Презентация "формирование фонематического слуха".

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Презентацию подготовила: Кондратьева Елена Александровна учитель-логопед МБОУ «НШДС» г.Усинска

2 слайд

Описание слайда:

Что такое фонематический слух? В чем проявляется несформи- рованность фонематического восприятия, слуха? Способы преодоления нарушения фонематического слуха.

3 слайд

Описание слайда:

Фонематический слух – это способность человека к распознанию речевых звуков. Умение выделять, воспроизводить, различать звуки речи. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков, развитие речи.

4 слайд

Описание слайда:

Неправильно произносит звуки и слова: Сапка (шапка), столь (стол), ыба (рыба); --не слышит, а потому пропускает предлоги: «Оля гуляла санками» – Оля гуляла с санками. --укорачивает или переставляет слоги в словах: Секекомия (насекомое), работает потором (топором). Макал мотик –лакал котик. Укусила мису куха – укусила кису муха. --неправильно употребляет окончания: «Катались на санкаф». «С коротками рукавами».

5 слайд

Описание слайда:

Угадай, что звучало. Научить ребенка узнавать бытовые шумы – скрип двери, звук шагов, телефонный звонок и т.д. Что как звучит. Сделайте с ребенком волшебную палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся в доме. Пусть ребенок запомнит, что как звучит и находит предметы, которые звучали. Где позвонили. Определять направление звука. Дятел. Вы задаете ритм, отстукивая его рукой, например такой – 2удара-пауза-3удара. Ребенок его повторяет. Различение неречевых звуков

6 слайд

Описание слайда:

"Узнай свой голос". Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать, кто говорит. "Громко-тихо". Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. "Далеко-близко". Вы говорите слово громко, ребенок отвечает - близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает - далеко. Различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

7 слайд

Описание слайда:

"Слушай и выбирай". Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку. "Верно-неверно". Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка - хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения. Различение сходных по звучанию слов.

8 слайд

Описание слайда:

"Похлопаем". Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове. "Что лишнее?". Взрослый произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа"… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог. Различение слогов.

9 слайд

Описание слайда:

«Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему. «Определи место звука в слове». Какой первый звук в слове утка? Последний звук в слове кенгуру? Место звука у в слове паучок (в начале, середине или конце слова)? «Подбери слово». Подобрать слова, которые начинаются с заданного звука. «Домики». Перед ребенком два изображения домиков. На крыше каждого из них написана буква. Из большого количества картинок ребенок выбирает только те, в названиях которых есть звук, соответствующий букве на крыше домика. «Сложи слова из первых звуков». Ребенок определяет первый звук в каждом из предложенных слов, из получившихся звуков составляет слова. Например: желудь, утка, кисточка (жук). Различение звуков.

Развитие фонематического слуха

Подготовила:

Н.Н.Булганина,

учитель- логопед

ОГБОУ «Мосоловская школа-интернат»


План выступления:

  • Что такое фонематический слух и как он влияет на развитие речи?
  • Как развивается фонематический слух в норме и как выявить его нарушение у ребенка?
  • С помощью каких упражнений логопеды могут

развивать фонематическое восприятие?


Фонематический слух -

тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.


Фонематическое восприятие -

умение определять последовательность и количество звуков в слове.


на которые оказывает влияние

фонематический слух:

  • Выработка орфографических навыков.
  • Овладение чтением.
  • Овладение операциями звукового анализа и

синтеза.


на которые оказывает влияние

фонематический слух:

5. Овладение операциями звукового анализа и

синтеза.

6. Успешность обучения грамоте.


Ошибки, возникающие

из-за несформированности

фонематического слуха

  • Смешение звуков:
  • звонкие- глухие ( б лакала – плакала);
  • свистящие – шипящие (ча ши – часы);
  • твердые – мягкие (ягод и – ягоды);
  • сонорные л и – три);
  • аффрикаты ( ч веты – цветы).

Ошибки, возникающие

из-за несформированности

фонематического слуха.

2. Перестановка и включение отдельных звуков

(науш ин ки – наушники, нул жа – лужа).

З. Пропуск гласных и согласных звуков, пропуск звуков при стечении нескольких согласных

( днь – день, межу – между, латочка – ласточка).


Ошибки, возникающие

из-за несформированности

фонематического слуха

4. Пропуск слогов, безударных частей слова, лишние слоги

( метает – подметает, тиши ны на – тишина).

5. Замена звуков

( т абака – собака, ид ю т – идёт).

6. Недописывание слов

( мышк – мышка).


Ошибки, возникающие

из-за несформированности

фонематического слуха

7. Обозначение мягкости при помощи Ь

( василки – васильки).

8. Ошибки при чтении:

  • пропуск букв, слогов, предлогов;
  • замена и перестановка букв, слогов;
  • «застревание» на какой-либо букве, слоге, слове;

Ошибки, возникающие

из-за несформированности

фонематического слуха

8. Ошибки при чтении:

  • недочитывание окончаний слов;
  • искажение слов;
  • добавление лишних букв, слогов и даже слов;
  • «угадывание» слов.

Уровень 1 –

узнавание неречевых

  • Игра «Угадай, что звучало?»
  • Игра «Чудесный мешочек»
  • Отстукивание ладонями по столу
  • Отхлопывание в ладоши

Уровень 2 –

различение звуков речи

по тембру, силе и высоте

  • Игра «Мяу», «Му»
  • Игра «Тихо – громко»

Уровень 3 –

различение сходных по звучанию

  • Игра «Слушай и выбирай»

  • Игра «Верно - неверно»

мегемот –бегебот – дигимот – бегемот – гибидот.


Уровень 4 –

различение слогов

  • Сосчитать, сколько слогов произнес учитель:
  • прямые: ма – ко – то – ры;
  • обратные: ам – ор – ив – ус;
  • со стечением согласных: ста – сто – сты – сту.
  • Игры с кубиком.
  • Придумывание слога к схеме: СГ, ГС, СГС,

ССГ, ГСС.

  • Определение лишнего слога: ла – ма – ма – ма,

па – па – па – ба.


Уровень 5 –

различение звуков

  • Звукоподражание.

Комар звенит: з – з – з

Жук жужжит: ж – ж – ж

2. Игра «Поймай звук».

Хлопни в ладоши, если услышите звук …

  • звуковой ряд;
  • слоги;
  • слова.

Уровень 6 –

освоение навыков анализа

и синтеза

Уровень гласных звуков в сильной позиции.

  • Звукоподражание

Больной показывает горло врачу: а – а – а.

Воющий волк: у – у – у.

  • Определить первый звук в словах:

ослик, утка, Аня.


3. Найти в разрезной азбуке букву, соответствующую первому звуку слова.

  • Подобрать слова, которые начинаются с ударного гласного: а, о, у .
  • Подобрать к картинке букву, соответствующую

первому звуку слова.


Уровень 6 –

освоение навыков анализа

и синтеза

Первый этап – выделение первого и последнего звука из слова

Уровень согласных звуков.

  • Подобрать названия цветов, животных, птиц, посуды и т.д., которые начинаются с заданного звука.
  • Выбрать только те предметные картинки, названия которых начинаются с заданного звука.
  • Изменить первый звук в слове, чтобы получилось новое слово. Гость – кость, карта - парта

Уровень 6 –

освоение навыков анализа

и синтеза

Определение места звука в слове:

  • ударного гласного звука;
  • согласного звука.

Уровень 6 –

освоение навыков анализа

и синтеза

Второй этап – закрепление навыка фонематического анализа и синтеза.

Определение места звука в слове

  • Подобрать слова, в которых заданный звук будет стоять в начале (середине, конце) слова.
  • Назвать животных, овощи, игрушки и т.д. с заданным местом звука в слове.
  • Пособие «Полоска»

Уровень 6 –

освоение навыков анализа

и синтеза

Третий этап – формирование действия фонематического анализа в умственном плане.

Определение:

  • количества звуков;
  • последовательности звуков;
  • места звуков.

  • Подобрать слова, где заданный звук был бы на первом, втором, третьем местах.

К от, о к но, со к

  • Подобрать слова с определенным количеством звуков.
  • Преобразование слов путем добавления звука:
  • в начале: рот – крот, мех – смех ;
  • в конце: бок – бокс, вол – волк.
  • Переставление звуков: пила – липа, карп – парк
  • Слово – загадка к….
  • Определить количество звуков в названии предметов на картинке и поднять соответствующую цифру.
  • Определить последующие и предыдущие звуки в названии предмета на картинках.

  • Развивая фонематический слух,

Развивая

вы облегчите ребенку процесс освоения чтением и

Игры на развитие фонематического слуха.
Подготовила учитель-логопед
Дедловская Татьяна Николаевна
МОУ прогимназия «Сказка» г.Мичуринск

Что же такое фонематический слух? Под фонематическим слухом - основным компонентом восприятия речи - понимается способность человека сл

Что же такое фонематический слух? Под фонематическим слухом - основным
компонентом восприятия речи - понимается способность человека слышать
отдельные фонемы, или звуки в слове. У детей формирование фонематического
слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при
собственном проговаривали слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при
помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.
При обучении русскому языку встает задача написать буквами воспринимаемое на
слух слово. Для этого необходимо, чтобы дошкольники смогли овладеть способами
анализа звуковой структуры слова, позволяющими установить количество,
последовательность звуков в слове и их фонематические характеристики и умением
отражать звуковую структуру слова в графической модели. Для решения этой задачи
нужно научить детей воспринимать фонематические качества звука.
Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный
характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших
психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). Предлагаю вашему
вниманию игры, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к
звукам речи.

ША НА СА ТА ПА ША МА ТА ША Я буду произносить слоги, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь слог [ША]

Я буду произносить слова, а ты хлопни в ладоши один раз, когда
услышишь слово со звуком [Ш],и два раза, когда услышишь со
звуком [С].

Какой звук слышен во всех словах.

Четвертый лишний

Покажи, где коса, а где коза, кот-кит, лак-рак, крыса-крыша)

Покажи, где коса, а где коза, кот-кит, лак-рак, крысакрыша)

Узнай звук Послушать текст и назвать, какой звук чаще всего встречается в нем.

Узнай звук
Узнай
звук
Послушать текст и назвать, какой звук чаще всего
Послушать текст
и назвать,вкакой
встречается
нем. звук чаще всего
встречается в нем.
Тут мышка. У мышки мышата. Мышка шумит.

Слайд 2

План выступления: Что такое фонематический слух и как он влияет на развитие речи? Как развивается фонематический слух в норме и как выявить его нарушение у ребенка? С помощью каких упражнений учителя начальных классов могут самостоятельно развивать фонематическое восприятие?

Слайд 3

Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

Слайд 4

Фонематическое восприятие - умение определять последовательность и количество звуков в слове.

Слайд 5

Аспекты, на которые оказывает влияние фонематический слух: Общеречевое развитие ребенка: усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции. Выработка орфографических навыков. Овладение чтением. Овладение операциями звукового анализа и синтеза.

Слайд 6

Аспекты, на которые оказывает влияние фонематический слух: 5. Овладение операциями звукового анализа и синтеза. 6. Успешность обучения грамоте.

Слайд 7

Ошибки, возникающие из-за несформированности фонематического слуха Смешение звуков: звонкие- глухие(блакала – плакала); свистящие – шипящие(чаши – часы); твердые – мягкие(ягоди – ягоды); сонорные (тли – три); аффрикаты(чветы – цветы).

Слайд 8

Ошибки, возникающие из-за несформированности фонематического слуха. 2. Перестановка и включение отдельных звуков (наушинки – наушники, нулжа – лужа). З. Пропуск гласных и согласных звуков, пропуск звуков при стечении нескольких согласных (днь – день, межу – между, латочка – ласточка).

Слайд 9

Ошибки, возникающие из-за несформированности фонематического слуха 4. Пропуск слогов, безударных частей слова, лишние слоги (метает – подметает, тишинына – тишина). 5. Замена звуков (табака – собака, идют – идёт). 6. Недописывание слов (мышк – мышка).

Слайд 10

Ошибки, возникающие из-за несформированности фонематического слуха 7. Обозначение мягкости при помощи Ь (василки – васильки). 8. Ошибки при чтении: пропуск букв, слогов, предлогов; замена и перестановка букв, слогов; «застревание» на какой-либо букве, слоге, слове;

Слайд 11

Ошибки, возникающие из-за несформированности фонематического слуха 8. Ошибки при чтении: недочитывание окончаний слов; искажение слов; добавление лишних букв, слогов и даже слов; «угадывание» слов.

Слайд 12

Уровень 1 – узнавание неречевых звуков Игра «Угадай, что звучало?» Игра «Чудесный мешочек» Отстукивание ладонями по столу Отхлопывание в ладоши

Слайд 13

Уровень 2 – различение звуков речи по тембру, силе и высоте Игра «Мяу», «Му» Игра «Тихо – громко»

Слайд 14

Уровень 3 – различение сходных по звучанию слов Игра «Слушай и выбирай»

Слайд 15

Игра «Верно - неверно» мегемот –бегебот – дигимот – бегемот – гибидот.

Слайд 16

Уровень 4 – различение слогов Сосчитать, сколько слогов произнес учитель: прямые: ма – ко – то – ры; обратные: ам – ор – ив – ус; со стечением согласных: ста – сто – сты – сту. Игры с кубиком. Придумывание слога к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС. Определение лишнего слога: ла – ма – ма – ма, па – па – па – ба.

Слайд 17

Уровень 5 – различение звуков Звукоподражание. Комар звенит: з – з – з Жук жужжит: ж – ж – ж 2. Игра «Поймай звук». Хлопни в ладоши, если услышите звук … звуковой ряд; слоги; слова.

Слайд 18

Уровень 6 – освоение навыков анализа и синтеза Первый этап – выделение первого и последнего звука из слова Уровень гласных звуков в сильной позиции. Звукоподражание Больной показывает горло врачу: а – а – а. Воющий волк: у – у – у. Определить первый звук в словах: ослик, утка, Аня.

Слайд 19

3. Найти в разрезной азбуке букву, соответствующую первому звуку слова. Подобрать слова, которые начинаются с ударного гласного: а, о, у. Подобрать к картинке букву, соответствующую первому звуку слова.

Слайд 20

Уровень 6 – освоение навыков анализа и синтеза Первый этап – выделение первого и последнего звука из слова Уровень согласных звуков. Подобрать названия цветов, животных, птиц, посуды и т.д., которые начинаются с заданного звука. Выбрать только те предметные картинки, названия которых начинаются с заданного звука. Изменить первый звук в слове, чтобы получилось новое слово.Гость – кость, карта - парта

Слайд 21

Уровень 6 – освоение навыков анализа и синтеза Второй этап – закрепление навыка фонематического анализа и синтеза. Определение места звука в слове: ударного гласного звука; согласного звука.

Слайд 22

Уровень 6 – освоение навыков анализа и синтеза Второй этап – закрепление навыка фонематического анализа и синтеза. Определение места звука в слове Подобрать слова, в которых заданный звук будет стоять в начале (середине, конце) слова. Назвать животных, овощи, игрушки и т.д. с заданным местом звука в слове. Пособие «Полоска»

Слайд 23

Уровень 6 – освоение навыков анализа и синтеза Третий этап – формирование действия фонематического анализа в умственном плане. Определение: количества звуков; последовательности звуков; места звуков.

Слайд 24

Подобрать слова, где заданный звук был бы на первом, втором, третьем местах. Кот, окно, сок Подобрать слова с определенным количеством звуков. Преобразование слов путем добавления звука: в начале: рот – крот, мех – смех; в конце: бок – бокс, вол – волк. Переставление звуков: пила – липа, карп – парк Слово – загадка к…. Определить количество звуков в названии предметов на картинке и поднять соответствующую цифру. Определить последующие и предыдущие звуки в названии предмета на картинках.

Слайд 25

Развивая фонематический слух, вы облегчите ребенку процесс освоения чтением и письмом. Развивая

Посмотреть все слайды