Вакцинация червонская.  книга г. п. червонской "прививки: мифы и реальность"


Ольга Храповицкая , 24 мая 2013

Встреча с вирусологом Галиной Петровной Червонской на тему «Проблемы вакцинологии»

7 апреля 2013 года Русское Общественное Движение «Возрождение. Золотой Век » провело встречу с вирусологом Галиной Петровной Червонской на тему «Проблемы вакцинологии».
Галина Петровна Червонская – вирусолог с многолетним опытом работы, независимый эксперт в области вакцинологии, учёный-практик, автор более 100 научных статей, основной исполнитель двух изобретений (1984, 1986), автор четырёх монографий: «Прививки. Мифы и реальность. Основы вакцинологии» (2002, 2003, 2004); «Календарь прививок – ошибка медицины ХХ века. Основы вакцинологии» (2006, 2008, 2011); «Обилие поствакцинальных осложнений как причина детской инвалидности» (2007); «Вакцинация без диагностики – профанация в борьбе с инфекционными болезнями. Основы вакцинологии» (2011); соавтор трёх монографий: «Вакцинопрофилактика и права человека» (РНКБ РАН, 1994); «Введение в биоэтику» (1998); «Биоэтика: принципы, правила, проблемы» (1998).

В прошлом принимала непосредственное участие в изготовлении первых серий вакцины против вируса полиомиелита отечественного производства, привлекала внимание к вопросам контроля качества вакцин и их безопасности. Является разработчиком уникальной биологической модели «культуры клеток» – метода, который необходим для проверки качества изготовляемый вакцин, их эффективности и безопасности.

Она внесла большой вклад в создание современной российской законодательной базы в области здравоохранения: в 1993-1998 гг. принимала участие в разработке законов о здравоохранении РФ – «Основы законодательства об охране здоровья граждан» (1993), «О лекарственных средствах» (1998).

Но главный её труд в этой области – закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней » (1998), благодаря которому у родителей есть законное право на отказ от вакцинации , на медицинское обследование перед профилактическими прививками (статья 5). Врачей этот закон обязывает давать полную и объективную информацию о необходимости проведения профилактических прививок, в частности предупреждать перед вакцинацией о возможности возникновения поствакцинальных осложнений и проинформировать о возможности отказа от вакцинации (статья 5). Статья 11 этого закона гласит, что детей могут прививать только с согласия родителей .

Галина Петровна выступает за грамотный подход к вакцинопрофилактике, за индивидуальный подход к вакцинации каждого конкретного ребёнка, против единого календаря прививок «для всех подряд», за контроль качества вакцин.



Последние 15 лет, занимаясь преподавательско-просветительской деятельностью, она активно передает свои знания молодежи, не только медикам и биологам, но и всем тем, кто хочет получить исчерпывающую информацию по вопросам вакцинологии, чтобы в дальнейшем они могли принимать осознанное и добровольное решение при любой прививке как профилактическом медицинском вмешательстве в индивидуальную и неповторимую природу человека.

Встреча с Галиной Петровной была организована нашим Движением впервые, несмотря на то, что участники Русского Общественного Движения «Возрождение. Золотой Век » уже давно поднимают проблему вреда прививок и массовой вакцинации в нашей стране, проводят мероприятия просветительского характера [1 , 2 , 3 , 4 , 5 , 6 , 7 ], публикуют статьи на эту тему 1 , 2 , 3 , 4 , 5 , 6 ].

Эта встреча объединила единомышленников – в уютном теремке музея Константина Васильева собрались люди, заинтересованные в том, чтобы их дети росли здоровыми, чтобы у России было будущее, чтобы повысить свою грамотность в вопросах вакцинологии, лучше знать свои права и то, как их грамотно отстаивать.

Галина Петровна была рада видеть среди слушателей молодёжь и многодетных родителей. Она отметила, что со времени начала её просветительской деятельности многое изменилось – молодёжь стала более интеллектуально развитой и грамотной в вопросах вакцинологии, расширилось понимание, выросла осознанность в подходе к своему здоровью и здоровью детей. И когда на этой встрече задавались грамотные вопросы, она отвечала на них с большой радостью.

Своё выступление она начала с представления, она рассказала о своём становлении как специалиста в области вирусологии, о своей практической деятельности. Далее перешла к тому, что охарактеризовала существующие вакцины национального календаря прививок, представив их состав и особенности, а именно живых, инактивированных (убитых) и генно-модифицированных – антибактериальных и противовирусных вакцин – чтобы мы хорошо это понимали.



Например, необходимо знать, что во все живые противовирусные вакцины входят антибиотики, а в состав всех инактивированных антибактериальных вакцин входят: в качестве инактиватора – канцероген формалин, в качестве консерванта ртутьорганическая соль (мертиолят/тиомерозаль), которая даже более токсична, чем сама ртуть, и гидроокись алюминия. БЦЖ и БЦЖ-М (антибактериальная живая вакцина против туберкулёза) – самая страшная вакцина, которая нарушает всю иммунную систему в организме родившегося ребёнка. Все противовирусные вакцины (против краснухи, паротита, свинки, кори и т.д.), входящие в календарь прививок – живые, за исключением вакцины против гриппа и полиомиелита, которые могут быть как живыми, так и инактивированными.

В ходе встречи Галина Петровна рассказала о своей позиции по многим проблемам в системе здравоохранения, подняла множество вопросов и существующих противоречий, развеяла некоторые мифы, связанные с вакцинацией, выразила свои пожелания и предостережения молодым родителям.

Отвечая на вопросы слушателей, рассказала про существующие осложнения на реакцию Манту и Диаскинтест, предложив использовать в качестве альтернативы инвитро-тест (in vitro) на определение микобактерий туберкулёза в организме. В отличие от использующихся повсеместно реакции Манту и Диаскинтеста, когда в организм человека вводится масса чужеродных опасных веществ, инвитро-тест безопасен, так как в этом случае ничего не вводится в организм, наоборот, из организма человека лишь берётся слюна (или кровь) для исследования. Этот тест более точный – микобактерии определяются «от одной штуки до 10». К тому же возможна ложноположительная реакция Манту и Диаскинтеста в случае, если ребёнок вакцинирован в роддоме.

Ещё одна из существующих проблем – это вакцинация детей в роддоме , в частности, в первые часы жизни ребёнка – против гепатита В, которая проводится у нас с 1996 года. По неофициальной статистике неонатальные смерти происходят в роддомах в первые 24-72 часа от рождения – до 15-16 тысяч ежегодно. Официально это списывается на синдром внезапной детской смерти. Галина Петровна обратила внимание, что согласно новому календарю прививок (Приказ № 51н от 31 января 2011 г . «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям»), в роддомах теперь не должны вакцинировать против гепатита В всех подряд, вакцинация проводится только детей от гепатит-положительной мамы. Но врачи продолжают по-прежнему вакцинировать, поэтому от родителей нужен бдительный контроль соблюдения этого положения.

Массовые прививки, без диагностики , без предварительного обследования иммунной системы (составление иммунограммы, выявление общего иммунного статуса) – это преступление перед народом России. У каждого человека своя генетика и особенности иммунной системы, которые должны быть выявлены, чтобы принимать обоснованное решение о целесообразности вторжения в неё. Поэтому вакцинация не может быть массовой. У всех разная восприимчивость к тем или иным вирусам – единицы заболевают полиомиелитом, дифтерией, туберкулёзом и т.д. Например, заболеть полиомиелитом может из тысячи человек – один, туберкулёзом – один на 100 человек, дифтерией и гриппом 10-15 процентов.

Вакцинация – это всегда большой риск, и потому он должен быть обоснован для каждого конкретного ребёнка. Врачи должны об этом предупреждать родителей и делать всё возможное, чтобы минимизировать этот риск.

На детях России сегодня проводятся эксперименты при изучении безопасности новых вакцин , чему есть множество подтверждений. К нам в страну завозятся вакцины низкого качества, не проверенные, не прошедшие необходимых тестов на подтверждение их безопасности и эффективности. Например, из Франции, где ежегодно более 15 тысяч человек судятся по поствакцинальным осложнениям.

Стоит задуматься также и над тем, что в нашей стране создана система экономического стимулирования медицинских работников за своевременное проведение и достижение высокого уровня охвата профилактическими прививками, доплаты за 100%-ный охват. В то время как сами врачи зачастую не прививаются и не прививают своих детей, потому что они понимают, какой это риск.

Таким образом, возникает множество вопросов, чтобы мы задали их сначала себе, а потом и тем, кто за это ответственен, например:

Почему у нас до сих пор не существует официальной статистики поствакцинальных осложнений?! А также статистики, которая бы выявляла зависимость смертности от прививания/не прививания той или иной вакциной. И только по проведённым частным исследованиям было доказано, что, например, вакцина против туберкулёза никак не влияет на уровень смертности от туберкулёза.

Каким образом и на каком основании прививки у нас разрабатываются за полгода и входят в оборот, в то время как они должны разрабатываться и исследоваться 5-7 лет? Почему применяются вакцины, по которым не проведены все необходимые тесты и исследования их безопасности и эффективности?

Почему объявляются эпидемии и вспышки только тех инфекционных болезней, против которых сделаны вакцины? В то время как существует множество инфекционных болезней, против которых нет вакцин, и никакие эпидемии по ним не объявляются.

И многие другие вопросы.

Напрашивается вывод, что вакцинация – это и эксперимент над нашими детьми и один из методов незримого геноцида русского народа. Только у нас в России проводится такое большое количество прививок в первые часы жизни ребёнка и далее регулярно, согласно календарю прививок, не давая полноценно сформироваться иммунной системе ребёнка.

В новой книге Червонской Г.П. «Вакцинация без диагностики – профанация в борьбе с инфекционными болезнями»* собран обширный фактический материал по вопросам вакцинации, письма родителей, материалы врачей, специалистов, законодательные акты, касающиеся иммунопрофилактики.



В этой монографии аргументировано доказывается необходимость иммунодиагностики до и после проведения прививки и индивидуального подхода к вакцинации ; даются ответы на вопросы:

* «Какие существуют аргументы «за» и «против» прививок?»
* «Как юридически грамотно отстоять свои права и права своего ребёнка при отказе от прививки?»
* «Каковы возможные последствия вакцинации без соответствующей предварительной иммунодиагностики?»
* «Какие права имеют родители согласно российскому законодательству о здравоохранении?»

По словам Галины Петровны, эта встреча одна из последних. Мы благодарны Галине Петровне за то, что она уделила нам время, встретилась с нами и ответила на наши вопросы, поделилась своими знаниями и опытом борьбы за здоровье детей России!

Мы надеемся, что эта встреча будет полезной многим людям, как пришедшим на неё, так и тем, кого не оставляют равнодушными поднятые на встрече проблемы.



Участники Движения со своей стороны намерены и дальше информировать родителей о существующих угрозах здоровью их детей, о мерах предосторожности и методах борьбы с этими угрозами. Для этих целей создан сайт, посвященный проблемам вакцинации, где можно найти информацию об истории вакцин, ссылки на законодательство, разрешающее принятие добровольного решения о вакцинации, и многое другое: http://privivke.net
* Книга, привезённая на встречу ограниченным количеством экземпляров, быстро разошлась. Желающие приобрести книгу Червонской Г.П. «Вакцинация без диагностики – профанация в борьбе с инфекционными болезнями» в самое ближайшее время могут приобрести её (по невысокой цене 300 руб.) 25-го мая по адресу: м. Ботанический сад, ул. Сельскохозяйственная, д.24, ДК им Луначарского, с 15-00 до 16-00.

* Дополнительная информация :

Паразитическая Система. Вакцинация - http://genocid.net/news_section.php?sid=4

" " - так называется книга - вирусолога, кандидата биологических наук, члена Российского Национального комитета по биоэтике Российской Академии Наук (РАН) и Международного общества по правам человека. В своей книге она обобщает научно-практические данные отечественных и зарубежных специалистов, а также многолетние собственные исследования, освещающие тему прививок с той стороны, которую официальная медицина пытается замалчивать.

Оказывается, в среде врачей самого разного уровня и профиля существует огромное количество противников вакцинации вообще, противников массовости этого медицинского вмешательства, и противников вакцинации новорожденных детей. В книге приводятся многочисленные доказательства вреда, наносимого прививками. После прочтения книги остается только удивляться такому осторожному названию. Не было бы преувеличением назвать книгу по-другому: «Прививки - один из факторов самоуничтожения человечества». Всей книги в этой статье не пересказать. Кто заинтересуется подробностями, тот найдет книгу и прочитает, хотя её тираж всего-навсего 1000 экземпляров. Для тех, кто не сможет найти эту книгу, в статье приводятся короткие, но достаточно впечатляющие фрагменты.

Лекции о "подводных камнях" проведения вакцинации в странах мира и в, частности, в России. Беседу ведет Г. П. - вирусолог, член РАН по биоэтике и сотрудник международного общества по правам человека. Как специалист иммунологии, она раскрывает факты, о которых Вам вряд ли расскажет врач в больнице или преподаватель из техникума.

В фильме также рассказывается о страшных последствиях вакцин. Анализируется состав вакцин (соли ртути, формальдегид и алюминий), возможные поствакцинарные осложнения. Приводятся факты, позволяющие взглянуть на другую сторону прививочной "медали".

В нашей стране сложилась преступная традиция вакцинировать всех подряд, что приводит к плачевным результатам (здоровые дети стали уже казуистикой), 80-85% детей заболевших , оказываются "правильно и своевременно" привитыми.

Тоже не хочет "ликвидироваться", несмотря на прививки вакциной. Приводятся удивительные данные по разным странам, данные из документов для служебного пользования и прочие мало известные факты. Лекции проходили в г. Липецк. Производство телекомпании "РУСЬ. Владимир Суздаль".

Галина Петровна Червонская - вирусолог с многолетним стажем.

Начала свою научно-практическую деятельность еще будучи студенткой в лаборатории особо опасных инфекций, переименованную в ИНСТИТУТ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПОЛИОМИЕЛИТА АМН СССР, теперь - ИНСТИТУТ ПОЛИОМИЕЛИТА И ВИРУСНЫХ ЭНЦЕФАЛИТОВ (ИПВЭ) РАМН им. Академика М.П. Чумакова - создателя этого института. Здесь, освоив методы „культурной вирусологии“, принимала непосредственное участие в изготовлении первых серий отечественного варианта вакцины против вирусов полиомиелита (по первичной технологии д-ра Сейбина), а также в разработке во внедрении в нашей стране уникальной биологической модели - КУЛЬТУРЫ КЛЕТОК. Позже Галина Петровна защитила диссертацию по проблемам хронических вирусных инфекций в ИНСТИТУТЕ ЭПИДЕМИОЛОГИИ И МИКРОБИОЛОГИИ (ИЭМ) им. Академика Н.Ф.Гамалеи АМН СССР. Затем 12 лет проработала в ГосНИИ стандартизации и контроля (ГНИИСКе) медицинских биологических препаратов им. Л.А.Тарасевича Минздрава СССР, где делала все возможное для совершенствования безнадежно устаревших методов оценки безопасности вакцин, используемых массово в детской практике здравоохранения.

Галина Петровна - автор более 70-и научных статей, нескольких методических разработок, утвержденных Минздравом СССР и Федеральным центром Госсанэпиднадзора Минздрава России (1982,1991,1999). Методические инструкции посвящены использованию КУЛЬТУРЫ КЛЕТОК в качестве альтернативной биологической модели, заменяющей экспериментальных животных, помогающей получать более достоверные сведения о безопасности лекарственных препаратов, среди них - вакцин, а также пищепродуктов, косметических средств, изделий медицинского значения и др.

Червонская является основным исполнителем двух изобретений (1984, 1986) и соавтором трех монографий:

ВАКЦИНОПРОФИЛАКТИКА И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА (1994),

ВВЕДЕНИЕ В БИОЭТИКУ (1998),

БИОЭТИКА: принципы, правила, проблемы (1998).

Галина Петровна принимала участие в разработке законов о здравоохранении РФ - „Основы законодательства об охране здоровья граждан " (1993), "О лекарственных средствах " (1998), но главный ее труд в этой области - закон "ОБ ИММУНОПРОФИЛАКТИКЕ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ" (1998). Кроме того, Комитетом судебно-медицинской экспертизы Департамента здравоохранения г. Москвы Галина Петровна Червонская постоянно приглашается в качестве специалиста - эксперта по проблемам поствакцинальных осложнений.

Сейчас Галина Петровна продолжает научно-практическую работу вирусолога, являясь одновременно членом Российского Национального комитета по биоэтике (РНКБ) РАН и Международного общества, прав человека (МОПЧ). Занимаясь преподавательско-просветительской деятельностью, она активно передает свои знания молодежи, не только медикам и биологам, но и всем тем, кто хочет получить исчерпывающую информацию по вопросам вакцинологии , чтобы принимать осознанное и добровольное решение на любую прививку как профилактическом медицинском вмешательстве в индивидуальную и неповторимую природу каждого из нас. Именно с этой целью книга написана языком научно-популярной литературы, дабы пробудить интерес разных слоев граждан нашей страны, действительно озабоченных сохранением здоровья детей России, к этой неоднозначной проблеме, находящейся на стыке многих дисциплин и не только практической медицины.

Посвящаю дочери Е. А. Советовой

с глубокой благодарностью за помощь,

поддержку и великое терпение, а также

памяти мужа, профессора-физиолога А. Н. Советова.

Задача представляемого обзора по основам вакцинологии заключается в том, чтобы сориентировать грамотного молодого читателя в "джунглях" этой многогранной медико-биологической дисциплины. Понятно, что для этого необходима литература не только специального научного содержания и доступная по форме изложения, но и достаточно информативно-популярная.

Иммунопрофилактика - прививки - рассматривается здесь, во-первых, как один из разделов комплексной науки - вакцинологии, во-вторых, с позиций разных дисциплин не только медицины, что позволяет оценить массовое медицинское профилактическое вмешательство в природу человека как серьезную не только иммунологическую, общебиологическую, но и социальную, экологическую и правовую проблему.

Мы намеренно не останавливаемся на значимости иммунологии в целом и не представляем ее разделы, используя, вместе с тем, ключевые положения в контексте вакцинологии, поскольку за последние 25 лет иммунологическим вопросам посвящены многочисленные монографии и учебные пособия как отечественных, так и зарубежных авторов.

Напомним лишь, что иммунология за последние четверть века стала одним из распространённых предметов, а её принципы применяются во многих медико-биологических дисциплинах, в клинических исследованиях.

Парадокс же заключается в том, что, стремительно развиваясь, новая иммунология (основанная на современных подходах), взращенная на классической старой - "прививочной", - не привнесла ни теоретических, ни практических достижений в иммунологию инфекционных болезней, в раздел вакцинологии. Наряду с этим, понятие "свое" и "чужое", являясь неотъемлемой частью успехов в признании "не моего я" - от генетики до экологии человека, от неонатологии - до детской онкологии и т. д относится прежде всего, к насильственному ("декретированному") поступлению в организм ребенка антигенов ("АНТИГЕНОВ"! - против генов человека) - чужеродных белков - вакцин.

Для того чтобы содержание разделов (лекций) отвечало требованиям также и учебного пособия, по каждому из них составлен список справочной специальной литературы. В него включены и старые классические работы, имеющие непосредственное отношение к вакцинологии, однако, незаслуженно забытые "новыми" инфекционистами и эпидемиологами, не сделавшими и не вложившими, между тем, ничего нового в развитие этих дисциплин. И чем дальше шло время, тем все более искажалась правда о предназначении вакцин и "спасении человечества от инфекционных болезней с помощью только вакцинации", об изначальной направленности Расширенной программы иммунизации (РПИ) ВОЗ… Наряду с этим, как известно, "в нацию входят не только человеческие поколения, но также камни церквей, дворцов и усадеб, старые рукописи и книги… нужно услышать эти камни, прочесть истлевшие страницы… " (Н. Бердяев, "Философия неравенства").

В монографии представлены публикации последних 10–15 лет, значимые, с нашей точки зрения, для здоровья современных детей. Использована и некоторая часть современной научно-популярной литературы, выгодно отличающаяся по глубине информации от отечественных специальных журналов по микробиологии и эпидемиологии. Имеются в виду такие научно-популярные издания как "Знание - сила", "Химия и жизнь", "Человек", "Косметика и медицина" и ряд других.

Предполагается, что изложенный материал о лекарственных профилактических биопрепаратах - вакцинах может принести пользу не только узкоквалифицированным специалистам, клиницистам и исследователям, сталкивающимся в своей работе с разнохарактерными иммунопатологическими процессами и клеточной патологией. Хочется надеяться, что он привлечет внимание преподавателей медицинских институтов, а также части думающей молодежи, которая, не ограничиваясь рамками учебников и скудной информацией о том, что и как "положено по приказу Минздрава", стремится овладеть знаниями, предназначенными в нашей стране, как правило, исключительно для медиков.

Неспециалисты в этой области, не владеющие профильными медицинскими знаниями, получают информацию исключительно о "положительных" моментах прививок. Вместе с тем, накоплен огромный материал о негативных последствиях - побочном действии вакцин, поскольку любая вакцина "неизбежно небезопасна".

Закладки

ОБ АВТОРЕ ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ВАКЦИНОЛОГИЮ I.1. Предисловие к Закону "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" Обращение к Президенту Российской Федерации Б. Н. Ельцину I. 3. ВАКЦИНОЛОГИЯ - наука о лекарственных профилактических биопрепаратах - вакцинах 1.4. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ВАКЦИНОПРОФИЛАКТИКИ: реальность и мифы ОТ ЗАВЕТОВ ДЖЕННЕРА ДО "ДЬЯВОЛЬСКОГО УПОРСТВА ВОЗ" (31)… 1.5. ИСТОРИКО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА О ПРОБЛЕМАХ ПРИВИВОК ЛИТЕРАТУРА к РАЗДЕЛУ I РАЗДЕЛ II. ХАРАКТЕРИСТИКА ВАКЦИН II. 1. РАЗНОВИДНОСТИ ВАКЦИН КОМПЛЕКСНО-АССОЦИИРОВАННЫЕ ВАКЦИНЫ II. 2. ОБ ОПАСНОСТИ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ВАКЦИН С какой целью добавляют ртутьорганическую соль в некоторые отечественные "биопрепараты"? ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА ПРИЛОЖЕНИЕ К РАЗДЕЛУ II ПРИЛОЖЕНИЕ II.1 ПРИЛОЖЕНИЕ II. 2 ПРИЛОЖЕНИЕ II. 3 ПРИЛОЖЕНИЕ II. 4. Запрещение производства мертиолята в Европе ПРИЛОЖЕНИЕ II. 5 РАЗДЕЛ III. КАК ИЗБЕЖАТЬ ВРАЧЕБНЫХ ОШИБОК ПРИ ИММУНОПРОФИЛАКТИКЕ III. 1. ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ ВАКЦИН - - - Условия и техника проведения прививок III. 2. Соблюдение новых медицинских противопоказаний при желании родителей III. 3. ДИАГНОСТИКА - ГАРАНТИЯ МИНИМАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И МАКСИМАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВАКЦИН III.3.1. ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К ВАКЦИНАЦИИ - ИММУНОДЕФИЦИТЫ III.3.2. ПЕРВИЧНЫЕ - ВРОЖДЕННЫЕ ИММУНОДЕФИЦИТЫ III.3.3. ВТОРИЧНЫЕ - ПРИОБРЕТЕННЫЕ ИММУНОДЕФИЦИТЫ III.3.4. КАРТА ПЕРВИЧНОГО ИММУННОГО СТАТУСА ЧЕЛОВЕКА III.3.5. ХАРАКТЕРИСТИКА ИММУНГЛОБУЛИНОВ - АНТИТЕЛ III.3.6. КРАТКОЕ ПОВТОРЕНИЕ ДАВНО ИЗВЕСТНОГО ОБ ИММУНИТЕТЕ… - - - III.4. УСПЕХ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ВАКЦИН - В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПЕРЕОРИЕНТАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ РАЗДЕЛ IV. К ПРОБЛЕМАМ ДЕТСКОЙ ЭКОПАТОЛОГИИ: МАССОВАЯ ВАКЦИНАЦИЯ - ФАКТОР РИСКА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА IV.1. ПОСТВАКЦИНАЛЬНЫЕ ОСЛОЖНЕНИЯ: ЯТРОГЕННАЯ ПАТОЛОГИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ IV.1.3. Реакция Манту - ложноположительная диагностика IV.4. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ О ПОРЯДКЕ ВЫПЛАТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций гражданам при возникновении у них ПОСТВАЦИНАЛЬНЫХ ОСЛОЖНЕНИЙ IV.4.1 IV.4.2 ПОРЯДОК выплаты государственных единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций гражданам при возникновении у них поствакцинальных осложнений ПРИЛОЖЕНИЕ IV.1 РАЗДЕЛ V. БИОЭТИКА В ВАКЦИНОЛОГИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Главного государственного санитарного врача по г. Москве ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ: ПИСЬМА СПЕЦИАЛИСТОВ Письмо онкоиммунолога Письмо фтизиатра ИЗ КЛИНИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ АКУШЕРОВ-ГИНЕКОЛОГОВ Родителям XXI века… Всё население нашей страны - в длительном хроническом эксперименте ФАКТОРЫ РИСКА СПИДа - последствия "величайшего медицинского открытия" ПОСЛЕДНИЙ КОММЕНТАРИЙ

Галина Петровна Червонская - вирусолог с многолетним стажем.

Начала свою научно-практическую деятельность еще будучи студенткой в лаборатории особо опасных инфекций, переименованную в ИНСТИТУТ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПОЛИОМИЕЛИТА АМН СССР, теперь - ИНСТИТУТ ПОЛИОМИЕЛИТА И ВИРУСНЫХ ЭНЦЕФАЛИТОВ (ИПВЭ) РАМН им. Академика М.П. Чумакова - создателя этого института. Здесь, освоив методы „культурной вирусологии“, принимала непосредственное участие в изготовлении первых серий отечественного варианта вакцины против вирусов полиомиелита (по первичной технологии д-ра Сейбина), а также в разработке во внедрении в нашей стране уникальной биологической модели - КУЛЬТУРЫ КЛЕТОК. Позже Галина Петровна защитила диссертацию по проблемам хронических вирусных инфекций в ИНСТИТУТЕ ЭПИДЕМИОЛОГИИ И МИКРОБИОЛОГИИ (ИЭМ) им. Академика Н.Ф.Гамалеи АМН СССР. Затем 12 лет проработала в ГосНИИ стандартизации и контроля (ГНИИСКе) медицинских биологических препаратов им. Л.А.Тарасевича Минздрава СССР, где делала все возможное для совершенствования безнадежно устаревших методов оценки безопасности вакцин, используемых массово в детской практике здравоохранения.

Галина Петровна - автор более 70-и научных статей, нескольких методических разработок, утвержденных Минздравом СССР и Федеральным центром Госсанэпиднадзора Минздрава России (1982,1991,1999). Методические инструкции посвящены использованию КУЛЬТУРЫ КЛЕТОК в качестве альтернативной биологической модели, заменяющей экспериментальных животных, помогающей получать более достоверные сведения о безопасности лекарственных препаратов, среди них - вакцин, а также пищепродуктов, косметических средств, изделий медицинского значения и др.

Червонская является основным исполнителем двух изобретений (1984, 1986) и соавтором трех монографий:

ВАКЦИНОПРОФИЛАКТИКА И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА (1994),

ВВЕДЕНИЕ В БИОЭТИКУ (1998),

БИОЭТИКА: принципы, правила, проблемы (1998).

Галина Петровна принимала участие в разработке законов о здравоохранении РФ - „Основы законодательства об охране здоровья граждан " (1993), "О лекарственных средствах " (1998), но главный ее труд в этой области - закон "ОБ ИММУНОПРОФИЛАКТИКЕ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ" (1998). Кроме того, Комитетом судебно-медицинской экспертизы Департамента здравоохранения г. Москвы Галина Петровна Червонская постоянно приглашается в качестве специалиста - эксперта по проблемам поствакцинальных осложнений.

Сейчас Галина Петровна продолжает научно-практическую работу вирусолога, являясь одновременно членом Российского Национального комитета по биоэтике (РНКБ) РАН и Международного общества, прав человека (МОПЧ). Занимаясь преподавательско-просветительской деятельностью, она активно передает свои знания молодежи, не только медикам и биологам, но и всем тем, кто хочет получить исчерпывающую информацию по вопросам вакцинологии , чтобы принимать осознанное и добровольное решение на любую прививку как профилактическом медицинском вмешательстве в индивидуальную и неповторимую природу каждого из нас. Именно с этой целью книга написана языком научно-популярной литературы, дабы пробудить интерес разных слоев граждан нашей страны, действительно озабоченных сохранением здоровья детей России, к этой неоднозначной проблеме, находящейся на стыке многих дисциплин и не только практической медицины.

Посвящаю дочери Е. А. Советовой

с глубокой благодарностью за помощь,

поддержку и великое терпение, а также

памяти мужа, профессора-физиолога А. Н. Советова.

Задача представляемого обзора по основам вакцинологии заключается в том, чтобы сориентировать грамотного молодого читателя в "джунглях" этой многогранной медико-биологической дисциплины. Понятно, что для этого необходима литература не только специального научного содержания и доступная по форме изложения, но и достаточно информативно-популярная.

Иммунопрофилактика - прививки - рассматривается здесь, во-первых, как один из разделов комплексной науки - вакцинологии, во-вторых, с позиций разных дисциплин не только медицины, что позволяет оценить массовое медицинское профилактическое вмешательство в природу человека как серьезную не только иммунологическую, общебиологическую, но и социальную, экологическую и правовую проблему.

Мы намеренно не останавливаемся на значимости иммунологии в целом и не представляем ее разделы, используя, вместе с тем, ключевые положения в контексте вакцинологии, поскольку за последние 25 лет иммунологическим вопросам посвящены многочисленные монографии и учебные пособия как отечественных, так и зарубежных авторов.

Напомним лишь, что иммунология за последние четверть века стала одним из распространённых предметов, а её принципы применяются во многих медико-биологических дисциплинах, в клинических исследованиях.

Парадокс же заключается в том, что, стремительно развиваясь, новая иммунология (основанная на современных подходах), взращенная на классической старой - "прививочной", - не привнесла ни теоретических, ни практических достижений в иммунологию инфекционных болезней, в раздел вакцинологии. Наряду с этим, понятие "свое" и "чужое", являясь неотъемлемой частью успехов в признании "не моего я" - от генетики до экологии человека, от неонатологии - до детской онкологии и т. д относится прежде всего, к насильственному ("декретированному") поступлению в организм ребенка антигенов ("АНТИГЕНОВ"! - против генов человека) - чужеродных белков - вакцин.

Для того чтобы содержание разделов (лекций) отвечало требованиям также и учебного пособия, по каждому из них составлен список справочной специальной литературы. В него включены и старые классические работы, имеющие непосредственное отношение к вакцинологии, однако, незаслуженно забытые "новыми" инфекционистами и эпидемиологами, не сделавшими и не вложившими, между тем, ничего нового в развитие этих дисциплин. И чем дальше шло время, тем все более искажалась правда о предназначении вакцин и "спасении человечества от инфекционных болезней с помощью только вакцинации", об изначальной направленности Расширенной программы иммунизации (РПИ) ВОЗ… Наряду с этим, как известно, "в нацию входят не только человеческие поколения, но также камни церквей, дворцов и усадеб, старые рукописи и книги… нужно услышать эти камни, прочесть истлевшие страницы… " (Н. Бердяев, "Философия неравенства").

В монографии представлены публикации последних 10–15 лет, значимые, с нашей точки зрения, для здоровья современных детей. Использована и некоторая часть современной научно-популярной литературы, выгодно отличающаяся по глубине информации от отечественных специальных журналов по микробиологии и эпидемиологии. Имеются в виду такие научно-популярные издания как "Знание - сила", "Химия и жизнь", "Человек", "Косметика и медицина" и ряд других.

Предполагается, что изложенный материал о лекарственных профилактических биопрепаратах - вакцинах может принести пользу не только узкоквалифицированным специалистам, клиницистам и исследователям, сталкивающимся в своей работе с разнохарактерными иммунопатологическими процессами и клеточной патологией. Хочется надеяться, что он привлечет внимание преподавателей медицинских институтов, а также части думающей молодежи, которая, не ограничиваясь рамками учебников и скудной информацией о том, что и как "положено по приказу Минздрава", стремится овладеть знаниями, предназначенными в нашей стране, как правило, исключительно для медиков.

Неспециалисты в этой области, не владеющие профильными медицинскими знаниями, получают информацию исключительно о "положительных" моментах прививок. Вместе с тем, накоплен огромный материал о негативных последствиях - побочном действии вакцин, поскольку любая вакцина "неизбежно небезопасна".

Информированное, осознанно-добровольное согласие на любое медицинское вмешательство - основа существующих требований, предъявляемых к охране здоровья человека и к правовым взаимоотношениям между гражданином и органами здравоохранения Российской Федерации. В частности, гражданам России "не возбраняется знать", а медицинские работники обязаны информировать не только о помощи прививок, но и о возможных поствакцинальных осложнениях - "на языке, доступном гражданину". По этому принципу должна быть составлена информация в "листовке-вкладыше" к любому лекарственному средству, следовательно, и к вакцинам: "с краткой характеристикой препарата (частью регистрационного сертификата), изложенной на языке, понятном потребителю", - уведомляют нас отечественные работники Минздрава в Вестнике "Медицина для Вас" (№ 18, сентябрь 1996).

Знания не приходят сами собой, а специальные вопросы всегда отличаются сложностью и требуют разъяснений.

Хочется надеяться, что монография как научно-популярное пособие поможет "расшифровке" многообразия языка прививок.

Граждане должны знать, осознанно и добровольно принимать или не принимать этот вид медицинской помощи, что предусмотрено теперь и Законом РФ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (1998), полный текст которого представлен в разделе 1. В этом документе узаконена "Социальная защита граждан при возникновении поствакцинальных осложнений" (гл. V, ст. 18–21), т.е. наконец-то признана возможность возникновения поствакцинальных осложнений и у российских детей.

В представляемой серии материалов речь идёт в основном о вакцинах, используемых в детской практике здравоохранения - с новорождённости (БЦЖ - против туберкулеза) - до юношеского возраста (см. Национальный календарь прививок). Поэтому все материалы по вакцинологии используются во взаимосвязи со здоровьем современных детей в новых экологических условиях, характерных для последних пятидесяти лет, с учётом "потенциальной опасности прививок, проводимых с детства до юношеского возраста" (1), а также с вопросами "предупреждения в детском возрасте состояний, приводящих к заболеваниям у взрослых" (2).


I. 4. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ВАКЦИНОПРОФИЛАКТИКИ: реальность и мифы ________22
График заболеваемости туберкулезом детей ___34
^ I. 5. ИСТОРИКО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА О ПРОБЛЕМАХ ПРИВИВОК _________35
ЛИТЕРАТУРА к РАЗДЕЛУ I _____________________________________________________39

К ПРИЛОЖЕНИЮ II. 2. Ответы специалистов, работающих в области изготовления и контроля АКДС-«вакцины», на вопрос: с какой целью вводится мертиолят в эту «вакцину» и прочие её модификации?________________________________________________________69
ПРИЛОЖЕНИЕ II. 3. Об использовании мертиолята в качестве консерванта для АКДС_ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ II. 4. Запрещение производства мертиолята в Европе________________ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ II. 5__________________________________________________________ 72
ЛИТЕРАТУРА к РАЗДЕЛУ II

III.1. ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ ВА КЦИН __________________________73
^ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ БЦЖ, АКДС ____________________________74
ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ ВАКЦИН: против полиомиелита, гепат ита __81
ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ ВАКЦИН: гемофильной, против дифтерии, о бщие __________________________________________________________________________83
III. 2. СОБЛЮДЕНИЕ НОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ при желании родителей вакцинировать «детей с различными хроническими заболеваниями» __________86
III. З. ДИАГНОСТИКА - гарантия минимальной безопасности и максимальной эффективн ости вакцин ____________________________________________________________________90
III. 3. 1. Противопоказания к вакцинации - иммунодефициты __________________________ 92
III. 3. 2. Первичные - врождённые иммунодефициты _________________________________93
ТАБЛИЦА III.1.Первичные иммунодефициты______________________________________ 94
III . 3. 3. Вторичные - приобретённые иммунодефициты_______________________________ 96
^ III. 3. 4. КАРТА ПЕРВИЧНОГО ИММУННОГО СТАТУСА ЧЕЛОВ ЕКА _______________99
III . 3. 5. Характеристика ИММУНОГЛОБУЛИНОВ – АНТИТЕЛ _____________________100
^ ТАБЛИЦА III.2 . КАРТА ПЕРВИЧНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ИММУННОГО СТАТУСА ЧЕЛОВЕКА_____________________________________________________________________102
III. 3. 6. К ^ РАТКОЕ ПОВТОРЕНИЕ ДАВНО ИЗВЕСТНОГО ОБ ИММУНИТЕТЕ ________103
ТАБЛИЦА III. 3. СЕРТИФИКАТ, подтверждающий наличие защиты от инфекционных б олезней _______________________________________________________________________105
____________________________106
^ ТАБЛИЦА III.4 . ПРИМЕНЕНИЕ СЕРОЛОГИЧЕСКОЙ ЭПИДЕМИОЛОГИИ___________109
III. 5. БАРЬЕРЫ НЕСПЕЦИФИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
ЛИТЕРАТУРА к РАЗДЕЛУ III

РЕБЕНКА

^ IV. 1. ПОСТВАКЦИНАЛЬНЫЕ ОСЛОЖНЕНИЯ: ЯТРОГЕННАЯ ПАТОЛОГИЯ
ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ
IV. 1. 1. Статистика поствакцинальных осложнений
IV. 1. 2. ОСЛОЖНЕНИЯ на БЦЖ
IV. 1. 3. Реакция Манту - ложноположительная диагностика_________________________110
IV. 1. 4. ОСЛОЖНЕНИЯ на АКДС
IV. 1. 5. ОСЛОЖНЕНИЯ на ВАКЦИНУ ПРОТИВ ГЕПАТИТА В
IV. 1. 6. Некоторые штрихи к генно-инженерной продукции
1V. 2. ЖИВЫЕ ВАКЦИНЫ в патогенезе хронических инфекций
1V. З. УКОЛ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ: боль, стресс, патология клеток
^ 1V. 4. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ _________________________________114
IV. 4. 1. ПЕРЕЧЕНЬ ПОСТВАКЦИНАЛЬНЫХ ОСЛОЖНЕНИЙ ______________________115
^ IV. 4. 2. О ПОРЯДКЕ ВЫПЛАТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЕДИНОВРЕМЕННЫХ ПОСОБИЙ И ЕЖЕМЕСЯЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ КОМПЕНСАЦИЙ ГРАЖДАНАМ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ У НИХ ПОСТВАКЦИНАЛЬНЫХ ОСЛОЖНЕНИЙ ______________________115
^ ПРИЛОЖЕНИЕ IV ____________________________________________________________117
ЛИТЕРАТУРА к РАЗДЕЛУ IV

РАЗДЕЛ V - БИОЭТИКА В ВАКЦИНОЛОГИИ

V. 1. ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БИОЭТИКЕ
V. 2. ЭТИКА медицинского эксперимента при использовании животных - ГАРАНТИЯ БОЛЬШЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВАКЦИН
V. З. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ в медицинском эксперименте
V. 4. БИОМЕДИЦИНСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НА ЧЕЛОВЕКЕ и права добровольца в эксперименте
ПРИЛОЖЕНИЕ к РАЗДЕЛУ V – ПОСТАНОВЛЕНИЕ Главного государственного санитарного врача по г. Москве ________________________________________________________119
ЛИТЕРАТУРА к РАЗДЕЛУ V

^ ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ: ПИСЬМА СПЕЦИАЛИСТОВ ________________________ 120
Письмо онкоиммунолога_______________________________________________________ 120
Письмо фтизиатра _____________________________________________________________123
Из клинических наблюдений акушеров-гинекологов ________________________________126
Родителям XXI века... __________________________________________________________129
Все население нашей страны - в длительном хроническом эксперименте _______________130
ФАКТОРЫ РИСКА СПИДа - последствия "величайшего медицинского открытия" ______135
^ ПОСЛЕДНИЙ КОММЕНТАРИЙ ________________________________________________138
ПРИЛОЖЕНИЕ к ЗАКЛЮЧЕНИЮ

Галина Петровна Червонская - вирусолог с многолетним стажем.
Начала свою научно-практическую деятельность еще будучи студенткой в лаборатории особо опасных инфекций, переименованную в ИНСТИТУТ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПОЛИОМИЕЛИТА АМН СССР, теперь - ИНСТИТУТ ПОЛИОМИЕЛИТА И ВИРУСНЫХ ЭНЦЕФАЛИТОВ (ИПВЭ) РАМН им. Академика М.П. Чумакова - создателя этого института. Здесь, освоив методы "культурной вирусологии", принимала непосредственное участие в изготовлении первых серий отечественного варианта вакцины против вирусов полиомиелита (по первичной технологии д-ра Сейбина), а также в разработке во внедрении в нашей стране уникальной биологической модели - КУЛЬТУРЫ КЛЕТОК. Позже Галина Петровна защитила диссертацию по проблемам хронических вирусных инфекций в ИНСТИТУТЕ ЭПИДЕМИОЛОГИИ И МИКРОБИОЛОГИИ (ИЭМ) им. Акадимика Н.Ф.Гамалеи АМН СССР. Затем 12 лет проработала в ГосНИИ стандартизации и контроля (ГНИИСКе) медицинских биологических препаратов им. Л.А.Тарасевича Минздрава СССР, где делала все возможное для совершенствования безнадежно устаревших методов оценки безопасности вакцин, используемых массово в детской практике здравоохранения.
Галина Петровна - автор более 70-и научных статей, нескольких методических разработок, утвержденных Минздравом СССР и Федеральным центром Госсанэпиднадзора Минздрава России (1982,1991,1999). Методические инструкции посвящены использованию КУЛЬТУРЫ КЛЕТОК в качестве альтернативной биологической модели, заменяющей экспериментальных животных, помогающей получать более достоверные сведения о безопасности лекарственных препаратов, среди них - вакцин, а также пищепродуктов, косметических средств, изделий медицинского значения и др.
Червонская является основным исполнителем двух изобретений (1984, 1986) и соавтором трех монографий:
^ ВАКЦИНОПРОФИЛАКТИКА И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
(1994),
ВВЕДЕНИЕ В БИОЭТИКУ (1998),
БИОЭТИКА: принципы, правила, проблемы (1998).
Галина Петровна принимала участие в разработке законов о здравоохранении РФ - "^ Основы законодательства об охране здоровья граждан " (1993), "О лекарственных средствах " (1998), но главный ее труд в этой области - закон ^ "ОБ ИММУНОПРОФИЛАКТИКЕ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ" (1998). Кроме того, Комитетом судебно-медицинской экспертизы Департамента здравоохранения г. Москвы Галина Петровна Червонская постоянно приглашается в качестве специалиста - эксперта по проблемам поствакцинальных осложнений.
Сейчас Галина Петровна продолжает научно-практическую работу вирусолога, являясь одновременно членом Российского Национального комитета по биоэтике (РНКБ) РАН и Международного общества, прав человека (МОПЧ). Занимаясь преподавательско-просветительской деятельностью, она активно передает свои знания молодежи, не только медикам и биологам, но и всем тем, кто хочет получить исчерпывающую информацию по вопросам вакцинологии , чтобы принимать осознанное и добровольное решение на любую прививку как профилактическом медицинском вмешательстве в индивидуальную и неповторимую природу каждого из нас. Именно с этой целью книга написана языком научно-популярной литературы, дабы пробудить интерес разных слоев граждан нашей страны, действительно озабоченных сохранением здоровья детей России, к этой неоднозначной проблеме, находящейся на стыке многих дисциплин и не только практической медицины.

Посвящаю дочери Е. А. Советовой
с глубокой благодарностью за помощь,
поддержку и великое терпение, а также
памяти мужа, профессора-физиолога А. Н. Советова.

Задача представляемого обзора по основам вакцинологии заключается в том, чтобы сориентировать грамотного молодого читателя в "джунглях" этой многогранной медико-биологической дисциплины. Понятно, что для этого необходима литература не только специального научного содержания и доступная по форме изложения, но и достаточно информативно-популярная.

Иммунопрофилактика - прививки - рассматривается здесь, во-первых, как один из разделов комплексной науки - вакцинологии, во-вторых, с позиций разных дисциплин не только медицины, что позволяет оценить массовое медицинское профилактическое вмешательство в природу человека как серьезную не только иммунологическую, общебиологическую, но и социальную, экологическую и правовую проблему.

Мы намеренно не останавливаемся на значимости иммунологии в целом и не представляем ее разделы, используя, вместе с тем, ключевые положения в контексте вакцинологии, поскольку за последние 25 лет иммунологическим вопросам посвящены многочисленные монографии и учебные пособия как отечественных, так и зарубежных авторов.
Напомним лишь, что иммунология за последние четверть века стала одним из распространённых предметов, а её принципы применяются во многих медико-биологических дисциплинах, в клинических исследованиях.
Парадокс же заключается в том, что, стремительно развиваясь, новая иммунология (основанная на современных подходах), взращенная на классической старой - "прививочной", - не привнесла ни теоретических, ни практических достижений в иммунологию инфекционных болезней, в раздел вакцинологии. Наряду с этим, понятие "свое" и "чужое", являясь неотъемлемой частью успехов в признании "не моего я" - от генетики до экологии человека, от неонатологии -до детской онкологии и т. д относится прежде всего, к насильственному ("декретированному") поступлению в организм ребенка антигенов ("АНТИГЕНОВ"! - против генов человека) - чужеродных белков - вакцин.

Для того чтобы содержание разделов (лекций) отвечало требованиям также и учебного пособия, по каждому из них составлен список справочной специальной литературы. В него включены и старые классические работы, имеющие непосредственное отношение к вакцинологии, однако, незаслуженно забытые "новыми" инфекционистами и эпидемиологами, не сделавшими и не вложившими, между тем, ничего нового в развитие этих дисциплин. И чем дальше шло время, тем все более искажалась правда о предназначении вакцин и "спасении человечества от инфекционных болезней с помощью только вакцинации", об изначальной направленности Расширенной программы иммунизации (РПИ) ВОЗ... Наряду с этим, как известно, "в нацию входят не только человеческие поколения, но также камни церквей, дворцов и усадеб, старые рукописи и книги... нужно услышать эти камни, прочесть истлевшие страницы... " (Н. Бердяев, "Философия неравенства").

В монографии представлены публикации последних 10-15 лет, значимые, с нашей точки зрения, для здоровья современных детей. Использована и некоторая часть современной научно-популярной литературы, выгодно отличающаяся по глубине информации от отечественных специальных журналов по микробиологии и эпидемиологии. Имеются в виду такие научно-популярные издания как "Знание - сила", "Химия и жизнь", "Человек", "Косметика и медицина" и ряд других.

Предполагается, что изложенный материал о лекарственных профилактических биопрепаратах - вакцинах может принести пользу не только узкоквалифицированным специалистам, клиницистам и исследователям, сталкивающимся в своей работе с разнохарактерными иммунопатологическими процессами и клеточной патологией. Хочется надеяться, что он привлечет внимание преподавателей медицинских институтов, а также части думающей молодежи, которая, не ограничиваясь рамками учебников и скудной информацией о том, что и как "положено по приказу Минздрава", стремится овладеть знаниями, предназначенными в нашей стране, как правило, исключительно для медиков.

Неспециалисты в этой области, не владеющие профильными медицинскими знаниями, получают информацию исключительно о "положительных" моментах прививок. Вместе с тем, накоплен огромный материал о негативных последствиях - побочном действии вакцин, поскольку любая вакцина "неизбежно небезопасна".

Информированное, осознанно-добровольное согласие на любое медицинское вмешательство - основа существующих требований, предъявляемых к охране здоровья человека и к правовым взаимоотношениям между гражданином и органами здравоохранения Российской Федерации. В частности, гражданам России "не возбраняется знать", а медицинские работники обязаны информировать не только о помощи прививок, но и о возможных поствакцинальных осложнениях - "на языке, доступном гражданину". По этому принципу должна быть составлена информация в "листовке-вкладыше" к любому лекарственному средству, следовательно, и к вакцинам: "с краткой характеристикой препарата (частью регистрационного сертификата), изложенной на языке, понятном потребителю", - уведомляют нас отечественные работники Минздрава в Вестнике "Медицина для Вас" (№ 18, сентябрь 1996).

Знания не приходят сами собой, а специальные вопросы всегда отличаются сложностью и требуют разъяснений.

Хочется надеяться, что монография как научно-популярное пособие поможет "расшифровке" многообразия языка прививок.

Граждане должны знать, осознанно и добровольно принимать или не принимать этот вид медицинской помощи, что предусмотрено теперь и Законом РФ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (1998), полный текст которого представлен в разделе 1. В этом документе узаконена "Социальная защита граждан при возникновении поствакцинальных осложнений" (гл. V, ст. 18-21), т.е. наконец-то признана возможность возникновения поствакцинальных осложнений и у российских детей.

В представляемой серии материалов речь идёт в основном о вакцинах, используемых в детской практике здравоохранения - с новорождённости (БЦЖ - против туберкулеза) - до юношеского возраста (см. Национальный календарь прививок). Поэтому все материалы по вакцинологии используются во взаимосвязи со здоровьем современных детей в новых экологических условиях, характерных для последних пятидесяти лет, с учётом "потенциальной опасности прививок, проводимых с детства до юношеского возраста" (1), а также с вопросами "предупреждения в детском возрасте состояний, приводящих к заболеваниям у взрослых" (2).

Будучи вирусологом, специализирующимся в области изготовления и контроля безопасности вакцин, продолжительное время занимаясь вопросами хронических вирусных инфекций, а в последние 15 лет и преподавательско-просветительской деятельностью, беру на себя ответственность за рассмотрение под широким углом зрения вопросов иммунопрофилактики, т.е. буквально профилактики иммунной системы во всем их многообразии и сложности.

Молодым родителям XXI века, не пассивно существующим, а с ответственностью относящимся к воспитанию собственных детей, совершенно необходимо иметь определенные представления о том, что прививки - серьезная иммунобиологическая операция. Они должны понимать, что нереально установить "общий порядок" - по приказу (!) Минздрава - в иммунной системе "всех детей подряд" (по выражению некоторых вакцинаторов) без негативных последствий для здоровья конкретного ребенка. Нельзя без потери здоровья привести к общему знаменателю функциональное состояние иммунокомпетентных клеток многомиллионного контингента прививаемых, ГЕНЕТИЧЕСКИ неоднородных по своей восприимчивости или невосприимчивости к инфекционным агентам - вирусам и бактериям.

Общеизвестна потребность в издании подобного плана, не слишком обременённом специальной терминологией и обращённом к широкой читательской аудитории. Знаю из собственного опыта постоянного общения с молодыми практическими врачами разного профиля и родителями Изложение этой многоликой дисциплины, давно вышедшей за рамки собственно медицины и ставшей серьезной социальной проблемой, в форме отдельных разделов поможет каждому специалисту и неспециалисту найти интересующую его тему и подробно ознакомиться с ней.

Представляется важным отметить уже в предисловии, что во все времена - вакцины существуют чуть более 200 лет - были, есть и будут специалисты: ОДНИ - категорические противники вакцинаций, ДРУГИЕ - выступающие против МАССОВОСТИ этого медицинского вмешательства, ТРЕТЬИ - против использования живых вакцин в "профилактике здоровья" детей. В бывшем СССР были и четвертые - педиатры и фтизиатры, а также некоторые эпидемиологи-иммунологи, пытавшиеся ограничить вседозволенность в "совершенствовании" природы человека, начиная с новорожденности, доказывая опасность БЦЖ, т. е. выступавшие против вакцинации новорождённых!

Предлагаемый цикл основополагающих материалов по вакцинологии представляет собой изложение норм грамотного, индивидуального, т. е. рационального применения вакцин. Современные достижения иммуногенетики позволяют это делать, по крайней мере, последние... полвека.

Прежде чем приступить к описанию неисчислимых проблем вакцинологии, мне бы хотелось высказать слова глубочайшей благодарности единомышленникам и помощникам, оказавшим не только поддержку, но и серьезное влияние на мое мировоззрение по проблемам "медицины и прав человека", а также на появление в России Закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (1998).

Безграничная признательность академикам: педиатру Д. В. Колесову, детскому хирургу С. Я. Долецкому и профессору-онкологу В. В. Городиловой, первыми откликнувшимся на мои публикации в СМИ, выступления по радио и телевидению. Искренняя благодарность практическим врачам - участковым, клиницистам, врачам Российского центра гомеопатии, а также родителям, нескончаемый поток писем которых идёт к нам в Российский Национальный комитет по биоэтике РАН и в редакции СМИ.

Неоценима помощь со стороны директора ИНСТИТУТА ЧЕЛОВЕКА РАН, член-корр. РАН профессора Б. Г. Юдина и в его лице специалистов РНКБ РАН, в состав которого я вошла с первых дней его организации (1993).

РНКБ РАН принимал активное участие в составе экспертно-рабочей группы Комитета по здравоохранению Госдумы в разработке закона не только о прививках, но и других законов по здравоохранению, биоэтике и биомедицинским испытаниям. Спасибо помощникам депутатов этого комитета врачам-педиатрам С. И. Умецкой и В.С. Царьковой.

Ощутимую помощь на протяжении последних 15 лет оказывают СМИ Журналисты В. Умнов, А. Беляков, Т. Смольякова, Н. Сафронова, А. Гусев, Н. Хмелик, Н. Костромичева (радио "Россия"), А. Леонов, Е. Светлова, Т. Иванова (радио "Свободная Россия") и некоторые другие помогли поднять и озвучить вопросы прививок, заставили заговорить о них даже наших дремучих чиновников от санэпиднадзора, упорно отстаивающих рутинную неподвижность проблемы, держащих в страхе граждан и руководство страны, манипулируя ложными сведениями об эпидемиях и смертности в России от инфекционных болезней, "пришедших" в Россию будто бы из-за отказов от вакцинации.
Спасибо всем, кто не остался равнодушным к этой чрезвычайно важной проблеме в здоровье детей - современных четырех иммуноослабленных поколений. Ваши предложения и рекомендации мы постарались учесть, как дополнения к ранее вышедшим Докладу-сборнику "Вакцинопрофилактика и права человека" (3) и главам, посвященным вопросам вакцинологии в монографиях по биоэтике (4,5). Но любые замечания будут приняты с такой же благодарностью.

^ Галина Петровна Червонская,

вирусолог, член РНКБ РАН

и Международного общества прав человека (МОПЧ)