Эмоциональный настрой. Материал на тему: Начало урока


При взаимодействии с окружающими проявляются разные формы эмоциональной восприимчивости: резонирование, отстраненность и диссонирование. Соответственно, продуцируется положительная, нейтральная и отрицательная энергия.


Эмоциональное резонирование – способность личности откликаться на различные эмоциональные состояния партнеров. Эмоционально отзывчивый человек легко и быстро «настраивается» на любую эмоциональную волну окружающих, особенно если и они также эмоционально отзывчивы. Он непроизвольно входит в разные состояния партнеров: радости или печали, покоя или тревоги, обеспокоенности или страха, депрессии или эйфории. Случается, что эмоционально отзывчивые люди поглощены какими-либо проблемами, либо находятся в дискомфортном настроении, и тогда с ними трудно устанавливать эмоциональный контакт. Бывает так, что эмоционально отзывчивый человек оказывается во власти негативных эмоций партнеров, обладающих более сильной энергией, и тогда он сам страдает от своей реактивности. Вспомните, как очень возбудимые люди легко и быстро отвечают грубостью на грубость, резкостью на резкость, а, успокоившись, нередко сожалеют о случившемся. В этом случае посредством эмоционального резонирования распространяется поток негативной энергии.

Таким образом, способность к эмоциональному резонансу имеет свои плюсы и минусы. Тем не менее, свободный эмоционально энергетический обмен с окружающими обычно приносит облегчение как самому человеку, так и его партнерам. Это происходит даже в том случае, если выход получают отрицательные энергии.


ия – синергизм.


Напомним, что синергизм проявляется в том, что личность своей манерой взаимодействия с партнерами способствует объединению энергетических потенциалов и увеличению эффективности совместной деятельности. Такое поведение ассоциируется с положительной энергетикой. Унисон эмоционально-энергетических сил вызывает существенный психотерапевтический и целительный эффект. Именно этот феномен эксплуатируют новоявленные врачеватели масс, проводящие сеансы в больших аудиториях.


вышается вероятность внушающего воздействия на него.


Эмоциональная отстраненность – следствие эмоциональной ригидности. Личность обычно слабо реагирует на эмоциональную атмосферу общения – в ответ на эмоциональные состояния окружающих проявляются невыразительные, приглушенные, неопределенные эмоции. Такое поведение ассоциируется с нейтральной энергетикой. При этом мало вероятно сложение энергетических сил партнеров и, следовательно, вряд ли возможен какой-либо синергический эффект. У эмоционально-ригидных резонанс с эмоциями окружающих возникает редко, например, только в общении с близкими или с теми, кто особенно понравился, вызвал доверие, чувство безопасности. Психологически комфортно могут чувствовать себя два или несколько партнеров, склонных к эмоциональной сдержанности: их энергетические поля созвучны и потому не возмущают друг друга.


Эмоциональное диссонирование характеризуется демонстративным выключением личности из эмоциональной атмосферы общения или проявлением эмоций, противоположных по смыслу ситуации взаимодействия. Например, если партнер испытывает подъем сил, радуется, то личность, склонная к эмоциональной сопротивляемости, в этот момент начинает раздражаться, капризничать или впадает в депрессию. У некоторых отмечается нечто вроде навязчивой потребности бросать эмоциональный вызов окружающим: если партнеру хорошо, то во что бы то ни стало надо что-то сказать или сделать, чтобы у него испортилось настроение; если окружающие грустят по какому-либо вполне объективному поводу, то эмоционально сопротивляющаяся личность заявляет: «Мне смешно, нашли чему радоваться». Есть люди, которым доставляет удовольствие чужое несчастье, страдания, слезы, беспомощность.

Эмоциональное диссонирование – признак аутичности в детском возрасте. Есть дети, которые не склонны проявлять эмоции «за компанию». Когда все веселятся, они держаться в стороне. Вовлечь их в круг сверстников не удается; всем хорошо, а они насупились. Случается, что энергетика общего ликования повергает их в депрессию, они начинают злиться, закатывают истерику.

Эмоционально диссонирующие, как правило, обращают на себя внимание тем, что выпадают из эмоционального контекста общения. С кислыми физиономиями они высиживают концерт юмориста. От них не дождется аплодисментов эстрадная звезда. Если шутка лектора вызывает громкий смех у присутствующих в аудитории, то эмоционально сопротивляющиеся индивиды едва растянут губы в улыбке. Им не по себе в веселой компании и они не охотно соглашаются принять участие в пикнике. Они не способны разделять чужие радости и успехи. В общем, от них всегда веет холодом.

Как правило, от таких людей стараются держаться подальше, их недолюбливают, порой с такими неприятно говорить даже о погоде. Особенно избегают того, кто не способен чем-либо компенсировать свой коммуникативный недостаток, например, при этом не обладает хорошим умом, профессиональными качествами, терпением или другими достоинствами.

Объединение личностей, склонных эмоционально сопротивляться групповой атмосфере, оказывает разрушительное воздействие на совместную деятельность. Унисон негативных эмоционально-энергетических сил обычно вызывает мощную волну агрессии и жестокости. Порой достаточно двум-трем персонам консолидировать свою негативную эмоциональную энергию и противопоставить ее групповой атмосфере, как будет дестабилизирована деятельность целого коллектива. Психика обычного человека не выдерживает мощного натиска негативных эмоционально-энергетических воздействий извне.

Эмоционально отзывчивый, резонирующий партнер, конечно, наиболее предпочтителен, поскольку он способен откликаться на состояния окружающих посредством установления и поддержания идентичных психоэнергетических состояний. Во взаимодействии с ним у партнеров больше шансов быть замеченными и оцененными, выше вероятность получить сочувствие и поддержку. Оказавшись в созвучном биопсихическом поле, партнер становится доверчивым, податливым на убеждение и внушение.

На эмоционально отзывчивого партнера рассчитывают муж и жена, воспитуемый, клиент, пациент, однако не следует забывать о том, что эмоциональная отзывчивость сопряжена с существенными энергетическими затратами. Например, врач, психолог, педагог отдает свою энергию партнеру – больному, пациенту, ученику. В этом заключается благородная жертва. Когда же профессионал в области человеческих отношений эмоционально «выгорает», включаются те или иные защитные механизмы: привыкание к страданиям, избирательное проявление сочувствия, избегание длительных и глубоких контактов, равнодушие. На ум приходят успокоительные философии, вроде: «всем не посочувствуешь», «надо беречь себя», «люди неблагодарны» и т. п.


Вы способны к эмоциональному резонированию, если у вас широкий диапазон восприятия эмоций партнеров. В силу разной организации сенсорной системы и интеллекта, люди по-разному реагируют на вариации эмоциональных проявлений других. Один человек имеет тонко организованную сенсорную систему и благодаря хорошему интеллекту легко улавливает оттенки всяких эмоциональных состояний партнеров. При этом он откликается на всевозможные нюансы эмоций: как наполненные силой, яркие, так и оттенки слабых, едва заметных эмоциональных состояний партнеров, как на эмоции, положительно действующие на психику, так и отрицательно действующие. Другой человек обладает менее совершенной сенсорной и интеллектуальной организацией и потому обычно весьма посредственно воспринимает и расшифровывает эмоциональные состояния окружающих.

У некоторых людей сенсорная и интеллектуальная системы отражения работают вовсе грубо, вследствие этого диапазон восприятия чужих эмоций крайне узок, расшифровываются далеко не всякие эмоции партнеров и плохо различаются тонкости в их проявлении. Такие люди с большим опозданием реагируют на перемены в состояниях партнера, а то и вовсе не замечают каких-либо перемен. На таких людей сложно оказывать влияние при помощи эмоций и сопутствующих внешних выразительных средств – они плохо воспринимают полутона, и чтобы воздействовать на них, приходится перегружать эмоционально-энергетические сигналы: говорить громко, утрировать смысловую окраску голоса, пережимать в мимике, иначе до них, как говорится, не доходит.

В то же время в жизни любого человека бывают моменты, когда диапазон восприятия эмоций партнеров резко расширяется. Обычно это обусловлено приливом энергии. Такое случается, например, в состоянии душевного подъема в окружении приятных знакомых, а у некоторых людей после приема алкоголя. Расширение диапазонов эмоционального реагирования наблюдается в состоянии влюбленности. Влюбленный обычно тонко реагирует на перемены, происходящие в душе объекта увлечения. Угасают чувства и, увы, резко суживается диапазон эмоционального отражения. Обострение восприимчивости замечено также у многих родивших женщин. Мать, как правило, очень чутко реагирует на все перемены в состояниях грудного малыша. Очевидно, это связано с биологическим механизмом воспроизводства вида: потомству надо обеспечить безопасность и выживание.

Ограничимся примерами из медицинской практики. Эмоциональные состояния пациента и особенно перемены в них – важный источник информации для врача-специалиста любого профиля. Эмоции свидетельствуют о том, как больной относится к своей болезни, к врачу или сестре, к лекарствам и процедурам. Ведь не всегда он готов или хочет выразить свое отношение словами.

Наблюдая за эмоциями пациента, терапевт может фиксировать ухудшение здоровья, наступление кризисов болезни или начало выздоровления. Психиатр получает возможность предвидеть обострение некоторых психических заболеваний или наступление нового цикла болезни. Невропатолог по характеру эмоций может судить о функциональных нарушениях нервной системы. Специалист по детскому церебральному параличу из Санкт-Петербурга Т. И. Серганова (Серганова Т. И. Как победить детский церебральный паралич разумом специалиста, сердцем матери, 1995) разработала и запатентовала оригинальную диагностическую методику.

Изначальные признаки тяжкого недуга у грудных младенцев выявляются по особенностям их плача. С помощью компьютера выявлены акустические характеристики детского плача, которые свидетельствуют о развитии церебрального паралича. Задача состоит в том, чтобы педиатры и медсестры могли на слух улавливать ранние симптомы заболевания. Получится ли это у медика, который имеет ограниченный диапазон восприятия эмоций и, в конечном счете, лишен дара эмоциональной отзывчивости?


Вы способны к эмоциональному резонированию, если вы способны адекватно расшифровывать эмоциональные состояния партнеров. Здесь мы касаемся сигнальной функции эмоций – используя их, человек выражает свое отношение к тому, что ему небезразлично. Это могут быть беспокоящие внутренние ощущения, захватывающие мысли, насущные потребности, интересы и желания или какие-либо внешние значимые обстоятельства. С помощью эмоций он как бы кодирует свои отношения к происходящему, а партнеры декодируют его эмоции, то есть стараются понять, что же он хотел ими выразить.

Умение адекватно расшифровывать эмоциональные сигналы партнеров зависит от нескольких условий. Во-первых, личность должна иметь достаточный гуманистический опыт, то есть опыт общения с людьми разного возраста, разного психического склада, разной культуры, разных национальностей. Чем больше гуманистический опыт личности, тем более вероятно понимание эмоциональных состояний партнеров. Имеет значение многое: были у вас братья и сестры или вы росли единственным в семье ребенком, мало или много вы общались с родными, было это общение глубоким или поверхностным, есть у вас близкие друзья или вы предпочитаете замкнутый образ жизни, есть ли у вас собственные дети и сколько их, сколь чувствительно вы относитесь к ним и к брачному партнеру, приходилось ли вам жить или сотрудничать с людьми иной национальности.

В формировании гуманистического опыта большое значение имеет тесный контакт человека с домашними животными. Во взаимодействии с ними наши органы ощущений настраиваются на такой «диапазон частот» приема эмоций, которым люди между собой не пользуются. Лошадь, корова, собака, кошка и прочие соседствующие виды побуждают нас переходить от знаково-символической системы общения, к которой мы привыкли, к сенсорно-интуитивной. Взаимодействие происходит, главным образом, на энергетическом уровне, человек учит животное понимать отдельные слова, а животное учит человека воспринимать энергетику эмоций. Вспоминается радиорассказ одного пожилого ненца, сетовавшего на то, что редеет стадо северных оленей и беднеет человеческая личность. Наблюдения показывают, что дети, выросшие в постоянном общении с оленями, мягче характером, чувствительнее, отзывчивее. Исчезает, уничтожается олень – заглушается канал эмоционально-энергетического отражения живой природы.

Во-вторых, для адекватной расшифровки сигналов имеет значение объем оперативной эмоциональной памяти: сколь успешно вы запоминаете характер и оттенки эмоций в момент, когда их переживает партнер. Встречаются люди, у которых большой объем памяти на эмоции, непосредственно проявляемые партнерами. Но есть и такие, которые затрудняются запомнить демонстрируемую эмоцию и воспроизвести ее – эмоции партнера не оставляют заметного следа в их памяти.

В-третьих, важно не приписывать эмоциям партнера смыслы и оттенки, которых в них вовсе нет. Однако немало людей, которые по тем или иным причинам готовы находить в эмоциях партнера субъективное содержание. Их декодирующее устройство, очевидно, имеет какой-то дефект. Поэтому привносится «шум» в виде настроений или привычных эмоций. Иных подводит оперативная эмоциональная память. Порой бывает так, что отношение к партнеру диктует свою волю. Хуже всего, если у личности есть психические отклонения, которые и являются причиной искаженной интерпретации эмоций партнеров.

В-четвертых, большую роль играет опыт профессионального общения. Чем больше стаж работы медика с пациентами, учителя с учениками, следователя с преступниками, продавца с покупателями и т. д., тем доступнее расшифровка эмоциональных состояний субъектов профессиональной деятельности. Например, опытная медицинская сестра, наблюдая эмоциональные проявления пациента, предугадывает, как он переносит инъекцию, понадобится ли ему местное обезболивание при проведении операции и многое другое.


Вы способны к эмоциональному резонированию, если ваши эмоции достаточно яркие и сильные, чтобы их свободно воспринимали и расшифровывали партнеры. Здесь уместно подчеркнуть, что эмоциональное резонирование возможно при наличии обратных связей: вы откликаетесь на состояния партнера, а он, в свою очередь, воспринимает и оценивает вашу реакцию.


оих состояниях.


Вы способны к эмоциональному резонированию, если ваши эмоции подвижны и легко переключаются на партнеров. Нормальным следует считать, если человек умеет проявлять свои эмоции соответственно ситуациям и по мере надобности направить их то на себя, то на партнеров, то на деятельность, которой он занят, то на предметы, с которым действует. Плохо, если эмоции жестко запрограммированы и чаще всего направляются по какому-либо конкретному адресу: на себя, на других, на дело или на предметы.


Односторонняя ориентация эмоций обедняет личность. Эгоист, эмоции которого находятся на услужении у собственного Я, не способен проявлять эмоционально-энергетическое созвучие с окружающими. Его энергетический контур замкнут на самого себя. Человек, для которого смысл существования только в занятиях любимым делом, как правило, не может дарить окружающим теплоту, заботиться о них, ему некогда соучаствовать и сопереживать. А если кого-то захватил вещизм, так эмоциональная черствость становится для него сопутствующим качеством. Безграничный и вездесущий альтруизм тоже сомнительное достояние личности. Можно ли глубоко и искренне посвящать эмоции другим, если при этом эмоции не касаются твоего Я?


му, знак субъектного отношения и проявление воспитанности.

Марина Долгова
Создание положительного эмоционального настроения в группе в адаптационный период.

Является важным компонентом воспитания и развития личности ребенка. По этому главной задачей перед педагогами, воспитывающими ребенка является обеспечение состояния эмоционального благополучия . Эмоциональная эмоциями . Продолжительное время система дошкольного образования в России была ориентирована, прежде всего, на обеспечение познавательного развития детей. При этом эмоциональному развитию часто уделялось недостаточное внимание. Важным событием последнего года стало принятие ФГОС ДО. Одной из базовых ценностей ФГОС ДО, является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша : физического, нервно-психического и социально-психологического. Задачи ФГОС ДО, направлены на создании наиболее благоприятных для ребенка психолого-педагогических условий, где особое внимание уделяется условиям взаимодействия педагога и ребенка. Обеспечение эмоционального благополучия ребенка – одно из важнейших условий в период адаптации к детскому саду в раннем возрасте.

Ранний возраст является особенно уязвимым для адаптации , поскольку именно в этот период ребенок менее всего приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. Стоит подчеркнуть, что решающая роль в создании эмоциональной атмосферы принадлежит воспитателю, его собственному настрою , эмоциональности его поведения , в умении создать атмосферу тепла , любви и уюта в группе . Ребенок должен удостовериться в том, что педагог готов взять на себя заботу о его благополучии. Основная задача педагога – заслужить доверие ребенка. Педагогу, работающему с детьми младшего возраста, следует, прежде всего любить малышей, и эта любовь должна проявляться в его облике, словах и действиях. Детям нравится в воспитателях : эмоциональность и искренность , доброта и отзывчивость, веселое настроение и умение создать его у других , способность увлеченно играть и придумывать истории, негромкая речь и мягкие, ласковые движения. Приемы, которые может использовать педагог, позволяющие затормаживать отрицательные эмоции малышей .

1. Игры с песком и водой (дать детям небъющиеся сосуды разного объема, ложки, воронки, сита, пусть малыш переливает воду из одной емкости в другую или вылавливает сачком шарики, рыбок);

2. Монотонные движения руками (нанизывания колец пирамидки или шариков с отверстием на шнур) ;

3. Сжимание кистей рук (дайте малышу резиновую игрушку – пищалку, пусть он сжимает и разжимает кисть руки и слушает, как пищит игрушка);

4. Рисование фломастерами, маркерами, красками;

5. Слушание негромкой, спокойной музыки («Утро» Грига, «Король гномов» Шуберта, «Мелодия» Глюка);

Игры адаптационного периода .

Сгладить адаптационный период помогут игры , направленные на эмоциональное взаимодействие ребенка со взрослым.

Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду.

В данный период нужны и индивидуальные, и фронтальные игры, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.

Алгоритм игр включает хороводные и подвижные игры, потешки, прибаутки, музыкально – ритмические упражнения с речевым сопровождением, игровые упражнения.

Игра «Нежно гладим мы зверят» (текст А. В. Головчак) .

Малыши сидят на ковре, в руках у каждого резиновая игрушка – пищалка. Воспитатель произносит текст и выполняет движения :

Нежно гладим мы зверят (ладошкой гладит игрушку 8 раз)

И зверята не пищат. Попищим поскорей, (сжимает игрушку 8 раз)

Чтобы было веселей.

Игра «Веселые платочки» (текст И. Грантовской)

Для игры потребуется яркая коробка с отверстиями. Поместите в коробку шелковые платочки, просунув их кончики в прорези – отверстия. Количество платочков должно соответствовать количеству детей. Воспитатель обращает внимание детей на коробку и предлагает каждому ребенку потянуть за один из кончиков. Когда ребенок достанет платочек, похвалите его, порадуйтесь вместе с ним. Предложите поиграть с платочками. Дети стоят «стойкой» , держа в руке по платочку. Воспитатель поет и выполняет движения. Дети наблюдают, по желанию повторяют.

Вот платочки хороши! (стоя на месте и протянув вперед руку, размахивает платочком) Мы попляшем, малыши.

Ты, платочек аленький, покружись (кружится держа платочек в поднятой руке)

Я платочком помашу (взмахивает платочком, стоя на месте)

И с платочком попляшу.

Ты, платочек аленький покружись, (кружится)

Всем ребятам маленьким покажись.

Нет платочков, ай – ай- ай. (прячет платок за спину, поворачивая голову вправо- влево) Где платочки, угадай?

Ты, платочек аленький, покружись.

Всем ребятам маленьким покажись.

Вот платочки хороши! (идет к коробке, в которую кладет платочек)

Поплясали малыши.

И платочки сложим свои,

Все умеют малыши.

Игра «Привет, дружок – пока, дружок»

Дети сидят полукругом на стульях, воспитатель с бубном перед ними на расстоянии 3 метров. Воспитатель, подойдя к одному из детей, берет его за руки и выводит на «лужок» .

Привет, привет, дружок. Выходи-ка на лужок.

То прыжком, то бочком.

Топать, топать каблучком. 2 р Воспитатель ударяет в бубен, малыш топает ножками. Пока, пока, дружок, Приди снова на лужок. Воспитатель машет рукой. Ребенок возвращается на свое место. То прыжком, то бочком,

Топать, топать каблучком. Игра повторяется с другим ребенком.

Игра «Веселый бубен» .

Воспитатель привлекает внимание детей ярким бубном. Дает бубен малышу и говорит :

Поиграй нам, Маша, в бубен,

Мы в ладоши хлопать будем. (Маша играет, дети хлопают в ладоши)

Поиграй нам, поиграй, Саше бубен передай. (Маша передает Саше бубен.)

Поиграй нам, Саша, в бубен,

Мы ногами топать будем. (Саша играет, дети топают одной ногой, потом другой.) Поиграй нам, поиграй, Даше бубен передай. (Саша передает бубен Даше. Игра продолжается.)

Игра «Разноцветные колечки» (текс В. Петровой) .

Для игры нужно приготовить 20 цветных колечек. Воспитатель обращает внимание детей на разноцветные колечки. Проходя мимо стоящих врассыпную детей, говорит :

Я по комнате хожу, Всем колечки покажу.

Вот колечки хороши, Посмотрите, малыши! Воспитатель, показывая кольцо, нечаянно роняет его.

Ой! Помогите, ребятки, собрать колечки.

Воспитатель разбрасывает колечки так, чтобы они раскатились по всей группе . Дети собирают кольца, нанизывают их на палочку.

Игра «Шли – шли – шли, что- то нашли» .

Воспитатель заранее подбирает и распределяет по группе или игровой площадке игрушки для игры. Затем приглашает малышей погулять с ней по группе и поискать что – нибудь интересное. Взрослый идет впереди и приговаривает :

Мы шли, шли, шли. Что это такое мы нашли? (воспитатель показывает игрушку, дети называют, что это, игрушка рассматривается, обыгрывается по желанию педагога). Потом воспитатель говорит : «Пойдем гулять дальше. Топ- топ – топ, топают ножки по дорожке. Мы шли, шли, что такое мы нашли?»

Чтобы закончить игру, нужно найти такие предметы, которые помогут переключить детей на другой вид деятельности, например, рисование.

Игры с тестом. Игры с тестом связаны с сильной тактильной стимуляцией, что вызывает у ребенка большое удовольствие и оказывает успокаивающий эффект. Целесообразно дать ребенку возможность участвовать в приготовлении теста.

Игра «Пластилиновые узоры» . Детям раздают пластилин и показывают, как отщипнуть от большого куска маленький и скатать из него шарик, как положить шарик на основу и нажать на него пальчиком, как после этого получается круглое пластилиновое пятнышко. А если сначала нажать на шарик, а потом оттянуть палец вниз, - получится пластилиновая линия.

«Разрывание бумаги» . Предлагаемый прием доставляет детям много положительных эмоций , дает выход энергии, раскрепощает.

«Пальчиковые игры» . Помогают взрослому быстро и легко привлечь к себе внимание ребенка, найти контакт с ним, расположить его к себе , вызвать интерес и желание играть вместе. Для снятия отрицательного эмоционального состояния ребенка пальчиковые игры лучше использовать в парном взаимодействии «педагог - ребенок» (по типу игры «Сорока – ворона кашу варила» .

Существуют речевые настройки , которые настраивают на доброжелательные отношения с взрослыми и другими детьми, они показывают детям, что им рады. Примеры психологических речевых настроек : - Сегодня я рада видеть вас в детском саду, в нашей группе ! Этот день мы проведем все вместе. Пусть этот день принесет радость. Давайте постараемся радовать друг друга. - Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми , веселыми, в хорошем настроении . Мне очень хочется, чтобы такое настроение у нас у всех сохранилось до самого вечера. А для этого мы все должны чаще улыбаться, не обижать друг друга и не драться. Будем радоваться друг другу. - Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро. А в нашей группе тепло , светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы будем с вами чаще улыбаться друг другу. Для создания условий эмоционально благоприятной атмосферы пребывания ребёнка в детском саду необходимо :

Принимать каждого ребёнка таким, какой он есть. Помните : плохих дошкольников нет! - обращаться к каждому малышу по имени и своевременно хвалить;

В деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком.

Участвовать в совместной деятельности с детьми как равноправный партнер, быть затейником и участником детских игр и забав.

В затруднительных для ребёнка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности : быть всегда вместе с ними, а не делать что-либо вместо него. - привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой и помощью.

- помните : ребёнок нам ничего не должен! Это мы должны ребёнку помочь стать более самостоятельным ответственным.

Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведёт к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.

Тихий, застенчивый ребёнок также нуждается в вашей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.

Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, улыбчивого, позитивно настроенного и всегда готового прийти на помощь человека.

Предметная среда и общая обстановка в группе также имеют важное значение для воспитания дружеских взаимоотношений и радостного настроения детей . Среда должна быть яркой, красочной, привлекающей внимание ребенка и вызывающей у него положительные эмоции . Необходимо продумать каждую деталь в группе с целью предотвращения возможных столкновений между детьми и во избежание конфликтных ситуаций. В группе создать специальные уголки и зоны для игр.

Также формированию благоприятной обстановки в группе способствует создание единой системы традиций и ценностей, чему способствуют ритуалы начала и завершения дня, празднование дня рождения воспитанников и т. д. Особое внимание нужно уделять приходу в группу новичка : заранее настраивать детей на знакомство с новеньким ребенком, встречать его вместе с детьми, побуждать детей показывать новичку группу и игрушки . Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей. Все привычки и особенности ребенка выясняем в ознакомительной беседе с родителями, узнаём каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности. Рекомендуем родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку, так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми.

Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение близких , особенно мамы, ребенок тоже тревожится. Поэтому задача воспитателя – успокоить, прежде всего, взрослых : пригласить их осмотреть групповые помещения , показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации .

Создание положительного эмоционального настроения в группе в адаптационный период является важным компонентом воспитания и развития личности ребенка. По этому главной задачей перед педагогами, воспитывающими ребенка, становится обеспечение состояния эмоционального благополучия . Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, понимать эмоциональное состояние другого , а во-вторых, управлять своими эмоциями .

Выступление на педагогическом совете по теме: «Организационный этап урока. Психологический настрой»

(из опыта работы)

(подготовила Бусел Н.А.)

Игра с коллегами - психологический настрой на работу.

Дорогие коллеги! Представьте, что у Вас наступили беззаботные выходные. Все домашние дела вы переделали. И от нечего делать Вы отправились в зимний лес. Вы попали в зимнюю сказку. С каким удовольствием Вы покатались на лыжах, правда упали раз десять….Как в детстве Вы с ветерком прокатились с горы на санках… А какого снеговика слепили… И с отличным настроением, весёлые вы пришли домой…

Вот с таким отличным настроением мы продолжим нашу работу.

Я не зря начала своё выступление с психологической разминки. Ведь создание положительного настроя перед любым видом деятельности – важная составляющая психологического комфорта при дальнейшей работе.

Организационный этап , очень кратковременный, определяет весь психологический настрой урока. Психологический настрой проводится для создания благоприятной рабочей обстановки в классе, чтобы дети поняли, что им рады, их ждали.

Приветливые, доброжелательные слова учителя, спокойная, уверенная манера являются условием выполнения задач данного этапа.Приходя на урок, учитель, посмотрев на лица ребят, должен понять, с чего нужно начинать работу, какие слова сказать, чтобы настроить детей на рабочий лад.

Здравствуйте! Этим словом («здравствуйте») принято приветствовать друг друга при встрече. Приветствуя, мы выражаеминтерес и уважение к человеку. Мы уже привыкли к подобным приветствиям и отвечаем на них почти автоматически. А как можно по-другому поприветствовать друг друга?

    Приветствие.

Психологические настрои на урок:

***

Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!

***

Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.

***

Доброе утро, мои дорогие! Я очень рада встрече с вами. И конечно жду той минуты, когда мы снова сможем заглянуть в этот Чудесный учебник. А вы этого желаете? Тогда вперед!

***

Учитель : Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку?
Дети :Да!
Учитель : Тогда вперед!

***

Учитель : Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.
– Потому что наступила настоящая весна.
– Сегодня светит солнце.
– Может быть, потому что скоро каникулы?
Учитель : Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке ….

***

Доброе утро, мои дорогие! Начинаем урок. Давайте улыбнемся друг другу, подарите свои улыбки.

***

Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.

Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

***

Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.

***

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

***

Какое сейчас время года? Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились. Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли веселые домой. С таким же отличным настроением мы поработаем сегодня на уроке.

***

Приветствие “Здравствуйте!”

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

    желаю (соприкасаются большими пальцами);

    успеха (указательными);

    большого (средними);

    во всём (безымянными);

    и везде (мизинцами);

    Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

***

Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают).

Доброе утро, небо! (аналогичное движение).

Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают).

***

"Обмен настроением".

Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение?

(У детей на партах лежат "Словарики настроений".Учащиеся находят в списке прилагательное, которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор.)

Ответы детей.
- Я своё настроение хочу назвать ожидающим, потому что я жду от сегодняшнего урока новых открытий.
- А у меня спокойное настроение. Я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше.
- Моё настроение приподнятое. Я люблю урок математики, мы всегда такие интересные задания выполняем.
- А я выбрала название для своего настроения ликующее. Сейчас я очень рада, что начинается мой любимый урок.
Учитель : Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране Математики. Удачи вам и новых открытий!

    Утренняя зарядка.

Чтобы создать благоприятный психологический настрой на урок - с утра пораньше для бодрости (чтобы проснуться) с первым звонком делаем утреннюю зарядку под музыку.

    Минуты вхождения в урок

Выбор темы минуты вхождения в урок диктуется многими и самыми разными обстоятельствами: общим настроем класса, погодой, самочувствием педагога, наличием наглядного материала и т. п. Выбор этот - безграничен.

1 вариант

Скажите, чему вы сегодня удивлялись? А мое удивление вызвало солнышко. Оказывается, оно, как настоящий волшебник, умеет тепло и ласково здороваться. А вот как это было:

Утром ранним кто-то странный

Заглянул в мое окно.

На ладони появилось

Ярко-рыжее пятно.

Это солнце заглянуло,

Будто руку протянуло,

Тонкий лучик золотой.

Поздоровалось со мной.

2 вариант

На фоне музыки:

Доброе утро, мои родные! Я желаю вам дружно и весело провести этот день, увидеть много удивительного в природе и получить самые яркие впечатления от той красоты, что окружает нас.

3 вариант

Педагог читает стихотворение К. Бальмонта «Солнце»:

Запах солнца? Что за вздор!

Нет, не вздор!

В солнце звуки и мечты, Ароматы и цветы -

Все слились в согласный хор,

Все сплелись в один узор.

Солнце пахнет травами,

Свежими купавами.

Пробуждённою весной

И смолистою сосной.

Солнце светит звонами,

Листьями зелёными,

Дышит вешним пеньем птиц,

Дышит смехом юных лиц.

Протяните руки к солнцу. Щедрые солнечные лучи, как нежные руки мамы, обнимают, гладят и согревают нас своим теплом. В душе наступают покой и благодать. Нам хочется смеяться и радоваться новому дню. Волшебное солнце растопило все обиды, болезни, грусть и печаль, наполнило сердце добротой и любовью.

4 вариант

Учитель показывает детям картину на тему «Деревья». На фоне музыки педагог читает стихотворение Э. Мошковской:

Плакали ночью

Жёлтые клёны

Вспомнили клёны,

Как были зелены...

С жёлтой берёзы

Тоже капало.

Значит, берёза

Тоже плакала.

Приходилось ли вам видеть плачущие деревья? Отчего, по-вашему, они плакали? Бывает ли у вас такое настроение, когда хочется плакать? О чём вы плачете? Как быть, если кто-то плачет?

Утешить плачущего спешит тот, кто добр сердцем. Я так хочу, чтобы ваши глаза светились счастьем, чтобы из них не выкатилось ни одной слезинки.

А наше бережное отношение друг к другу, тёплые и нежные взгляды помогут нам в настроении провести этот день.

5 вариант

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно будет забот,

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

И ответную искру зажечь.

6 вариант

Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Что мы пожелаем Кате, Серёже, Коле?..

А что вы хотите пожелать мне?

Глубоко вздохните и выдохните... Выдохните вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек.

Я желаю вам хорошего настроения!

7 вариант

На фоне лирической музыки.

Настал новый день. Яулыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вме­сте. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Что мы пожелаем Кате, Серёже, Коле?.. (Педагог перечис­ляет всех детей, вспоминая их хорошие качества, черты ха­рактера.)

А что вы хотите пожелать мне?

Глубоко вздохните и выдохните... Выдохните вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чисто­ту рек.

Я желаю вам хорошего настроения.

8 вариант

Песенное начало.

Звучит первый куплет песни Б. Окуджавы «Давайте гово­рить друг другу комплименты». - Что такое комплимент?

Для чего нужны комплименты в общении людей? В каких случаях следует их говорить? Приходилось ли вам говорить эти «высокопарные слова» - комплименты? Кому? На фоне музыки звучат слова:

Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не надо опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты,

Ведь это всё любви счастливые моменты.

Скажите друг другу комплимент, чтобы в сердце каждого поселилось лучистое солнышко и грело душу своим теплом.

И вам, мои милые дети, я хочу сказать комплимент. У вас такие красивые лица и улыбки. В ваших глазах столько тепла и света, что при встрече с вами я забываю о грустном, радуюсь и улыбаюсь. Я люблю вас!

9 вариант

Поэтическое начало.

У поэта Андрея Дементьева я прочитала такие строки:

Берегите здоровье друг друга,

У природы мы - малая часть.

Вы кому-то ответили грубо,

Чью-то жизнь сократили сейчас.

Знаете, я расстроилась... Неужели это правда, что можно за­болеть от грубого, злого слова и даже сократить грубостью дру­гому жизнь? А почему я расстроилась?

Потому что в своей жизни, когда у меня было плохое на­строение, я не всегда могла себя сдерживать. И я, бывало, кри­чала, говорила кому-то грубые слова, от которых, наверное, кто-то переживал, а может, и болел. И мне теперь тяжело от того, что кому-то я причинила боль. Если вас, дети, я обижала сло­вом, то простите меня.

Если вы кому-то говорили злые слова, простите себя. Вы не знали, что человек болеет от них и становится несчастным. И пусть светлая музыка поможет вам навсегда забыть грубые сло­ва. В мире много ласковых и добрых слов - будем же их дарить друг другу.

«Словом можно убить, словом можно спасти...» - так счита­ет поэт.

Можно ли убить словом? Были ли у вас случаи, когда вы были жестоки в своих высказываниях? На фоне музыки:

Закройте глаза и вспомните, как вам было больно, тяжело. Тоска и печаль охватывали вашу душу, камнем ложились вам на сердце. Что вспоминается в эти минуты? (Педагог делится свои­ми воспоминаниями.)

Выбросим из нашей памяти все грубые слова.

А можно ли спасти словом? Какие это слова? Расскажите, когда вас спасали или утешали словами. Скажите друг другу такие слова, которые поднимут настроение, развеют грусть и печаль и поселят в душе радость.

10 вариант

Музыкальное вступление.

Посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, силь­ные, у девочек - нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут всё: и обнять друга, и поднять упавшего товарища, и накормить голодных птиц, и накрыть стол.

За что ты, Андрей, любишь свои руки? Катя, а ты любишь свои руки? Какие добрые и умные у вас руки!

На фоне музыки педагог читает стихотворение:

Что за чудо-чудеса:

Раз рука и два рука!

Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая,

И скажу вам, не тая,

Руки всем нужны, друзья.

Сильные руки не бросятся в драку.

Добрые руки погладят собаку.

Умные руки умеют лепить.

Чуткие руки умеют дружить.

Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите теп­ло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.

11 вариант

Изображение (рисунок), начинающее урок.

Учитель показывает рисунок: изображение сердца.

Приложите свою руку к сердцу. Что вы чувствуете? Что чувствует Алёша; Лена; Коля?

Да, бьются наши сердца. Мое сердце побольше, а у вас сер­дечки маленькие, как ваши кулачки. Иногда говорят человеку: «У тебя доброе сердце». Что значит «доброе сердце»? Про каких людей так говорят? А слышали, когда говорят: «Сердце болит, ноет»? Вспомните, болело ли оно у вас.

Наши сердца, как настоящие волшебники, даны нам для то­го, чтобы любить всем сердцем, всей душой. Часто сердце нам что-то советует, а иногда и приказывает. Когда вы спокойны - оно бьётся ровно, когда вы сердитесь - учащённо, и от этого становится плохо на душе. Это сердце предупреждает: остано­вись, не злись. «Прости», - просит оно. У вас добрые сердца, дети? Нарисуйте своё сердце, каким вы его представляете.

12 вариант

Эмоциональный настрой на улыбку и хорошее на­строение.

Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода?

А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться. Звучит песня:

От улыбки хмурый день светлей.

От улыбки в небе радуга проснётся.

И она к тебе не раз ещё вернётся.

Посмотрите на себя в зеркало и улыбнитесь. Как вы думае­те, для чего каждому человеку - и взрослому, и ребёнку - нужна улыбка? Почему животные, собаки и кошки, например, могут обойтись без улыбки, а человек - нет?

На фоне музыки:

Ты улыбкой, как солнышком брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно будет забот,

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

И ответную искру зажечь.

13 вариант

Эмоциональный настрой: добрые глаза, добрый взгляд.

В руках у каждого ребёнка - зеркало.

Внимательно рассмотрите свои глаза. Какого они цвета? Для чего нужны глаза человеку?

Звучит музыка.

Какие красивые у вас глаза! Они такие лучистые и ясные, искрятся добротой и любовью. Ваши глаза видят всё: и красоту заснеженных деревьев, и нежность цветов, и синеву неба. Они видят тех, кто нуждается в вашей помощи, - засохший цветок, голодную птичку, упавшего товарища - и помогают совершать вам добрые поступки. Ваши глаза неповторимы. Я люблю ваши глаза! Посмотрите в свои глаза. Полюбуйтесь ими.

В мои глаза вошли поля, моря, леса.

Мои зрачки - огонь -

В них солнце задремало...

Посмотрите в глаза друг другу и подарите добрые взгляды.

14 вариант

Изображение (рисунок), с которого начинается урок.

Учитель раздаёт детям открытки с изображением цветов.

Рассмотрите цветы, которые изображены на открытках. Что вспоминаете вы, глядя на них? Что вам хочется сказать об этих цветах? Чем похожи они на людей?

Яркие и нежные, все они таят в себе красоту природы и очень напоминают вас, разных и непохожих друг на друга. И каждый из вас имеет свою красоту глаз, слов, движений, по­ступков.

Вы так же, как эти цветы, дарите мне при встрече прекрас­ное настроение и наполняете моё сердце любовью.

Учитель показывает детям изображение бабочки.

Бывают в жизни такие моменты, которые надолго остаются в памяти. Порою люди всю жизнь помнят о том, что было в дет­стве. Поэт Константин Бальмонт навсегда запомнил одну карти­ну летнего дня и написал об этом стихотворение.

(Тихо звучит музыка.)

Помню я, бабочка билась в окно,

Крылышки тонко стучали.

Тонко стекло, и прозрачно оно,

Но отделяет от дали,

В мае то было, мне было 5 лет,

В нашей усадьбе старинной

Узнице воздух вернул я и свет,

Выпустил в сад наш пустынный.

Если когда-то вдруг спросят меня:

«В чем твое доброе дело?».

Молвлю я: «Мысль моя майского дня

Бабочке зла не хотела».

А вы совершали подобные поступки? (Воспоминания педаго­га из детства.) В каждом из вас бьётся доброе сердце, не спо­собное погубить чью-то жизнь: бабочки, паучка, жучка. Ибо ваша чуткая душа не сможет вынести их боли и страданий. Я знаю это точно. И сегодня, как и всегда, вы будете добры ко всему живому.

И спасибо вам, говорю я, за всех, кому вы спасаете жизнь и дарите свободу.

15 вариант

Использование необычного предмета.

Учитель показывает детям колокольчик. – Посмотрите на этот чудо-колокольчик. Давайте закроем глаза и послушаем его хрустальный звон. Этот звон входит в наши души, дотрагивается до каждой её струнки, до каждой кле­точки нашего тела и будит нас, зовёт в новый день.

Что напоминают вам звуки колокольчика? С чем их можно сравнить? О чём думается вам при этих волшебных звуках?

Колокольчики звенят

Серебристым, лёгким звоном.

Слух наш сладостно томят.

Пусть звон колокольчика с его грустными и радостными нотками звучит в наших сердцах и будит наши добрые чувства, пробуждает в нас нежность и любовь друг к другу.

Под звуки русской народной песни педагог вносит самовар.

Что за чудо! Что за жар

Этот русский самовар.

Возьмитесь за руки и полюбуйтесь этой сказкой. Какая кра­сивая роспись! Все краски чудесного дня собраны в ее узорах. Самовар сияет, как золотое летнее солнышко, радует и согревает нас. Я вижу радость на ваших лицах. Какие слова вы хотите ска­зать, чтобы выразить свой восторг? Как вы думаете, для чего люди изобрели самовар, ведь чай можно пить и из чайника?

Да, самовар объединяет людей, всем найдётся местечко у самовара. От него веет теплом и уютом. И мы сами становимся добрее. Посмотрите друг другу в глаза. Пусть радость, которую несёт этот чудо-самовар, останется с нами на весь день. Спасибо тебе, русский самовар!

Учитель зажигает свечу.

Посмотрите на свечу и подумайте о чём-нибудь светлом. Пусть этот лёгкий, спокойный и таинственный огонь свечи очи­стит наши души от обид, злобы, жадности и поможет всем нам сегодня обрести спокойствие и веру в себя и тех, кто рядом, по­может каждому стать красивым душой.

Какие мысли рождает в вас пламя свечи?

16 вариант

Использование игры (после каникул)

Игра «Здравствуй, друг»

Все участники игры делятся на две равные группы. Одна группа образует внутренний круг, а другая – внешний. Стоящие во внутреннем круге поворачиваются лицом к стоящим во внешнем круге, таким образом, образуя пары. И повторяют за ведущим следующие слова, сопровождая их жестами.

Здравствуй, друг! (жмут друг другу руки)

Как ты тут? (хлопают правой рукой по левому плечу партнёра)

Где ты был? (осторожно треплют ухо)

Я скучал! (складывают руки на груди)

Ты пришёл! (разводят руками в сторону)

Хорошо! (обнимаются)

Затем, стоящие во внешнем круге, делают шаг в сторону, тем самым, производя смену партнёров. Слова и движения произносятся вновь. И так далее, пока не встретятся первые пары.

17 вариант

Постановка нравственно-социальной проблемы.

Скажите, вы любите играть? А в какие игры? С кем? По­чему одних детей вы с радостью принимаете в игру, а других сторонитесь, не желая с ними играть?

Педагог читает стихотворение Е. Ильиной «Игра»:

Игру во дворе начинают опять.

Мальчишку в игру не хотят принимать.

Запомни, драчун-забияка,

Что это игра, а не драка.

Хорошее дело - футбол и хоккей,

Соседей они превращают в друзей.

А в играх с друзьями мы сами

Должны оставаться друзьями.

Да здравствует смелость, азарт, быстрота,

Да здравствует вежливость и доброта!

Да здравствуют добрые лица!

И пусть тот, кто злится, - стыдится!

Сегодня вас ждёт много игр с друзьями, и пусть вежливость, доброта и чуткость помогут вам в хорошем настроении провести этот день.

18 вариант

Созерцание живописной работы.

Учитель показывает детям картину на тему «Осень».

Скажите, а вы любите осенний лес? Чем вас очаровывает осень?

Я так люблю осенний лес!

Над ним сияние небес.

И я хотел бы превратиться

Или в багряный тихий лист,

Или же в звонкий птичий свист.

Посмотрите на картину и попытайтесь услышать в себе ме­лодию осеннего леса. У кого-то из вас эта картина отзовётся грустной мелодией, у кого-то - радостной. Мы все вместе - мы одно целое. И наше сообщество, как и природа, должно быть гармоничным. Давайте бережно относиться к печалям и радо­стям друг друга. И пусть звучат в нас мелодии, воспевая любовь и красоту.

Учитель показывает детям картину И. И. Шишкина «На севере диком».

Тихо звучит музыка.

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

Какие чувства, радостные или грустные, вызывает у вас эта картина? Почему? Какое время суток отображено на картине? Почему вы так думаете?

Полусвет и полумрак.

И невольно рвётся вдаль,

И невольно давит душу

Бесконечная печаль.

Давайте мысленно войдём в эту картину и отгадаем её тайну. Какими словами можно описать снег, небо, сосну? Какое место на картине вы хотите занять и почему?

Художник назвал свою картину «На севере диком». Как бы назвали её вы?

Звучит музыка.

Да, я вижу тоску и печаль в ваших глазах. Боль одинокой со­сны передалась вам. В ваших душах поселилось чувство состра­дания, и это говорит о том, что вы чутки и добры к природе, что вы любите ее. И пусть это состояние чуткости, доброты оста­нется с вами на весь день и поможет вам быть бережными к при­роде и друг другу.

И вновь все внимание - на картину «На севере диком». Холодная красота одинокой сосны вызывает во мне грусть и пе­чаль. Но почему? Ведь сосна великолепна в своём величии, а мне её жалко.

Да, она одинока, а одинокое дерево, как и одинокий человек, несчастно. А вы испытывали когда-нибудь чувство одиночест­ва? Расскажите об этом.

Звучит музыка.

Тяжко сосне в одиночестве. Некому ухаживать за ней, неко­му любоваться и восхищаться её красотой.

Пусть же сегодня никто из вас не будет одинок и тосклив, а вместе с друзьями весело и интересно проведёт этот день.

19 вариант

Звуки природы, животных, птиц (в записи).

Звучит аудиозапись пения птиц.

До самого рассвета

Соловьи залётные не спят.

Все поют,

А как настанет лето,

Соловьят без устали растят.

Сколько им таланта и раденья

Надо, чтоб из робкого птенца

Вышел мастер колдовского пенья,

Песнями пленяющий сердца.

Какое настроение вызывает у вас пение птиц? Соловьи вол­шебными звуками радуют наши сердца. А что можете сделать вы, чтобы порадовать других?

Дивное пение птиц вызывает в нас желание дарить друг дру­гу радостные слова, чтобы они, как песни, согревали наши ду­ши. Скажите эти слова друг другу.

20 вариант

Ассоциативное начало: зима.

На фоне музыки звучит стихотворение В. Пашкова «Зима»:

Гуляет русская зима.

Останови ее, попробуй!

Махнет рукой - бела земля.

Махнет другой - растут сугробы.

Белит деревья и дома,

Морозит, устали не зная.

Гуляет русская зима,

Морозная, не злая!

А что доброго сделала зима для вас? Какое настроение вы­зывает у вас зима?

Да вот не все рады зиме. Голодно и холодно зимой птицам. Печальный писк издают они в лютые морозные дни. Корм зане­сло снегом, скрылись жучки и паучки. Да и деревьям не слад­ко - ножкам-корешкам зябко, холодно, и только глубокие суг­робы могут согреть их. В ваших глазах я читаю огромное жела­ние помочь птицам и деревьям в эти трудные дни. И сегодня вы готовы начать день с добрых дел.

21 вариант

Давайте удивляться!

Скажите, чему вы сегодня удивлялись? А мое удивление вызвало солнышко. Оказывается, оно, как настоящий волшеб­ник, умеет тепло и ласково здороваться.

А вот как это было

Утром ранним кто-то странный

Заглянул в мое окно.

На ладони появилось

Ярко-рыжее пятно.

Это солнце заглянуло,

Будто руку протянуло,

Тонкий лучик золотой.

И, как с первым лучшим другом,

Поздоровалось со мной.

Давайте же и мы обнимемся и поприветствуем друг друга. На фоне музыки:

Доброе утро, мои родные! Я желаю вам дружно и весело провести этот день, увидеть много удивительного в природе и получить самые яркие впечатления от той красоты, что окружа­ет нас.

Дети приветствуют друг друга и говорят слова пожеланий.

Посмотрите на солнце. О чём мечтаете вы, глядя на него? А вы никогда не задумывались, чем пахнет солнце?

Учитель чит ает стихотворение К. Бальмонта «Солнце»:

Запах солнца? Что за вздор!

Нет, не вздор!

В солнце звуки и мечты,

Ароматы и цветы –

Все слились в согласный хор,

Все сплелись в один узор.

Солнце пахнет травами,

Свежими купавами.

Пробуждённою весной

И смолистою сосной.

Солнце светит звонами,

Листьями зелёными,

Дышит вешним пеньем птиц,

Дышит смехом юных лиц.

Протяните руки к солнцу. Щедрые солнечные лучи, как неж­ные руки мамы, обнимают, гладят и согревают нас своим теп­лом. В душе наступают покой и благодать. Нам хочется смеять­ся и радоваться новому дню. Волшебное солнце растопило все обиды, болезни, грусть и печаль, наполнило сердце добротой и любовью.

На фоне музыки дети рисуют солнце.

22 вариант

Будем откровенны!

Педагог предлагает детям, передавая из рук в руки игрушку, закончить предложение:

1. Я всегда улыбаюсь, когда...

2. Людям (друзьям, детям) тепло (хорошо) со мной, потому что...

3. Когда я прихожу в класс в хорошем настроении...

4. Больше всего я радуюсь, когда...

5. Больше всего я огорчаюсь, когда...

Советы учителям.

Хотите, чтобы хорошее настроение не покидало вас?

    Ешьте бананы. В их мякоти содержатся вещества, благодаря которым возникает чувство радости и спокойствия

    Ешьте апельсины. Они стабилизируют настроение, устраняют депрессию, печаль, тревогу.

    И, конечно, шоколад. Он улучшает настроение и успокаивает «исстрадавшуюся» нервную систему.

    Можно покатать на ладони грецкий орех или любой предмет с гранями (ручку, карандаш). Прилив крови к рукам благоприятствует эмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Давайте развивать наши таланты (и таланты детей) с помощью пальчиковой гимнастики.

    Старайтесь смотреть на вещи оптимистично. УЛЫБАЙТЕСЬ! Учителя, которые улыбаются и которым улыбаются, живут на 4 года дольше!

    Учитель не имеет права беспечно относиться к своему здоровью, ведь он – пример для подражания! Если плохо себя чувствуете, разрешите себе выйти на больничный. Оставьте чувство долга – ничего со школой и с учениками не произойдет!

Разные организационные моменты, психологические приёмы для начала уроков (по требованиям к современному уроку).

Начало нашей деятельности на уроке – это оргпсихологический момент. Он длится от 1 до 3-х минут, но имеет очень большое значение.

Организационный момент позволяет положительно настроить учеников, организовать их внимание, наладить психологический контакт между учителем и учениками. На этом этапе формируется умение мобилизовать, внутренне организовать себя, сосредоточиться . Формируются личностные УУД.

Примеры орг. моментов:

    Здравствуйте, друзья, я приветствую вас на уроке технологии.

«Сядьте поудобнее, расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно».

(На фоне музыки)

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышны лишь ваше дыхание и плеск воды.

Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите пение птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро.

Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…

А теперь открываем глаза. Мы снова в школе, в этом кабинете, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение. С таким же отличным настроением мы поработаем на протяжении всего урока.

2. “Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, синяя, зеленая. Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Зеленый цвет – вы спокойны, вам всё равно, что будет происходить на уроке. Синий цвет – вы хотите узнать что-то новое". Спасибо! Надеюсь, что сегодня на уроке все будут хорошо работать и к концу урока у всех будет хорошее настроение!

3. Здравствуйте, мои дорогие! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и слушайте меня и повторяйте за мной:

- «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому.

Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу.

Память моя крепка. Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю.

Откройте глаза. Приступаем к работе.

4. Долгожданный дан звонок. Начинается урок.

Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

Улыбки подарим гостям.

У вас все готово? Тогда за работу.

Удачи желаю всем нам!

А удача нам сегодня очень нужна, потому что мы….. (Например: «Отправляемся в путешествие по сказке» или «Будем заниматься очень важным делом».....).

    Здравствуйте, ребята!

В начале урока предлагаю вам подарить друг другу хорошее настроение:

Подарите улыбку друг другу. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день

Улыбка - универсальный знак доброты, начинай и заканчивай день улыбкой.

Прислонитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга таким образом?

Второй вариант: «Прикоснитесь друг другу ладошками и подарите своему товарищу чувство уверенности в том, что сегодня у нас всё получится, поддержите друг друга перед нашей предстоящей работой, улыбнитесь друг другу от всей души!

6. Здравствуйте, мои дорогие! Предлагаю вам поздороваться друг с другом продолжив по очереди фразу:

"Здравствуй, я рад(а) тебя сегодня видеть здесь потому что..."

7. Здравствуйте!

-Поздоровалось с людьми солнце на рассвете

«С добрым утром!» - говорит и большим, и детям.

Утро добрым быть должно, и хорошим тоже.

Лишь хороший человек всё на свете сможет.

Пусть эти стихи поэтессы Т. Юриной станут девизом нашего урока.

8. Упражнение «Подари улыбку».

Чтобы у нас у всех сегодня на уроке было хорошее настроение, давайте подарим друг другу улыбки.

На цветной бумаги нарисованы красивые улыбающиеся мордашки.

Педагог: «Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям. (Вместе с улыбкой дети обмениваются картинками.)

9. Здравствуйте, дети!Рада видеть вас

.Я желаю вам сегодня добра.

Вы желаете мне сегодня добра?

Если вам будет трудно, я помогу.

Улыбнёмся друг другу.

Улыбка универсальный знак доброты, начинай и заканчивай день улыбкой!

10. Добрый день, друзья! Приветствую вас на уроке…..

Предлагаю вам сегодня сделать доброе дело-…………..

- Как бы жизнь не летела, дней своих не жалей.

Делай доброе дело ради счастья людей.

Чтобы сердце горело, а не тлело во мгле,

Делай доброе дело - тем живём на земле!

11. - Ребята, послушайте, какая тишина!

Это в школе начались уроки.

Мы не будем тратить время зря, и приступим все к работе.

12. Упражнение: «Дерево достижений»

Педагог: Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас всех здоровыми, с хорошим настроением! Ребята, обратите внимание на наше одинокое дерево (на доске прикреплено дерево без листьев). У каждого из вас есть листочки разного цвета (лежат на парте). Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.

После того, как ребята прикрепили листочки:

- Тех кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.

Красный лист - желают общаться.

Желтый лист – проявят активность.

Синий – будут настойчивы.

Дерево покрылось листвой, с помощью вас оно окрасилось в разные цвета.

Красота дерева завесила от вас, ваших стремлений и ожиданий.

А красота выполненной работы сегодня на уроке будет зависеть от вас?

Надеюсь, что вы приложите максимум старания, фантазии при выполнении работы. Желаю вам всем получить пятёрки сегодня на уроке! Итак.. За дело!

13. - Ребята, сегодня мы начнём урок с упражнения: «Золотая рыбка»

На столе стоит «аквариум» (коробочка), в нем находятся картонные рыбки разного цвета (лучше золотистого)

Из ватмана вырезан контур одной большой рыбы (прорисованы только глаза и рот).

Педагог: «Нам всем хочется поймать «золотую рыбку», которая исполнит все наши желания. Я попрошу каждого подойти к аквариуму и поймать свою «золотую рыбку» (дети подходят и берут по одной рыбке). Загадайте над рыбкой желание на сегодняшний урок. Теперь попытаемся сделать из маленьких рыбок одну огромную «Золотую рыбку», которая исполнит все загаданные желания (учащиеся приклеивают маленьких рыбок на большую, которые выполняют роль чешуи).

И пусть все желания, которые вы загадали, сбудутся. А с помощью этой «золотой рыбки» нам на уроке будут сопутствовать удача и успех!

14. Упражнение «Колесо удачи»

В комнате находится старинная прялка.

Педагог: Ребята, перед вами красивая старинная вещь. В старину каждая хозяйка умела пользоваться прялкой. Я сейчас попрошу каждого из вас привязать на колесо цветную ленточку.

А теперь по очереди крутаните колесо прялки и скажите для всех доброе пожелание на сегодняшний урок.

Педагог тоже крутит колесо прялки говорит всем пожелание:

«Будьте на уроке легкими, веселыми, уверенными, как эти летящие ленточки».

15 .- «Здравствуйте!» Просто «Здравствуйте»?

Что особенного тем мы друг другу сказали?

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Итак, здравствуйте!!! И пусть вам будет сегодня светло и радостно!

А ещё, здороваясь мы желаем друг другу здоровья! Я вам все желаю здоровья!

16. - Дорогие мои! Подарим сегодня в начале урока друг другу улыбку и доброе настроение, согреем наши сердца теплотой и любовью.

Если дождь стучит по крыше,

Если в жизни всё не так.

Улыбнитесь, рассмешитесь,

Ведь улыбка – это клад!!!

Ведь не даром говорят: «Улыбайтесь друг другу чаще - жизнь будет слаще!»

Как думаете почему? (Поднимется настроение; чувствуешь, что рядом хорошие люди….)

С хорошим настроением дело делается в 2 раза быстрее и складнее.

Улыбнитесь друг другу от всей души!

А теперь с хорошим настроением приступаем к новой теме. А какая сегодня тема урока, вы должны догадаться сами…..

17 . - Мои умницы и умники! Рада видеть вас!

Упражнение «Волшебная поляна»

(Предварительно надо вырезать цветы разного цвета).

Педагог : «На улице осень, отцвели цветы, осыпались листья, и настроение стало осенним. Все эти цветы (показывает на вырезанные цветы) раньше росли на большой солнечной поляне. Представьте, что наш класс и есть волшебная солнечная поляна. Чтобы развеять осеннюю тоску и добавить нам на урок летнего настроения, давайте прикрепим цветок там, где вам понравится (к цветку на край приклеен маленький кусочек скотча с выдвинутым концом, за него и приклеим). Посмотрите – в комнате стало теплее и веселее, потому что зацвели цветы, а с ними и ваши лица. Пусть так и будет всегда! Будьте всегда цветущими, с хорошим настроением.

А теперь пора выяснить какую тему урока будем сегодня изучать.

18.- Здравствуйте, друзья!

Повернитесь все друг к другу,

И пожмите руки другу.

Руки вверх все поднимите,

И вверху пошевелите.

Крикнем весело: "Ура!"

Урок нам начинать пора!

Вы друг другу помогайте,

На вопросы отвечайте,

Всю работу, что вам дам поделите пополам. (при работе в парах ).

А какой работой будем сегодня заниматься, какую тему изучать, вы должны догадаться сами.

19.- Но, что, друзья, начнём урок?!

Вам тепло? (Да.)

Вам светло? (Да.)

Прозвенел звонок? (Да.)

Уже закончился урок? (Нет.)

Хотите учиться? (Да.)

Можете садиться и на уроке не лениться.

20 . Долгожданный дан звонок, начинается урок.

Встали тихо. Замолчали.

Всё, что нужно вы достали- приготовились к уроку.

В нём иначе нету проку.

Мы урок начнём сейчас, интересный он для вас.

21. Здравствуйте, девочки!

Здравствуйте, мальчики!

Задорно светят огоньки ваших глаз!

Здравствуйте!

Я приветствую вас на уроке технологии.

Доброта – это солнце, которое согревает душу. (Пришвин).

- Призываю вас всех быть всегда добрыми и человечными.

22. – Здравствуйте, те, кто родился зимой! (те, кто родился зимой, здороваются и садятся)

Здравствуйте, те, кто родился летом! (те, кто родился летом, здороваются и садятся)

Здравствуйте, те, кто родился весной! (те, кто родился весной, здороваются и садятся)

Здравствуйте, те, кто родился осенью! (те, кто родился осенью, здороваются и садятся)

Ещё раз, все, здравствуйте!

Здороваться - это желать здоровья!

Я желаю, чтобы во все времена года у вас было отличное здоровье и мы могли дружно общаться и выполнять работу.

А чтобы узнать, что мы будем сегодня делать, вам надо отгадать тему урока.

23. - Здравствуйте!

С вами мы одна семья: ты, мы, вы, я!

Улыбнись соседу справа.

Улыбнись соседу слева.

(дети говорят)

Подмигни соседу справа, подмигни соседу слева.

И дружно скажите: С вами мы одна семья: ты, мы, вы, я! (дети говорят)

А теперь садитесь и дружной семьёй приступим к работе на уроке.

24. Упражнение « Частичка тепла»

Здравствуйте! Чтобы наш урок прошёл в тёплой дружеской атмосфере, давайте подарим друг другу частичку тепла: потрите ладошки друг о дружку до тёплого состояния. А теперь прикоснитесь к ладошкам товарища – подарите своё тепло и возьмите от него частичку тепла. Этот небольшой знак внимания друг к другу согреет ваши сердца.

Огромное солнце не делим на части,

И вечную землю нельзя поделить.

А капельку счастья, вниманья, участья, ты можешь, ты должен друзья подарить.

А теперь приступит к определению темы урока.

25. – Долгожданный дан звонок, начинается урок.

Встали тихо, замолчали.

Всё что нужно вы достали, приготовились к уроку-

В нём иначе нету проку.

Мы урок начнём сейчас, интересен он для вас.

Слушая внимательно, поймёте обязательно.

Дружно все за парты сели.

Приступаем к новой теме.

Заходите, ребята. Встаньте все в круг.

Здравствуйте, ребята. Я приветствую вас на уроке технологии.

Чтобы стало нам всем хорошо, уютно, как дома, давайте зажжем свечу.

(учитель, зажигает свечу, и обносит внутри круга детей, поднося к каждому)

Посмотрите на огонёк свечи, протяните к нему ладошки. Что вы чувствуете? (Тепло)

Тепло от огонька согревает руки, а что может согреть душу человека? (Любовь, внимание, забота, доброта)

- «Доброта – это солнце, которое согревает душу. Всё хорошее в человеке от солнца, а всё лучшее в жизни от человека и его доброты. (М.Пришвин)

Покажите, где душа у человека (дети показывают).

Она внутри нас, там, где сердце, поэтому, когда мы говорим: «От всей души», то прикладывает ладонь к груди.

У меня к вам просьба: положите ладонь на место, где может быть душа у человека, т.е. на грудь, улыбнитесь друг другу обязательно от души. Когда вы улыбаетесь, у вас очень добрые лица.

Доброта не только может согреть душу человека, она способна творить чудеса.

Сегодня мы будем добрыми волшебниками и попробуем совершить чудо!

Главное наше волшебство будет доброта наших сердец!

Вы готовы творить добро? Тогда пройдите на свои рабочие места, для свершенья новых добрых дел.

К концу урока:

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что умеете дружно трудиться,

И знание точно уж вам пригодится.

Подготовка класса к работе (организационный этап)

Давайте поздороваемся: "Добрый день". (Ученики проговаривают следующие слова) -Быть должны у нас в порядке,

Ручки, книжки и тетрадки.

А девиз у нас какой?

Все, что нужно, под рукой!" (Обучающиеся садятся)

Ребята, а теперь улыбнемся друг другу и пожелаем удачи. А чтобы наш урок был интересным, увлекательным и полезным, надо выполнять определенные правила. Давайте вспомним эти правила.

(Первую строчку проинзносит учитель, а вторую -ученики)

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Говори все четко, внятно,

Чтобы все было понятно,

Если хочешь отвечать, Надо руку поднимать,

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

А помочь захочешь другу,

Подними спокойно руку.

Ребята, продолжить наш урок я хотела бы пословицей: "Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости" Как вы понимаете ее смысл?

Вы знаете, что наши знания - это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем.

Начало урока. Психологический настрой .

Организационный этап , очень кратковременный, определяет весь психологический настрой урока. Психологический настрой проводится для создания благоприятной рабочей обстановке в классе, чтобы дети поняли, что им рады, их ждали.

Приветливые, доброжелательные слова учителя, спокойная, уверенная манера являются условием выполнения задач данного этапа.

Психологические настрои на урок:

Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!

Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.

Доброе утро, мои дорогие! Я очень рада встрече с вами. И конечно жду той минуты, когда мы снова сможем заглянуть в этот Чудесный учебник. А вы этого желаете? Тогда вперед!

Учитель : Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку?
Дети : Да!
Учитель : Тогда вперед!

Учитель : Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.
– Потому что наступила настоящая весна.
– Сегодня светит солнце.
– Может быть, потому что скоро каникулы?
Учитель : Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке ….

Доброе утро, мои дорогие! Начинаем урок. Давайте улыбнемся друг другу, подарите свои улыбки.

Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.

Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

Какое сейчас время года? Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились. Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли веселые домой. С таким же отличным настроением мы поработаем сегодня на уроке.

Приветствие “Здравствуйте!”

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  1. желаю (соприкасаются большими пальцами);
  2. успеха (указательными);
  3. большого (средними);
  4. во всём (безымянными);
  5. и везде (мизинцами);
  6. Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Приветствие.

Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают).

Доброе утро, небо! (аналогичное движение).

Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают).

"Обмен настроением".

Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение?

(У детей на партах лежат "Словарики настроений". Учащиеся находят в списке прилагательное, которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор.)
- Я своё настроение хочу назвать ожидающим, потому что я жду от сегодняшнего урока новых открытий.
- А у меня спокойное настроение. Я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше.
- Моё настроение приподнятое. Я люблю урок математики, мы всегда такие интересные задания выполняем.
- А я выбрала название для своего настроения ликующее. Сейчас я очень рада, что начинается мой любимый урок.
Учитель : Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране Математики. Удачи вам и новых открытий!

Советы учителям.