НОД по обучению грамоте «Звук и буква Ы. Конспект урока "Гласный звук, буква ы"

В алфавите есть лишь одна буква, обозначающая гласный, которая никогда не встречается в начале слова, — Ы. Почему ей не досталось первого места? Представители двух отечественных фонологических школ — московской и ленинградской — расходятся в объяснении. По мнению «москвичей», Ы является аллофоном (вариантом звучания) фонемы [и], а значит, не может начинать слово, так как в начале должен стоять основной вариант звука. «Ленинградцы» считают, что [ы] представляет собой отдельную фонему. В пользу их точки зрения говорит тот факт, что несколько слов, начинающихся с Ы, всетаки существуют, например имена собственные: якутская река Ыгыатта, село Ынырга в Горном Алтае... Последователи московской школы отвечают, что такие слова являются заимствованиями, а потому их нельзя учитывать. В чем фонологи единодушны, так это в том, что звук (в международной транскрипции изображает звук, обозначающий на письме Ы) появляется только после твердых согласных, а после мягких и в начале слова идет И [i]. Сравните: «мышка» и «мишка» — звучание различается лишь мягкостью и твердостью М. Теоретически [i] и могли бы обозначаться одной И. Но тогда пришлось бы на письме помечать качество звучания согласного каким-то другим способом, иначе отличить большого хищного животного от мелкого грызуна было бы невозможно.

Смена позиции

Есть в русском языке несколько согласных, имеющих с Ы особые отношения. Одним из доказательств этих отношений выступает знаменитое школьное правило «ЖИ, ШИ пиши с буквой И». Когда-то Ж и Ш были только мягкими и выступали в паре с гласным [i], обозначаемым И (а также в старом алфавите I). Но к XIV веку Ж и Ш отвердели, и теперь, наоборот, после них звучит , а вот написание осталось традиционным — через И. Чуть позже, примерно к XVI веку, та же метаморфоза произошла и с согласным [ц], но не настолько последовательно — во многих диалектах русского языка до сих пор существует [ц’] (мягкое Ц). По этому написание Ц с Ы допускается, но по сложным правилам. Из-за этого в школе приходится заучивать особый специальный список слов с ЦЫ в корне («цыган подошел к цыпленку на цыпочках... »). Развитие заднеязычных согласных Г, К, Х шло в диаметрально противоположную сторону — от твердости к мягкости, и от этого зависела судьба их сочетаний с Ы. Сейчас встретить написание ГЫ, КЫ, ХЫ можно разве что в заимствованных словах, именах собственных и звукоподражаниях. А в древности эти согласные обозначали только твердые звуки, и после них Ы писали всегда. Например, супругу князя звали «княгыня» (а еще раньше «кнгыни»). Со временем задне язычные получили позиционную мягкость, то есть могут теперь обозначать как мягкие, так и твердые согласные (сравните: «гиена», «гитара», но «говор», «гарь»). Запрет на сочетания ГИ, КИ, ХИ был снят, то есть Ы последовательно перешло в И. «Княгыня» стала «княгиней», «гыбель» превратилась в «гибель», «хытрый» стали писать как «хитрый».

Позднее слияние

Ы — относительно новая буква в нашем алфавите. В греческой азбуке, из которой мы получили большую часть букв, она отсутствует, равно как и в самых древних кириллических текстах. С этим связан факт, что она не имеет числового значения. Практически каждая буква кириллической азбуки, кроме звука, обозначала какое-нибудь число. А вот Ы нет. Это неудивительно, ведь почти до XIV века Ы не имела собственного начертания. Она записывалась как Ь (ерь) или Ъ (ер) с приписанной буквой I (или И, встречаются все четыре варианта их сочетаний) и называлась «еры» (ер + и). Слитное написание, то есть полноценный статус буквы, Ы приобретает только в более поздних текстах.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №13

Конспект урока обучения грамоте

«Буква Ы»

1 класс

Выполнила:

Кулашкина Алена Николаевна,

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ №13

Сургут

2016

  1. Самоопределение в деятельности.

Прозвенел звонок

Начинается урок

Мы за парты сели ровно

И к работе всё готово

Мы гостей сегодня ждали

Их с волнением встречали

И должны вам показать
Как учимся читать

Думать, мыслить, отвечать.

  1. Актуализация знаний. « Да-нетка».
  1. Сегодня четвертый день недели?
  2. Октябрь - середина осенней поры.
  3. Пышный пестрый ковер, устилающий землю осенью - это снегопад?
  4. Можно ли осенью встретить паутину, которая летает?

Проверим, что получилось? (схема слова).

Схема к какому слову получилась?

А поможет нам кленовый листочек. Рос он, радуясь ласковому солнышку и теплому дождику. Незаметно к большому и красивому клену подошла художница Осень. Она достала волшебные краски и стала одевать листья клена в красивые наряды:

В какие краски она стала одевать листья? желтые, оранжевые, красные. Но художница Осень не расcчитала и капнула на листочек слишком много краски. Листочек не выдержал, оторвался от ветки и стал падать. Листочек ухватился сразу за паутинку и стал качаться как на качелях. «Ах, сообразительный Листочек»,- подумала художница Осень и улыбнулась.

Догадались, что это за слово? Позовём осень.Осенний ветер-озорник подул и переворошил все буквы. Кто сможет их прочитать?

Вернем буквам первоначальный вид. Прочитайте.

Какие звуки они обозначают?

  1. Постановка целей и задач урока.

Определим, в каком порядке будем работать на уроке.

  1. Звукобуквенный анализ слов.
  2. Знакомство с новым звуком и буквой.
  3. Составление предложений.
  4. Чтение текста.

4 .Знакомство с новым звуком и буквой.

Кто спрятался под листочком.

Маленький зверёк, длинный хвост,

Серая шубка, острые зубки.

Желтый, круглый, весь из дыр

Любят мыши вкусный ….. Что больше всего любят мышки?

Как произносится звук?

Вывод: звук Ы гласный.

Какой наряд будет у звуковичка?

У художницы Осень есть альбом. Сейчас я буду листать его. Если увидите новую букву, хлопните в ладоши.

На что похожа буква Ы?

А вот шагает буква Ы.

Без Ы не выучитесь ВЫ.

Ф.М.

Мышка в норку забралась….

Предлагаю вам изображение, в котором вам надо разыскать букву Ы и раскрасить в цвета осенних листьев? Вывод: Буква Ы обозначает….

5. Чтение слогов и слов с новой буквой.

Прочитайте слоги с буквой Ы. Как произносится согласный звук, когда рядом звук Ы?

Какую работу выполняет звук Ы, когда стоит после согласного?

Рассмотрите изображения.

Назовите слова, в которых данный звук слышится в середине слова. В конце слова.

Прочитайте первый столбик слов про себя.

Прочитайте первую пару слов. Что такое «Тропа»? Сколько лесных дорожек это слово обозначает? Тогда говорят, что слово употребляется в единственном числе! Чем различаются эти слова? «Тропы»- множественное число. И помогает нам в этом буква Ы!

Поработаем в парах . Игра «Один-много ». Что получилось.

В какой части слова слышится звук Ы?

Продолжим чтение.

  • умеренно спокойно
  • тихо ласково
  • радостно
  • с удивлением
  • гордо бодро
  • с вопросительной интонацией

Ф.Мин. Давайте поиграем в игру «Превращения»

Какие это деревья. Вокруг себя повернитесь и в деревья превратитесь. Вы - дубы. Крепко упритесь ногами в пол, сожмите кулачки. Ветер едва-едва раскачивает дубы. Они стонут «Ы-Ы-Ы». А сейчас превратились в березы и осины. Их раскачивает легкий ветерок. Они поют высоким голоском «ы-ы-ы».

Вывод:…..

А вот придумайте слова, в которых звук Ы стоит вначале слова. Получилось?

Я не знаю, в чём секрет,

Слов на эту букву нет,

Только буквЫ все важнЫ,

МЫ запомним букву…

Вывод: Буква Ы может стоять вначале и в середине слова.

Работа над текстом «Лесная хатка».

Листочек приглашает вас в гости к одному лесному жителю. Угадайте кто это?

Из деревьев сделал хатку.

Всё в ней просто, по порядку -

И в воде, и над водой!

Кто построил дом такой?

Кто загадку отгадает,

И строителя узнает?

Посмотрите на иллюстрацию.

Кто из вас видел бобра? Где его можно увидеть?

Бобры храбры идут в боры. (разминка)

Тихо, медленно.

Громко,восторженно.

Сколько слов в предложении. Составьте схему предложения.

Почитайте название.

Как вы понимаете «хатка»?

Хатка - жилище уютный, маленький дом. Странно, почему же это лесная хатка ?

Догадались, почему хатка-лесная?

А зачем в доме щели затыкать?

Как же в неё зайти, если нет ни окон не дверей?

Кто же живет в этой странной хатке?

КОНОПАТИЛИ - значит замазывали щели, чтобы не поддувало зимой.

Почему слова «рубили» «распиливали» даны в ковычках?

Повторное чтение.

Из чего бобры строят хатку?

Если нет ни окно, не дверей, Значит, есть такая необходимость. Бобер так спасается от врагов.

Какие новые слова вы встретили в тексте?

Какой хитрец бобер - вот так построил себе домик!

Николай Иванович Сладков.

Что интересного вы узнали о жизни бобра?

1. Бобер- «король грызунов». Длина его тела достигает 70 сантиметров. Весит зверь почти 30 кг. Живут бобры до 25 лет.У этих зверей всё удивительное- и зубы, и шуба, и хвост.

2. Чудо первое – бобровые зубы. Бобры знамениты умением подгрызать и сваливать деревья. Чудо второе - шуба. Для бобров важно чтобы мех не пропускал воду. Ведь бобры много времени проводят в воде. Прекрасно плавают и ныряют.

3. Чудо третье - бобровый хвост. Хвост служит бобру и веслом и рулём. Хвост даже спасает ему жизнь.

4. Чудо четвертое- хатки. Снаружи хатка выглядит рыхлой кучей сухих веток. А на самом деле она очень прочная. В хатке бобры живут ни один год.

Бобры – очень интересные животные. Из – за ценного меха 30 лет назад численность бобров резко сократилась. Ученые наблюдали за жизнью бобров. Создали заповедники. Делали все, чтобы сохранить их численность. И даже сами строили домики-хатки, которые бобры с удовольствием занимали.

В каком порядке работали на уроке.

  1. Звукобуквенный анализ слов.
  2. Знакомство с новым звуком и буквой ы.
  3. Составляли предложения.
  4. Читали текст «Лесная хатка».
  1. Рефлексия. «Оживи листочек» Сегодня я узнал…

У меня получилось…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Мне было трудно…


Тема: Звук [ы], буква ы.

Цель: знакомство учащихся с буквой ы, звуком [ы], словами в единственном и множественном числе. (2 слайд)

Задачи:

Образовательные : Познакомить со звуком [Ы] и графическим образом буквы, учить детей правильно давать акустико-артикуляционную характеристику, формировать навыки звукового анализа; развитие аналитико-синтетической деятельности на уровне звук – буква, звук – слог, звук – слово.

Коррекционно- развивающие : развивать мелкую и общую моторику, речевое дыхание и силу голоса, фонематический слух, пространственное восприятие; формировать навыки плавного чтения; расширять кругозор, словарный запас учащихся; способность к познанию путём самостоятельного добывания знаний; активизация пассивного словаря детей; развитие тонкой ручной, общей артикуляционной и мимической моторики; развитие конструктивного праксиса; развитие концентрации внимания и произвольного ее переключения; развитие долговременной оперативной памяти (зрительной, тактильной, слуховой);

развитие темпо-ритмической координации движений; совершенствование пространственных ориентировок (в собственном теле, на листе).

Воспитательные : Воспитывать уважение к ответам товарища; воспитывать уважение друг к другу, умение слушать и слышать другого человека.

Оборудование: карта путешествия; образцы написания буквы Ы; карточки со словами, слогами; предметные картинки, букварь (автор Н.С.Жукова), карточки с буквами, индивидуальные карточки с печатными буквами, ребус, тематические картинки, презентация.

Ход урока

1.Организационный момент.

Доброе утро, ребята!

Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу.

Я рада видеть ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом.

2. Работа над дыханием и голосом

а) Самомассаж и артикуляционная гимнастика

Водичка, водичка, умой моё личико (ладошками рук ведём по лбу от центра к вискам)

Чтобы глазки блестели (от уголков глаз по скулам к вискам)

Чтобы щёчки краснели (круговыми движениями ладошками растираем щёчки)

Чтоб смеялся роток (указательными пальцами рук от центра над верхней губой, а затем под нижней губой ведём к краям губ)

Чист и бел был зубок (улыбнуться, показать зубки и удержать продолжительное время) (3 слайд)

Ребята, сегодня мы отправимся с вами на прогулку в лес.

На пути, дорогу перекрывает “быстрая речка”. Но нет переправы. Дети, а что такое переправа? (Место, где переправляются через что-либо) Для того чтобы мостик появился нужно ответить и выполнить следующее.

3. Актуализация опорных знаний.

Мы в лес за наукой сегодня пойдем

Смекалку, фантазию нашу возьмем

Дорогой с пути никуда не свернем

Но, чтобы лес нам скорее достичь

Должны мы все знания повторить.

Вы ребята, не зевайте и скорее отвечайте.

На какие две группы делятся звуки?

Чем отличаются гласные от согласных?

Продолжите предложения.

Звуки мы…

Буквы мы …

Молодцы, итак в путь!

Учитель спрашивает детей, какое время года на улице и предлагает обосновать ответ. (Дети называют признаки осени.)Вот и появился мостик. (4 слайд)

б) Работа над силой речевого дыханием

Учитель: И у нас листья засыпали всё на пути. (5 слайд) Давайте все вместе глубоко вдохнём носиками и сильно подуем на листья, сложив губы трубочкой.

Дети сдувают листочки и видят поляну с цветочками (6 слайд) , а на цветочке буквы А, О, У, Э, И. (7 слайд)

Учитель: Эти цветочки мы соберем для того, чтобы пойти дальше.

Ребенок, называет букву на цветке громко и чётко на твёрдой атаке.

(8 слайд) Мы отправляемся на поиски новых знаний, по лесной дорожке. Чтоб пройти по ней, нужно правильно прочитать - Что написано на камне? (читают читающие дети) (9 слайд)

Налево пойдешь-

Букву новую найдешь.

Направо пойдешь-

Слова найдешь.

Прямо пойдешь-

В лесную хатку попадешь.

г) Подготовка артикуляционного аппарата к чтению. Фонетическая зарядка.

Чтобы попасть в хатку нужно выполнить зарядку. (11 слайд)
- Как жужжит пчела, шмель? (Ж-ж-ж…)

- Как звенит комарик? (З-з-з…)

- Как пыхтит тесто? (Пых-пых-пых!)

- «Надуйте» воздушный шарик (Ф-ф-ф…)

- Как шарик выпускает воздух (С-с-с…)

- Как шипит змея? (Ш-ш-ш…)

Проговорим скороговорку 3 раза с изменением силы голоса: шепотом, громче, совсем громко. (12 слайд)
У Аг-ра-фе-ны и А-ри-ны

Растут ге-ор-ги-ны.

Перебравшись через камень, дети видят дом. “Кто в домике живёт?” Дети отгадывают ребус (мыши).(слайд 13)

4.Сообщение темы урока.

(слайд 14) Посмотрите на домик, какая буква спрятана в домике. Молодцы! Мы сегодня познакомимся с буквой ы, звуком [ы].

Знакомство с буквой

Звук [ы] обозначается буквой «Ы» (показ буквы) (слайд 15)

Выложим букву «Ы» из пальцев: (слайд 16)

Указательный с большим

Мы в «кольцо» соединим,

Остальные пальцы прямо

Вверх направятся упрямо.

Правую ладонь ребром

Направим также вверх, увы!

Но как же здорово, друзья,

Сейчас прочтём мы букву «Ы».

Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам:

Учитель: Посмотрите в зеркало и произнесите звук [Ы]. Вопросы по схеме:

Губы открыты или смыкаются? (открыты)

Зубы открыты или смыкаются? (открыты)

Где находится язык? (он лежит на дне рта)

Мешает ли что-либо выходить воздушной струе изо рта? (нет)

Вывод: Как мы называем звуки, при произношении которых воздушная струя не встречают преграду? (гласные) Каким условным цветом обозначаем гласный звук? (Красным) Молодцы!

Обратите внимание: звук [ы ] произносится с голосом. Выдыхаемый возду х не встречает преграды. Звук [ы ] - гласный звук. Этот звук тянется и его можно пропеть.

(слайд 18)Давайте найдем все буквы ы на картинке. Проверим себя. (слайд 19)

Учитель предлагает пройти по первой дорожке к норке с мышкой. (Идём вверх, поворачиваем налево, вверх, мимо колокольчика, мимо гриба боровика) Что видим? (слайд 21) (норку) С другой стороны норки написаны слоги, давайте их прочитаем. (букварь с.24) сы, ры, мы

5. Игра. Давайте поиграем в игру «Чудесные превращения» и попробуем превратиться в разных зверей. (слайд 22) Дилы-дилы-дилы – повились …(крокодилы) Дети изображают охотящегося крокодила. Афы-афы-афы – жуют листики …(жирафы) Дети тянутся вверх, изображая жирафов. Ны-ны-ны – водой брызгают …(слоны). Дети надувают щеки, как бы набирая воду, а затем брызгаются. Яны-яны-яны – по веткам скачут …(обезьяны). Дети изображают скачущих обезьян.

Посмотрите, перед нами указатель (слайд 23) на нем напечатаны слова, давайте вместе прочитаем в Букваре с. 24 прочитаем их медленно, тихо, громко, быстро.

Прочитайте пару слов. (оса –осы).
- Чем различаются эти слова?

- Какой буквой заканчивается слово, которое стоит в единственном числе? (Буквой а)

- Какой буквой заканчивается слово, которое стоит во множественном числе? (Буквой ы)

Аналогично проводится работа с другими парами слов: шар - шары, рама - рамы, сом - сомы, шар-сыр.

Что вы заметили в этих словах?(Первое слово обозначает один предмет, по-другому говорят, что данное слово стоит в единственном числе. Второе слово обозначает много предметов, по-другому говорят, что слово стоит во множественном числе.)Молодцы!

6. Произношение звука в словах. Определение позиции звука в слове

Учитель: А теперь определим положение звука в словах: в начале, середине или конце слова.

1 группа(ряд) 6 разрезные картинками: рысь (слайд 24, 25), крыса(слайд 26), козлы (слайд 27), рыба (слайд 28), бобры(слайд 29).

2 группа (ряд) 4 разрезные картинки: дыня, (слайд 30) тыква(слайд 31), огурцы(слайд 32), помидоры(слайд 33). (на каждую парту по разрезной картинки, в паре собирают)

Учитель: Назовите собранные картинки одним словом. (слайд 34). (животные, овощи)

Каждый ребёнок ещё раз называет собранную картинку, выделяя голосом звук [ы], и объясняет, где услышал заданный звук. (В начале, в середине, в конце слова).

Учитель: Придумайте слова, начинающиеся на [Ы]. (Дети не могут назвать)

Дети посмотрите, а кто это на дереве? (слайд 35). (сова) Посмотрите, а она нам что-то хочет сказать.

Мы услыхали от совы,
Что нету слов на букву ы.

Действительно, в русском языке нет слов на букву ы. Она может стоять в середине или в конце слова.

7.Формирование новых знаний.

Рассмотрите картинки. Что это?

Найдите данные картинки в букваре на с.24

Составим схему данных слов. (осы (слайд 36) , шары (слайд 37) , сомы (слайд 38) )

Сколько гласных звуков?

Какой? Обозначим на схеме.

Сколько слогов?

Будем обозначать ударение на схеме? Почему?

Какой звук в этом слове мы уже знаем?

Какой он?

Обозначим на схеме.

Скажите, какой звук встречается в каждом из этих слов?

Какой он? Как обозначим его на схеме?

Звук [ы] обозначается буквой ы.

Что напоминает печатная буква ы.

Обозначим звук [ы] буквой на схемах.

Какие буквы мы еще можем обозначить на схемах.

Чтение предложений.

с. 24 Давайте прочитаем предложения по цепочке. (слайд 39, 40).

8.Физкультминутка

Ручки подняли и покачали – Это деревья в лесу. Ручки нагнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. В стороны руки! Плавно помашем – Это к нам птицы летят. Как они сядут, Тоже покажем – Крылья сложили назад.

9. Обозначение звука [ы] буквой ы.

(слайд 41).Мы отправляемся в путь, возвращаемся и идем по второй тропинки, видим норку. (слайд 42). У норки нарисован карандаш. “Ребята, как вы думаете, что мы с вами будем делать сейчас?” (учиться писать букву Ы).

Учитель показывает на карточке букву Ы. На что буква похожа (ответы детей и вариант учителя). Сколько элементов в букве? Какие? (две вертикальных палочки и один полукруг),

Учитель: (слайд 43, 44). Соберите букву Ы по образцу из 3 элементов, которые лежат у каждого на краю стала (работа в паре).

- Развитие зрительного восприятия.

(слайд 45).Учитель: Карандаш решил проверить вас и почти полностью закрыл букву от наших глаз за линиями (показывает карточку и направляет внимание детей на их рабочие листочки)

Найдите букву за линиями и раскрасьте её красным карандашом. А чтобы буква получилась красивой, надо размять пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Учитель показывает и выполняет вместе с детьми: каждый пальчик разминается от основания пальца до его кончика, начиная с большого.

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой

Этот пальчик для того чтоб указывать его,

Это пальчик самый длинный и стоит он в середине

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

Этот пальчик хоть и мал, зато ловок и удал

Затем дети раскрашивают букву.

(слайд 46, 47, 48).Учитель: А теперь напишем букву в воздухе: (Учитель объясняет и показывает) сверху вниз рисуем вертикальную палочку, от середины палочки - полукруг в правую сторону, и снова вертикальную палочку сверху вниз.

Несколько раз дети вместе с учителем “пишут” букву в воздухе. Затем учитель ставит образец следующего задания на доску.

Ребята учатся писать букву простым карандашом 3 движениями по пунктирным линиям. Дети обводят букву, под красиво написанной буквой ставят точку.

Сравните прописную и печатную букву ы. (слайд 49).

Чем они похожи? Чем отличаются?

Откройте пропись, из каких элементов состоит прописная буква ы.

Начинаем писать букву сверху. Сначала наклонную линию, чуть не доводя до строки, закругляем до середины буквы, поворот, ведем линию вверх и пишем наклонную линию с закруглением внизу. (письмо буквы)

10.Пальчиковая гимнастика

Мы писали

Мы писали

Наши пальчики устали

А теперь мы отдохнем

И опять писать начнем.

11. Письмо слогов.

Прочитайте слог. Из каких букв состоит слог? Откуда начинаем писать. Подчеркните простым карандашом слог, который лучше всего получился. (аналогичная работа со слогами пы, ты, ры)

Письмо слов.

12. Развитие фонематических представлений и работа над звуковым анализом и схемой слова мыши, сыр и дым.

(слайд 50).Посмотрите, у норки какой-то конверт.

В нашем конверте находятся звуки: мы их не можем увидеть, но можем услышать. Если звуки назвать быстро в той очерёдности как вы их ловили, то узнаете слово из конверта.

Учитель достаёт и “кидает” звуки [д] (Маша, какой ты звук поймала?) , [ы] (Иван, какой ты звук поймал?),[м]. Какое слово было в конверте? (дым). Молодцы, вы хорошо справились с заданием.(аналогично со словом мыши)

(слайд 51).Учитель снова спрашивает детей: Какой был первый звук в слове? ([Д] и дети кладут фишку на 1-ю клетку звуковой схемы). Какой был 2-й звук? ([Ы]). А что мы узнали про него? (он гласный, а значит обозначаем красной фишкой. Кладут красную фишку на 2-ю клетку.) Назовите 3-й брошенный вам звук? (м). Кладут синюю фишку на 3-ю клетку. Всё время обращается внимание детей на то, что кладём фишки слева на право.

(слайд 52) Вам мышка передает, что вы очень хорошо потрудились. Вы молодцы!!!

13. Итог урока

Наше занятие подошло к концу. Возвращаемся, продолжим наше путешествие на следующем уроке.

С каким звуком познакомились?

Какое задание понравилось больше всего?

Учитель: Мне понравилось с вами путешествовать, поэтому на память об уроке для вас приготовлен сюрприз. (слайд 53) (конфеты)

Используемая литература

1. Ковалько В.И. “Школа физминуток”. - “ВАКО”: - М., 2005г.

2. Аммосова Н.С. “Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе”.– Журнал “Логопед” № 6, 2004 г.

3. Смирнова И. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения. – СПб., ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004.

4. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., ДЕТСТВО – ПРЕСС 2007.

5. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос, 2004.

6. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. - Москва: ТЦ Сфера, 2001. (Серия «Вместе с детьми».)

7. Букварь: Учебное пособие. – М.: Изд-во Эксмо; Е.: Изд-во ЛИТУР, 2006.

8. Горецкий В. Г. ФГОС. Пропись к азбуке Горецкого . 1 класс .

Наталья Ольшевская
НОД по обучению грамоте «Звук [Ы] и буква Ы»

НОД. Звук и буква «Ы» .

Цели :

коррекционно- образовательные :

Учить детей давать акустико – артикуляционную характеристику

звука «Ы» ;

Формировать умение использовать в речи глаголы единственного и

множественного числа;

коррекционно- развивающие :

Развивать фонематические процессы;

Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

Автоматизировать звук «Ы» в словах, слогах;

Развивать звукобуквенный анализ слогов и слов;

Развивать внимание, память, мышление;

коррекционно-воспитательные :

Воспитывать у детей бережное отношение к окружающей среде.

Оборудование : зеркала, тетради, карандаши, символ- девочка звук ,

кассы, предметные картинки со звуком (Ы,

разрезные азбуки, наборы для составления схем, корабль - панно;

Ход : I. Организационный момент.

Игра «Повтори цепочку слов» :

антенна – ива – панама; танк – петух – утюг; улыбка – мох – эхо;

индюк – кот – пол; кит – хомяк – угол; ток – мак – тина;

пила – автобус – игла; пирог – усы – иволга; пух – этажи – антенна;

уши – избушка – альбом; апельсин – улитка – дым; дом – кот суп.

II. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. 1. Общее расслабление. Выполнение действий в соответствии с текстом.

Реснички опускаются,

Глазки закрываются,

Сном волшебным засыпаем,

В страну сказок улетаем.

Раз, два, три, четыре, пять –

Смотрим глазками опять. 2. Развитие общей моторики.

Листья осенние тихо / Дети кружатся на носках,

кружатся, / руки в стороны.

Листья нам под ноги

тихо ложатся, / Приседают.

И под ногами шуршат, / Движения руками вправо,

шелестят, влево.

Будто опять закружиться / Поднимаются,

хотят. / кружатся.

3. Развитие мелкой моторики.

Чтоб красиво нам писать Ох, ох, – что за гром

Надо глазки упражнять. (руки к щекам)

Вместе пальчики сведём, Муха строит новый дом

И гимнастику начнем, (имитация движения молотка)

Вправо – влево, Молоток стук, стук, стук -

Вправо – влево, Помогать идёт петух.

Вверх и вниз

Посмотрим смело.

А потом по кругу. Да?

Разбежались кто куда!

4. Массаж лица. Проводится с проговариванием.

Водичка, водичка, Чтоб щёчки краснели,

Умой моё личико. Чтоб смеялся роток,

Чтоб глазки блестели, Чтоб кусался зубок.

5. Развитие мимических мышц.

Как хорошо, когда вы - улыбаетесь.

Как хорошо, когда вы - удивляетесь.

Но как, же нам невесело,

Когда вы сердитесь и огорчаетесь.

6. Сесть. Развитие артикуляционной моторики.

- для челюсти : рот открыть, движение нижней челюсти вправо-влево;

- для губ : изобразить губами произношение гласных звуков : А,У, Ы, И, О;

- для языка : прятать кончик языка за верхние, затем за нижние зубы

(4 раза) ; «пароход гудит» (Ы – Ы – Ы) .

III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте .

1. Логопед называет один предмет, а дети много :

Шар – шары сноп – снопы дрозд – дрозды

Куст – кусты пруд – пруды боб – бобы

Нос – носы шарф – шарфы гол – голы

Ус – усы столб – столбы

Как вы думаете, какой звук чаще встречается в этих словах? (Звук «Ы» .)

Объявление темы.

Сегодня мы с вами познакомимся со звуком и буквой «Ы» .

2. Акустико – артикуляционный образ звука .

Характеристика звука : звук «Ы» - гласный, произносится голосом,

при произношении звука «Ы» язык находится глубоко во рту.

Произношение изолированного звука «Ы» хором, индивидуально

(вслед за логопедом) .

3. Автоматизация звука в слогах , словах.

Игра «Живые звуки »

Произносятся слоги ЫП, ПЫ. После звукового анализа слога ЫП –

выходят двое детей и выбирают, какими звуками они будут

(например, Вика – звук Ы , а Дима – звук П ) и фишки соответствующих

Цветов (Вика – красную, Дима – синюю) . Дети проверяют правильность

их выбора. То же самое со слогом – ПЫ. (ЫТ – ТЫ) .

Составление слогов из букв разрезной азбуки .

ПЫ – ТЫ – КЫ – КА – КО – КОТ – КИТ – ТИК

IV. Физкультминутка «Ананас похож на шишку…»

V. Связь звука и буквы .

1. Найдите, букву «Ы» среди других букв , которые плывут на

Корабле, панно (А, У, И, Э, П,Т, К, Ы) .

А бедняжка буква – Ы

Ходит с палочкой – увы.

Прописать букву в тетрадях .

VI. Упражнения по развитию лексико – грамматической стороны речи .

Ветер дует, а ветры (дуют)

Птица улетает, а птицы …

Лист желтеет, а листья …

Дождь моросит, а дожди …

Цветок увядает, а цветы …

Холод наступает, а холода …

Урожай созревает, а урожаи …

Лист падает, а листья …

VII. Итог занятия и оценка работы детей.

С каким звуком мы сегодня познакомились?

Дайте характеристику этому звуку .

Игра «В каком слове спрятался звук «Ы» .

Я назову 3слова, а вы только слово со звуком «Ы» .

Мошка – мышка – мушка

Ложка – душка – вышка

Кошка – пушка – пышка

Тыква – точка – тучка

Кружка – крышка – крошка

Рыба – рак – рама

Публикации по теме:

Тема: Звук и буква «Й» Программное содержание: -Познакомить детей с буквой И КРАТКОЕ и звуком Й -Закреплять: знания о гласных и согласных.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]» МКДОУ ЦРР ДС №37 с. Чугуевка Чугуевского района Приморского края. Конспект НОД По обучению грамоте в подготовительной группе Тема:.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук [Ш]. Буква Ш». Конспект НОД по обучению грамоте «Согласный звук [Ш]. Буква Ш». Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква Г» Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Звук и буква «Г» Цель: создание условий для обеспечения осознания и усвоения.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звук [Ж] и буква Ж» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 комбинированного вида» Конспект занятия по обучению грамоте в.

Как известно, все языки отличаются друг от друга не только словарным запасом, но и наборами букв и звуков. Для одной языковой группы такие отличия могут быть незначительными или отсутствовать вовсе, но в случае сравнения английского и русского языков разница очень заметна. Алфавит русского языка состоит из 33 букв, а английский, в свою очередь, всего лишь из 26. Исходя из этого, стоит ожидать, что некоторые привычные для нас буквы и звуки будут передаваться с особенностями.

В английской письменности отсутствуют буквы, способные самостоятельно передать наши й, ц, ч, ш, щ, ы. И хотя они почти не используются англичанами и американцами, но бывают необходимы для передачи заимствованных слов, а также при адаптации славянских имён, фамилий, названий городов и так далее. Для замены проблемных букв используются буквосочетания.

Буква Ш.

В первую очередь она передаётся буквосочетанием SH. Наиболее показательные примеры - слова EngliSH, SHine, fiSH, SHe и так далее. Именно таким образом будут переданы славянские имена DaSHa, MaSHa, NataSHa и прочие. Иногда звук Ш передаётся в английских словах другими сочетаниями. Например, commiSSion, revoluTion, dimenSion.

Буква Ч.

Эта проблемная буква и этот звук также передаются двойным буквосочетанием, а именно CH, которое в конце слов преобразуется в TCH. Примеры в исконно-английских словах: catCH, CHalk, CHoose и так далее. В заимствованных словах: CHeburashka, CHeboksary, PeCHkin…

Буква Щ.

Данная присущая славянским языкам буква, а в особенности отвечающий ей звук вызывают у англичан много трудностей, и на письме передаются 4 символами SHCH. Это обусловлено схожестью звука Щ по звучанию со звукосочетанием ШЧ. Примеры использования: SHCHedrin, SHCHerbakova…

Буква Ц.

В отличие от Ч и Ш, которые встречаются иногда в английских словах, примеров использования звука Ц найти не получится, потому этот славянский звук передаётся из соображений фонетической схожести сочетанием букв TS, реже можно встретить использование TZ или TC. Примеры перевода: VysoTSky, TSvetaeva, TroubeTZkoy.

Буква Й.

В соответствии с текущими стандартами на письме этот звук и эта буква передаются при помощи символа Y. Стоит отметить, что таким же образом передаётся и буква Ы, чем иногда бывает вызвана путаница, которой не было, пока придерживались использования для звука Й английской буквы J. Так или иначе, согласно современным нормам при переводе запись будет следующей: Yogurt, TolstoY, AivazovskY.

Буква Ы.

Это один из самых трудных звуков в нашей речи, произнести его не в середине слова трудно даже для носителей русского языка. В английском для его замены тоже используют Y, при этом из контекста понятно, какой именно звук подразумевается. Примеры: DobrYnin, KrYlov, DavYdova.