детали поиска средств и их передачи.

Место реализации: Детская областная больница города Самары.

Пример для молодежи №3

Пример социального проекта, подходящего для школы или молодежной компании.

Направление: социальная адаптация молодежи с врожденными недостатками и инвалидностью в университетах.

Цель: достижение социализации физически отличимых студентов.

  1. Содействие полноценности социализации участников проекта.
  2. Взаимодействие с организациями, которые осуществляют социальную защиту для таких людей.
  3. Помощь в социально-культурной жизни.
  4. Помощь, направленная на преодоление духовного и физического одиночества.
  5. Оказание влияния на формирование адекватного отношения в обществе к молодёжи с особенными потребностями.
  6. Создание условий, когда молодежь с особенными потребностями сможет спокойно заниматься творческой деятельностью.
  7. Реализация творческой реабилитации.
  8. Поиск, проверка и внедрение новых методов реабилитации.

Детальный план.

Срок реализации: бессрочно.

Место: университет такого-то города.

Социальные проекты для школьников, примеры их реализации могут отличаться - для них можно выбрать помощь детям-инвалидам, что обучаются в обычных школах.