Преемственность в работе доу и школы в условиях реализации фгос. Методическая разработка (подготовительная группа) на тему: Проект "Преемственность ДОУ и начальной школы"
2017-2018 учебный год
Проект: преемственность в работе детского сада и школы
«Скоро в школу»
Для старших дошкольников с ЗПР
Составитель проекта: учитель - дефектолог Климова Е.В.
Шлиссельбург
Паспорт проекта:
Участники:
- дети старшего возраста с ЗПР;
Воспитатели, учитель-дефектолог;
Учителя и ученики СОШ №1г.Шлиссельбурга
Вид проекта:
Долгосрочный 2017-2018 г.
Образовательный, тематический
Задачи и цели проекта
Проект имеет такие цели:
Формирование желания к обучению в школе;
Объяснение значимости труда школьного учителя;
Обогащение детей с ЗПР знаниями о профессии учителя и о школьном образовании.
В связи с целями можно выделить такие задачи:
Образовательная. У ребенка с ЗПР нужно сформировать и закрепить представления и знания о школе.
Развивающая. Необходимо развить интерес к школе, желание обучаться в ней. Детей знакомят с самой школой, объясняют им школьные понятия (урок, перемена и т. д.), приучают связно общаться.
Воспитательная. Ребенка учат уважать труд учителя, правильно вести себя в школе, воспитывают дисциплину.
Актуальность
Время обучения в детском саду пролетает быстро, малыши быстро растут, и вот уже не за горами первый школьный класс. Поступая в начальную школу, выпускникам ДОУ необходимо приспособиться к новым условиям. Адаптация к школе у всех происходит по-разному: одни с нетерпением ждут первого учебного дня, готовят рюкзаки и принадлежности, другие нервничают по поводу поступления в школу, а третьи вообще не хотят идти учиться.
Каждый ребенок относится к этому по-своему, тем не менее, привыкать к школе придется им всем. Чтобы помочь деткам привыкнуть к школьной жизни, был создан проект о преемственности школы и детского сада.
Введение:
Почему преемственность необходима?
Преемственность позволяет установить связи между смежными звеньями, чтобы в будущем последовательно решать задачи в воспитательно- обучающем процессе детей. Она предполагает передачу в школу детей с подходящим уровнем воспитанности и развития, который будет отвечать всем школьным требованиям, а также опирается на знания, качества и умения, ранее приобретенные дошкольниками.
Чтобы осуществить преемственность между садиком и школой, определяют подходящее содержание и воспитание детей, а также приемы, методы и формы для организации воспитания и обучения.
Чтобы обеспечить детям грамотную и комфортную адаптацию к школе, был создан проект «Преемственность работы детского сада и школы».
Детей нужно подготавливать к школьному обучению.
Насколько ребенок будет хорошо обучаться в школе, зависит от его физической и психологической подготовки. Федеральный образовательный стандарт предполагает создание условий для хорошей социализации ребенка, его развития в инициативном, познавательном и творческом планах. Для этого используются соответствующие возрасту виды деятельности. Нужно активировать процесс дошкольного воспитания и сформировать интерес к различным учебным дисциплинам.
Учебная деятельность потребует высокой внимательности, хорошей памяти, умения контролировать поведение, быть ответственным, дисциплинированным, организованным, самостоятельным и т. д.
Важно подготовить ребенка психологически, воспитывая в нем волю и нравственную основу. Моральные качества помогут влиться в школьный коллектив: он должен быть готов не только к занятиям, но и к социальной роли ученика, предполагающей новые обязанности и права.
Для более полного осуществления преемственности, которая достигается на основе проведения совместных мероприятий, совместной деятельности педагогов ДОУ и начальной школы, совместной подготовки педагогов ДОУ и учителей начальной школы к осуществлению преемственности, организации единого образовательного пространства, использования преемственных технологий, форм и методов обучения и воспитания и был разработан данный проект в соответствии с ФГОС.
Этапы проекта:
Подготовительный | Основной | Заключительный |
Мониторинг | Ознакомление детей с помещениями школы, учителями, учениками, формами и методами работы. | Продуктивная деятельность |
Беседы с детьми, о предстоящей деятельности | Организация совместного творческого вечера с элементами театрализации. | Ожидаемые результаты |
Анкетирование родителей | Уточнение и систематизация сведений детей об особенностях обучения в школе. Участие в мастер - классах. | Проведение заключительного мониторинга процесса адаптации детей с ЗПР к школе |
Заключение соглашения о совместной деятельности со школой | Формирование представлений детей о школе, как источнике знаний. | |
Составление совместного плана работы со школой над проектом | Участие детей в открытых занятиях для организации возможности продемонстрировать свои успехи в развитии и постижении программ ДОУ. |
Мониторинг №1: Опрос детей старшего дошкольного возраста «Готовность ребёнка к школе»
Хочешь ли ты идти в школу? | ||||||
*Имена детей зашифрованы под номерами.
Обследование идёт по десяти-бальной системе. Баллы складываются.
10 баллов - полный ответ, уверенность в знаниях
9 баллов - полный ответ, неуверенность в знаниях
8 баллов - полный ответ с небольшими недочётами, неуверенность в знаниях
7 баллов - полный ответ с незначительной помощью педагога
6 баллов - полный ответ по наводящим вопросам педагога
5 баллов - отвечает на часть вопроса самостоятельно
4 баллов - отвечает на часть вопросас незначительной помощью педагога
3 баллов - отвечает на часть вопроса по наводящим вопросам педагога
2 баллов - отвечает на часть вопроса, допустив множество ошибок
1 баллов - неверный ответ или отказ от ответа
Результаты мониторинга приведены в диаграммах
Мониторинг №2: Опрос детей старшего дошкольного возраста «Готовность ребёнка к школе» (составитель опросника: учитель-дефектолог Климова Е.В.)
Обследование психологической готовности детей к школе
Наблюдение за детьми в процессе продуктивной деятельности на занятиях и в самостоятельной игре.
Опросник «Готовность ребёнка к школе:
Хочешь ли ты идти в школу? | ||||||
Привлекает ли тебя в школе то, что ты там много узнаешь? | ||||||
Степень стеснительности ребёнка в присутствии незнакомых взрослых. | ||||||
Знает ли ребёнок свой адрес и название города, в котором он живет | ||||||
Знает ли ребёнок название страны и её столицы. | ||||||
Знает ли ребёнок имена и отчества своих родителей и месте их работы | ||||||
Знает ли ребёнок времена года, их последовательность и основные признаки | ||||||
Знает ли ребёнок названия месяцев, дней недели | ||||||
Знает ли ребёнок основные виды деревьев и цветов | ||||||
Знает ли ребёнок домашних и диких животных и их детёнышей | ||||||
ВЫВОД : в сентябре 2017 года был проведен мониторинг на начало проекта, можно сделать вывод, что среди старших дошкольников с ЗПР есть пробелы в знаниях времена года, названиях месяцев, недели, окружающего мира, виден низкий уровень психологической готовности и мотивации к обучению в школе.
В ноябре 2017 года мы провели промежуточный мониторинг, где мотивация детей к предстоящему обучению в школе существенно повысилась.
Анкетирование родителей: «Готовность ребёнка к школе» (составитель опросника: учитель - дефектолог Климова Е.В.)
Хочет ли ваш ребёнок в школу? | |||||||
Чувствуете ли вы, что Ваш ребёнок психологически готов к школе? | |||||||
Достаточно ли он самостоятельный? | |||||||
Развита ли у него волевая сфера? | |||||||
Готов ли Ваш ребёнок усидчиво заниматься 30 и более минут подряд? (например: собирать конструктор, раскрашивать) | |||||||
Поддерживаете ли Вы проект по преемственности детского сада и школы и готовы ли помогать педагогам? |
Ответы в форме: ДА=3, НЕТ=1, НЕ ЗНАЮ=2
Результаты анкетирования родителей:
ВЫВОД: На основе представленных данных можно с уверенностью сказать, что большинство родителей поддерживают проект по преемственности детского сада и школы и готовы помогать педагогам.
План совместных мероприятий по преемственности детского сада и школы
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад Золотой ключик» и МБОУ «ШСОШ №1» для детей с ЗПР (гр. «Карамельки») в рамках соглашения о сотрудничестве от 01.09.2017года.
Экскурсия детей ЗПР подготовительной подгруппы «Карамельки» по школе. Рабочее место ученика. (ноябрь)
Организация совместных праздников для учащихся начальной школы и гр. «Карамельки»- «Здравствуйте, дорогие гости» (декабрь)
День открытых дверей в школе. Мастер классы для дошкольников. (январь)
Открытое занятие в подготовительной подгруппе ЗПР (гр. Карамельки) для учителей начальной школы. (апрель)
Основной этап:
Реализация проекта:
Формы преемственных связей
Как можно осуществлять преемственные связи?
Чтобы подготовить детей к обучению, необходимо установить связи и сотрудничество между школой и детским садом. Знакомя дошкольников со школой, можно расширить у них представления о школе, развить желание и интерес учиться там.
Организовать работу с детьми по ФГОС можно разными способами:
Утренники, праздники, мероприятия, музыкально-литературные вечера;
Школьные экскурсии;
Организация выставок поделок и рисунков и т. д.
Связь между детьми с ЗПР и школьниками нужно поддерживать весь год.
Методы:
Игровой метод:
(дидактические игры, инсценировки, подвижные игры).
Словесный метод:
(чтение стихов; беседы;)
Практические методы:
(совместные действия, выполнение поручений)
Наглядный метод:
(показ, наблюдения, рассматривание, использование театров)
Принципы:
В основу игр заложены три основных принципа- интерес, познание, творчество.
Каких результатов мы ожидаем?
У детей будут сформированы представления о школе (об учениках, учительском труде и т. д.).
Знакомство со школьными принадлежностями: ребенок узнает, для чего нужны и как используются портфель, учебники, пенал, тетради, мел.
Сформированное желание обучаться в школе и стать учеником первого класса.
Появление интереса к обучению, его выражение через самостоятельные игры и рисунки.
Психологическая готовность учиться, соблюдать правила поведения и школьного распорядка, быть ответственным и самостоятельным.
Творческое выражение дошколят при подготовке и проведении общего открытого занятия.
Родители понимают важность психологической подготовки в период дошкольного возраста.
Заключение
Преемственность заложена в природе детского воспитания и обучения. Под ней понимается переход от одной ступени к другой, которая выражена в сохранении и изменении содержания и методов воспитательно-обучающих технологий.
Этот проект был разработан в соответствии с правилами ФГОС, чтобы качественно осуществить преемственность, которая будет достигнута на основе совместной подготовки и деятельности сотрудников ДОУ и учителей начальной школы, организации и использования общего образовательного пространства, методов и форм воспитания и обучения.
Я считаю, что процесс преемственности в обучении дошкольников и качественная подготовка каждого ребёнка необходимы для успешной адаптации детей с ЗПР в школе.
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155
2. Нищева Н.В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет). - СПБ ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2013. -560 С.
3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная
программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.
Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАЙКА - СИНТЕЗ, 2014.
Проблема адаптации первоклассников к новым условиям обучения отличается особенной актуальностью. Её изучению достаточно много внимания уделяют детские психологи, учителя, врачи и деятели науки. Изучив вопрос всесторонне, специалисты пришли к выводу, что одним из факторов, влияющих на успешность адаптации первоклассника в социуме, является преемственность в работе детского сада и школы.
Создание целостной образовательной среды
Время дошкольного детства является благоприятным периодом для формирования и развития основополагающих навыков и умений. Ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника является игровая. Развитие основных психических процессов - памяти, внимания, мышления, воображения - также происходит активно в период дошкольного возраста. При переходе из детского сада в школьное учреждение в организме и психологии ребёнка происходит перестройка. Переход от игры к связан с возникновением некоторых трудностей в восприятии ребёнком самого процесса обучения. Преемственность в работе детского сада и школы подразумевает создание особой, целостной образовательной среды между этими звеньями непрерывного образования в единой системе. Главная цель, преследуемая учебными учреждениями при организации такой единой образовательной среды, - это обоснованная выработка единого подхода к обучению и воспитанию.
Механизмы создания системы преемственности между учебными учреждениями
Прежде чем приступить к решению проблемы, обеспечивающей преемственность детского сада и школы, администрациям обоих учебных учреждений стоит заключить договор о сотрудничестве, на основе которого и будет осуществляться сам процесс. Учитывая разницу в специфике функционирования учебных заведений, стоит разработать совместный проект по созданию благоприятных условий при переходе из одной системы обучения в другую. Первым масштабным совместным мероприятием, обеспечивающим преемственность детского сада со школой, должен стать мониторинг адаптированности детей к разным условиям образовательной среды. Мониторинговое исследование начинается в период пребывания ребёнка в дошкольном учреждении и продолжается в школьном социуме. Комплекс совместных мероприятий специалистами обоих учреждений планируется с учётом первичных данных мониторинговых исследований.
Основные направления создания единого образовательного социума
При создании единого образовательного пространства необходимо учитывать ряд факторов, в первую очередь тот, что в системе должны быть задействованы все участники учебно-воспитательного процесса. Первым направлением создания системы единого социума между учебными учреждениями будет работа с педагогическими коллективами. Следующими будет работа непосредственно с дошкольниками и их семьями.
Основные задачи сотрудничества
Первой и главной задачей, стоящей перед педагогическими коллективами, является создание благоприятных условий для прохождения процесса перевода ребёнка из детского сада в школьное учебное учреждение. В последнее время возникает достаточно много разногласий по поводу структурных составляющих интеллектуальной готовности ребёнка к учёбному процессу, поэтому довольно актуальной задачей также является совместная работа по улучшению подготовки к обучению в школе шестилетних детей. При этом особый акцент делается на формирование у малышей интереса к школьной жизни. Помощь родителям в понимании их роли в сопровождении ребёнка на этапе перехода из одного учреждения в другое стоит ведущей задачей как перед работниками школы, так и перед педагогами детского сада.
Суть методической работы в обеспечении преемственности
Так как методическая работа планируется и проводится непосредственно с педагогическими работниками, то осуществляется она через проведение аналитических и практических мероприятий, совместных педагогических чтений, тематических педагогических гостиных. Тематика проведения планируется заранее, ориентировочными направлениями будут: «Преемственность детского сада и школы: трудности и перспективы», «Основные проблемы первоклассников в первые недели обучения». Целесообразно планирование и проведение взаимопосещения педагогами занятий и утренников. Это даст возможность учителям обратить внимание на имеющиеся трудности у малышей и спланировать будущую учебную деятельность с учётом уже выявленных проблем.
Сотрудничество образовательных учреждений с семьёй
Важную роль в организации сотрудничества семьи и учебного учреждения играет формирование представлений педагогов и родителей друг о друге. Восприятие воспитателей детьми несколько отличается от восприятия ими учителя, в силу специфики деятельности педагога. Преемственность детского сада и семьи в организации воспитательного воздействия на ребёнка начинается в момент поступления ребёнка в дошкольное учреждение. Воспитатель воспринимается малышом как вторая мама, при условии, что педагог владеет всеми необходимыми навыками эмпатии и профессиональными навыками. Следовательно, сами родители готовы прислушиваться к советам и рекомендациям воспитателя, выполнять их, обращаться за помощью при необходимости.Учитель начальных классов с первоклассником оказывается на некоторой дистанции, непонятной ребёнку, привыкшему к тому, что педагог - близкий человек и первый помощник. Правильно и вовремя перестроить восприятие ребёнком учителя - совместная задача членов семьи и сотрудников учебных учреждений. Реализуется это направление за счёт проведения общих родительских собраний, встреч родителей с будущими учителями, работы клубов для родителей. При условии профессионального проведения всех запланированных мероприятий преемственность детского сада и семьи максимально способствует формированию адекватной системы восприятия детьми школы и школьных педагогов.
Сопровождение воспитанников на этапе перехода
Главным направлением работы учебных учреждений, обеспечивающим полноценную преемственность в работе детского сада и школы, является работа с детьми. Реализуя это направление, педагоги ставят перед собой задачу расширить представление малышей о школе, школьной жизни, учебных занятиях, специфика которых несколько отличается от специфики проведения занятий в детском саду. Ребёнок при переходе на следующую ступень обучения под названием "школа" не должен ощущать, что он попадает в абсолютно новую для него среду, но продолжает находиться в единой системе "детский сад - начальная школа". Преемственность осуществляется за счёт проведения походов в школу с ознакомительной целью. Происходит знакомство воспитанников с Преемственность детского сада и начальной школы успешнее реализуется в тех учебных учреждениях, где воспитанники контактируют с учениками на игровых и развлекательных мероприятиях.Адаптационные занятия для семилеток в школе
Для ознакомления детей со спецификой школьной жизни и проведения вводных учебных занятий педагогами школ проводятся ознакомительные уроки для будущих первоклассников в течение некоторого времени перед поступлением в школу. Посещение малышами таких занятий, как показывает опыт, оказывает благоприятный эффект на формирование адаптивных процессов психики ребёнка. Дети, которые посещали адаптационные занятия в системе, легче воспринимают смену на учебную, быстрее адаптируются в новом коллективе. При этом они неплохо также справляются с новой ученика, позитивно воспринимают нового педагога. Преемственность детского сада и школы в этом случае реализуется за счёт совместного посещения школьных занятий воспитанниками совместно с воспитателем.
Школа будущего первоклассника
Дошкольные учреждения, со своей стороны, обеспечивают сопровождение выпускников на этапе перехода на новую ступень обучения, организуя работу "Школы будущего первоклассника". Такая школа функционирует в детском саду ориентировочно с октября по май месяц учебного года. На первое заседание, проходящее под тематикой «Детский сад - начальная школа: преемственность в работе» в обязательном порядке приглашаются учителя будущих первоклассников, где и происходит первое знакомство воспитателя, выпускающего детей, и учителя, принимающего малышей. Последующие заседания школы проводятся с учётом проведённой диагностики детей, анкетирования родителей. С результатами желательно ознакомить и будущих педагогов, тем самым обеспечивая преемственность детского сада и школы. План работы "Школы будущего первоклассника" составляется заранее и согласовывается с администрацией и педагогическими коллективами учебных учреждений.
Профилактика психосоматических расстройств
О благоприятном течении жизни в первую очередь говорит состояние его физического здоровья. Специалисты-медики констатируют рост нарушений здоровья и возникновения заболеваний именно в первый период после поступления ребёнка в первый класс. Это даёт основания предполагать психосоматическую основу таких расстройств, особенно в тех случаях, когда у ребёнка ранее симптомы заболевания не проявлялись. В тех учебных учреждениях, где педагогические коллективы всесторонне организовали преемственность детского сада и школы, психологи констатируют минимальное количество психосоматических нарушений здоровья у первоклассников. Следовательно, организация сотрудничества детского сада и школы с целью обеспечения преемственности в работе учебных учреждений помогает не только улучшить качество учебного процесса, но и сохранить физическое здоровье учеников.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №65»
Проект
«Организация преемственности детского сада и школы в условиях реализации ФГОС»
Чита 2016
Паспорт проекта
Наименование | Проект « Организация преемственности детского сада и школы в условиях реализации ФГОС» |
Дата принятия решения о разработке и утверждения | Решение совместного круглого стола МБДОУ №65 и СОШ №36 «Преемственность в работе школы и ДОУ над формированием метапредметных УУД» от 18.012016 года |
Заказчик |
|
Разработчики | заместитель заведующей по воспитательно-методической работе Сивова А.С., воспитатель Боязитова С.И, воспитатель Филатова Т.Ю., логопед Гроцкая Г.Г., муз. руководитель Лужанская Н.А. |
Цели | Цель: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования. |
Задачи |
|
Сроки, этапы | 1 этап: подготовительный – 1.02.2016-1.09.2016 2 этап: основной – 1.09.2016. – 1.05.2017 3 этап: аналитический – 1.05.2017. – 1.11.2017 |
Перечень мероприятий |
|
Финансирование | Осуществляется за счёт бюджетных и внебюджетных средств |
Ожидаемые результаты |
|
Управление | Заведующая МБДОУ №65, зам. зав. По ВМР МБДОУ №65, зам. дир. УВР СОШ №36 |
Пояснительная записка
Актуальность.
Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы.
Реализация новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного образования является важным этапом преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Но гораздо в большей степени успешная адаптация будущего первоклассника зависит от сформированных личностных качеств, навыков конструктивного общения. Иными словами, от развитых предпосылок социализации. Такие качества возможно сформировать только в условиях взаимодействия двух сред: детской школьной и детской дошкольной. При чём, передача социального опыта от взрослого к ребёнку здесь будет не так важна, как опыт межличностного взаимодействия школьников и дошкольников.
Традиционные формы организации преемственности (взаимные просмотры занятий, экскурсии в школу) не обеспечивают вышеуказанных требований или делают это частично.
В то же время, необходимо создать такую среду для ребёнка, которая представляла бы единое поле развития не только в детском саду, но и в семье.
Таким образом, цель - обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования.
Соответственно, задачи:
– скорректировать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования в условиях ФГОС;
– создать благоприятные условия для личностного развития ребенка и реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой деятельности к учебной посредством организации единой образовательной среды для воспитанников ДОУ и учеников начальной школы;
– разработать единую систему взаимодействия с родителями в соответствии с запросами социума;
– обеспечить условия для развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ и СОШ.
Требования Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:
- ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности.
- ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.
- ребёнок обладает развитым воображением, фантазией, творчеством и т.д.
- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика.
- ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, может следовать социальным нормам
- ребёнок проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования
Целевые ориентиры Программы не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Поэтому в данном случае мы оцениваем только условия, способствующие достижению целевых ориентиров.
Проект планируется реализовать в период с 1.02.2016 по 1.09.2017
Этапы проекта
1 этап: подготовительный – 1.02.2016-1.09.2016. На этом этапе планируется осуществить изучение сложившейся системы организации преемственности школы и детского сада, обнаружить проблемные поля. Подобрать инструментарий для осуществления мероприятий по решению поставленных задач, ознакомить с содержанием проекта необходимых участников образовательной деятельности.
2 этап: основной – 1.09.2016. – 1.05.2017. Включает весь перечень мероприятий с детьми школы и детского сада, их родителями и педагогами.
3 этап: аналитический – 1.05.2017. – 1.11.2017. Определяет проблемы и перспективы данного проекта, степень достижения результата, удовлетворённость участников образовательных отношений.
Этапы проекта предполагают действия и мероприятия по следующим направлениям:
1. Организация образовательной деятельности с детьми в старших и подготовительных группах с использованием современных педагогических технологий, обеспечивающих социализацию и условия для успешной адаптации детей в школе (мотивационные карты, портфолио и самопрезентация, детская проектная деятельность, интегрированные мероприятия «День в стенах школы», ИКТ и др.)
2. Создание единой системы сопровождения семьи посредством интерактивных форм, таких как Родительский клуб «За руку с семьёй», Родительский журнал «Дневник будущего первоклассника», дни открытых дверей в ДОУ и СОШ и т.д.
3. Организация постоянно действующего семинара-практикума совместно для педагогов ДОУ и СОШ и других
4. Создание условий для формирования у детей творческих способностей, инициативности и самостоятельности в РППС как предпосылок универсальных учебных действий.
Данные мероприятия могут осуществляться за счёт бюджетных и внебюджетных средств.
Ожидаемыми результатами проекта предполагается следующее:
– Достигнуто единство целей задач в соответствии с ФГОС НОО и ДО.
– Разработана взаимосвязанная система перехода детей от игровой деятельности к учебной, способствующая росту школьной адаптации.
– Существует эффективная модель взаимодействия с социумом, реализующая задачи преемственности ДОУ и СОШ.
– Усовершенствована совместная деятельность педагогов ОУ.
– Созданы условия для повышения качества образовательной деятельности посредством развитой материально-технической базы и РППС
Контроль за ходом реализации проекта осуществляют: заведующая МБДОУ №65, зам. зав. По ВМР МБДОУ №65, зам. дир. УВР СОШ №36.
Условия реализации проекта.
1. Штат специалистов.
Наличие в штате опытных специалистов (директор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, заведующая ДОУ, заместитель заведующей по воспитательно-методической работе, воспитатели, учителя начальной школы, медицинская сестра, педагог-психолог, логопед, музыкальные руководители).
2. Материальная база.
Наличие двух зданий – детского сада и школы.
Оборудование: компьютеры стационарные, ноутбуки, мультимедийный проектор, экраны, магнитофоны и пр. – созданы и реализуются условия для очного и дистанционного взаимодействия педагогов, родителей.
3. Развивающая предметно-пространственная среда.
В групповых организованы физкультурные уголки, уголки уединения, центры речевого и математического развития, театрализованной и игровой деятельности, краеведения, природные уголки, что способствует развитию творческих способностей и сенсорики у детей, созданию чувства уверенности в себе, что бесспорно положительно влияет на развитие личности ребенка. Имеется инструментарий для организации всех мероприятий проекта. В школе: актовый зал, спортивный зал, кабинет информатики, ритмики, музей, библиотека.
4. Здоровьесберегающая среда:
- соблюдение рационального режима дня, построенного с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их физической и умственной работоспособности. Рациональное построение режима дня создает комфортные условия пребывания детей в детском саду, а также природосообразный ритм жизни рождает привычку к регулярной смене разных видов деятельности, дисциплинирует детей, повышает их работоспособность, способствует нормальному физическому и психическому здоровью.
- обеспечение благоприятной гигиенической обстановки и условий для преобладания положительных эмоций у детей в ежедневном распорядке дня. При оптимизации санитарно-гигиенических условий отмечается улучшение состояния здоровья воспитанников. В детском саду поддерживается соответствующий требованиям СанПиНа воздушно-тепловой режим, искусственное и естественное освещение, рационально используется детская мебель, режим воспитательно-образовательного процесса. Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов обеспечивает безопасное экологическое пространство дошкольников.
- лечебно-профилактические мероприятия, проводимые в ДОУ, включают в себя проведение коррекционных упражнений в комплексах утренней гимнастики и физкультурных занятий с детьми всех возрастных групп.
- оптимальный двигательный режим, основанный на рациональном соотношении разных видов двигательной деятельности, который включает всю динамическую деятельность детей как организованную, так и самостоятельную.
- включение ребенка в систему коррекционных мероприятий с помощью средств музыки, что позволяет корректировать в целях развития и оздоровления ребенка конкретные дефекты речи, общедвигательного развития, психоэмоциональной сферы.
Новизна проекта заключается в особой интегрированной форме проведения образовательной деятельности с детьми в разновозрастных группах дошкольников и учеников, в которой центр смещён с результата и продукта деятельности на сам процесс.
Приведём пример: дети школы и детского сада участвуют в организации выставки рисунков и поделок: «Я и школа». Для этого не нужно собрать рисунки, нарисованные заранее и разместить на выставке, необходимо организовать совместное рисование с обсуждением детьми смысла и содержания картин, целей такой работы. Когда выставка уже создана, обсуждения проводятся одновременно в разновозрастной группе непосредственно во время совместной экскурсии к созданной галерее картин. В такую группу включается не только первоклассники, что принято традиционно, но и более старшие дети начальной школы. Это необходимо потому, как не у всех учеников 1 класса школьная адаптация проходит успешно. Это означает, что они не могут в достаточной мере передавать свой социальный опыт дошкольникам, а сами нуждаются в поддержке и сопровождении. Вместе с тем, по уровню развития дети из первых классов близки воспитанникам детского сада, поэтому в работу включаются и они, и более старшие дети начальной школы.
Также, от большинства подобных проектов, данный проект отличается тем, что вся образовательная деятельность с детьми имеет отражение в системе работы с родителями воспитанников детского сада и первых классов. Так, продолжая пример с выставкой, можно сказать, что с родителями не просто проводится беседа с просьбой принести рисунки – им необходимо присутствовать при создании картин, обсуждать их назначение, помогать детям эстетично разместить рисунки на выставке и показывать детям пример общения со старшими детьми начальной школы, педагогами.
В результате такой работы формируется коммуникативное пространство для участников образовательной деятельности. При этом мы не только готовим к школе воспитанников детского сада, но и детей и педагогов начальной школы их принять.
Таким образом, реализуется главный принцип развития детей – принцип деятельностного подхода, позволяющего не только познакомиться, посмотреть со стороны на школу, но и окунуться в её социальную среду (учить общаться, находить новых друзей, постигать смысл совместной работы и т.д.)
В настоящее время проект находится на подготовительном этапе: совместно с учителями начальной школы осуществляется поиск приемлемых форм организации образовательной деятельности, ведётся просветительская работа с родителями. Так же были апробированы некоторые новые формы работы с детьми: силами учеников начальной школы был показан спектакль для дошкольников, после которого была организована совместная творческая гостиная для всех детей. Также были проведены спортивные соревнования между школьниками и дошкольниками, в. которых приняли участие нетрадиционные смешанные команды, в каждой из которых были и дошкольники, и первоклассники. Так детям удалось получить массу положительных эмоций от совместного общения, учиться достигать общую цель. Разработка мероприятий основного этапа ведётся таким образом, чтобы охватить все виды детской деятельности и образовательные области согласно ФГОС. По окончании реализации проекта будет создана методическая база (литература, планы и разработки мероприятий, конспекты консультаций, практикумов, образовательной деятельности с детьми и др.), наработан новый опыт по организации преемственности ДОУ и СОШ. Всё это будет представлено педагогической общественности в рамках методического совета «Педагогический поиск» в 2017 году.
По результатам проекта планируется осуществить сравнительный мониторинг. Все мероприятия будут задействовать только одну из двух подготовительных групп. Вторая же остаётся контрольной, в ней мероприятия по преемственности организуются традиционно. На аналитическом этапе следует сравнить результаты школьной адаптации у детей этих групп.
Перечень основных мероприятий
мероприятие | ответственные | сроки |
||
Подготовительная работа |
||||
Изучение литературы и интернет-ресурсов, анализ сходных проектов и программ | февраль - март 2016 |
|||
Разработка и заполнение индивидуальных карт развития ребёнка, в которых прослеживаются предпосылки формирования УУД | Февраль - май 2016 |
|||
Составление плана мероприятий на основном этапе | зам. дир. По УВР СОШ и зам. зав по ВМР ДОУ | март-апрель 2016 |
||
Просветительская деятельность с родителями дошкольников и учеников начальной школы | Педагоги ДОУ и СОШ | февраль – август 2016 |
||
Разработка и корректировка конспектов конкретных мероприятий | зам. дир. По УВР СОШ и зам. зав по ВМР ДОУ, педагоги | |||
Разработка инструментария для проведения сравнительного мониторинга | зам. дир. По УВР СОШ и зам. зав по ВМР ДОУ | февраль-сентябрь 2016 |
||
Образовательная деятельность с детьми |
||||
Цикл экскурсий в школу дошкольников с детьми-волонтёрами из начальной школы | педагоги ДОУ и СОШ | сентябрь-ноябрь 2016 |
||
Логовикторина по сказкам для смешанных команд ДОУ И СОШ в школьном музее/библиотеке | логопеды ДОУ и СОШ, библиотекарь | октябрь 2016 |
||
Творческие гостиные: «В гостях у дошколят» , «День в стенах школы»- знакомство и взаимодействие дошкольников и их родителей с учителями и учениками начальной школы; | декабрь 2016 |
|||
Цикл тренингов «Вот такая школа!» - участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, отработка конструктивного общения в разновозрастных группах на базе СОШ | психологи ДОУ и СОШ | |||
Выставка рисунков и поделок «Я и школа» - создание поля для общения и достижения общей цели у детей ДОУ, СОШ, их родителей | родители и педагоги ДОУ и СОШ | январь 2017 |
||
Неделя «Я талантлив!» - встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада | родители и педагоги ДОУ и СОШ | сентябрь 2016 |
||
Совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников (не менее пяти) | педагоги и узкие специалисты ДОУ и СОШ | |||
Спектакли «Дюймовочка», «Теремок на новый лад» и др. участие в театрализованной деятельности и творческие вечера детей ДОУ, СОШ, их родителей; | родители и педагоги ДОУ и СОШ | февраль – май 2017 |
||
Посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе. | педагоги СОШ | январь – август 2017 |
||
Месяц проектов - совместная познавательно-исследовательская деятельность первоклассников и воспитанников ДОУ | зам. дир. По УВР СОШ и зам. зав по ВМР ДОУ, педагоги | |||
Создание единой системы сопровождения семьи |
||||
«Родительский клуб» за руку с семьёй с участием родителей первоклассников | педагоги ДОУ и СОШ | |||
Акция «Письма из школы» - пожелания и рекомендации от родителей учеников начальной школы родителям дошкольников. | родители учеников СОШ, педагоги СОШ | |||
Родительский журнал «Дневник будущего первоклассника» | родители детей подготовительных к школе групп, педагоги ДОУ | ежемесячно |
||
Участие родителей во всех мероприятиях с детьми | педагоги ДОУ и СОШ | в течение реализации проекта |
||
Родительская конференция с педагогами ДОУ и школы; | родители, педагоги ДОУ и СОШ | январь 2017 |
||
Дискуссионная встреча родителей дошкольников и первоклассников с узкими специалистами | узкие специалисты ДОУ И СОШ | февраль 2017 |
||
Индивидуальные консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями; | педагоги ДОУ и СОШ | по запросу |
||
дни открытых дверей в ДОУ и СОШ | педагоги ДОУ И СОШ | март 2017 |
||
анкетирование, тестирование родителей «Родительская «готовность» к школе» | психологи ДОУ и СОШ | |||
образовательно - игровые и психологические тренинги и практикумы для родителей | узкие специалисты ДОУ и СОШ | |||
Создание условий для развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ и СОШ |
||||
Семинар-практикум «Преемственность ДОУ и СОШ в условиях реализации ФГОС» с темами: | ||||
Педагогическая диагностика как инструмент планирования образовательной деятельности (ОД) |
||||
ОД в разновозрастных группах |
||||
Формирование УУД (4 мероприятия с отработкой практических методов и форм работы с детьми в соответствии с классификацией УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные) |
||||
Компетентный родитель – условие успешной адаптации ребёнка к школе |
||||
Сотрудничество с узкими специалистами в рамках организации преемственности ДОУ и СОШ |
||||
Открытые просмотры ОД в ДОУ, с привлечением ассистентов-родителей |
||||
Открытые просмотры уроков в СОШ с привлечением ассистентов родителей |
||||
Организация совместной культурно-досуговой деятельности с детьми и родителями |
||||
Обеспечение преемственности учебно-методических комплектов за счёт части ООП, формируемой сотрудниками организации | ||||
Участие во всех мероприятиях проекта | в ходе реализации проекта |
|||
Аналитическая деятельность |
||||
Сравнительный мониторинг по результатам школьной адаптации | зам. зав. по ВМР ДОУ и зам. дир. по УВР СОШ | октябрь 2017 |
||
Изучение итогов анкетирования родителей | май 2017 |
Сроки
Название | Ответственные |
|
Сентябрь | Спортивные соревнования между детьми подготовительных групп и первоклассниками | |||
Октябрь | ||||
Ноябрь | ||||
Декабрь | ||||
Январь | ||||
Февраль | ||||
Март | ||||
Апрель | ||||
Май |
Аннотация проекта.
Разработка проекта обусловлена необходимостью создания условий для перехода ребенка из детского сада в школу, который является важным этапом жизни, связан не только с изменением среды его развития, но и с соответствующими процессами самосознания, со столкновением с новыми проблемами, открытием в себе новых возможностей и т.д. Для одних детей — это ощущения выхода на новую жизненную ступень, другим внушает ностальгию по привычной жизни в детском саду, часто порождает стрессовые состояния. Поэтому очень важно, чтобы в дошкольном учреждении, начальной школе, в семье помогли ребенку осознать, что детский сад и школа есть звенья единой системы образования и воспитания. Решить проблемы преемственности возможно лишь тогда, когда будет реализована единая линия развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, только тогда две ступени образования будут действовать в тесной взаимосвязи. В концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) преемственность рассматривается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы образования: целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребенка. Все это возможно при условии соблюдения принципа преемственности дошкольного и начального звеньев образования.
Паспорт проекта
Название проекта:
Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни
Автор проекта:
Павлова Светлана Александровна – заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Тип проекта:
- практико-ориентированный, внедренческий (по способу деятельности)
- управленческий (по содержанию)
- непосредственный (по характеру координации)
- длительный (по продолжительности выполнения)
- свобода выбора
- свобода общения
- научность
- толерантность
Методы:
- исследовательский
- частично-поисковый
База реализации проекта: Макеевская общеобразовательная школа I-III ст. № 93 с дошкольным подразделением.
Творение человека - высшее напряжение всех духовных сил. Это и жизненная мудрость, и мастерство, и искусство.
В. Сухомлинский
Нормативно – правовая база
- Закон «Об образовании» от 19 июня 2015 года (Постановление №I-233П-НС)
- Государственный образовательный стандарт начального общего образования на 2015-2017 гг.
- Программы Начального общего образования для общеобразовательных организаций.
- Письмо №3517 от 20.08.2015 г. “Про методические рекомендации”
- Государственный образовательный стандарт дошкольного образования на 2015-2017 гг.
- Типовая образовательная программа дошкольного образования “От рождения до школы”
Актуальность проекта
На современном этапе развития системы образования, в основе которой заложен гуманистический подход к организации педагогического процесса, одной из актуальных проблем является обеспечение преемственности в обучении и воспитании детей. Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» подчеркивает, что именно преемственность — одно из необходимых условий непрерывного образования, которая обеспечивает единство цели, содержания, методов, форм обучения с учетом возрастных особенностей детей в смежных звеньях образования. Исследование проблемы преемственности между дошкольными и начальными звеньями образования имеют глубокие историко — педагогическое корни. Они свидетельствуют, что всегда правомерным был вопрос преемственности между начальными и дошкольными образовательными ступенями, где она выступала основным условием функционирования подготовки детей к школе, а подготовка — важнейшим условием практического обеспечения преемственности в содержании, методах и организации учебно-воспитательной работы дошкольного и школьного звеньев образования.
Цель проекта:
- Создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.
- Обеспечение системы непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.
- Организация благоприятных условий в детском саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.
- Формирование устойчивой мотивации каждого ребенка к школьной жизни.
Задания проекта:
- Найти пути обновления и совершенствования системы дошкольного и начального образования.
- Направить самостоятельную и самообразовательную деятельности на решение проблемы преемственности и перспективности в обучении и воспитании дошкольников и младших школьников.
- Усовершенствовать психологические, развивающие, воспитательные и дидактические принципы осуществления преемственности и перспективности.
- Обеспечить систематический анализ имеющихся трудностей в работе воспитателей ДОУ и учителей начальных классов, создать систему коррекционных мероприятий деятельности.
Психолого – педагогическое сопровождение проекта
Цель: создание условий для максимального личностного развития и обучения ребенка в рамках социально — педагогической среды.
Задания: психологизация среды, в частности повышение общей психологической культуры педагогов, родителей и других взрослых, которые рядом с детьми.
Гипотеза
Реализация проекта «Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни» позволит улучшить подготовку детей к школе, успешно адаптировать первоклассников в школе, обеспечить сохранение здоровья, эмоционального благополучия, способствовать развитию индивидуальности личности, создать равные стартовые возможности для всех детей 6-летнего возраста, позволить решить проблемы преемственности и привлечь родителей к сотрудничеству с педагогами.
Направления преемственности дошкольного и начального образования
Реализация направлений осуществляется по следующим связям:
Психологическая связь:
- изучение особенностей развития детей на переходном этапе;
- определение специфики перехода от игровой к учебной деятельности;
- обеспечение психологизация учебно-воспитательного процесса как условия формирования личности на двух уровнях.
Методическая связь:
- взаимное ознакомление с методами и формами учебно-воспитательной работы в старшей группе и в 1-м классе учебного заведения;
- обеспечение преемственности согласно методов и приемов работы с детьми по развитию речи, математике, ознакомлению с окружающим миром, физического, эстетического, социального воспитания.
Практическая связь:
- предварительное знакомство учителей со своими будущими учениками;
- кураторство воспитателями своих бывших воспитанников;
- формы взаимодействия педагогических коллективов: семинары, семинары-практикумы, тренинги (педагогического общения, коммуникативных умений), совместная работа психолога с учителями и воспитателями дошкольных групп);
- система посещения учителями старших групп, наблюдение за деятельностью детей на занятиях и вне их; беседы с детьми и их воспитателями; создание школы будущего первоклассника; организация совместных концертов, спортивных соревнований; ремонт и изготовление игрушек детьми и тому подобное.
Преемственность дошкольного и начального образования является многоаспектной категорией, обладающей сложным строением и широким спектром функций.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап
- Изучение контингента будущих первоклассников (изучение особенностей воспитанников дошкольного подразделения МОШ № 93).
- Проведение диагностических исследований для определения направлений работы с детьми.
- Подборка методических рекомендаций для учителей, психолога для определения направления работы с детьми в преодолении дезадаптации.
- Привлечение воспитателей, учителей, родителей к работе с будущими первоклассниками.
2. Основной этап
2.1. Подготовительная работа с детьми
- Диагностика готовности к школьному обучению.
- Знакомство детей с будущими учителями и классами, где они будут учиться (экскурсии).
- Коррекционно — развивающие занятия с детьми «День школы в детском саду».
- Проведение открытых занятий воспитателями дошкольного подразделения учебного учреждения.
— Организация открытых уроков в 1-х классах учителями начальной школы
— Индивидуальная и групповая работа психолога и логопеда с детьми старшего дошкольного возраста.
— Совместное проведение праздников и развлечений.
— Проведение бинарных уроков и занятий с участием учителя и воспитателя.
— Кружковая работа с детьми старших групп.
— Обобщенные курсы «Психологическая тропинка» и «Год до школы» для старших дошкольников.
— Занятия с элементами сказкотерапии «Лесная школа» для первоклассников.
— Музыкотерапевтическая педагогика «ПеснеЗнайка».
2.2. Работа с родителями
- Психолого — консультативная служба для родителей будущих первоклассников. Работа родительского всеобуча «Сегодня ребенок — завтра школьник».
- Родительское собрание «Подготовка к школе. Ознакомление с содержанием программы «От рождения к школе » и новыми образовательными стандартами.
- Лектории: «Готовность детей к обучению в школе», «Критерии подготовки ребенка к школе», «Психологическая готовность детей к школе.
- Семейные проекты «Экомир моей семьи», «В кругу дружной семьи», «Взаимодействие семьи и учреждения по укреплению духовного и физического здоровья детей», «Папа, мама и я — счастливая семья».
- Дни открытых дверей.
- Психологический консультпункт для родителей детей будущих первоклассников.
2.3. Работа с педагогическим персоналом
- Педагогический совет «Преемственность в работе детского сада и школы, как условие обеспечения личностно-ориентированного подхода к образовательно — воспитательному процессу».
- Творческая группа «Преемственность — залог успеха».
- Педчтения «Изучение и анализ программ дошкольного учреждения и начальной школы».
- Заседание «круглого стола» «Будущий первоклассник» (консолидация усилий воспитателей, педагогов, семьи по улучшению всестороннего воспитания и обучения).
- Семинар — практикум «Психологическая готовность ребенка к школе». Обмен мнениями. Анализ и обсуждение уроков в школе и занятий в детском саду.
3. Обобщающе — аналитический этап
3.1. Исследование уровня влияния проекта на процесс адаптации первоклассников.
3.2. Диаграмма — сравнение количества детей с проблемами в адаптации, которые посещали сад при МОШ №93 с дошкольным подразделением и тех, кто не воспитывались в данном заведении.
3.3. Подведение итогов реализации проекта, создание рекомендацій.
4. Коррекционный этап:
4.1. Мониторинг успешности реализации проекта.
4.2. Коррекция выявленных недостатков.
4.3. Проведение психолого-педагогических консультаций с участниками проекта для внесения коректив в работе (ответственные члены творческой группы, психолог)
4.4. Проведение методических оперативок для оказания помощи воспитателям, учителям, родителям, другим участникам проекта по практической реализации рекомендаций.
И получить сертификат к аттестации ?
Цель проекта:
предупреждение и преодоление трудностей поступления в детский сад и при переходе из ясельной и младшей групп в среднюю в другом ДОУ, сохранение здоровья и эмоционального благополучия воспитанников.
Описание
Проект «Преемственность. Ясли – сад»
Гермогенова Е.В., зам. дир. по УВР Гимназия №56 г.
Санкт -
Петербург
,
педагог - психолог;
Григорьева И.П., заведующая ГБДОУ №92
Петроградского района, Санкт-Петребург
«От того, как будет чувствовать себя ребенок,
поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,
что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям»
В. А. Сухомлинский.
Одной из первостепенных задач руководителя стоит организация процесса адаптации к новым условиям всех участников процесса.
Каждый новый период в жизни человека сопровождается новыми трудностями и переживаниями. Особенно остро такие трудности переживают дети. Для ребенка, который привык играть дома непростой оказывается ситуация поступления в детский сад, в нашем случае в ясельную или младшую группу детского сада.
Ситуация поступления в детский сад оказывается нелёгкой и для родителей. Именно поэтому основная работа по успешной адаптации ребёнка в новых условиях ведётся с родителями. Одни без особых проблем приходят в детский сад, для других проблема адаптации остаётся актуальной. Для наиболее эффективного решения этих проблем специалистами Дошкольного отделения Гимназии №56 и специалистами ГБДОУ №92 был разработан проект «Преемственность. Ясли – сад»
Цель проекта
:
предупреждение и преодоление трудностей поступления в детский сад и при переходе из ясельной и младшей групп в среднюю в другом ДОУ, сохранение здоровья и эмоционального благополучия воспитанников.
Задачи проекта:
1.
Обеспечить воспитанникам эмоциональный комфорт в новых условиях.
2.
Помочь воспитателям найти правильные пути и способы работы с адаптирующимися в новых условиях воспитанниками.
3.
Разработать пути коррекции проблем дезадаптации.
4.
Информировать родителей о проблемах адаптации детей и особенностях того или иного возрастного периода. Оказывать психологическую помощь и поддержку.
5.
Повышать уровень профессиональной компетентности воспитателей, педагогической компетентности родителей.
Преемственность
– связь между явлениями в процессе развития, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы
.
(Большой энциклопедический словарь, СПб, 1999г.)
Осуществление преемственности помогает выработать единые подходы в обучении и воспитании, обеспечивает сохранение имеющихся традиций. Несоблюдение правила преемственности в общей системе дидактических принципов обучения и воспитания часто становится причиной дезадаптации , а, следовательно, ухудшения здоровья воспитанника и педагога.
Проект предполагает взаимодействие сотрудников дошкольных образовательных учреждений (руководителей, методистов, воспитателей, психологов). Проект базируется на основных принципах гуманистической психологии и педагогики и ориентирован на тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Проект содержит в себе систему информирования всех участников образовательного процесса в виде буклетов
:
·
Для воспитателей
·
Для родителей.
Кто осуществляет преемственность?
Преемственность в обучении, воспитании, развитии ребенка осуществляют:
·
воспитатели детского сада;
·
специалисты;
·
родители.
Нет смысла говорить о психологических особенностях раннего и младшего дошкольного возраста, так как перед нами коллеги, которые не только теоретически, но и практически знакомы с ними. На педагогов, которые работают в яслях, приходится период кризиса трёх лет. Как справится с ним? Как помочь родителям? И здесь на помощь приходит взаимодействие с коллегами, и абсолютно неважно из какого дошкольного учреждения эти коллеги.
Дети, посещающие ясли приходят в детский сад уже более адаптированные, чем их сверстники, пришедшие в детский сад впервые.
Нами было проведено исследование с целью изучения того, какими хотят видеть воспитатели своих будущих воспитанников, пришедших из ясельных и младших групп детского сада.
Изначально мы думали, что педагоги будут говорить о развитии внимания, памяти, мышления (наглядно-образного). Но выяснилось, что педагогов больше всего волнует уровень развития речи, навыков самообслуживания и социализации. Некоторые воспитанники ГБДОУ №92 попадают в Дошкольное отделение Гимназии №56, и мы наблюдаем достаточно высокий уровень развития воспитанников. Главное, что дети, которых мы наблюдаем, эмоционально благополучны и готовы с интересом и желанием познавать мир дальше. Именно поэтому мы разработали данный проект, проект взаимодействия, проект дружбы двух учреждений.
Важный аспект – работа с родителями!
В ГБДОУ №92 этот пласт освоен, и родители при переходе на новую ступень являются подготовленными. Система индивидуального консультирования до поступления в детский сад, работа «Родительского клуба», информационные буклеты помогают повышать педагогическую компетенцию родителей.
Компетентность родителя – это сложное индивидуально-психологическое образование, возникающее на основе интеграции опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых личностных качеств, обусловливающее его готовность к реализации воспитательной функции (Костылева Н.Е.). Компетентность родителя выражает «единство его теоретической и практической готовности к осуществлению родительской деятельности». Как интегративное личностное образование она основывается на ряде компетенций, проявляющихся в знаниях и опыте в определенной области. Совокупность компетенций, обеспечивающих готовность к реализации воспитательной функции, составляет основу родительской компетентности. Быть компетентным родителем – значит уметь мобилизовать в конкретной ситуации воспитания собственного ребенка имеющиеся воспитательные компетенции.
Родительская компетентность базируется на ключевых и сопутствующих компетенциях (Е.В. Бондаревская). К ключевым компетенциям относятся те, которые имеют универсальное значение и могут быть использованы в различных видах деятельности при решении множества воспитательных задач. Сопутствующие – те, которые являются дополнительными, позволяющими углубленно решать отдельные задачи личностного развития, отражающие индивидуальные интересы и пристрастия родителей, индивидуальные возможности детей.
Становление родительской компетентности – сложный и динамичный процесс, осуществляемый как в ходе семейного самообразования, так и при непосредственном содействии педагогов образовательных учреждений.
Именно поэтому были разработаны данные блоки проекта.
Работа с родителями.
·
Первая беседа.
·
Информационные буклеты.
·
Родительский клуб «Поддержка» на базе Дошкольного отделения Гимназии №56.
·
Консультативное сопровождение.
·
Анкетирование «Адаптация».
В данном проекте отражена работа с педагогами и воспитанниками.
Работа с педагогами
·
Консультации специалистов.
·
Семинары «Адаптация», «Трудный ребёнок», «Работа с родителями», «Трансформация игры» (на базе Дошкольного отделения Гимназии №56).
·
Круглые столы и консилиумы.
·
Информационные буклеты.
Работа с воспитанниками
·
Индивидуальная и групповая совместная деятельность по программам ФГТ.
·
Ведение «Дневника воспитанника», в дальнейшем «Карта индивидуального сопровождения».
·
Мониторинг эмоционального благополучия воспитанников.
Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам
Вебинары , курсы повышения квалификации , профессиональная переподготовка и профессиональное обучение . Низкие цены. Более 7900 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.
доклад преемственность ясли сад и компетенции родителей.doc
«От того, как будет чувствовать себя ребенок,
поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,
что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям»
В. А. Сухомлинский.
Одной из первостепенных задач руководителя стоит организация процесса адаптации к новым условиям всех участников процесса.
Каждый новый период в жизни человека сопровождается новыми трудностями и переживаниями. Особенно остро такие трудности переживают дети. Для ребенка, который привык играть дома непростой оказывается ситуация поступления в детский сад, в нашем случае в ясельную или младшую группу детского сада.
Ситуация поступления в детский сад оказывается нелёгкой и для родителей. Именно поэтому основная работа по успешной адаптации ребёнка в новых условиях ведётся с родителями. Одни без особых проблем приходят в детский сад, для других проблема адаптации остаётся актуальной. Для наиболее эффективного решения этих проблем специалистами Дошкольного отделения Гимназии №56 и специалистами ГБДОУ №92 был разработан проект «Преемственность. Ясли – сад»
Цель проекта :
предупреждение и преодоление трудностей поступления в детский сад и при переходе из ясельной и младшей групп в среднюю в другом ДОУ, сохранение здоровья и эмоционального благополучия воспитанников.
Задачи проекта:
Обеспечить воспитанникам эмоциональный комфорт в новых условиях.
Помочь воспитателям найти правильные пути и способы работы с адаптирующимися в новых условиях воспитанниками.
Разработать пути коррекции проблем дезадаптации.
Информировать родителей о проблемах адаптации детей и особенностях того или иного возрастного периода. Оказывать психологическую помощь и поддержку.
Повышать уровень профессиональной компетентности воспитателей, педагогической компетентности родителей.
Преемственность – связь между явлениями в процессе развития, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы .
(Большой энциклопедический словарь, СПб, 1999г.)
Осуществление преемственности помогает выработать единые подходы в обучении и воспитании, обеспечивает сохранение имеющихся традиций. Несоблюдение правила преемственности в общей системе дидактических принципов обучения и воспитания часто становится причиной дезадаптации , а, следовательно, ухудшения здоровья воспитанника и педагога.
Проект предполагает взаимодействие сотрудников дошкольных образовательных учреждений (руководителей, методистов, воспитателей, психологов). Проект базируется на основных принципах гуманистической психологии и педагогики и ориентирована на тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Проект содержит в себе систему информирования всех участников образовательного процесса в виде буклетов :
Для воспитателей
Для родителей.
Кто осуществляет преемственность?
Преемственность в обучении, воспитании, развитии ребенка осуществляют:
воспитатели детского сада;
специалисты;
родители.
Нет смысла говорить о психологических особенностях раннего и младшего дошкольного возраста, так как перед нами коллеги, которые не только теоретически, но и практически знакомы с ними. На педагогов, которые работают в яслях приходится период кризиса трёх лет. Как справится с ним? Как помочь родителям? И здесь на помощь приходит взаимодействие с коллегами, и абсолютно неважно из какого дошкольного учреждения эти коллеги.
Дети, посещающие ясли приходят в детский сад уже более адаптированные, чем их сверстники, пришедшие в детский сад впервые.
Нами было проведено исследование с целью изучения того, какими хотят видеть воспитатели своих будущих воспитанников, пришедших из ясельных и младших групп детского сада.
Изначально мы думали, что педагоги будут говорить о развитии внимания, памяти, мышления (наглядно-образного). Но выяснилось, что педагогов больше всего волнует уровень развития речи, навыков самообслуживания и социализации. Некоторые воспитанники ГБДОУ №92 попадают в Дошкольное отделение Гимназии №56, и мы наблюдаем достаточно высокий уровень развития воспитанников. Главное, что дети, которых мы наблюдаем, эмоционально благополучны и готовы с интересом и желанием познавать мир дальше. Именно поэтому мы разработали данный проект, проект взаимодействия, проект дружбы двух учреждений.
Важный аспект – работа с родителями! В ГБДОУ №92 этот пласт освоен, и родители при переходе на новую ступень являются подготовленными. Система индивидуального консультирования до поступления в детский сад, работа «Родительского клуба», информационные буклеты помогают повышать педагогическую компетенцию родителей.
Проблема становления психолого-педагогической компетентности родителей является одной из наиболее актуальных в системе отечественного дошкольного образования. Многочисленными нормативными и концептуальными документами родители признаются полноправными субъектами педагогического процесса. Несмотря на это, реализация воспитательной функции семьи осуществляется малоэффективно в связи с низким уровнем психолого-педагогической компетентности родителей.
Компетентность родителя – это сложное индивидуально-психологическое образование, возникающее на основе интеграции опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых личностных качеств, обусловливающее его готовность к реализации воспитательной функции (Костылева Н.Е.). Компетентность родителя выражает «единство его теоретической и практической готовности к осуществлению родительской деятельности». Как интегративное личностное образование она основывается на ряде компетенций, проявляю-щихся в знаниях и опыте в определенной области. Совокупность компетенций, обеспечивающих готовность к реализации воспитательной функции, составляет основу родительской компетентности. Быть компетентным родителем – значит уметь мобилизовать в конкретной ситуации воспитания собственного ребенка имеющиеся воспитательные компетенции.
Родительская компетентность базируется на ключевых и сопутствующих компетенциях (Е.В. Бондаревская). К ключевым компетенциям относятся те, которые имеют универсальное значение и могут быть использованы в различных видах деятельности при решении множества воспитательных задач. Сопутствующие – те, которые являются дополнительными, позволяющими углубленно решать отдельные задачи личностного развития, отражающие индивидуальные интересы и пристрастия родителей, индивидуальные возможности детей.
Становление родительской компетентности – сложный и динамичный процесс, осуществляемый как в ходе семейного самообразования, так и при непосредственном содействии педагогов образовательных учреждений.
Именно поэтому были разработаны данные блоки проекта.
Работа с родителями.
Первая беседа.
Информационные буклеты.
Родительский клуб «Поддержка» на базе Дошкольного отделения Гимназии №56.