Разработка предложений по улучшению ситуации в шекснинском муниципальном районе на основе исследования его социально-экономического положения. Предложения по повышению эффективности социальной работы ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Кировского

Решение накопившихся социальных проблем с начала 2000-х годов предполагает проведение глубоких структурных преобразований в сфере социального обеспечения, которые должны обеспечить перераспределение социальных расходов в пользу наиболее нуждающихся групп населения при одновременном сокращении социальных трансфертов, направленных в пользу обеспеченных граждан.

Российское государство не только не стало «социальным», как провозглашает Конституция РФ, но во многом предстает «виртуальным государством», в котором из-за отсутствия финансовых средств ни одна из социальных функций не реализуется в том виде, в котором предусмотрена законом.

Объем ресурсов, направляемых на социальное обеспечение, явно недостаточен, поскольку размеры некоторых социальных выплат не соответствуют величине прожиточного минимума. Развитие систему социального обслуживания как одного из элементов социального обеспечения тормозится, прежде всего, нехваткой финансовых ресурсов.

Основой системы социального обеспечения любой страны является механизм формирования и распределения государственных фондов социального назначения.

Анализ состояния социального обеспечения показывает, что существующий в России солидарно-распределительный механизм не полностью выполняет функции по социальной защите населения. Созда-ние системы социального обеспечения, основанной на накопительно-страховом ме-ханизме финансирования, в ближайшей перспективе невозможно, поэтому необходимо адаптировать систему социального обеспечения к новым условиям и следует использовать солидарно-страховой механизм формирования и распределения.

Проблема формирования связана с продолжающимся экономическим кри-зисом в нашей стране, а, следовательно, и с низким уровнем оплаты труда. В такой ситуации накопительно-страховой механизм функциониро-вать не будет. Кроме того, если введение личных накопительных счетов не будет сопровождаться повышением заработной платы, социальная эффективность таких мероприятий будет низкая.

Создание системы накопительных счетов призвано обеспечить повышение пенсий, пособий и иных социальных выплат, в том числе расходов на лечение. Поэтому необходимо переходить к солидарно-страховой модели.

Рис.3.1 Технология солидарно-страхового механизма распределения и формирования средств, предназначенных на социальное обеспечение

Оптимальное финансирование социального обеспечения рационально на трехсторонней основе: предприниматель, работник, государство. На сегодняшний день в России применяется в основном принцип двупартизма, то есть плательщиками взносов являются государство и предприниматели. Применение двухстороннего принципа финансирования социального обеспечения обусловлено кризисными явлениями в российской экономике и соответственно тяжелым материальным положением населения.

Социальное обеспечения свидетельствует, что надежным методом его финансирования являются трехсторонние платежи. Причем наиболее оправданным представляется механизм, когда большая нагрузка приходится на работодателя (от 40 до 60%), а меньшая распределяется между работниками (от 10 до 30%) и государством (от 20 до 40%), которое призвано, прежде всего, заботиться о наиболее уязвимых слоях населения. Взносы трех субъектов социального обеспечения выражают идею солидарной ответственности. Часть средств идет на выплату пенсий, пособий, денежных компенсаций и оказание социальных услуг, а часть в фонд капитализации. Капитализация является процессом финансового вложения временно свободных денежных средств системы социального обеспечения. Это дорогостоящий процесс, который сложно реализовать в рамках каждого фонда в отдельности, поэто-му необходимо образовать страховой фонд (капитализации) системы социального обеспечения.

Технология социального обеспечения, основанная на солидарно-страховом механизме, будет социально эффективна по нескольким причинам:

1) более адаптирована к российским социальным, экономическим и политическим условиям;

2) солидарно-страховой механизм финансирования системы социального обеспечения используется во многих зарубежных странах с развитой рыночной экономикой, а следовательно, доказал свою эффективность в условиях рынка;

3) сочетание административных и рыночных основ делают систему социального обеспечения, основанную на солидарно-страховом механизме, более устойчивой.

В основу реформ в сфере социальной поддержки населения должна быть положена программа мер, направленных на предоставление социальных выплат и услуг на принципах адресности. Реальное введение адресности повлечет за собой значительные ограничения, как на размеры выплат, так и на состав получателей социальных выплат и услуг. Подобные походы могут существенно варьироваться в региональном разрезе в зависимости от бюджетных возможностей территорий, структуры населения, уровня жизни. Полномочия по определению размеров и форм предоставления социальной поддержки необходимо передать на региональный и муниципальный уровень.

Для обработки больших объемов информации требуется создать новые информационные технологии. Информационная технология адресной социальной помощи является неотъемлемой частью организационной структуры, реализующей новый подход. Этот подход позволит:

1) обеспечить доступ к информации для решения вопросов возможности и необходимости оказания помощи,

2) обеспечить контроль над деятельностью системы адресной социальной помощи,

3) распределять и контролировать финансовые средства,

4) организовывать взаимодействие различных ведомств.

Основным результатом внедрения системы станет повышение открытости, адресности и эффективности социальной поддержки населения, что позволит иметь дифференцированный подход к предоставлению различных видов социального обеспечения в разных размерах в соответствии с положением гражданина.

Существование огромного количества законодательных актов ставит вопрос о доступности информации для граждан, то есть возможности изучения своих прав. Требуется создание открытой Интернет-системы, которая позволит расширить доступность информации по социальному обеспечению. Данная Интернет-система должна будет работать по следующей технологии, изображенной на рис.3.2.

Рис.3.2 Технология работы открытой Интернет-системы

Возникает необходимость совершенствования технологии социального обслуживания населения, которое сможет адекватно обеспечить права граждан в этой сфере. Оно должно осуществляться в следующих направлениях:

Совершенствование нормативно-правовой базы организации и функционирования учреждений социального обслуживания;

Развитие научно-методических основ деятельности. Новые технологии, инновации, международное сотрудничество;

Укрепление материально-технической базы и кадрового обеспечения учреждений социального обслуживания. Переход от сметного финансирования организации к финансированию установленного государством заказа;

Улучшение межведомственной координации деятельности учреждений социального обслуживания;

Достижение уровня социальных услуг, по объему и качеству соответствующего государственным нормам и стандартам социального обслуживания, обеспечивающий гарантированный государством уровень социальной защиты;

Введение дифференцированных подходов к реализации права на социальное обслуживание в зависимости от потребностей и материальной обеспеченности граждан. Расширение спектра платных услуг;

Продвижение от централизованной системы социального обслуживания, в которой главенствует государство, к смешанным формам, где государственное обеспечение сливается и дополняется частными и общественными структурами. Создавать институциональные условия для формирования и развития негосударственных субъектов социального обслуживания. Обеспечить соревновательность, конкуренцию между ними за получение государственного заказа - финансирования на оказание социальных услуг.

Важным аспектом формирования технологии социального обслуживания населения является разработка стандартов качества социальных услуг населению и их сертификация. Разработка стандартов качества социального обслуживания представляет собой продолжительный процесс. Это определяется тем, что стандарты призваны отражать изменения, происходящие под воздействием развития потребностей населения, с одной стороны, и возрастания требований и возможностей государства в области социального обслуживания - с другой.

В 2002 году было отменено лицензирование деятельности в области социального обслуживания населения, а при иных механизмов контроля над деятельностью социальных служб, а также стандартов и сертификации это совершенно нелогичное и неоправданное решение. Лицензирование - это один из возможных инструментов регулирования доступности и качества социальных услуг, и самое главное, оно позволяет привлечь на рынок социальных услуг негосударственные учреждения и организации, желающие оказывать социальные услуги населению, а делать это они могли бы в соответствии с государственными социальными стандартами социального обслуживания.

Таким образом, только создание нормативно-правовой и научно-методической базы для системы социального обслуживания по схеме «лицензирование-стандартизация-сертификация» позволит обеспечить качественное и эффективное социальное обслуживание граждан.

Совершенно очевидна потребность и необходимость привлечения негосударственного сектора к предоставлению услуг населению. Это предполагает, в частности, такие меры: равноправный доступ к государственному финансированию для государственных и негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги; развитие самоокупаемости социальных услуг в тех сферах, где для этого существуют определенные предпосылки; расширение свободы выбора гражданам, пользующими бесплатными или субсидируемыми социальными услугами, в том числе на основе введения социальных счетов, дающих право их обладателям на получение бесплатных или субсидируемых услуг на определенную сумму по заранее оговоренному перечню у любой организации, имеющей лицензию; объединение государственного финансирования с частными благотворительными ресурсами.

Учитывая низкий размер нынешних пенсий (по нормам МОТ, минимальная пенсия должна составлять 40% заработной платы квалифицированного работника, у нас - 12-13%), прекратить снижение ставки ЕСН, восстановить систему страховых тарифов. Предусмотреть систему перераспределения страховых взносов по типу систем, действующих в развитых странах. В связи с этим надо повысить заработную плату, регулируемую государством, а для остальных субъектов провести повышение и перераспределение денежных средств.

Следует провести с учетом роста цен индексацию материнских и детских пособий.

Пособия и иные затраты на детей в условиях рынка являются не столько формой социального обеспечения, сколько частью цены труда, в которую входят средства на воспроизводство работника и его семьи, включая содержание иждивенцев. Ныне установленный размер оплаты труда не включает расходы на детей. Следует поменять подобную систему отношений, не соответствующую принципам рыночной экономики. Главным инструментом их реализации в социальной сфере должна стать развитая система страхования.

Целесообразно воспользоваться мировым опытом и ввести обязательное страхование детей. Из сформированных на его основе фондов можно либо доплачивать к начисленному заработку тем работникам, у кого она ниже прожиточного минимума, либо просто предоставлять соответствующее страховое пособие. Тем самым решается комплекс задач - вывод минимального заработка на прожиточный минимум, повышение оплаты труда бюджетников, увеличение помощи семьям с детьми.

Однако в бюджете следует сохранить «чистые расходы» на семейные пособии, а именно - на пособие для детей безработных. Отменив страхование по безработице, правительство тем самым взяло на себя заботу об этих людям. А поскольку уменьшились и ресурсы, выделяемые на помощь безработным (в 2007г. сумма страховых взносов составила бы 60млрд.руб., теперь же через федеральный бюджет на эти цели расходуется всего 20-25млрд.руб.), бюджет вполне способен в пределах полученной экономии выплачивать пособия безработным матерям. Тем более что расходы будут на два порядка меньше суммы, сэкономленной государством в результате ликвидации фонда занятости.

Технология социального обеспечения закреплена в законодательных актах. Усовершенствование технологии социального обеспечения невозможно без законодательного закрепления механизма финансирования социального обеспечения, оказания адресной социальной помощи, соответствующих социальных выплат и услуг. Для того чтобы государство могло наиболее полно удовлетворять потребности населения в социальном обеспечении следует принять Кодекс социального обеспечения Российской Федерации - базовый законодательный акт, который закрепил бы основы правового регулирования отношений по социальному обеспечению и придал бы импульс к реформированию системы социального обеспечения. Действующее законодательство характеризуется крайней нестабильностью. Не во всех законах предусматриваются источники финансирования и механизмы реализации прав, что превращает их в декларации. К другим недостаткам правового регулирования отношений по социальному обеспечению относится бессистемность, противоречивость. Исходящей категорий для теоретического обоснования концепции Кодекса социального обеспечения РФ и разработки его примерной структуры должно служить установленное Конституцией РФ право на социальное обеспечение как основное право человека, которое естественно и принадлежит каждому от рождения.

Кодификация законодательства в сфере социального обеспечения должна быть направлена на решение следующих основных задач:

1) перевод максимально возможного числа норм права социального обеспечения из подзаконных в законодательные акты;

2) упорядочение существующих видов социального обеспечения;

3) закрепление финансирования социального обеспечения за тем уровнем бюджетной системы, на котором было принято решение об его установлении;

4) обеспечение взаимосвязи с актами иных отраслей законодательства (гражданским, трудовым, бюджетным и др.);

5) устранение противоречий между различными законодательными актами в сфере социального обеспечения;

6) достижение максималь-ной прозрачности в предоставлении социального обеспечения;

7) наполнение социально-го законодательства новыми содержательными нормами, необходимость которых назрела в правоприменительной практике.

Основная цель кодекса - это создать условия, которые бы обеспечивали достойную жизнь и свободное развитие граждан, возможность широкого выбора гражданами предоставляемых социальных благ и услуг высокого качества, снижение социального неравенства и предотвращение социального иждивенчества. Причем кодекс должен урегулировать предоставление социального обеспечения, только тем категориям граждан, которые в любом обществе являются социально уязвимыми (т.е. нуждающимся гражданам). Остальным категориям граждан государство создает лишь условия, при которых они самостоятельно могут обеспечить себе достойную жизнь и свободное развитие, путем закрепления указанных условий в актах иных отраслей законодательства.

Руководящими началами в регулировании социального обеспечения должны быть принципы всеобщности, доступности, добровольности и равен-ства прав граждан на социальное обеспечение, а также гарантированности, многообразия, дифференцированности видов и размеров социального обеспечения.

Кроме того, Кодекс определит полномочия федеральных органов государственной власти, органов субъектов федерации; круг лиц, имеющих право на социальное обеспечение; порядок предоставления социального обеспечения.

Усовершенствование технологии социального обеспечения позволит урегулировать отношения по социальному обеспечению. Кардинальной перестройки структуры социального обеспечения невозможно осуществить, так как это тормозится самим развитием общества. Однако представляется возможным попытаться адаптировать существующую технологию социального обеспечения к новым условиям и заложить в ее основу положительные тенденции развития систем социального обеспечения за рубежом. Безусловно, технология социального обеспечения должна строиться на принципах адресности, всеобщности, доступности и гарантированности социального обеспечения. Это позволит изменить существующее положение различных категорий граждан посредством оказания социальных выплат и услуг, которые позволят обеспечить достойную жизнь граждан и повысить уровень и качество социального обслуживания. Именно в этом случае все заложенные в Конституции РФ права граждан на социальное обеспечение будут соответствовать действительности, а статья 7 Конституции РФ, которая гласит, что «Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», будет иметь не только ярко выраженный декларативный, но и реализуемый в действительности характер.

Анализ положения граждан пожилого возраста и инвалидов свидетельствует о том, что они являются наиболее социально незащищенными категориями населения, нуждающимися в особом внимании и социальной защите со стороны государства. Самым главным для обслуживаемых является здоровье; многие обслуживаемые люди одинокие и больше надеются и опираются не на своих близких и родных, а на государственные службы, которые должны обеспечить им помощь и защиту; многие клиенты считают себя людьми активными, но не все имеют возможность проявить свою активность.

Один из важных путей совершенствования социального обслуживания – это внедрение новых технологий и методов социальной работы. Поэтому специалисты регулярно должны проходить обучение.

Курс обучения должен быть направлен на расширение и углубление знаний специалистов о системе социального обслуживания пожилых людей и инвалидов; ознакомление с современными технологиями обучения социальных работников; структурирование информации для развития новых технологий по социальному обслуживанию пожилых людей и инвалидов.

Он должен включать следующие этапы:

Правовые положения государственных учреждений по повышению качества услуг путем реформирования бюджетной сети в свете изменения законодательства.

Система управления социальным обслуживанием пожилых людей и инвалидов.

Научно-методическое обеспечение деятельности Комплексного центра социального обслуживания пожилых людей и инвалидов.

Разработка и реализация новых эффективных технологий по обслуживанию пожилых людей и инвалидов по оказанию всесторонней помощи по улучшению качества жизни людей.

Использование российского и зарубежного опыта по ухода за пожилыми людьми и инвалидами.

Современные формы работы по организации досуга людей пожилого возраста и инвалидов в условиях социозащитного учреждения с использованием отечественного и зарубежного опыта.

Организация социальных услуг пожилым людям и инвалидам в негосударственном секторе (частные социальные услуги). Опыт работы Семеновского благотворительного фонда.



Синдром «профессионального выгорания» специалистов помогающих профессий. Методы профилактики.

Посещение современных социозащитных учреждений.

Услуги сельскому населению сложно организовать по причине их трудоемкости: учреждениям социального обслуживания в сельской местности приходится обеспечивать тяжелые работы – вскапывание огородов, доставку топлива, распиловку дров и пр. В настоящее время назрела необходимость развития и повсеместного внедрения востребованной на селе инновационной технологии – оказание социальной помощи на мобильной основе. Мобильная социальная помощь оказывается в районах, которые состоят, в основном, из сельских поселений с большим числом одиноких пожилых людей.

Однозначно, что деятельность мобильных социальных служб позволяет хотя бы в какой-то степени улучшить качество жизни одиноких пожилых людей на селе.

Одной из инновационных форм, применяемой в работе отделений социальной помощи на дому, является так же внедрение бригадной формы обслуживания на дому. Социальные работники отделения в количестве 4-6 человек объединяются для выполнения трудоемкой работы: косметического ремонта жилья (побелки, покраски, уборки), заготовке топлива, обработке приусадебного участка. Это способствует оказывать социальные услуги быстро и более качественно.

Услуги сельскому населению сложно организовать по причине их трудоемкости: учреждениям социального обслуживания в сельской местности приходится обеспечивать тяжелые работы – вскапывание огородов, доставку топлива, распиловку дров и пр. В настоящее время назрела необходимость развития и повсеместного внедрения востребованной на селе инновационной технологии – оказание социальной помощи на мобильной основе.

Мобильная социальная помощь оказывается в районах, которые состоят, в основном, из сельских поселений с большим числом одиноких пожилых людей. Создание «Передвижной социальной помощи на селе» для многих районов оказалось весьма актуальным, так как из большого числа населенных пунктов социальное обслуживание престарелых и инвалидов на дому осуществляется лишь в половине деревень. Обслуживать жителей остальных деревень, используя традиционную технологию, не представляется возможным из-за значительной удаленности многих деревень от администраций сельских округов, слабого развития (а во многих случаях – отсутствия) социально-бытовой инфраструктуры, отсутствия рейсовых автобусных маршрутов и плохих дорог.

Наиболее востребованными услугами оказались приобретение и доставка продуктов питания, промышленных товаров и медикаментов; уборка жилья (мытье полов, потолков, окон); доставка вещей в прачечную и химчистку; ремонт бытовой техники, печей, крыш, заборов, колодцев и т.д.); банные и парикмахерские услуги; консультации врачей на дому; помощь на приусадебном участке и в заготовке дров; юридическая (в основном нотариальная) и психологическая помощь. Учитывая необходимость предоставления адресной, оперативной помощи, максимально приближенной гражданам, которые проживают в удаленных сельских населенных пунктах, органы социальной защиты населения активно развивают разнообразные модели мобильной социальной службы. Целесообразность такой формы социального обслуживания все более подтверждается на практике. Для многих ветеранов и инвалидов крайне затруднено обращение в лечебные, правоохранительные и другие социально значимые учреждения, в том числе предоставляющие бытовые и торговые услуги населению. Обслуживание мобильной социальной службой обходится людям как минимум вдвое дешевле, чем по сложившимся тарифам на транспортные и другие услуги в данной местности.

Мобильная служба «Социальный экспресс», базирующаяся на специально оборудованном и оснащенном автомобиле, доставляет в сельскую местность выездную бригаду, состоящую из различных специалистов. Основной задачей в ее деятельности является обслуживание пожилых людей и инвалидов на селе путем оперативного реагирования на поступающие запросы граждан.

При внедрении данной технологии были проведены рабочие встречи с главами сельских поселений и старостами деревень, выявлялись нужды и проблемы селян. Выезды «Социального экспресса» осуществляются строго по утвержденному администрацией Центра социального обслуживания маршруту и графику. Выездная бригада формируется согласно заявкам населения.

Надомные услуги «Социальный экспресс» оказывает с использованием технологии «живого письма», через которое люди пожилого возраста и инвалиды, могут связаться с близкими, поздравить их с какими-то датами, изложить наболевшее, вспомнить прошлое, увидеть родные и близкие лица. Снятое на видеопленку письмо доставляется адресату вместе с видеотехникой для просмотра и записи ответа (в случае возникновения такого желания).

Кроме указанных надомных услуг, выездной бригадой «Социального экспресса» предоставляются услуги по доставке предметов первой необходимости (бытовая химия, инвентарь, семена и пр.), услуги парикмахера, сапожника и рабочего), оказывается медицинская и консультативная (по юридическим и социальным вопросам) помощь. Однозначно, что деятельность мобильных социальных служб позволяет хотя бы в какой-то степени улучшить качество жизни одиноких пожилых людей на селе.

Одной из инновационных форм, применяемой в работе отделений социальной помощи на дому, является внедрение бригадной формы обслуживания на дому. Социальные работники отделения в количестве 4-6 человек объединяются для выполнения трудоемкой работы: косметического ремонта жилья (побелки, покраски, уборки), заготовке топлива, обработке приусадебного участка. Это способствует оказывать социальные услуги быстро и более качественно.

Как инновационную технологию в социальной работе с пожилыми людьми и инвалидами можно рассматривать и добровольческое (волонтерское) движение. Добровольчество – малозатратная часть социального обслуживания. Помощью добровольцев могут пользоваться клиенты центров социального обслуживания.


Заключение

Уровень цивилизованности общества ставится в прямую зависимость от того положения, которое занимает в обществе старики, инвалиды и дети. Совершенно очевидно, что от меры, глубины и последовательности решения проблем пожилых людей зависит устойчивое социальное развитие страны.

Несмотря на то, что в нашем государстве проводится работа по совершенствованию организации социального обслуживания пожилых людей и инвалидов, многие проблемы ещё далеки от разрешения. В первую очередь, это касается качества и объёма бесплатных услуг, организации адресной помощи малоимущим пожилым и инвалидам, решения проблем одиноких стариков и инвалидов.

Важнейшей задачей государства на современном этапе является создание эффективной системы социального обслуживания как комплекса услуг различным категориям населения, находящимся в зоне социального риска, в том числе пожилым и инвалидам.

Трудная жизненная ситуация – это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.), которую он не может преодолеть самостоятельно. Граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в т.ч. дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания.

На территории Пермского края оказывается государственная услуга по «Надомному обслуживанию инвалидов и граждан пожилого возраста». Государственная услуга предоставляется гражданам пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет), инвалидам и иным гражданам, нуждающимся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной утратой возможности самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению в соответствии со следующими нормативно-правовым документами:.

Вышеуказанная государственная услуга предоставляется бесплатно и за плату. Основным заказчиком данной услуги на территории является территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по месту жительства. На территории Добрянского муниципального района заказчиком социальной услуги является территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по Пермскому и Добрянскому муниципальным районам, исполнителем данной услуги является Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Новолетие». Учреждение ООО УК «Новолетие» предназначено для осуществления организационной, практической и координационной деятельности по оказанию социальных услуг гражданам пожилого возраста, инвалидам, детям-инвалидам, а также семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. ООО «УК «Новолетие», специализирующееся на надомном обслуживании граждан, как самостоятельная организация существует уже третий год. Социальные работники по надомному обслуживанию в городе Добрянке трудятся под руководством управляющей О.В. Парфеновой в тесном сотрудничестве с Теруправлением Минсоцразвития края. В коллективе работает 40 социальных работников, большинство из них уже по 10-20 лет занимаются уходом за пожилыми людьми. У каждого соцработника на обслуживании находятся по 8-10 человек преклонного возраста, которых они посещают по 2-3 раза в неделю.

В отделении по надомному социальному обслуживанию инвалидов и одиноких граждан пожилого возраста оказывается помощь, направленная на улучшение качества жизни клиентов, одной из главных задач является повышение доступности социального обслуживания лицам пожилого и старческого возраста.

Работа по социальному обслуживанию пожилых инвалидов в отделении включает в себя медико – социальную, социально – бытовую, социально – психологическую, правовую помощь. В отделении социального обслуживания на дому используются различные формы социального обслуживания с учётом возрастных особенностей инвалидов, в сотрудничестве с различными субъектами социальной работы.

Самым главным для обслуживаемых является здоровье и всё, что с ним связано; многие обслуживаемые люди одинокие и больше надеются и опираются не на своих близких и родных, а на государственные службы, которые должны обеспечить им помощь и защиту. Многие клиенты считают себя людьми активными, но не все имеют возможность проявить свою активность. Не все клиенты имеют возможность удовлетворить потребность в общении, некоторые клиенты неудовлетворенны тем, как их информируют о социальных услугах. Результаты анкетирования необходимо учитывать при организации социальной работы.

Показатели адаптации у клиентов средние, однако, у части пациентов они низкие. Это говорит о необходимости совершенствования работы по социальному обслуживанию инвалидов пожилого возраста с целью их социальной адаптации и удовлетворения их базовых потребностей.

В соответствии с результатами исследования о частичной удовлетворенности клиентской группой социальных надомных услуг для социальных работников отделения предложены следующие рекомендации: повышение квалификации социальных работников, предоставление ими клиентской группе тех услуг, которые наиболее им востребованы, акцент оказания услуг на селе, бригадный способ оказания услуги, который является в настоящее время инновационной формы обслуживания.


Список использованной литературы

Нормативно-правовые документы

1. Федеральный закон от 24 ноября 1995г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Федеральный закон (в ред. №351-ФЗ от 09.12.2010).

2. Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации (в ред. от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

3. Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (в ред. от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ).

4. Закон республики Карелия от 24 июля 2007 года № 1106 «О некоторых вопросах организации социального обслуживания в Республике Карелия».

5. Постановление правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года N 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов); протезно-ортопедическими изделиями».

6. Национальный стандарт Российской Федерации "Социальное обслуживание населения" ГОСТ Р 52884-2007;

7. Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг. ГОСТ Р 52143-2003;

8. Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания. ГОСТ Р 52883-2007.

9. Указ губернатора Пермской области от 29 сентября 2005 г. N 155 "О социальном обслуживании населения Пермского края";

10. Перечень гарантированных государством социальных услуг, основных требований к их объему, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 18 мая 2007 г. N 99-п "Об утверждении Перечня гарантированных государством социальных услуг, основных требований к их объему";

11. Приложения 4, 5, 6 к Приказу Министерства социального развития Пермского края от 7 сентября 2010 г. N СЭД-33-01-01-254 "Об утверждении государственных стандартов социального обслуживания населения Пермского края";

12. Приказ от 31 января 2013 года № СЭД-33-01-03-51 «Об оказании государственной услуги «Надомное обслуживание инвалидов и граждан пожилого возраста» в 2013-2014 гг.»

13. Книги и методическая литература

14. Альперович В.Д. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет / В.Д.Альперович. – М.: Приор, 2009. – 72 с.

15. Гусева Н.К. Основы социальной защиты больных и инвалидов в РФ: Руководство для профессионального образования. – Нижний Новгород: Изд-во Нижнегородский государственной медицинской академии, 2011. – 58 с.

16. Дмитриев А. В. Социальные проблемы людей пожилого возраста / А. В. Дмитриев. - М.: Дело, 2013. – 294 с.

17. Козлова Т.В. Социальное время пенсионера; этапы самореализации личности – М., 2010 – 236с.

18. Кравченко А.И. Технологии социальной работы с пожилыми и инвалидами / А. И. Кравченко. - М.: Владос, 2008.- 538 с.

19. Краснова О.В. Социальная психология старости / О. В. Краснова. - М.: Академия, 2009. - 288 с.

20. Краснова О.В. Практикум по работе с пожилыми людьми: опыт России и Великобритании. - М.: Принтер, 2010-231с.

21. Лопатин Н. М. Социальная защита граждан пожилого и преклонного возраста. Сборник нормативых актов / Н. М. Лопатин. - М.: ЮНИТИ, 2008.- 352 с.

22. Максимова С.Г. Социально-психологическая адаптация: особенности формирования и развития у лиц пожилого и старческого возраста. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2011. - 145 с.

23. Максимова С.Г. Социально-психологические особенности личности позднего возраста / С. Г. Максимова. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2011. - 99 с.

24. Павленок П. Д. Методология и теория социальной работы. Монография/ П. Д. Павленок. – М.: Инфра-М, 2009 - 560 с.

25. Павленок П. Д. Теория, история и методика социальной работы - М.: Дашков и К, 2009. - 214.с.

26. Пожилые: Словарь-справочник по социальной работе /под ред. Е. И. Холостовой. - М.: Век, 2010. – 384 с.

27. Смит Э.Д. Стареть можно красиво: Руководство для пожилых, престарелых и тех, кто заботится о стариках / Э. Д. Смит. - М.: Сфера, 2015.- 119.

28. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Отв.ред. д.и.н., проф. Е.И.Холостова, д.и.н. А.С.Сорвина- М.: Инфра-М, 2008 – 34 с.

29. Словарь-справочник по социальной работе / под ред. Е.И. Холостовой. - М.: ВЛАДОС, 2010.- 573 с.

30. Социальная работа с пожилыми людьми. Настольная книга специалиста по социальной работе / под ред. Е. И. Холостовой. - М.: Институт социальной работы, 2011.- 429 с.

31. Социальная работа с инвалидами. Настольная книга специалиста / под ред. Е. И. Холостовой. - М.: Институт социальной работы, 2011.- 519 с.

32. Социальная работа с инвалидами. Из опыта работы Центров социального обслуживания Ростовской области./под ред. А. И. Зарезиной. – – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 219 с.

33. Теоретические основы медико-социальной реабилитации инвалидов/ Под ред. О.С Андреевой, Д.И Лавровой. - М.: ЦБНТИ Минтруда России, 2010, Вып. 26. – 119 с.

34. Технология социальной работы с пожилыми и инвалидами/ Под ред. Н. А. Чернявской. – Ростов н/Д: «Феникс», 2009. – 316 с.

35. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности/ Под ред. П.Д. Павленок. – М.: «Дашков и К», 2009 – 596 с.

36. Ускова Н.Е. Институциональное обеспечение социальной активности пожилых людей – М., 2010 – 278с.

37. Холостова Е. И.Социальная работа с пожилыми людьми / Е. И Холостова. - М.: ЮНИТИ, 2011.- 382 с.

38. Щукина Н.П., Грищенко Е.А. Свободный доступ пожилых людей к социальным услугам как теоретическая и практическая проблема//Отечественный журнал социальной работы. – 2005. -№1 С.29-33.

39. Яцемирская Р.С., Беленькая И. Г. Социальная геронтология / Р. С. Яцемирская, И. Г. Беленькая. - М.: Сфера, 1999. - 492с.

40. Периодические издания

41. Долотин Б. Для людей старшего поколения / Б. Долотин // Социальное обеспечение - 2009. - №7. – С. 35 – 39.

42. Калькова В.Л. Старость: Реферативный обзор / В. Л. Калькова // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2013. - С.77-86.

43. Ларионова Т. Социальное обслуживание пожилых – дело творческое.// Социальное обеспечение. – 2009. - № 9 С.23-25.

44. Лидерс А.Г. Кризис пожилого возраста: гипотеза о его психологическом содержании/ А. Г. Лидерс // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2009. - С.131-134.

45. Починюк А. Социальная работа для пожилых людей: профессионализм, партнерство, ответственность / А. Починок // АиФ Долгожитель. - 2013. - №1 (13).- С. 45 - 48.

46. Пэйн М. Социальная работа. Современная теория. - М.: Академия, 2007. – 526 с.

47. Саралиева З. Х. Пожилой человек в центральной России / З. Х. Саралиева // Социологические исследования. - 2009. - № 12.- С.23 – 46.


Приложения

Приложение А

Образец индивидуального плана социального обслуживания

Перечень согласованных услуг: (нужное отметить)

1. Покупка и доставка на дом продуктов питания

2. Покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости

3. Сдача вещей в стирку, химчистку и доставка их обратно

4. Содействие в уборке квартиры

5. Содействие в оплате жилья и коммунальных услуг

6. Содействие в организации предоставления услуг предприятиями города

7. Оказание помощи в написании писем

8. Содействие в обеспечении журналами, газетами

9.Содействие в получении медицинской помощи в государственных лечебно- профилактических учреждениях

10. Содействие в обеспечении изделиями медицинского назначения и лекарственными средствами по рецептам врачей

11. Оказание психологической помощи

12. Содействие в госпитализации, сопровождение в учреждения здравоохранении

13. Посещение в период госпитализации в стационарных учреждениях

14. Помощь в получении путевок на санаторно-курортное лечение

15. Оказание помощи в оформлении документов

16. Содействие в получении установленных законодательством льгот

17. Оказание помощи по вопросам пенсионного обеспечения

18. Содействие в получении юридической помощи

Социальный работник ________ _________________________

Подпись (Ф. И. О.)

Обслуживаемый (ая)

гражданин (ка) ________________ ________________________

Подпись (Ф. И. О.)

Заведующая отделением

социальной помощи

на дому ________________ ________________________________

Подпись (Ф. И. О.)

Приложение Б

Образец заявления о зачислении на социальное обслуживание в отделение социального обслуживания на дому

(Фамилия, имя, отчество заявителя, дата рождения)

жительства__________________________

___________________________________

Заявление

Прошу принять на ____________________________________________

С условиями приема и снятия с социального обслуживания (социально-медицинского обслуживания), перечнем оказываемых услуг, правилами поведения при социальном обслуживании ознакомлен(а) и согласен (а).

Дата заполнения _____________ ______________ /__________________

(подпись заявителя) (Ф.И.О.заявителя)

Заявление зарегистрировано:

Заключение руководителя учреждения социального обслуживания________

_______________________________________________________

__________________

Приложения В

Заявление опекуна (попечителя)

Руководителю ООО УК «Новолетие»_________

__________________________________

(наименование учреждения социального обслуживания)

от ________________________________

(Фамилия, имя, отчество опекуна (попечителя, дата рождения)

зарегистрированного (ой) по месту

жительства_________________________

___________________________________

паспорт: серия ___________№_________

выдан ______________________________

опекунское удостоверение № _________

от «___» __________ 20___ г.

Заявление

Прошу принять на____________________________________________

(постоянное, временное – указать на какой срок)

обслуживание отделением___________________________________________

(наименование отделения учреждения социального обслуживания населения)

_____________________________________________________________.

(Фамилия, имя, отчество гражданина, нуждающегося в социальном обслуживании на дому)

С условиями приема и снятия с социального обслуживания, перечнем оказываемых услуг, правилами поведения при социальном обслуживании ознакомлен(а) и согласен (а).

Дата заполнения _____________ ______________ /_________________/

(подпись опекуна (попечителя) (Ф.И.О.опекуна (попечителя)

Заявление зарегистрировано:

«______»_____________200___г. №_________

Заключение руководителя учреждения социального обслуживания

___________________________________________________________

Подпись ______________ /_________________/

(руководителя) (Ф.И.О. руководителя)

Приложение Г

Образец медицинского заключения

Медицинское заключение

о нуждаемости в предоставлении социального обслуживания на дому и отсутствии противопоказаний

Ф. И. О. ________________________________________________

Дата, месяц и год рождения _________________________

Домашний адрес ____________________________________

Состояние здоровья: возможность к свободному передвижению,

самообслуживанию (в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 22.08.2005 № 535)

____________________________________________________________________________________________________________________________

Группа инвалидности ____________________________________

Консультации врачей-специалистов (по назначению участкового врача, врача общей практики)

Заключение участкового врача (терапевта, врача общей практики) о нуждаемости в обслуживании в отделении социального обслуживания на дому (специализированном отделении социально-медицинского обслуживания на дому) и отсутствии противопоказаний

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Главный врач поликлиники _______________ ___________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Дата выдачи, печать

________________

Приложение Д

Образец акта обследования социально – бытовых условий проживания гражданина, нуждающегося в социальном обслуживании на дому

обследования социально – бытовых условий проживания гражданина, нуждающегося в социальном обслуживании на дому

I. Общие сведения

1.Фамилия____________имя________________отчество_____________

2.Дата рождения____________телефон_______________________

3.Регистрация по месту жительства

________________________________________________________________________________

4.Образование________________________

5.Последнее место работы_________________________

6.Группа инвалидности ___________________ срок переосвидетельствования____________________________

причина инвалидности____________________

7.Вид пенсии _________________________________________

II. Сведения о родственниках

1.Состав семьи:___________________________________________

(указать: одиноко проживающий, одинокая супружеская пара, проживает с родственниками)

2. Сведения о членах семьи___________________________________________

(фамилия, имя, отчество, возраст, социальный статус, место работы, адрес, телефон)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обеспечение родственниками ухода:_____________________________________________________________

(какие виды помощи оказывают, периодичность)

3. Причины, по которым родственники не могут осуществлять уход____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Есть ли проблемы или напряженная обстановка в семье? да/нет

III. Условия проживания

1. Жилищные условия:________________________________

(отдельная квартира, комната в коммунальной квартире, в общежитии, частный дом)

2. Коммунальные удобства:________________________________

(указать наличие центрального отопления, водопровода, горячей воды, канализации)

3.Санитарно – гигиенические условия проживания:___________

(хорошие, удовлетворительные, плохие)

IV. Способность к самообслуживанию

1. Определение способности к самообслуживанию

п/п Виды повседневной деятельности Оценка
Может самостоятельно Частично может самостоятельно не может
1. Уборка квартиры (мытье окон, пола, стирка белья и т.д.)
2. Покупка продуктов питания (ходит в магазин,передвигается по лестнице, переносит продукты и т.д.)
3. Пользование общественным транспортом
4. Приготовление пищи
5. Приём ванны и душа
6. Одевание и раздевание
7. Пользование туалетом
8. Пользование судном
9. Способность сидеть в постели, вставать с кровати
10. Приём пищи

2. Определение способности самостоятельного передвижения

3.Используемые вспомогательные средства для передвижения________________________________________

(костыли, ходунки, трости, кресло - коляска,)

_____________________________________________________________________________________________

V. Дополнительные сведения

1.Причины обращения о приёме на социальное обслуживание на дому______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Вредные привычки____________________________________________________

(имеет ли место злоупотребление алкоголем, наркотиками, проводилось ли лечение)

3.Другие сведения, которые гражданин хочет сообщить___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Все сведения, изложенные в настоящем акте, предоставлены мною в добровольном порядке и соответствуют действительности.

Личная подпись гражданина_________________________________

(подпись) (ф.и.о.- расшифровка подписи)

VI. Заключение комиссии по итогам обследования:__________

(краткое обоснование заключения)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

VII. Перечень необходимых социальных услуг_________________

(указать наименование услуг и кратность проведения)

___________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение Е.

Анкета опроса клиентов

Убедительно просим Вас принять участие в небольшом исследовании, результаты которого будут использованы в научных интересах. Ваше участие имеет для нас большое значение, но оно будет полезно только в том случае, если вы отнесетесь к делу серьезно, искренне и личностно. Цель данного исследования – определение эффективности предоставляемых социальных услуг. Нам важно изучить отношение клиентов к получаемой помощи, мнение об услугах и их качестве, а также желание или возможности получать какие-либо дополнительные услуги Анкета состоит из 12 вопросов, к каждому из которых предлагается выбрать один (2-3) вариантов ответа, которые Вы считаете наиболее подходящими для себя.

Заранее благодарим Вас за участие!

Сначала сообщите, пожалуйста, некоторые данные о себе.

1. Ваш возраст:

3. Образование:

Неполное высшее

Среднее

Среднее специальное

4. Как Вы узнали о работе Центра социального обслуживания

От работников Центра

Из разговора с обслуживаемыми

По радио, телевидению, из газет

Случайно

5. Какие услуги вы получаете в Отделении социального обслуживания на дому?

Надомное обслуживание

Материальная помощь

Консультации по различным вопросам

6.Учитываются ли ваши нужды и потребности теми, кто оказывает вам социальные услуги?

Учитываются

Не учитываются

7. Какие дополнительные услуги хотелось бы вам получать?

Помощь на дому

Организация культурных мероприятий

Услуги парикмахера

Услуги юриста

Ремонт обуви

Телефон доверия

Другое (укажите, что именно)

8. Помогает ли вам кто-нибудь?

Получаю помощь от детей

Получаю помощь от соседей

Получаю помощь друзей

Получаю помощь от организации

Не помогает никто

9. Если у вас возможность оставаться активным человеком, являться членом какой-либо организации?

Не имею возможности

Не имею возможности, но есть желание

Являюсь членами ветеранской организации

10. Хотелось ли вам получать больше информации в области здравоохранения, социальной и правовой помощи? Кто бы это мог сделать?

Информации достаточно

Информации недостаточно (укажите, какую именно информацию хотели бы получать)

11. Что является для вас самым ценным в настоящее время?

Здоровье

Внимание врачей

Своя безопасность

Сохранение спокойствия

Безопасность и спокойствие близких

Забота со стороны социальных служб

Уважение со стороны родственников

Материальное благополучие

Уважение со стороны государства

Востребованность моего жизненного опыта

Соблюдение прав

12. Есть ли у Вас возможность выразить свои чувства? С кем Вы ими делитесь?

С родственниками

С соседями

С социальными работниками

С ровесниками

С коллегами по бывшей работе и друзьями

Результаты анкетирования

Диаграмма 1. Возраст клиентов

Диаграмма 2. Пол клиентов

Диаграмма 3. Образование

Диаграмма 4. Откуда клиенты узнали о работе Центра социального обслуживания

Диаграмма 5. Услуги, получаемые клиентами

Диаграмма 6. Учитываются ли нужды и потребности клиентов теми, кто оказывает социальные услуги?

Диаграмма 7. Дополнительные услуги, которые клиенты хотели бы получать

2.3 Проблемы социальной сферы на современном этапе и предложения по совершенствованию

Большое влияние на преобразование социальной сферы оказал Федеральный закон № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Этот закон создал прецедент для проведения коммерциализации бюджетной сферы, произошел рост числа платных услуг и сокращение услуг, предоставляемых бесплатно. Однако кроме этого данный закон установил новые отношения со стороны федеральных структур исполнительной власти к своим бюджетным учреждениям, это касается вопроса финансирования на возмездной основе. Бюджетные организации, вместо сметного финансирования теперь стали получать государственный заказ, размер этого заказа зависит от количественных показателей оценки, т.е. подушевого финансирования.

В результате проведенной таким образом реформы социальной сферы стало огромное изменение качества работы органов социальной сферы, изменились отношения между социальными подразделениями с населением.

Работники социальной службы оказались зажаты ростом социальных обязательств, которые взяло на себя политическое руководство России, а осуществлять должны именно низовые работники данной сферы, а также тем, что были урезаны социальные фонды, субвенции, вырос дефицит. В такой ситуации для решения возникшей проблемы работники социальной сферы вынуждены были пойти на уменьшение оказываемой социальной помощи гражданам за счет создания различных барьеров к ее получению социальной помощи гражданами.

Основными внутриведомственными механизмами создания подобных барьеров, препятствий много, назовем лишь некоторые из них.

В частности, такую возможность снизить предоставление социальной помощи населению предоставляет принцип децентрализации социальной политики.

К совместным полномочиям правительства РФ, Фонда социального страхования и субъектов Федерации оказались отнесены такие меры, как организация работы детских лагерей отдыха; предоставление санаторно-курортных путевок для лечения пенсионеров, инвалидов и ветеранов; выделение протезов и средств технической реабилитации инвалидов; лекарственное обеспечение лиц льготной категории.

Федеральное законодательство гарантирует на бумаге все названные виды помощи, но в действительности выполнение этих мер находится в ведомстве регионов.

Как уже сложилось, выделением средств занимается федеральный бюджет, а регионы их тратят. Но во многих нормативно-правовых актах регионов имеется небольшое уточнение: «…государственная услуга предоставляется по мере выделения бюджетных ассигнований федерального бюджета». Это уточнение означает, что если финансирование отсутствует, то это становится основание для того, чтобы отказать гражданину в реализации имеющихся у него прав на социальную помощь. Если нет денег, то тогда не будет ни путевок для детей, ни лекарств для льготников, ни протезов для инвалидов, ни путевок для пенсионеров. Последние два-три года такое явление является довольно распространенным. Перераспределение ограниченных средств происходит таким образом, чтобы путевки выделялись не каждый год, как это положено по закону, а через три-четыре года. Что касается муниципального уровня, то здесь положение складывается еще хуже: значительный дефицит местных бюджетов создает эффект дефицита в квадрате. В такой ситуации главным источником доходов для муниципального уровня становятся субвенции регионов, а они также подвергаются сокращению в результате имеющегося дефицита областного бюджета.

В таких условиях происходит уменьшение финансирования таких мер, как обеспечение малоимущих семей школьной формой, школьное питание, ремонт школ, работа молочных кухонь. Во многих муниципальных образованиях даже нет такой статьи расхода денег.

Еще одной проблемой, на решение которой также нет бюджетных денег, это предоставление жилья людям, стоящим в очереди.

У территориальных органов власти отсутствуют средства на масштабное строительство, поэтому очередь продвигается очень медленно. В год обеспечиваются жильем примерно 1-2% стоящих в очереди. Из-за того, что условия получения жилья являются локальными полномочиями, то создается много возможностей для различных махинаций: условия получения жилья содержит норматив для нуждающихся - текущее проживание на более чем 8-10 м. 2 жилой площади на человека, чтобы его включили в очередь; чиновники приписывают к жилой площади общедомовую территорию (коридоры, лестничные площадки), ветхие строения оформляются как удовлетворительные для проживания.

В результате получается, что действительный объем тех, кто нуждается в жилье, очень занижен, однако, несмотря на это, обеспечить всех нуждающихся не получается.

В результате такой ситуации не выполняются даже те решения, которые принимаются президентом и правительством.

Еще одним важным нарушением является предоставление недостоверных статистических данных государственными органами.

Такое искажение вызвано тем, что если гражданин получает доход ниже прожиточного уровня, то он признается малоимущим. А прожиточный минимум рассчитывается на основании стоимости минимальной потребительской корзины. Однако уже много лет в нашей стране величина товаров в потребительской корзине является заниженной.

В частности, рассчитанная сумма потребления на человека в день равна всего 226 рублей. Физиологическая ценность такого потребления находится на уровне физического выживания, а в действительности голода - 2600 ккал в день. Получается, что корзина, которая рассчитана по принципу сильного недоедания, является основой современной государственной социальной политики, ведь именно от нее определяются получатели коммунальных субсидий, повышенные детские денежные пособия, санаторные путевки. Для сравнения официальный уровень бедности в России равен уровню бедности в Германии. Несмотря на то, что общий уровень бедности в Германии гораздо ниже, а немецкие бедные можно отнести обеспеченному населению в России, статистически Росстат ставит нас на одну строчку. Такой способ расчёта бедности, по границе физического выживания, применяется ООН для развивающихся стран Африки, Азии и Латинской Америке. А для европейских и других развитых стран применяется метод вычисления долевых расходов семьи на питание, транспорт и ЖКХ. Если, основываясь на такой шкале рассчитать уровень бедности в России, то под него подойдут 60-70% населения России. Занижение объема бедности приводит к занижению числа людей, которые нуждаются в государственной социальной помощи. Возникает еще один способ уменьшения предоставления социальной гарантии. В соответствии с Федеральным законом № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999, области должны производить социальные доплаты пенсионерам, которые живут за чертой прожиточного минимума в области. Социальная доплата равна денежной величине, доводящей общие доходы пенсионеров до уровня прожиточного минимума. В таком случае, если производится увеличение пенсии, примерно на 200 рублей, то величина социальной доплаты также уменьшается на 200 руб., в результате общий доход пенсионера не изменяется. Такая мера создает иллюзию роста пенсий, а в действительности общие доходы пенсионеров оказываются застывшими на уровне прожиточного минимума.

Кроме перечисленных выше проблем имеется еще в дополнение проблема чрезмерной бюрократизации социальной сферы. Чтобы получить полагающуюся им социальную помощь, гражданам приходится проходить долгие процедуры, когда необходимо все согласовывать и утверждать.

Так, чтобы получить землю многодетная семья должна собрать шесть справок, для получения социального жилья - двенадцать справок, на получение единовременной материальной помощи - одиннадцать справок, на получение пособий для ребенка - десять справок - в соответствие с приказом Минздравсоцразвития от 23 декабря 2009 г. № 1012н.

Что касается нормативно-правового регулирования социальной сферы, то законодательство является очень сложным, излишне регламентированным.

Предложения по совершенствованию управления социальной сферой.

1. Совершенствование нормативно-правовой базы, улучшение законодательства в области регулирования социальной сферы.

2. Вернуть в бюджетные организации сметное финансирование вместо государственного заказа.

3. В связи с кризисом снять финансовую нагрузку с организаций социальной сферы.

4. Не использовать принцип децентрализации при проведении социальной политики.

5. Оказывать помощь муниципальным властям по выполнению социальных обязательств.

6. Уменьшить количество справок, собираемых населением для получения льгот.

Военная служба РФ

25 декабря 2008 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации N 274-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии коррупции", а 14 апреля 2010 г...

Идеологическая политика в социальной сфере

Сущность и содержание социальной политики зависят от степени вмешательства государства в управление социальными процессами...

Конституционно-правовой статус политических партий

Рассматривая вопрос о роли политических партий в России необходимо обратить внимание на следующие проблемы их функционирования: 1. проблема «устаревания» политических партий 2. проблема искусственной дифференциации политических партий 3...

Коррупция как проблема национальной безопасности

Президент РФ и Правительство РФ в комплексе ключевых вопросов обеспечения национальной безопасности в современных условиях особо выделяют проблему борьбы с коррупцией во взаимосвязи с общими проблемами противодействия организованной и...

Оплата труда государственных гражданских служащих

По ряду должностей оклады установлены в виде так называемой вилки, при этом предусмотрена возможность их варьирования в определенных пределах. По некоторым группам должностей...

Основные этапы местного самоуправления

самоуправление муниципальный народовластие правоохранение В соответствии с конституционно-правовыми основами местного самоуправления нормативные правовые акты, регулирующие данную сферу, принимаются на федеральном...

Право гражданина на имя и место жительства

Необходимость учета интересов ребенка при перемене ему имени и фамилии не вызывает сомнений, так как затрагивает существенные элементы его индивидуализации...

Анализируя законодательство и судебную практику, регламентирующие положения о возмещении вреда, причиненного несовершеннолетними, можно выделить несколько проблем, при исключении которых усилится ответственность по возмещению вреда: 1...

Проблемы правового регулирования в области возмещения вреда, причиненного несовершеннолетними и недееспособными гражданами и пути их решения

С введением нового основания для ограничения граждан в дееспособности - психического расстройства - могут возникнуть сложности в правоприменительной практике в области возмещения вреда, причиненного такими гражданами. Согласно ст...

Система государственного управления в сфере социального обеспечения

Российская Федерация в соответствии с Конституцией РФ является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека...

Социальная защита государственных служащих (на примере г. Санкт-Петербурга)

Сравнительно-правовая характеристика усыновления (удочерения) в России и за рубежом

Благодаря росту популярности усыновления в России становится все меньше сирот. Так, за прошедший 2013 год семью в нашей стране нашли 63 тыс. детей-сирот, что на 1,5% больше, чем годом ранее. В целом, число зарегистрированных сирот сократилось на 8%...

Управление ресурсами здравоохранения: федеральные и региональные аспекты

Теоретические аспекты процесса управления социальной защитой населения. Организация управления социальной защитой населения России. Показатели эффективности социальной защиты населения. Оценка особенностей управления социальной защиты ГКУ АО Центр социальной поддержки населения Кировского района города Астрахани.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

18947. Организация и управление социальной помощью инвалидам в г. Санкт-Петербурге (на примере деятельности СПБ ГУ Комплексный Центр Социального Обслуживания Населения Кировского района Санкт-Петербурга) 578.35 KB
Оценить деятельность и взаимоотношения в выделенных трудовых группах определить общий характер межличностного взаимодействия в различных профессиональных группах произвести оценку возможностей коллективов определить лидеров и аутсайдеров. Оценить деятельность и взаимоотношения в выделенных трудовых группах определить общий характер межличностного взаимодействия в различных профессиональных группах произвести оценку возможностей коллективов определить лидеров и аутсайдеров. Оценить деятельность и взаимоотношения в выделенных трудовых...
3683. Мероприятия по повышению эффективности работы Центра занятости населения города Рославль 26.36 KB
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму.
7592. Особенности социальной работы с детьми на примере ГБУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Дубровского района» 736.35 KB
Социальная работа и ее значение в социализации детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Введение Актуальность темы исследования заключается в том что в последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Об этом свидетельствуют статистические данные представленные в ежегодных государственных докладах О положении детей в Российской Федерации. Причём лишь...
10015. ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЫТА И КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА КАК ОБЪЕКТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ГБУ «ЦСОГПВИИ ПЕРЕВОЗСКОГО РАЙОНА» 320.73 KB
Актуальность работы заключается в возникновении общественной потребности в эффективной социальной помощи пожилым людям в условиях социально-экономических изменений, происходящих в нашей стране. Социальная работа направлена на психологическую поддержку пожилых в различных трудных и кризисных ситуациях, вызывающих психологический дискомфорт и эмоциональную нестабильность, на содействие эффективной адаптации к социальной среде, к изменяющимся социальным условиям.
20413. Направления социальной защиты населения города Пензы 44.75 KB
Направления социальной защиты населения города Пензы. Оказание адресной социальной поддержки семьям и одиноко проживающим гражданам. Информационные технологии используемые в соцзащите Пензы. Автоматизированные системы поддержки региональных программ социальной защиты населения. Формирование единого информационного пространства социальной сферы на федеральном и региональном уровнях.
18970. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 267.92 KB
ЗАДАНИЕ на дипломную работу Студента Тюкпеева Александра Петровича Специальность 030912 Право и организация социального обеспечения Группа ПРС-31 Тема работы: Организация работы территориальных органов социальной защиты населения утверждена программой ГИА по специальности от 13 октября 2014 г.1 Понятие организации органов социальной защиты населения 1.3 Нормативно-правовые основы социального обеспечения 2 Современное состояние организации управления социальной защиты Таштыпского района 2.
904. История школы-интерната города Можги в контексте социальной работы с детьми в УАССР (1960 – 1989 гг.) 27.12 KB
Политика Советского государства в осуществлении социальной защиты детей-сирот. Школа-интернат города Можги образованно в 1960 году вследствие увеличения количества неблагополучных семей в городе семей находившихся в сложной жизненной ситуации в результате этого- увеличивается количество беспризорных детей нуждающихся в опеке и попечительстве и в связи с постановлением СССР вышедшее 1956 году Об организации школ-интернатов. В первой главе речь идет о защите прав детей в школах-интернатах и улучшения их положения...
15700. Совершенствование системы социальной защиты инвалидов, на примере Министерства труда, занятости и социальной защиты населения г. Казань 542.26 KB
Принципы провозглашенные в Конвенции являются отправной точкой для построения внутригосударственной системы норм в области социальной защиты прав инвалидов. Под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических правовых мер и мер социальной поддержки обеспечивающих инвалидам условия для преодоления замещения компенсации ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Меры социальной поддержки в первую очередь включают...
20327. Совершенствование деятельности министерства социальной защиты населения Хабаровского края по организации социальной защиты отдельных категорий граждан 103.72 KB
Однако в результате социальных изменений в стране произошло значительное ухудшение здоровья и качества жизни пожилых людей на фоне явно недостаточного для полноценной жизни среднего размера пенсии. Коммерциализация социальной сферы, особенно в здравоохранении, растущее имущественное расслоение, снижение жизненного уровня привели к образованию среди пожилых людей значительного слоя, находящегося на грани или за чертой бедности, к принципиальным изменениям в их социальном положении.
11465. Совершенствование системы управления мотивацией персонала в Государственном казенном учреждении Управлении социальной защиты населения Володарского района 51.91 KB
Пытаясь объяснить мотивацию труда, то есть ответить на вопрос, почему люди ведут себя на работе именно так, а не иначе, психологи разработали различные теории. Некоторые из этих теорий подчеркивают влияние обстановки, в которой выполняется работа, другие – личностные качества работников.