Что повышает айкью. Как улучшить интеллектуальные способности

Что такое «Интеллект»?

Прежде всего, позвольте мне объяснять, что я имею в виду, когда я говорю слово «интеллект». Чтобы было понятно, я не просто говорю об увеличении объема фактов или битов знаний, которые Вы можете накопить, или то, что называют кристаллизовавшимся интеллектом - это не тренировка на беглость или запоминание – на самом деле, это практически противоположность. Я говорю об усовершенствовании Вашего подвижного интеллекта , или Вашей способности запоминать новую информацию, сохранять ее, затем использовать те новые знания как основу для решения следующей задачи или изучения еще одного нового умения и так далее.

Теперь, в то время как кратковременная память не является синонимом интеллекта, она очень связана с интеллектом. Чтобы успешно сделать интеллектуальный вывод, достаточно важно иметь хорошую кратковременную память. Таким образом, чтобы максимально использовать интеллект, стоит значительно улучшить кратковременную память – это как, например, использовать самые лучшие и современные детали, чтобы помочь механизму работать на высочайшем уровне.

Что из этого можно для себя извлечь? Это исследование имеет большое значение, потому что было обнаружено:

  1. Гипотетический интеллект можно тренировать.
  2. Обучение и последующий успех зависят от дозировки, чем больше Вы тренируетесь, тем больше пользы Вы извлекаете.
  3. Каждый человек может развить свои когнитивные способности, независимо от начального уровня.
  4. Прогресса можно достичь с помощью тренировок на заданиях, которые не напоминают вопросы в тесте.

Как можно применить это исследование на практике и извлечь из этого пользу?

Существует причина, по которой задача n-назад оказалась настолько успешным в увеличении когнитивных способностей. Эта тренировка включает в себя разделение внимания между конкурирующими раздражителями, то есть мультимодальность (один визуальный раздражитель, один - слуховой). Здесь нужно сосредоточиться на определенных деталях, игнорируя неподходящую информацию, и это помогает улучшать кратковременную память в течение долгого времени, постепенно увеличивая способность воспринимать информацию эффективно в нескольких направлениях. Кроме того, раздражитель постоянно переключали, таким образом, что никогда не возникало явления «тренировок на вопросы теста» - каждый раз было что-то новое. Если Вы никогда не сдавали n-назад тест, позвольте мне рассказать о нем: это очень непросто. Не удивительно, что от такого занятия столько пользы для когнитивных способностей.

Но давайте рассуждать с практической точки зрения.
В конечном счете, карты в колоде или звуки в произведении закончатся (эксперимент продлился 2 недели), таким образом, не практично думать что, если Вы хотите непрерывно увеличивать свои интеллектуальные способности в течение всей жизни, то одного n-назад будет достаточно. Кроме того, Вам это надоест, и Вы прекратите это делать. Я уверена, что я бы так и сделала. Не говоря уже о времени, которое Вы потратите на обучение таким образом – все мы постоянно очень заняты! Таким образом, нам стоит подумать, как смоделировать те же самые типы суперэффективных мультимодальных методов, стимулирующих мозг, - которые можно использовать в нормальной жизни, и все же получая максимальную пользу в росте когнитивного мышления.

Итак, принимая все это во внимание, я разработала пять основных элементов, которые помогут в развитии подвижного интеллекта, или когнитивной способности. Как я уже отметила, непрактично постоянно выполнять n-назад задание или его вариации каждый день всю оставшуюся жизнь, чтобы получать пользу для когнитивных способностей. Но практичным является изменение образа жизни, в котором будет та же самая – и даже большая польза для когнитивных способностей. Это можно делать каждый день, чтобы получить пользу от интенсивной все-мозговой тренировки, а также это должно перейти в пользу для полного когнитивного функционирования.

Вот эти пять основных принципов:

  1. Ищите новшество
  2. Бросьте себе вызов
  3. Мыслите творчески
  4. Не идите легким путем
  5. Будь в сети

Каждый из этих пунктов сам по себе уже великая вещь, но если Вы действительно хотите функционировать на максимально высоком когнитивном уровне, лучше выполнять все пять пунктов, и так часто, как возможно. На самом деле, я живу по этим пяти принципам. Если Вы примете их как фундаментальные руководящие принципы, то я гарантирую, что Вы будете максимально использовать свои способности, превосходя даже то, на что Вы считали себя способным - все это без искусственного повышения. Отличная информация: Наука подтверждает эти принципы с помощью данных!

1. Ищите новшество

Это не совпадение, что такие гении как Эйнштейн разбирались во многих областях, или были эрудитами, как мы их называем. Гении постоянно ищут новые занятия, изучая новые области. Это - их индивидуальность.

Только одна черта из «Великой пятерки» из Пятифакторной модели индивидуальности (Акроним: ОДЕПР, или Открытость, Добросовестность, Экстровертность, Приятность, и Раздражительность), которая связана с IQ, и это - черта Открытости к новому опыту. Люди, которые имеют высокий уровень Открытости, постоянно ищут новую информацию, новую деятельность, новые вещи, которым можно научиться - новые события, в общем.

Когда Вы ищете новшество, происходит несколько событий. Прежде всего, Вы создаете новые синаптические связи с каждой новой деятельностью, в которой Вы участвуете. Эти связи основываются друг на друге, увеличивая деятельность нервной системы, создавая еще связи, чтобы на их основании создавались новые связи – таким образом, происходит обучение.

Интересующей областью в недавнем исследовании является нервная пластичность как фактор в индивидуальных различиях интеллекта. Пластичность относится к числу связей, созданных между нейронами, и как это влияет на последующие связи, и насколько длительные эти связи. В основном это означает то, сколько новой информации Вы в состоянии принять, и в состоянии ли Вы сохранить ее, производя постоянные изменения в мозге. Постоянно подвергая себя непосредственно новым вещам, помогает поместить мозг в исходное состояние для обучения.

Новшества также запускают выработку допамина (я упоминала это раньше в других постах), который не только сильно мотивирует, но и стимулирует нейрогенезис - создание новых нейронов - и готовит мозг к обучению. Все, что Вы должны сделать, утолить голод.

Превосходное условие для обучения = Новая деятельность-> выработка допамина-> способствует более мотивированному состоянию-> которое способствует вовлечению и созданию нейронов-> может происходить нейрогенезис + увеличение синаптической пластичности (увеличение количества новых нервных соединений, или обучения).

Как продолжение исследования Джегги, исследователи в Швеции обнаружили, что после 14 часов тренировок кратковременной памяти в течение 5 недель, наблюдалось увеличение количества обязательного потенциала допамина D1 в предлобной и теменной областях мозга. Этот определенный рецептор допамина, тип D1, связан с ростом нервных клеток и их развитием, между прочим. Это увеличение пластичности, способствуя большему закреплению этого рецептора, является очень полезным для того, чтобы максимизировать когнитивное функционирование.

Выполняйте дома пункт: Будьте «Эйнштейном». Всегда ищите новую деятельность для ума – расширяйте свои когнитивные горизонты. Изучите инструмент. Походите на курсы живописи. Пойдите в музей. Почитайте о новой области науки. Будьте зависимыми от знаний.

2. Бросьте себе вызов

Существует огромное количество ужасных работ, написанных и распространенных о том, как «тренировать мозг» и «стать умнее». Когда я говорю о «тренировочных играх для мозга», я имею в виду игры на запоминание и на скорость, целью которых является увеличение скорости обработки информации и т.д.; сюда относятся такие игры, как, например, Судоку, которыми советуют заниматься в «свободное время» (закончите оксюморон, учитывая развития когнитивных способностей). Я собираюсь развенчать часть того материала, который Вы ранее слышали об обучающих играх для мозга. Вот, что я Вам скажу: Они не работают. Индивидуальные обучающие игры не делают Вас умнее - они делают Вас более опытными в обучающих играх для мозга.

Итак, у них действительно есть цель, но результат не продлится долго. Чтобы чего-то получить из этих типов когнитивного вида деятельности, нужно обратиться к первому принципу поиска новшества. Как только Вы справляетесь с одним из этих когнитивных действий в обучающей игре для мозга, Вы должны идти дальше к следующей стимулирующей деятельности. Поняли, как играть в Судоку? Отлично! Теперь переходите к следующему типу стимулирующих игр. Проводилось исследование, которое подтверждает эту логику.

Несколько лет назад ученый Ричард Хэиер хотел узнать, можно ли значительно увеличить когнитивную способность с помощью интенсивных тренировок на новых видах умственной деятельности за несколько недель. Они использовали видеоигру Tetris в качестве новой деятельности, и использовали людей, которые никогда раньше не играли в игру, в качестве объектов исследования (знаю, знаю – представляете, такие люди существуют?!). Они выяснили, что после тренировок в течение нескольких недель на игре Tetris, у объектов исследования наблюдалось увеличение корковой толщины, а также увеличение активности коры головного мозга, подтверждением чего служило увеличение количества глюкозы, использованной в той области мозга. В основном, мозг использовал больше энергии в течение того периода тренировок, и становился толще - это означает большее количество нервных соединений, или новый изученный опыт - после таких интенсивных тренировок. И они стали экспертами в Tetris. Круто, да?

Вот в чем дело: После первоначального резкого когнитивного роста они заметили снижение как в корковой толщине, так и в количестве глюкозы, используемой во время выполнения задачи. Однако, они все так же хорошо играли в Tetris; их умение не ухудшалось. Сканирования головного мозга показали меньше мозговой активности во время игры, вместо ее увеличения, как в предыдущие дни. Почему же снижение? Их мозг стал более эффективным. Как только их мозг понимал, как играть в Tetris, и действительно начинал разбираться в нем, ему становилось лень что-то делать. Ему не нужно было работать так усиленно, чтобы хорошо играть в игру, таким образом, когнитивная энергия и глюкоза уходили в другом направлении.

Эффективность Вам не помощник, когда дело доходит до когнитивного роста. Чтобы мозг продолжал создавать новые соединения и поддерживал их активность, Вы должны продолжать идти дальше к другой стимулирующей деятельности, как только Вы достигаете пика мастерства в определенной деятельности. Вы хотите быть в постоянном состоянии небольшого затруднения, изо всех сил пытаясь достигнуть чего-то, независимо от того, что это, как отметил Эйнштейн в своем высказывании. Это держит мозг в подвешенном состоянии, так сказать. Позже мы вернемся к этому вопросу.

3. Мыслите творчески

Когда я говорю, что мыслить творчески поможет Вам усовершенствовать нервную систему, я не имею в виду написание картины, или выполнение чего-то вычурного, как, например, в первом пункте «Ищите новшество». Когда я говорю о креативном мышлении, я имею в виду непосредственное творческое познание, и что оно значит в то время, как в мозгу продолжается процесс.

В противоречие широко распространенному мнению, креативное мышление не является «мышлением с помощью правой части мозга». Здесь задействованы обе половин мозга, не только правая. Креативное познание включает в себя дивергентное мышление (широкий диапазон тем/предметов), способность находить отдаленные ассоциации с идеями, переключаться между традиционными и нетрадиционными взглядами (когнитивная гибкость), и создание оригинальных, свежих идей, которые также соответствуют деятельности, которой Вы занимаетесь. Чтобы все делать правильно, нужно, чтобы правое и левое полушарие работали одновременно и сообща.

Несколько лет назад доктор Роберт Штернберг , бывший Декан Университета Тафтс, открыл Центр PACE (Психология cпособностей, компетентности и мастерства) в Бостоне. Штернберг пытался не только определить основное понятие интеллекта, но и найти способы, с помощью которых любой человек может максимально развить свой интеллект посредством тренировок, и особенно, посредством обучения в школах.

Здесь Штернберг описывает цели Центра PACE, который был основан в Йельском университете:
«Основная концепция центра заключается в том, что способности не закреплены, они гибкие, их можно менять, каждый человек может преобразовать свои способности в свою компетентность, а компетентность в мастерство», объясняет Штернберг. «Особое внимание мы уделяем вопросу, как мы можем помочь людям изменить свои способности так, чтобы им было проще решать задания и справляться с ситуациями, с которыми они столкнутся в жизни».

Проводя исследование, Проект Радуга , он разработал не только инновационные методы креативного обучения в классе, но произвел оценку, которые проверяли студентов таким образом, что они должны были подходить к решению проблем творчески и практично, а также аналитически, вместо того, чтобы просто запоминать факты.

Штернберг объясняет:
«В Проекте Радуга мы оценили творческие, практические, а так же аналитические способности. Творческий тест мог быть, например, таким: ‘Вот мультфильм. Дайте ему название’ Практическим заданием могло бы быть фильм о студенте, который пришел на вечеринку, осматривается вокруг, никого не знает, и очевидно чувствует себя неловко. Что делать студенту?"

Он хотел понять, можно ли, научив студентов воспринимать задания с креативной точки зрения , заставить их узнать больше по теме, получать больше удовольствия от обучения, и переносить полученные знания в другие области научной деятельности. Он хотел разобраться, можно ли, изменяя методы обучения и оценки, предотвратить «обучение для сдачи тестов» и заставить студентов учить больше, в общем. Он собрал информацию по этой теме и таки получил хорошие результаты.

Вкратце? В среднем студенты в испытательной группе (те, которым обучали, используя креативные методы) получили более высокие итоговые баллы по окончанию курса в колледже, чем контрольная группа (в которой обучение вели с помощью традиционных методов и систем оценки). Но, для того, чтобы все было справедливо, - он дал испытательной группе тот же экзамен аналитического типа, как и обычным ученикам (тест, в котором представлено несколько вариантов ответов), и они также получили более высокие баллы на этом тесте. Это значит, что они смогли перенести знания, которые они получили, используя творческие, мультимодальные методы обучения, и набрали больше на абсолютно другом когнитивном тесте по тому же материалу. Вам это ничего не напоминает?

4. Не идите легким путем

Я уже упоминала ранее, что эффективность не послужит вам другом, если вы пытаетесь повысить уровень своего интеллекта. К сожалению, многие вещи в жизни ориентированы на то, чтобы увеличить эффективность. Таким образом, мы делаем больше, затрачивая при этом меньше времени, физических и умственных усилий. Однако это не имеет благоприятного воздействия на ваш мозг.

Возьмем один объект современного удобства, GPS. GPS является удивительным изобретением. Я отношусь к числу тех людей, для кого был изобретен GPS. Я ужасно плохо ориентируюсь на местности. Я все время теряюсь. Поэтому я благодарила судьбу за появление GPS. Но знаете что? Попользовавшись GPS в течение короткого времени, я обнаружила, что мое чувство ориентации стало еще хуже. Когда его не оказывалось у меня под рукой, я чувствовала себя еще более потерянной, чем раньше. Поэтому, когда я переехала в Бостон - город, откуда берут свое начало фильмы ужасов о заблудившихся - я перестала пользоваться GPS.

Врать не буду – моим страданиям не было предела. Моя новая работа подразумевала поездки по всем окраинам Бостона, и я терялась каждый день как минимум 4 недели. Я так часто терялась и бродила невесть сколько, что думала, что я потеряю работу из-за хронических опозданий (на меня даже пожаловались в письменной форме). Но со временем я начала находить нужный путь благодаря огромному навигационному опыту, который я приобрела с помощью только мозга и карты. Я действительно стала ощущать, где и что находится в Бостоне благодаря исключительно логике и памяти, а не GPS. Я до сих пор помню, как я гордилась тем, что нашла отель в центре города, где остановился мой друг, отталкиваясь только от названия и описания местности – даже без адреса! У меня было такое чувство, будто я окончила школу навигационного просвещения.

Технология во многом делает нашу жизнь проще, быстрее, эффективнее, но иногда наши когнитивные способности могут пострадать в результате такого рода упрощений и в будущем навредить нам. Прежде чем все начнут вопить и отправлять письма на электронную почту моим трансгуманистическим друзьям о том, что я грешу против технологии, я должна вас предупредить, что это вовсе не то, что я делаю.

Посмотрите на это так: когда вы едете на работу на машине, то на это уходит меньше физических сил, времени, и это более удобный и приятный способ, чем идти пешком. Вроде бы все хорошо. Но если вы только ездите или всю жизнь проводите на сигвэе , даже не короткие расстояния, то вы и не будете тратить энергию. Со временем ваши мышцы атрофируются, ваши физическое состояние будет ослабевать, и вы, вероятно, наберете лишний вес. В результате ухудшится ваше общее состояние.

Ваш мозг тоже нуждается в упражнениях. Если вы перестанете использовать свои навыки при решении проблем, ваши логические, когнитивные возможности, то как тогда ваш мозг будет всегда в лучшей форме, не говоря уже об улучшении ваших умственных способностей? Задумайтесь о том, что, если постоянно полагаться только на полезные современные удобства, то могут пострадать ваши навыки в определенной области. Например, программы-переводчики: замечательные, но мое знание языков заметно ухудшилось, как только я начала ими пользоваться. Теперь я заставляю себя думать над переводом, прежде чем узнаю правильный. То же самое относится и к проверке орфографии и автоматическому исправлению. По правде говоря, автоматическое исправление – это худшее, что было придумано для улучшения мыслительного процесса. Вы знаете, что компьютер найдет и исправит ваши ошибки, так что вы продолжаете себе печатать, даже не задумываясь о том. Как правильно пишется то или иное слово. В результате, через несколько лет стабильной автозамены и автоматической проверки правописания, являемся ли мы самой безграмотной нацией? (Хотелось бы, чтобы кто-то провел исследование данного вопроса.)

Есть моменты, когда использование технологии является оправданным и необходимым. Но бывают случаи, когда лучше сказать нет упрощениям и использовать свой мозг, пока вы можете позволить себе такую роскошь, как время и энергия. Для того, чтобы поддерживать себя в хорошей физической форме, рекомендуется как можно чаще ходить на работу пешком или подниматься по лестнице вместо лифта несколько раз в неделю. Разве вы не хотите, чтобы ваш мозг тоже оставался в форме? Откладывайте GPS в сторону время от времени, и окажите услугу своим навыкам ориентирования на местности и навыкам решения проблем. Держите его под рукой, но попробуйте сначала найти все сами. Ваш мозг поблагодарит вас за это.

5. Будь в сети

И вот мы подошли к последнему элементу на пути увеличения вашего когнитивного потенциала: компьютерная сеть. Что хорошего в этой последней установке, так это то, что если вы делаете предыдущие четыре вещи, вы, вероятно, уже делаете и это. Если нет, то начинайте. Немедленно.

Общаясь с другими людьми, либо через социальные сети такие как Facebook или Twitter, либо лицом к лицу, вы подвергаете себя таким ситуациям, которые позволят вам гораздо легче достичь целей 1-4. Сталкиваясь с новыми людьми, идеями и оказываясь в новом окружении, вы открываете себя новым возможностям для мыслительного роста. Находясь среди людей, которые могут не относиться к области вашей деятельности, вы сможете увидеть проблемы с новой стороны или открыть для себя новые решения, о которых вы никогда не задумывались прежде. Общение с другими людьми в интернете – это отличный способ научиться открывать себя для всего нового и воспринимать уникальную и значимую информацию. Я даже не стану вникать в то, какую общественную пользу и эмоциональное благополучие приносит компьютерная сеть, но это всего лишь дополнительное преимущество.

Стивен Джонсон , написавший книгу «Как рождаются хорошие идеи», обсуждает важность групп и сетей для продвижения идей. Если вы ищете новые ситуации, идеи, окружение и перспективы, то сеть является ответом для вас. Было бы довольно трудно реализовать концепцию «поумней», не делая сеть основной составляющей. Самое замечательное в компьютерных сетях: Выгодно для всех участников. Коллективный разум для победы!

Мне осталось упомянуть еще кое-что…
Помните, еще в начале этой статьи я рассказала историю о моих клиентах с расстройствами аутистического спектра? Давайте задумаемся на мгновение, как повысить уровень гибкости своего интеллекта в свете всего, о чем мы уже говорили. Чего эти дети способны достичь на таком высоком уровне? Это не случай и не чудо - это потому, что мы учли все эти принципы обучения в их программе терапии. В то время, как большинство других провайдеров терапии застряли на парадигме «Безошибочного обучения» и слегка модифицированных Методах Ловааса прикладного анализа поведения, мы приняли и полностью охватили мультимодальный подход к обучению. Мы заставили детей стараться учиться изо всех сил, мы использовали самые креативные методы, о каких только могли думать, и мы осмелились поставить планку, казалось бы, гораздо выше их способностей. Но знаете что? Они вышли за временные рамки, и заставили меня искренне поверить, что удивительные вещи возможны, если у вас достаточно воли, мужества и настойчивости, чтобы настроить себя на этот путь и придерживаться его. Если эти дети с ограниченными возможностями могут жить, при этом постоянно повышая свои когнитивные способности, то и вы сможете.

На прощание я задам вопрос для размышлений: Если у нас есть все эти вспомогательные данные, показывающие, что эти методы обучения и подходы к обучению могут иметь такое глубокое положительное влияние на когнитивный рост, почему программы терапии или школьные системы не воспользуются некоторыми из этих методов? Я бы хотела видеть их в качестве стандарта в области обучения, а не исключения. Давайте попробуем что-то новое и встряхнем немного систему образования? Мы бы значительно подняли коллективное IQ.

Интеллект – это не только то, сколько уровней в курсе математики ты прошел, как быстро вы можете решить алгоритм, или сколько новых слов более 6 символов вы знаете. Речь идет о том, чтобы приблизиться к новой проблеме, признать ее важные составляющие, и решить ее. Затем собрать полученные знания и применить их для решения следующей, более сложной проблемы. Речь идет об инновациях и воображении, и о том, чтобы суметь применить их для того, чтобы сделать мир лучше. Именно этот вид интеллекта и является ценным, и именно к такому виду интеллекта мы должны стремиться и именно его поощрять.

Об авторе: Андреа Кушевски – врач-консультант в области поведенческой терапии для детей, страдающих аутизмом, проживающая во Флориде; специалист по Синдрому Аспергера, или высокофункциональному аутизму. Она преподает основы поведения в социуме, коммуникацию, а также влияние поведения на сферу дома и общества, обучение детей и родителей методам терапии. Работа Андреа в качестве исследователя совместно с , американским отделением Исследовательской группы по общественным наукам METODO Transdisciplinary, Богота, Колумбия, исследует влияние нейро-когнитивных факторов поведения человека – сюда входят такие аспекты, как творческий потенциал, интеллект, незаконное поведение, и диффузорно-конфузорные расстройства типа шизофрении и аутизма. Также, будучи исследователем креативности, она – сама живописец и изучала различные виды визуальной коммуникации, начиная от традиционного рисунка к цифровой живописи, графического дизайна, и трехмерного моделирования, мультипликации в сфере медицинских наук и бихевиоризма. У нее есть блог на The Rogue Neuron и в Твиттере

Стать умнее в один миг невозможно. Быть умным - это образ жизни, постоянный поиск и преодоление себя. Это довольно сложный, но вместе с тем приятный путь. И вы можете выбрать, как его начать.

1. Регулярно занимайтесь физическими упражнениями

Это улучшает кровоток и насыщает мозг кислородом, а хорошее физическое состояние способствует хорошему психическому здоровью. Выберите программу, комфортную для своего возраста и физических способностей. Главное здесь - регулярность.

2. Убедитесь, что вы спите достаточно

Многочисленные исследования показали, что недостаток сна снижает концентрацию внимания, краткосрочную и долгосрочную память, скорость решения проблем, остроту зрения и слуха, замедляет реакцию. Особенно для поддержания хорошего психического здоровья важна правильная комбинация глубокого и быстрого сна. Здесь вам снова помогут физические упражнения и от Лайфхакера.

3. Придерживайтесь здорового, сбалансированного питания

Ваш мозг нуждается в определённом количестве питательных веществ для оптимальной работы. Разнообразьте своё привычное меню, чтобы получать достаточно витаминов, аминокислот и углеводов. Для этого не обязательно покупать пищевые добавки! Ранее мы писали .

4. Если вы курите - прекратите!

5. Снизьте употребление алкоголя

Алкоголь в небольших количествах, особенно в сочетании с общением, может быть полезным для некоторых функций мозга. Но чрезмерное употребление может привести к острым и хроническим нарушениям его деятельности и вызвать необратимые когнитивные расстройства.

6. Регулярно изучайте новое

Обучайтесь чему-то новому, например иностранным языкам, игре на музыкальных инструментах. Научитесь чему-то, что давно хотели попробовать! Это способствует пластичности и гибкости мозга. Изучение математики является отличной тренировкой логики и абстрактного мышления, а также улучшает концентрацию, психическую выносливость и гарантированно поднимет ваш IQ на несколько пунктов. Используйте , чтобы научиться чему-то новому.

7. Поддерживайте дружбу с умными и образованными людьми

Сделайте встречи с ними регулярными и обсуждайте широкий круг вопросов - сложные интеллектуальные дискуссии подарят вам новые идеи и перспективы. Вы поймёте, как думают и выражают себя умные люди и что, возможно, стоит изменить в себе.

Если вы самый умный человек в комнате, то вы не в той комнате, где должны находиться.

Александр Журба, бизнесмен и венчурный инвестор

8. Читайте хотя бы одну серьёзную книгу в неделю и разнообразьте своё чтение

Это улучшит словарный запас и вербальный интеллект, а также повысит ваши знания и разговорный репертуар. Чтение должно быть !

9. Играйте в сложные компьютерные игры

Шутеры и гонки в лучшем случае развивают скорость реакции, но не дают вам умственной стимуляции. Выберите игру, которая включает в себя сложные правила, стратегию и требует определённых психических навыков. Такими являются, например, игры-головоломки Braid и Portal.

В многопользовательских онлайн-играх самым высоким порогом вхождения обладает, пожалуй, Eve-online .

10. Откажитесь от ограничивающих представлений о собственном интеллекте

Многие действительно квалифицированные люди склонны занижать свои способности и страдают от недостаточной уверенности в себе. Часто мнение родителей, чересчур критично настроенных (или даже некомпетентных) преподавателей значит больше, чем упрямые факты ваших успехов. Поверьте в себя и начните жить полноценной жизнью!

Люди, которые следят за своим весом или хотят похудеть, как правило, знают много различных диет, и им наверняка часто попадались диеты, расписанные на неделю. Такая диета предлагает человеку отдельное диетическое меню на каждый день недели: от понедельника до воскресенья.

Почему бы не воспользоваться этим принципом недельной тренировки для того, чтобы повысить уровень своего интеллекта и при этом не заскучать от повторяющихся заданий? Для каждого дня недели можно подобрать свой способ, позволяющий развивать интеллект. И попробовать это сделать, например, вот так.

Понедельник – приоткройте окно в науку

Любой психофизиолог уверенно докажет вам, что понедельник – сложный день с точки зрения психофизиологического состояния человека . Ученые-экспериментаторы стараются в этот день не проводить никаких замеров психофизиологической активности человека, потому что в понедельник, как правило, все процессы идут в замедленном темпе. Поэтому на понедельник имеет смысл запланировать занятие, требующее не активной продуктивной деятельности, а, скорее, созерцательной и усваивающей.

Выберите себе в качестве чтения на ночь научную статью. Пусть она будет посвящена исторической, астрономической, медицинской, философской или какой иной тематике. Главное условие – статья должна быть из научной области, которая была бы полностью противоположна направлению вашей профессиональной деятельности или вашему увлечению.

Повышение уровня интеллекта обеспечивают, в том числе, и новые задачки для мозга . Чтение и понимание текстов, написанных специальным научным языком, относится как раз к такому типу задач.

Пусть в понедельник, пока вы читаете, ваш мозг тренируется, осваивая:

  • новый вопрос,
  • новый взгляд,
  • проблемное видение,
  • новые термины,
  • неочевидные причинно-следственные связи,
  • любопытные прогнозы.

Вторник – засеките время

Приготовьте для вторника какую-то умственную работу. Это вполне может быть одна из ваших профессиональных задач:

  • подготовка доклада или презентации,
  • написание статьи,
  • перевод текста с иностранного языка,
  • составление отчета или, напротив, рабочего плана и программы на год,
  • выполнение расчетов для проекта,
  • анализ проблемы, поиск решения и его обоснование
  • и т.д.

Прежде, чем приступить, продумайте и запишите, какой минимум времени вам понадобится на каждый этап этой умственной работы. Например, за сколько времени вы успеете:

  • внимательно прочесть все необходимые бумаги и документы,
  • добрать дополнительную необходимую информацию,
  • обдумать содержание,
  • сгенерировать варианты решений, сравнить их между собой и выбрать лучший из них,
  • все записать и оформить в надлежащем виде.

Установите себе минимально возможные интервалы времени. Так, чтобы вам пришлось бы работать в быстром и непривычном для вас темпе.

Засеките время начала работы и приступайте к ее выполнению. Старайтесь придерживаться установленного временного графика.

Такая интенсивная нагрузка на мозг в условиях небольшого стресса поможет поднять уровень интеллекта .

Среда – измерьте свой IQ

Пусть в среду тренажером мозга станут тесты интеллекта на оценку IQ. Их ведь можно выполнять не только с целью измерить уровень своего умственного развития и коэффициент интеллекта, но и в целях интеллектуальной тренировки.

Но эти тесты, как правило, решаются за установленное время. Поэтому сначала надо посмотреть, сколько времени вам выделяется на решение батареи предложенных задач. Затем засечь время и приступить к испытанию.

Кстати, засекая время, вы тем самым задаете себе определенную планку на будущее. Сохраните запись с указанием времени, в которое вы уложились, чтобы в следующий раз у вас была возможность сравнить старые результаты с новыми и отследить свой прогресс.

С Викиум вы сможете повысить свой интеллектуальный уровень онлайн

Четверг – побудьте вегетарианцем

Это может показаться странным, но сегодня вместо тренировки мозга имеет смысл заняться его очищением. Если быть более точным, то очищением своего организма. Нейробиологи выяснили, что умеренное вегетарианство не только стимулирует мозговую активность, но и ускоряет умственные процессы.

Когда в семидесятых годах в СССР были перебои с мясными продуктами, ввели, так называемый, «рыбный день». Во всех столовых, кафе и даже ресторанах предлагали в четверг только рыбные блюда, а мясные и не готовили в этот день вовсе. Вот и вы в четверг откажитесь от всех мясных блюд.

Можно усилить эффект, приняв в этот день какие-нибудь полезные биодобавки или максимально насытив свое меню продуктами, полезными для работы мозга:

  • рыба и морепродукты,
  • горький (темный) шоколад
  • цитрусовые.

Пятница – примерьте новую роль

Исследуя, как повысить интеллект, психологи обращают внимание на то, что общий интеллект развивается в умственной деятельности, а социальный в социальном взаимодействии.

Важным условием развития социального интеллекта является умение человека выступать в процессе коммуникаций в разных социальных ролях . Пятница – очень удачный день для коммуникаций и социальных контактов. Выберите на пятницу какую-нибудь роль, которую вам приходится «исполнять» не так часто, как остальные. И побудьте в ней.

Например, пусть ваш ребенок побудет вашим учителем, а вы – его учеником. Только все должно быть «по-честному»: он – учит, а вы – учитесь.

Или, напротив, устройте себе встречу со старым и умудренным опытом человеком. Попросите его или ее рассказать вам какую-то житейскую историю из своего прошлого.

Следуя за рассказом, старайтесь представить весь сюжет в ярких образах, а для этого:

  • расспрашивайте о деталях,
  • отслеживайте логику развития сюжета,
  • «увидьте» участников рассказа,
  • «услышьте» их голоса,
  • вникните в неочевидные, скрытые смыслы этой истории.

Словом, побудьте в роли писателя, изучающего прошлое, историю, быт, фольклор.

Проделав такое занимательное упражнение, вы не только «удивите» свой мозг своей новой ролью, но и добавите в свое видение мира новых красок, посмотрев на мир с другой, непривычной для себя позиции.

Суббота – побудьте левшой

…или, наоборот, правшой, если вы – левша.

Суббота – день, когда можно позволить себе все делать чуть медленнее, чем в будние дни. А значит, выбирая ответ на вопрос, как повысить интеллектуальный уровень, можно позволить себе что-нибудь совершенно не тривиальное. Например, все, что вы обычно делаете правой рукой попробовать делать левой.

Начать прямо с утра и, другой рукой:

  • застегнуть пуговицы,
  • почистить зубы,
  • съесть завтрак.

Воскресенье – займитесь компьютерными тренировками

И в заключение недельной тренировки посвятите 40 минут воскресного времени выполнению умственных упражнений на одном из компьютерных сайтов. Например, это может быть сайт «Викиум».

Если вам понравилась такая «Неделя тренировок мозга», можно проделывать это регулярно, пусть не ежемесячно, то хотя бы один раз в три месяца.

Если значение коэффициента Вашего интеллекта IQ лежит в диапазоне 85-115 баллов, то Вы относитесь к самой многочисленной группе людей со средним уровнем интеллекта. Чтобы попасть в группу людей с высоким IQ, в специальном тесте нужно набрать минимум 130 баллов.

Но как формируется интеллект?

Мы получаем его с генами наших предков?

Или он может быть повышен с помощью обучения?

«Нам неизвестны какие-либо научные заявления, касающиеся этих вопросов», — говорит Маттиас Моеэль, председатель ассоциации людей с высоким уровнем IQ (Менса) в Германии.

Согласно современным научным данным, интеллект — это качество, которое характеризуется чрезвычайной стабильностью на протяжении всей жизни человека. «Врождённые умственные способности повысить не так просто. Но мозг способен адаптироваться к новым задачам», — считает Томас Экерле из Института повышения эффективности (IGL). Например, у водителей такси со временем улучшаются память и способность ориентироваться в пространстве. «Таким образом, ежедневная работа и ощутимые выгоды способствуют развитию определённых навыков», — говорит Экерле.

А что можно сказать о «прокачивающих» мозг программах? Что они дают?

«Программы развития интеллекта, безусловно, интересны, так как все они заставляют применять разные методы для выполнения условий задания», — считает Экерле. Кроме того, большинство программ способствует выработке сложных решений, к которым нельзя прийти простыми путями. Это помогает развить креативность и умение мыслить нестандартно или хотя бы не привычным образом. Программы улучшают навыки и способности, но многие эксперты сомневаются в том, что они повышают уровень интеллекта.

IQ молодых людей ещё способен измениться

IQ взрослых в течение жизни почти не меняется, но у детей и подростков ситуация выглядит несколько иначе. По данным исследований, в юном возрасте возможны заметные колебания значений IQ. В возрасте от 12 до 16 лет могут наблюдаться как ухудшение, так и улучшение показателей до 20 баллов. Изменения результатов IQ-теста совпадают с периодами формирования структуры мозга.

Однако, что именно является причиной скачков значений IQ, пока неизвестно. Возможно, образование играет здесь важную роль. Значит, интеллект юношей ещё поддаётся тренировке.

«Мы должны быть осторожны в оценке интеллекта детей и подростков, поскольку через несколько лет значение их IQ может заметно повыситься», — делает выводы Сью Рамсден из Университетского колледжа Лондона. Во многих странах существует тенденция определять путь образования детей относительно рано — возможно, слишком рано.

Компьютерные игры стимулируют интеллект

Недавно были получены данные о том, что компьютерные игры могут внести вклад в повышение IQ подростков. Конечно, речь идёт не о «стрелялках», а о развивающих логическое мышление играх и программах. Натренированные на таких играх дети демонстрировали прекрасные результаты IQ-тестов. Исследователи сообщают, что их достижения в школе также значительно улучшились.

Очевидно, что высокий уровень интеллекта даёт огромные преимущества в школе или на работе. Но помогает ли «супермозг» в обычной жизни? «Нельзя однозначно утверждать, что люди с развитыми интеллектом показывают особенную сообразительность в будничной жизни. Проницательность и мудрость зависят скорее от опыта», — считает Экерле.

Часто такие люди не умеют использовать свой интеллект.

«Знание того, как гвоздь должен входить в стену, и какие физические процессы происходят, когда металл гвоздя просверливает камень, очень редко пригождается в жизни», — приводит пример Экерле. Ведь куда важнее просто правильно ударить молотком по гвоздю.

MENSBY

4.2

В современном мире важна стала не сила, а интеллект человека. Высокий уровень интеллекта позволяет преуспевать в большинстве сфер деятельности. Как повысить свой уровень интеллекта, стать умнее и успешнее остальных?

Ваш IQ, то есть коэффициент умственного развития, - это научная оценка умственного развития с помощью тестов, которые измеряют ваши способности решать проблемы, способности к восприятию мысленных образов, память, общие знания и другие возможности. Несмотря на то, что есть некоторые ограничения врожденного умственного развития, последние исследования показали, что уровень интеллекта возможно повысить. Мы представим вам несколько способов, как это сделать.

1. Играйте в интеллектуальные игры

1.1 Тренируйте свой мозг. Вы были асом в игре "Эрудит" и могли набрать 40 очков даже когда сочетания букв были подобны АРРТЬРНЕ? Что же поздравляем! Предлагаем теперь научиться решать судоку. А когда научитесь, двигайтесь дальше - станьте экспертом игры в шахматы или других стратегических игр.

Когда вы овладеваете определенным навыком, ваш мозг перестает работать с такими же усилиями. Он не тратит ресурсы, не вырабатывает дофамин так же активно. Так что не прекращайте ваши состязания в "Эрудит", но также подыскивайте новые мозговые игры.

1.2 Играйте в логические/стратегические игры. В 2008 году ученые Сюзан Джегги и Мартин Бушкюль изобрели метод, который улучшает результаты тестов на "подвижный интеллект" - способность находить связи между вещами, решать проблемы и адаптироваться к новым ситуациям. Опираясь на результаты исследований, ученые сделали значительный вклад в изучение мыслительных способностей, обратив внимание, а потом и показав, что есть два разных потока информации.

1.3 Играйте в видео-игры. Игры могут быть прекрасным способом стимуляции мозга. Попробуйте поиграть в ту игру, которая обычно не в "списке ваших фаворитов". Это поможет вам мыслить иначе. Обратите особое внимание на игры, которые заставляют решать проблемы или быстро принимать решение.

Научные исследования показали, что всем знакомая игра "Тетрис" приводит к более эффективной мозговой деятельности; чем искуснее вы играете в игру, тем меньше глюкозы потребляет ваш мозг (а глюкоза является самым главным "топливом" для организма). Вывод этого научного исследования заключается в том, что потребление глюкозы уменьшается, когда вы учитесь. Это значит, что чем опытнее человек становится в какой-либо деятельности, тем меньше усилий ему требуется приложить.

Когда вы впервые играете, например, в "стрелялки", попытайтесь окунуться в атмосферу игры, обратите внимание на детали, продумывайте каждое движение, как будто оно настоящее. Таким образом вы не бессмысленно закончите игру, а будете стимулировать мозг больше думать, нежели просто рефлекторно действовать.

1.4 Испытывайте свой мозг в новых аспектах. Попробуйте изучать криптологию, например. Суть в том, чтобы разгадать зашифрованное в коде сообщение. Для некоторых это сложное задание, но через некоторое время это даже может доставлять удовольствие. Ведь все логические пазлы интересные.

Решайте логические пазлы и головоломки. Это поможет открыть новые горизонты и позволит решать проблемы по-другому.

Решайте кроссворды и судоку. Такой вид активности стимулирует разум и процесс мышления. Не все, возможно, считают его развивающим мышление, но в комплексе с другими интеллектуальными играми он может быть довольно действенным и легким.

2. Тренируйте тело, тренируйте разум

2.1 Поддавайтесь физическим нагрузкам, тренируйте свое тело. Поддержка тела и разума в тонусе - прекрасный способ повысить уровень интеллекта, что доказано наукой.

2.2 Расширяйте кругозор. Так же, как сидение за столом на протяжении всего дня плохо отражается на физическом состоянии, "сидение" на одном и том же умственном уровне пагубно влияет на ваш разум. Чтобы выйти из такого состояния, поставьте себе цель на всю жизнь - постоянно учиться, узнавать что-то новое.

Окунитесь в изучение искусства и архитектуры, чтобы увидеть визуальное воплощение разума в действии.

Добирайтесь на работу другим маршрутом или попробуйте что-то новое, например, банджи-джампинг, или научитесь хорошо рисовать. Совсем не важно, что вы делаете, важен сам процесс.

Новый опыт способствует выделению нейромедиатора дофамина, который увеличивает количество нейронов и вызывает чувство удовлетворения.
Чем больше вы изучаете, тем больше вы знаете и, соответственно, тем выше уровень вашего интеллектуального развития.

2.3 Попробуйте делать старое по-новому. Если вы ездите на работу одной и той же дорогой из дня в день, это становится рутиной, даже если это расстояние в час езды. Ведь вы наизусть знаете каждый поворот, каждую выбоину, где будет пробка, где стоит радар. Все становится таким непримечательным, что вы перестаете обращать на все внимание. И перестаете думать. Все, что вы делаете "на автомате", урезает ваш мыслительный процесс. Бросьте эту привычку.

Например, выберите другой маршрут на работу. Он может быть на 5 минут длиннее или, наоборот, короче. Если вы боитесь опоздать, делайте это на пути домой.

Если вы любите писать, попробуйте делать сначала наброски, а потом заносить все в компьютер. Делайте это каждый день. Вы можете узнать больше о ваших писательских способностях или о герое, которого вы, сами того не осознавая, создали.

Все, что "взбудораживает" ваш механический подход к чему-то - может быть чудесной возможностью избежать рутины.

2.4 Настойчивость приносит плоды. Не обращайте внимание на стереотипы, которые только ограничивают, например: "Старого учить – что мертвого лечить". Представьте, какое удовлетворение вы почувствуете, если подымите свой уровень IQ на целых 10 очков! Как и все остальное, мозг работает лучше, если его задействуют. Активные умственные занятия связывают даже с предотвращением болезни Альцгеймера.

2.5 Пишите при каждом случае. Пошлите записку вместо имейла или сделайте набросок от руки вместо того, чтобы напечатать его на компьютере. Это стимулирует визуальное и кинетическое восприятие.

Попробуйте писать недоминирующей рукой. Это может на самом деле стимулировать работу противоположного от руки полушария мозга. И, возможно, левша может стать правшой и научиться думать логичнее, а правша попробует писать левой рукой и разовьет креативность. Обратите внимание, что это только предположение, но его стоит испытать.

2.6 Будьте лучшим в школе - получите лучшую карьеру. Есть множество доказательств, подтверждающих взаимосвязь между хорошими оценками и высоким уровнем интеллекта. Хорошие оценки - это дорога к хорошей карьере и лучшему образу жизни.

Научные исследования доводят, что мозг настоящих профессионалов автоматически больше, здоровее и имеет больше извилин, тогда как у работников физического труда новая кора головного мозга тоньше, что означает уровень интеллекта ниже среднего. Все это потому, что такие работники не часто задействуют мозг.

Интенсивное обучение, которого требует часто многообещающая профессиональная карьера, безусловно инициирует развитие нервных клеток и стимулирует когнитивные способности мозга.

3. Наслаждайтесь вашим окружением и культурой

3.1 Самовыражайтесь. Проявляйте активность в обществе, в социально-бытовой среде и взаимодействуйте с окружающим миром. Чем больше вы интересуетесь другими людьми и другими взглядами, тем больше вы узнаете. Возможно, вы не всегда будете соглашаться с тем, что узнаете или выясняете, но ставя под сомнение свои предвзятые понятия, вы либо укрепите свои представления, либо приспособитесь, вырастете и примете новые точки зрения.

3.2 Будьте наблюдательны. Неотъемлемой частью образа "умного человека" есть осведомленность в различных вопросах на высоком уровне, и понимание (или развитие понимания) взаимосвязи между несопоставимыми или случайными событиями.

Например, вы видите, как сталкиваются две машины, двигавшиеся во встречном направлении. Не долго думая, некоторые говорят: "ну, иногда такое случается" и оставляют все как есть. А если вы будете более наблюдательны, вы можете заметить факторы, которые послужили причиной аварии: возможно, один автомобиль потерял устойчивость на скользкой дороге; а, может, машины ехали навстречу друг другу по односторонней дороге. Или, и такое может быть, в одной из машин была собака, которая, увидев другую собаку на обочине, на радостях вскочила на руки водителю, который в результате не справился с управлением и врезался в другую машину.

Интенсивные наблюдения могут пригодиться и в более продуктивных сферах, таких как архитектура, искусство или астрономия и т.д.

3.3 Слушайте классическую музыку. Эффект Моцарта показал, что если слушать музыку даже 10 минут, можно добиться кратковременного повышения уровня IQ на 8-9 пунктов. Можно, конечно, добиться и долговременного эффекта, но нужно взять кого-то с более высоким уровнем IQ, чтобы это доказать!

3.4 Много читайте. Чтение усиливает способность мозга к мышлению и развивает способность быстро принимать решения. Чтение книги, которую вы раньше не читали, расширяет кругозор, а значит и увеличивает уровень IQ.

Убедитесь, что книга соответствует вашему уровню. Чтение слишком легкой для вас книги только развлечет вас и ничего более, и наоборот, если будете читать книгу, до которой не дотягиваете, и постоянно обращаться к словарю - это не принесет никакого удовольствия.

4. Не прекращайте учиться

4.1 Ведите учет своих успехов. Каждую неделю проходите тест на определение IQ и записывайте результаты. Если вы захотите посмотреть свои успехи - заведите документ в Excel или любой другой удобной для вас программе.(Есть множество сайтов, где можно бесплатно пройти онлайн тест на IQ).

Имейте в виду, что многие онлайн тесты нелицензированные и запрашивают смс-подтверждение для получения результатов. Не поддавайтесь - это спам. Внимательно выбирайте тест, который собираетесь проходить. В США, например, единственный лицензированный тест на IQ - это тест Stanford-Binet.

Советы

Играйте в шашки или решайте кроссворды. Они заставляют подумать и в то же время развлекают.

Изучайте иностранный язык. Если выучили один, беритесь за другой. Изучайте другие культуры - это предрасположит ваш мозг к разным формам логики и вы сможете по-разному смотреть на вещи.

Читайте больше книг и ищите познавательный материал в интернете.

Выключите телевизор и настройте мозг на работу! Это же касается и бездумного чтения для галочки. Возьмите какую-либо тему и изучите ее тщательно, чтобы понять все с начала и до конца.

Занимайтесь. Это усиливает приток крови к мозгу, что способствует увеличению мыслительных способностей и улучшает память.

Когда вы думаете, дышите ровно, глубоко.

Замените сладкие напитки водой и регулярно ешьте фрукты и овощи.

Высыпайтесь. Чтобы полученная информация переходила в долговременную память из кратковременной, нужно высыпаться. Исследования показывают, что в среднем подростки лучше сдают тест, если они учатся больше на пару недель, а если они спят больше восьми часов - прослеживается скачок в результатах. Но помните, это средние показатели. Все зависит от самого студента - увеличится его уровень интеллекта или останется на том же уровне. Просто запомните, это доказанный факт, что если вы спите больше - больше информации откладывается в долговременную память.

Делайте упражнения, стимулирующие сердечно-сосудистую систему, и откажитесь от жирной пищи, чтобы кровь нормально циркулировала к мозгу.

Ешьте продукты, полезные для мозга, например, рыбу. Однако, избегайте употребления тунца - эта рыба часто содержит большое количество ртути. Введите в свой рацион омегу 3 или рыбий жир. Это также хорошо скажется на вашем здоровье.

Крутите кубик Рубика, собирайте пазлы или используйте другую подобную игрушку, чтобы скоротать время, вместо того, чтобы смотреть телевизор.