Массаж от кашля. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи Обучение пациента технике


ПРИЧИНЫ: стрессовые ситуации, физические нагрузки, заболевания органов сердца, дыхания и т.д.

Для патологической одышки характерно:

Вид одышки

Вдох

Выдох

Инспираторная

затрудненный

Экспираторная

затрудненный

Смешанная

затрудненный

затрудненный

2. Удуш ье -резкая одышка с глубокими вдохами, выдохами, учащение дыхательных движений. Мучительное ощущение стеснения в груди, нехватке воздуха

Астма - внезапно развивающийся приступ удушья.

сердечная

Астма по происхождению

бронхиальная

Независимо от происхождения приступа удушья пациентам требуется экстренная помощь.

Сестринский уход при внезапно развившемся приступе удушья.

Цель ухода:

· купировать приступ одышки;

План ухода:

· оценить функциональное состояние;

· доложить врачу;

· оказать доврачебную помощь;

· выполнить назначения врача.

Сестринские вмешательства:

Независимые:

1. оценить функциональное состояние: подсчет ЧДД, исследовать пульс и АД;

2. доложить врачу;

3. придать возвышенное положение (положение Фаулера);

4. освободить от стесняющей одежды;

5. обеспечить доступ свежего воздуха;

6. приготовить лекарственные средства.

Зависимые:

1. Выполнить назначения врача:

· введение парентерально лекарственных средств;

· провести оксигенотерапию;

· использовать карманный ингалятор.

Взаимозависимые:

1. подготовить пациента к консультации: аллерголога, пульмонолога и т.д.;

2. подготовить пациента к сбору мокроты на различные виды анализов;

3. подготовить пациента к R - исследованиям органов дыхания и т.д.

3. Каш ель - защитно- рефлекторный акт, направленный на выведение из бронхов и верхних дыхательных путей мокроты или инородных тел.

влажный (с выделением мокроты)

Кашель

сухой (без выделения мокроты)

Сестринский уход при сухом кашле.

Цель ухода:

· через 3-4 дня кашель будет влажным.

План ухода:

1. оценить самочувствие пациента;

2. выполнять назначения врача;

3. обучить «технике кашля»;

4. обеспечить плевательницей.

Сестринские вмешательства .

Независимые:

1. Доложить врачу.

2. Обеспечить плевательницей и ознакомить с правилами ее применения.

3. Обучить «технике кашля»

а/ разъяснить цель: для откашливания мокроты;

б/ продемонстрировать «технику кашля»:

· сделать глубокий вдох;

· задержать дыхание на 2-3 минуты;

· открыть рот и откашляться во время выдоха;

в/ оценить процесс обучения;

4. Проконтролировать пациента о выполнении назначенного дренирующего положения.



Зависимые:
Выполнить:

1. Назначение врача:

а/ проконтролировать прием щелочных растворов, отхаркивающих средств;

б/ провести щелочные ингаляции;

в/ поставить банки, горчичники и т.д.;

г/ придать пациенту дренирующее положение (для естественного отхождения мокроты).

Взаимозависимые:

1. Подготовить пациента к R -методам исследования органов дыхания.

Мокрота - патологический секрет легких и дыхательных путей.

Сам факт появления мокроты свидетельствует о заболеваниях. По характеру различают слизистую, серозную, гнойную, смешанную, кровянистую мокроту.

Исследование мокроты проводят на атипичные клетки, на наличие туберкулезных палочек, на чувствительность к антибиотикам, на бактериологический анализ, на определение суточного количества.

С целью профилактики заражения окружающих
медсестра должна научить больного
правильно обращаться с мокротой:

· не сплевывать мокроту в платок, т.к. она может попасть на одежду больного и во время стирки служить источником заражения других;

· не сплевывать мокроту на пол, т.к. высыхая она заражает воздух;

· стараться не кашлять, находясь в непосредственной близости от здоровых людей, если не удается задержать кашель, то прикрывать рот платком, чтобы частицы мокроты не попали на другого человека;

· собирать мокроту в плевательницу с плотно закрывающейся крышкой.

Дезинфекция мокроты:

· плевательницу подают заполненную 1/4 объема 3% раствором хлорамина;

· мокроту спускают в канализационную сеть;

· мокроту туберкулезных пациентов дезинфицируют 5% раствором хлорамина - 240 минут или сжигают в печах, предварительно посыпав опилками.

Дезинфекция плевательниц:

· ежедневно опорожняют;

· промывают в растворе 3% хлорамина (если наличие ВК, то применяют 5% раствор хлорамина);

· дезинфицируют в растворе 3% хлорамина - 1 час (при ВК - инфекция 5% раствор хлорамина - 240 минут).

· промывают под проточной водой;

· высушивают.

Сестринский уход при влажном кашле.

Цель ухода:

· улучшить отхождение мокроты;

· научить пациента правилам пользования плевательницей.

План ухода:

· обеспечить плевательницей;

· обучить правилам пользования плевательницей;

· обучить технике кашля;

· выполнить назначения врача.

Сестринские вмешательства.

Независимые:

1. Доложить врачу.

2. Обеспечить наличие плевательницей и ознакомить с правилами ее применения.

3. Обучить технике кашля.

4. Обеспечить обильным щелочным питьем (минеральная вода в любом виде. молоко с содой).

Зависимые:

1. Выполнить назначения врача:

а/ проведение отвлекающей терапии;

б/ проведение щелочной ингаляции;

в/ выполнение вибрационного массажа на грудную клетку;

г/ обеспечение постурального дренажа;

д/ подготовка пациента к сбору мокроту на различные виды анализов.

Взаимозависимые:

1. Подготовить пациента к различным видам исследования.

4. Кров охарканье - наличие небольшого количества крови в мокроте. Кровохарканье любого происхождения может предшествовать легочному кровотечению.

Для легочного кровотечения характерно - выделение алой пенистой мокроты.

Сестринский уход при кровохарканье.

Цель ухода:

· оказать помощь при легочном кровотечении.

План ухода:

1. Вызвать врача.

2. Оценить функциональное состояние пациента.

3. Приготовить аптечку для оказания экстренной помощи.

4. Оказать доврачебную помощь.

Сестринские вмешательства:

Независимые:

1. Оценить функциональное состояние: измерить АД и Р S , ЧДД.

2. Создать физический и психологический покой.

3. Доложить врачу.

4. Придать полусидячее положение.

5. Обеспечить потоком, салфеткой.

6. Дать холодное питье.

7. Приготовить кровоостанавливающие средства: шприцы, тампоны и т.д.

Зависимые:

1. Выполнить назначение врача.

После оказания медицинской помощи пациента можно кормить легкоусвояемой пищей в полужидком виде, малыми порциями.

5.Боль в г рудной клетке - возникает при патологических процессах листков плевры.

Следует учитывать:

· локализацию боли;

· интенсивность и характер боли;

· причину усиления или уменьшения боли.

Сестринский уход при болях в грудной клетке.

Цель ухода:

· купировать боль.

Реализация:

Независимые:

1. Доложить врачу.

2. Придать пациенту положение для снижения чувства боли (уложить на больной бок, что несколько ограничивает трение листков плевры и боль уменьшается).

3. Объяснить и обучить пациента дышать поверхностно.

Зависимые:

1. Выполнить назначение врача:

· введение обезболивающих средств;

· проведение отвлекающих процедур (постановка горчичников и т.д.).

6.Гипертер мия -(повышение температуры), возникающая как активная защитно- приспособительная реакция организма в ответ на патогенные раздражители. К ним относятся микробы, токсины, вакцины, сыворотки и т.д.

В развитии лихорадки различают 3 периода :

I период - подъема температуры тела;

II период - относительного постоянства;

постепенное снижение

t 0 тела - лизис

III период - снижения температуры тела

резкое снижение

t 0 тела- кризис

Проблемы пациента в I периоде лихорадки:

· озноб;

· головная боль;

· слабость, недомогание.

Цель ухода:

· облегчить состояние пациента.

Сестринское вмешательство:

Независимые:

· доложить врачу;

· уложить пациента в постель, тепло укрыть;

· к ногам грелку;

· убрать световые раздражители (свет, радио, телевизор и т.д.);

· дать выпить сладкий, горячий чай (или кофе, если нет противопоказаний);

· обеспечить предметами ухода (судно, мочеприемник и т.д.);

· регулярно оценивать функциональное состояние пациента;

· отметить данные функционального состояния в истории болезни больного.

Проблемы пациента во II периоде лихорадки:

· чувство жара, головная боль;

· снижение аппетита;

· двигательное возбуждение (бред, галлюцинации);

· сухость во рту, образование трещин на губах;

· ломота во всем теле.

Цель ухода:

· облегчить состояние пациента;

· предотвратить осложнения.

Сестринские вмешательства:

Независимые:

· контролировать соблюдение режима двигательной активности;

· укрыть пациента легкой простыней;

· менять постельное и нательное белье;

· обтирать кожу сухой салфеткой;

· обрабатывать полость рта, смазать губы вазелином;

· давать обильное витаминизированное питье до 2,5-3 литров в сутки (морсы, компоты, соки и т.д.);

· кормить легкоусвояемой пищей малыми порциями (диета №13);

· поставить холодный компресс на лоб;

· периодически оценивать функциональное состояние организма: измерять АД, PS , t 0 тела;

· заносить данные в карту сестринского ухода;

· обеспечить предметами ухода;

· приготовить жаропонижающие средства;

· дезинфицировать предметы ухода.

Зависимые:

· выполнять назначения врача;

Проблемы пациента III периода лихорадки :

· обильное потоотделение;

· слабость;

· резкое снижение АД (коллапс).

Цель ухода:

· предотвратить осложнения (коллапс);

· облегчить состояние.

Типы вмешательств

Лизис

Кризис

Независимые

· менять нательное постельное белье;

· проводить туалет кожи;

· расширять режим двигательной активности;

· переводить на диету №15;

· контролировать АД, PS , t 0 тела;

· заносить данные в историю болезни.

· измерять АД, PS , t 0 тела;

· доложить врачу;

· приподнять ножной конец кровати;

· убрать подушку и- под головы;

· обложить грелками;

· дать выпить крепкий чай, кофе и т.д.;

· приготовить лекарственные средства (камфора, сульфокамфокаин)

Зависимые

· выполнять назначения врача

· выполнять назначения врача

Кашель — отнюдь не самостоятельная болезнь, а лишь безусловный рефлекторный ответ на раздражение дыхательных путей, имеющий огромное значение для самоочистки бронхов от всего, что может мешать дыханию. Образно говоря, "сторожевой пес легких", охраняющий их нежную ткань от внедрения инородных тел, а заодно и удаляющий образовавшиеся внутри бронхов скопления слизи и бронхиального секрета.
Поэтому давайте подробно обсудим, что же мы лечим препаратами "от кашля", чтобы наши усилия приносили только желанные плоды!

Природой кашель задуман как врожденный рефлекс, хотя некоторым образом его можно контролировать (существует даже понятие "дисциплина кашля", когда человека учат сознательно подавлять слабые кашлевые позывы). В подавляющем большинстве случаев наша способность кашлять — благо. В противном случае, просто поперхнувшись, мы были бы обречены на попадание в бронхи и легкие того, чего там ни при каких обстоятельствах не должно быть! Кроме того, кашель регулярно очищает наши дыхательные пути, не позволяя развиваться застойным явлениям.
Такой "хороший" кашель врачи называют продуктивным и помогают ему назначением муколитиков — средств, уменьшающих вязкость бронхиального секрета. К данной группе относятся всем известные микстуры на основе алтея, термопсиса, таблетки "Муколтин", "Бромгексин", "Амброксол". В списке препаратов "от кашля" муколитики занимают почетное место, хотя правильнее было бы их назвать лекарствами "для правильного кашля".

Увы, иногда мудрый механизм "уборки дыхательных путей" дает сбой. Это происходит тогда, когда помеху для дыхания нельзя убрать воздушным толчком — при аллергиях, отеке слизистых оболочек дыхательных путей, сужении просвета бронхов, трахеи или гортани и т. п. Тогда кашель становится сухим, болезненным, надсадным, "вредным". От него возникают боли за грудиной, начинает першить горло, возникают даже рвотные позывы. Длительный сухой кашель вызывает повышение внутригрудного давления, затрудняет приток крови к сердцу по венам, ведет к перерастяжению легких и даже разрыву мелких капилляров.

Различают еще судорожный кашель (как у больных коклюшем) и рефлекторный (возникающий "за компанию", например с отитом). С таким кашлем нужно бороться особым образом! В зависимости от его причины, назначают либо средства, расширяющие просвет бронхов (сальбутамол , но-шпа ), чтобы оттуда в кашлевой центр перестали поступать сигналы "SOS", либо лекарства, на время подавляющие деятельность "центра кашля" (кодтерпин, синекод ). Эти препараты, как и муколитики, тоже относятся к списку "средств от кашля".

Как вы, наверное, уже догадались, победа в битве с кашлем напрямую зависит от назначения правильных препаратов.

Если вы думаете, что 2 недели кашля — это очень много, то ошибаетесь. Кашель, продолжающийся не более 3 недель, считается острым . При правильном лечении он, как правило, не влечет за собой серьезных последствий. Но, если вы продолжаете кашлять дольше, то обязательно обратитесь к специалисту-пульмонологу. Возможно, вам потребуется рентген или флюорография , чтобы предупредить серьезное заболевание или обнаружить его на ранней стадии. Ведь если, к примеру, подавить кашель при бронхите, в бронхах останется гной и мокрота — пища для патогенных организмов, что может спровоцировать грозное осложнение. А неверное назначение средств, разжижающих секрет бронхов (в том числе лекарственных трав) при, скажем, бронхоспазме может привести к усилению и без того мучительного, непродуктивного кашля. Поэтому медики не устают повторять: как и все лекарства, средства от кашля должен назначать врач. Он точно установит, о чем свидетельствует именно ваш "сторожевой пес легких", и в какой именно помощи нуждается ваш организм.

Значит ли сказанное, что "домашняя медицина" до прихода врача ничего не может предложить для облегчения состояния, скажем, при простуде? Нет!
Вы можете эффективно противостоять недугу, применяя, например, тепловые процедуры . Полезно попарить ноги (при этом рекомендуется добавить в воду сухую горчицу, а после надеть толстые шерстяные носки).
Можно поставить горчич ники или растереть грудную и межлопаточную область согревающими мазями, только не задевая зону сердца и позвоночника.
Кроме того, пейте побольше теплых напитков — чай с малиной, смородиной, шиповником, брусникой, различные морсы. Обильное питье уменьшает интоксикацию.
А вот прием лекарств (и уж тем более антибиотиков, способных нанести непоправимый вред здоровью) отложите до получения указаний врача.

СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В ТЕРАПИИ с курсом первичной медицинской помощи Задача № 12 В поликлинику на прием обратился пациент 60 лет по поводу обострения хрониче­ского бронхита. Предъявляет жалобы на кашель с отделением вязкой слизисто-гнойной мокроты. Пользуется карманной плевательницей. Пациента беспокоит неприятный запах мокроты, от которого он безуспешно старается избавиться с помощью ароматизированной жевательной резинки. Из-за кашля, усиливающегося в ночные и особенно предутренние часы, плохо спит, поэтому на ночь самостоятельно решил принимать препараты, подав­ляющие кашель (либексин). С техникой эффективного откашливания не знаком. Для улучшения отхождения мокроты выкуривает натощак сигарету. Частота дыхания - 24 в минуту, пульс - 84 удара в минуту, удовлетворительного напол­нения, АД - 130/80 мм рт. ст. Задания 1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестрин­ского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вме­шательства. 2. Обучите пациента методике постурального дренажа. 3. Продемонстрируйте на муляже технику постановки горчичников. Эталон ответа 1. Проблемы пациента Настоящие: пациент не понимает необходимости и не умеет правильно откашливать мокроту; плохой сон. Потенциальные: риск развития осложнений (ДН, ХОБЛ) Приоритетная проблема: пациент не умеет правильно откашливать мокроту и не по­нимает, что это необходимо. Цель: пациент будет правильно и регулярно откашливать мокроту в течение всего времени заболевания. План Мотивация 1. Рекомендовать прием обильного щелочного питья. Для разжижения мокроты 2. Беседа с родственниками об обеспечении усиленного питания пациента Для компенсации потерь белка и ук­репления организма 3. Контроль проведения пациентом позици­онного дренажа по 20 минут 3 раза в день Для лучшего отхождения мокроты 4. Обучение пациента и контроль техники эффективного кашля. Для улучшения дренажа бронхов. 5. Контроль проведения массажа грудной клетки Для улучшения кровообращения в легких и стимуляции оттока мокроты 6. Контроль за количеством и цветом мокроты Для контроля за динамикой кашля 7. Беседы с пациентом о способах профилак­тики застоя мокроты, а также о вреде куре­ния и самолечения. Для обеспечения информирования пациента о заболевания Оценка эффективности: пациент отмечает улучшение отхождения мокроты к концу недели и демонстрирует знания о методах профилактики застоя мокроты. Цель достиг­нута. 2. Студент обучает пациента методике постурального дренажа.. 3. Студент демонстрирует постановку горчичников в соответствии с алгоритмом ма­нипуляции. Задача № 13 Пациент 47 лет, автослесарь, находится на лечении в пульмонологическом отделении стационара по поводу обострения бронхоэктатической болезни. Пациента беспокоит кашель с отделением желтовато-зеленой мокроты с неприятным запахом (приблизительно половина стакана в сутки). Карманной плевательницей не поль­зуется, мокроту сплёвывает в платок или в газету, иногда в раковину. Назначенные вра­чом препараты принимает нерегулярно, так как часто забывает о часах приёма. Курит с 18-ти лет по пачке сигарет в день и продолжает курить, хотя отмечает усиле­ние кашля после курения, особенно утром. Аппетит сохранён, вегетарианец. Мало пьёт жидкости. Пользуется съёмным протезом верхней челюсти. Пациент волнуется в связи с предстоящей бронхоскопией, спрашивает, болезненна ли и опасна эта процедура, можно ли её сделать под наркозом. По объективным данным ЧДД - 18 в минуту, пульс 80 - ударов в минуту, АД - 120/80 мм рт. ст., температура - 37,2 С. Задания Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства. 1. Объясните пациенту правила подготовки к бронхоскопии. 2. Продемонстрируйте на муляже технику внутримышечногом введения 0,5 г ампициллина. Эталон ответа 1. Проблемы пациента: Настоящие: пациент не умеет правильно откашливать мокроту и не понимает, что это необходимо; пациент не понимает необходимости усиленного белкового питания при данном заболевании; пациент не понимает необходимости пить больше жидкости; паци­ент не осознаёт факторы риска, негативно сказывающиеся на его состоянии здоровья (ку­рение, нерациональное питание, нерегулярный приём лекарств); пациент испытывает на­пряжение, тревогу и беспокойство в связи с необ­ходимостью проведения бронхоскопии. Потенциальные: риск развития осложнений (ДН, абсцесс легких, легочное кровоте­чение) Приоритетная проблема: пациент не умеет правильно откашливать мокроту и не понимает, что это необходимо. Цель: пациент будет пользоваться карманной плевательницей в течение всего вре­мени заболевания. План Мотивация 1. Рекомендовать прием обильного щелочного питья. Для лучшего отхождения мокроты 2. Беседа с родственниками об обеспечении усиленного питания пациента (белок, вита­мины) Для компенсации потерь белка, ви­таминов и укрепления организма 3. Контроль проведения пациентом позици­онного дренажа по 20 минут 3 раза в день Для лучшего отхождения мокроты 4. Обучение пациента и контроль техники эффективного кашля. Для улучшения дренажа бронхов. 5. Контроль за количеством и цветом мокроты Для контроля за динамикой кашля и коррекции водно-питьевого режима. 6. Обеспечить и обучить пользованию карман­ной плевательницей. Для предупреждения ВБИ. 7. Беседы с пациентом о способах профилак­тики застоя мокроты, а также о вреде куре­ния и самолечения. Для обеспечения информирования пациента о заболевания Оценка эффективности: пациент откашливает мокроту, пользуясь карманной плева­тельницей. Пациент знает, как нужно дезинфицировать плевательницу в домашних усло­виях. Цель достигнута. 2. Студент доступно объяснит пациенту правила подготовки к бронхоскопии. 3. Студент демонстрирует технику в/м инъекции ампициллина согласно алгоритму манипуляции. Задача № 14 Пациент А., 70 лет, поступил в клинику на обследование с предварительным диагно­зом центральный рак легкого. У пациента кашель с отделением мокроты слизистого характера, слабость, периодиче­ское повышение температуры тела до субфебрильных цифр. Жалуется на жару и духоту в палате, с чем связывает плохой сон, головные боли. В полости носа образовались корочки, затрудняющие носовое дыхание, дышит через рот. Отмечает усиление одышки в горизон­тальном положении. При попытке лечь повыше всё время сползает вниз. Пациент обеспо­коен своим состоянием, утверждает, что мать умерла от онкологического заболевания, и ожидает такого же исхода. Кожные покровы бледные. Частота дыхания - 24 в минуту, пульс - 92 в минуту удовле­творительных качеств, АД - 120/70 мм рт. ст. Задания 1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестрин­ского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вме­шательства. 2. Обучите пациента правилам сбора мокроты на атипичные клетки. 3. Продемонстрируйте технику смены нательного и постельного белья. Эталон ответа 1.Проблемы пациента: Настоящие: пациенту трудно дышать из-за нарушения носового дыхания, неправиль­ного положения тела, жары и духоты в палате; пациент испытывает страх в связи с возможным неблагоприятным исходом заболевания. Потенциальные: риск развития осложнений (ОДН, легочное кровотечение). Приоритетная проблема: пациенту трудно дышать из-за нарушения носового дыха­ния, неправильного положения тела, жары и духоты в палате. Цель: пациент будет дышать свободно через нос. План Мотивация 1. Обеспечить пациенту устойчивое возвы­шенное положение в постели, с упором для стоп. Для облегчения дыхания 2. Регулярно проветривать палату. Обеспечение доступа свежего воздуха 3. Регулярно осуществлять уход за полости носа. Обеспечение свободного дыхания че­рез нос 4. Контроль состояния пациента в динамике (цвет кожных покровов, показатели гемо­динамик Для профилактики осложнений Оценка эффективности: пациент отметил облегчение дыхания. Цель достигнута. 2. Студент обучает пациента сбору мокроты на атипичные клетки. 3. Студент демонстрирует технику смены нательного и постельного белья. Задача № 15 Пациентка В., 40 лет поступила в кардиологическое отделение областной больницы с диагнозом ревматоидный полиартрит. Предъявляет жалобы на сильные боли в мелких суставах стоп и кистей, утреннюю скованность, ограничение движений в этих суставах, субфебрильную температуру. С тру­дом обслуживает себя, не может самостоятельно умыться, причесаться, застегнуть пуго­вицы, особенно утром. Пациентка обеспокоена своим состоянием, боится ухудшения со­стояния. Кисти и стопы отечны, движения в них ограничены. Задания Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестрин­ского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестрин­ского вмешательства. Объясните пациентке правила сдачи крови на биохимическое исследование. Продемонстрируйте на муляже технику взятия крови из вены на биохимиче­ский анализ. Эталон ответа 1.Проблемы пациентки: Настоящие: не может обслуживать себя из-за сильной боли в суставах, утренней скованности; тревога о своём состоянии. Потенциальные: риск развития осложнений (анкилоз суставов, инвалидность) Приоритетная проблема пациентки: не может обслуживать себя из-за сильной боли в суставах, утренней скованности. Цель: пациентка будет справляться с повседневной активностью с помощью медицин­ской сестры до улучшения состояния. План Мотивация 1. Обеспечить физический и психический покой Для уменьшения нагрузки и уменьшения болей в суставах 2. Помочь принять физиологическое положение суставам (положит подушки и валики под по­раженные суставы). Для уменьшения боли. 3. Помогать пациентке при осуществлении меро­приятий личной гигиены, переодевании, приёме пищи и питья, физиологических от­правлениях. Для уменьшения нагрузки и уменьшения болей в суставах, травматизации пораженных суста­вов. 4. Контроль за соблюдением пациенткой предпи­санного режима физической активности. Для уменьшения нагрузки и уменьшения боли в суставах. 5. Беседы с пациенткой о необходимости посте­пенного расширения двигательной активно­сти, выполнения рекомендованного врачом комплекса ЛФК. Во второй половине дня па­циентка должна стараться самостоятельно справляться с самоуходом там, где это воз­можно. Для профилактики анкилозов. Оценка: пациентка с помощью сестры справляется с повседневной активностью. Воз­можности самоухода постепенно расширяются. Цель достигнута. 2. Студент доступно объяснит пациентке, как подготовиться к сдаче крови на биохи­мический анализ. 3. Студент демонстрирует технику взятия крови из вены согласно алгоритму манипу­ляции. Задача № 16 Пациент М., 68 лет, госпитализирован в пульмонологическое отделение с диагнозом бронхиальная астма средней степени тяжести, приступный период. Предъявляет жалобы на периодические приступы удушья, кашель с небольшим количеством вязкой мокроты. Отмечает некоторую слабость, иногда головокружение при ходьбе. Врач назначил пациенту ингаляции сальбутамола при приступах. Однако сестра вы­яснила, что пациент допускает ряд ошибок при применении ингалятора, в частности забы­вает встряхнуть перед использованием, допускает выдох в ингалятор, не очищает мунд­штук от слюны и оставляет открытым на тумбочке. По словам пациента, инструкция на­брана очень мелким шрифтом и непонятна. Дыхание с затрудненным выдохом, единичные свистящие хрипы слышны на расстоя­нии. Частота дыхания - 20 в минуту, пульс - 86 ударов в минуту, удовлетворительных ка­честв, АД - 140/90 мм рт. ст. Задания 1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестрин­ского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вме­шательства. 2. Объясните пациенту методику подготовки к исследованию функции внешнего дыха­ния. 3. Продемонстрируйте правила пользования карманным ингалятором. Эталон ответа 1. Проблемы пациента: Настоящие: не умеет правильно пользоваться карманным ингалятором; риск паде­ний; неэффективно откашливается мокрота. Потенциальные: риск развития осложнений (ДН, астматическое состояние). Приоритетная проблема: не умеет правильно пользоваться карманным ингалятором. Цель: пациент продемонстрирует умение правильно пользоваться карманным ингаля­тором к концу беседы с сестрой. План Мотивация 1. Беседа о правилах пользования ингалятором Обеспечение права на информиро­ванное согласие 2. Демонстрация ингалятора и правил обраще­ния с ним Обеспечение правильности выполне­ния назначений врача 3. Адаптация имеющейся инструкции к уровню понимания гериатрического паци­ента и запись крупным шрифтом. Обеспечение правильности выполне­ния назначений врача 4. Контроль за правильностью применения ин­галятора Оценка сестринского вмешательства Оценка: пациент использует карманный ингалятор правильно. Цель достигнута. 2. Студент доступно объяснит пациенту, как подготовиться к исследованию ФВД. 3. Студент демонстрирует применение карманного ингалятора. Задача № 17 Пациент 63 лет госпитализирован в гастроэнтерологическое отделение с диагнозом рак желудка. Пациент отмечает чувство тяжести и иногда тупые боли в эпигастрии, снижение массы тела, слабость, быструю утомляемость. Аппетит резко снижен, часто отказывается от еды. Потребляет менее литра жидкости в сутки. Любит горячий чай с лимоном, кофе. Из-за слабости трудно самому принимать пищу – не удерживает и проливает, устаёт уже после нескольких ложек. Пациент пониженного питания (рост - 180 см, вес - 65 кг). Кожные покровы бледные. Слизистые полости рта обычной окраски, сухие. Язык обложен коричневым налётом с не­приятным запахом. Глотание не нарушено. Зубы сохранены. Температура тела 36, 8 С. Пульс - 76 ударов в минуту, удовлетворительных качеств, АД - 130/80 мм рт. ст., ЧДД - 16 в минуту. Жена пациента обратилась к сестре за советом, в связи с его отказом от еды (послед­ние два дня пьёт только воду). Задания 1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестрин­ского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вме­шательства. 2. Объясните пациенту, как подготовиться к УЗИ органов брюшной полости. 3. Сделайте в/м инъекцию 1 мл 50% раствора анальгина на муляже. Эталон ответа 1. Проблемы пациента: Настоящие: отказ от приёма пищи; боли в эпигастрии; снижение аппетита; слабость; быстрая утомляемость. Потенциальные: риск развития обезвоживания, кахексия, желудочное кровотечение. Приоритетная проблема: отказ от приёма пищи. Цель: пациент будет получать с пищей не менее 1500 ккал и жидкости не менее литра (по согласованию с врачом). План Мотивация 1. Беседы о необходимости полноценного питания для улучшения здоровья. Убедить в необходимости прини­мать пищу. 2. Разнообразит меню с помощью родственников, учитывая вкусы пациента и назначенную вра­чом диету. Улучшить аппетит. 3. Предлагать пациенту жидкость каждый час (тё­плая кипячёная вода, некрепкий чай, щелочная минеральная вода). Профилактика обезвоживания. 3. Кормить пациента часто, но небольшими пор­циями (6-7 раз в сутки по 100 граммов), мягкой, полужидкой, калорийной пищей. Как можно чаще привлекать родственников к кормлению паци­ента. Предупреждение кахексии. 4. Эстетически оформлять прием пищи. Регулярно проветривать палату перед кормлением паци­ента. Для повышения аппетита. 5. Следить за состоянием полости рта пациента (дважды в день чистить зубы, очищать язык от налёта, полоскать рот после приёма пищи рас­творами слабых антисептиков). Профилактика инфекции полости рта. 7. Контроль количество съеденной пищи и выпи­той жидкости, суточного водного баланса. Кон­троль веса. Критерии эффективности прово­димых мероприятий. Оценка эффективности: пациент регулярно принимает пищу и жидкость. Цель дос­тигнута. 2. Студент доступно объясняет пациенту правила подготовки к УЗИ органов брюшной полости. 3. Студент выполняет в/м инъекцию согласно алгоритму данной манипуляции. Задача № 18 Пациентка 45 лет поступила на стационарное лечение в кардиологическое отделение с диагнозом гипертоническая болезнь II стадии. Пациентка предъявляет жалобы на периодические, сильные головные боли в затылоч­ной области, слабость, плохой сон. Болеет около 5 лет, ухудшение состояния последние 2 месяца, после стрессовой ситуации. Назначенные врачом лекарства принимает нерегу­лярно, в основном, когда плохо себя чувствует. Диету не соблюдает, злоупотребляет ост­рой, соленой пищей, много пьет жидкости, особенно любит растворимый кофе. Не умеет самостоятельно измерять себе артериальное давление, но хотела бы научиться. Отмечает, что в последний год стало хуже, но старается не обращать внимания на болезнь и жить, как раньше. Пациентка избыточного питания, рост - 162 см, вес - 87 кг. ЧДД - 20 в минуту, пульс - 80 ударов в минуту, ритмичный, напряжен, АД - 180/100 мм рт. ст. Задания 1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестрин­ского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вме­шательства. 2. Объясните, как правильно собрать мочу на анализ по Зимницкому. 3. Продемонстрируйте на статисте измерение артериального давления. Эталон ответа 1. Проблемы пациентки: Настоящие: не понимает, что необходимо изменить образ жизни при гипертонической болезни; не представляет, как правильно питаться при артериальной гипертензии; не понимает необходимости ограничения соли и жидкости, пьёт много кофе; не умеет из­мерять себе артериальное давление; не понимает, что важно регулярно принимать предписанные врачом лекарства; плохо спит Потенциальные: риск развития гипертонического криза, инфаркта миокарда, ин­сульта. Приоритетная проблема пациентки: не понимает, что необходимо изменить образ жизни при гипертонической болезни. Цель: пациентка продемонстрирует знания о правильном образе жизни при гиперто­нической болезни к концу недели. План Мотивация 1. Беседа о необходимость соблюдения диеты № 10 С целью ограничения соли и жидкости для снижения АД 2. Беседа с пациенткой и родственниками об устранении факторов риска. С целью нормализации АД 3. Беседу с пациенткой и родственниками о необходимости постоянного приема ле­карственных препаратов С целью поддержания АД на нормаль­ных цифрах и профилактики осложне­ний 4. Обучение пациентки правилам измерения артериального давления. Для постоянного самоконтролироля АД 6. Взвешивание пациентки и контроль суточ­ного водного баланса. С целью выявления задержки жидкости и контроля за массой тела. Оценка: пациентка демонстрирует знания о диете, борьбе с факторами риска, необхо­димости постоянного приема лекарственных препаратов. Цель достигнута. 2. Студент доступно и грамотно объясняет пациентке правила сбора мочи по Зимниц­кому. 3. Студент демонстрирует на статисте измерение артериального давления.

Энергичный кашель или чихание создает нагрузку на спину. Это давление настолько интенсивно, что может спровоцировать грыжу ослабленного спинного диска. Поэтому перед приступом кашля или чиха необходимо правильно поставить спину:

  • Наклонитесь немного назад, положив руку за спиной для поддержки
  • Согните ноги в коленях немного
  • Лучше всего встаньте спиной к стене, чтобы поддержать спину

Кашляя, люди совершают, как правило, одни и те же ошибки. Например, набирают слишком много воздуха в грудную клетку, а после из всех сил кашляют. Это не только не правильно, но и опасно. Избыток воздуха создает давление в легких. Это может стать причиной их разрыва, скачков артериального давления и проблем с сердцем. Для правильно распределения воздуха положите руки на живот и контролируйте его движение. Надавливайте на живот сверху вниз, стараясь кашлять «в пол».

Существует так называемый не эффективный кашель, когда продолжительный приступ происходит без выделения мокроты. Такой кашель необходимо подавлять. Сделать это можно сглотнув слюну, попив воды или задержав воздух.

Кашлять нужно осторожно. Сделайте средний вдох, и передвигайте мокроту по бронхам несильными кашлевыми толчками.

Учимся правильно чихать

Чихание - это ответ организма на попавшие в носоглотку микробы и инородные тела. Во время чиха с огромной скоростью вылетает из организма тысячи капель, содержащих микробы.

Главное правило правильного чиха - не закрывайте рот ладонью, так все патогенные микробы останутся на ваших руках. Пользуйтесь одноразовыми салфетками и мойте руки после чихания.

Во-вторых, не сдерживайте чихание. Не мешайте организму избавляться от микробов.

В-третьих, не зажимайте нос. Инфекция может попасть в слуховой проход и вызвать осложнения.

Как правильно сморкаться

При неверном очищение носа, обычный насморк может спровоцировать отит, гайморит, фарингит. Чтобы свести риски к минимуму, придерживайтесь следующих правил:

  • Не используйте носовой платок. Пользуйтесь одноразовыми бумажными салфетками - так микробы не попадут обратно в слизистую носа.
  • Не сморкайтесь двумя ноздрями одновременно. Очищайте сначала одну ноздрю, затем другую. Это снизит давление в носовой полости и не позволит инфекции проникнуть в ухо.
  • Ни в коем случае не глотайте слизь и не выплёвывайте ее через рот. Это разнесет микроб по горлу и всему организму.
  • Пейте много жидкости и находитесь в тепле. Так слизь быстрее покинет нос.
  • Обязательно мойте руки после высмаркивания, чтоб избежать распространения инфекции.

Партнерский материал

Как правильно кашлять

Кашель - это усиленный выдох через рот, который возникает тогда, когда дыхательные пути пытаются освободится от постороннего раздражителя. Кашель вызывается сокращением мышц дыхательных путей вследствие раздражения специальных рецепторов. В качестве раздражителя могут выступать пыль, сухой воздух, кусочки еды, слизь, гной.

Кашель - это защитный рефлекс организма, который обеспечивает проходимость дыхательных путей.

Механизм кашля следующий:

  • Инородный агент попадает в дыхательные пути
  • Уменьшается респираторный просвет
  • Раздражается кашлевой рецептор
  • Возникает кашель

Кашель обычно является непроизвольной реакцией организма, но может вызываться и принудительно.

Чаще всего причиной кашля является простуда или вирусная инфекция.

Кашель при простуде можно разделить на три этапа:

  • 2-3 дня – сухой, непродуктивный кашель без откашливания
  • до 14 дней – острый бронхит, кашель с отделением мокроты и слизи
  • до 8 недель – легкий кашель, покашливание

Каким бывает кашель

Кашель бывает продуктивным и непродуктивным.

Продуктивный – это влажный кашель, при котором выделяемая слизь легко откашливается. Вместе с выделяемой слизью из организма выводятся патогены. Поэтому продуктивный кашель нельзя подавлять.

Непродуктивный – это сухой кашель. При таком кашле вы чувствуете сильное раздражение в горле, сухие позывы к кашлю, но откашливание не происходит. Такой кашель необходимо перевести в продуктивный.

Важно знать, что любой вид кашля – это причина для беспокойства, поскольку кашель – это не сама болезнь, а симптом болезни. Если вы кашляете, необходимо обратиться к доктору для постановки диагноза и назначения правильного лечения.

Как правильно кашлять, если у вас продуктивный влажный кашель

Как помочь организму при кашле

Продуктивный кашель характеризуется откашливанием мокроты, слизи. Его нельзя подавлять противокашлевыми препаратами, которые блокируют кашлевой рефлекс и таким образом препятствуют откашливанию. Слизь должна беспрепятственно выходить из дыхательной системы, таким образом очищая ее.

При продуктивном кашле:

Когда вы почувствовали, что слизь поднялась высоко к горлу, сделайте короткий глубокий вдох на 2-3 секунды. Это приведет к сокращению мышц гортани и повышению тонуса бронхиальной мускулатуры. Затем брюшные мышцы рефлекторно сокращаются и происходит форсированный выдох. Вместе с ним отделяется и выходит слизь.
Не сжимайте плотно губы – это препятствует выходу мокроты.

Для того, чтобы облегчить продуктивный кашель рекомендуется выполнять упражнение «Кучер»:

  1. Сядьте на стул
  2. Поставьте ноги на ширину плеч
  3. Слегка наклонитесь вперед
  4. Держите спину прямо
  5. Обопритесь локтями на колени
  6. Кисти рук направлены вперед
  7. Шея расслаблена

Как правильно кашлять, если у вас непродуктивный сухой кашель

Непродуктивный сухой кашель часто вызывает мучительные сокращения диафрагмы без откашливания. Он может сопровождаться щекоткой в горле и сильным першением. Это объясняется воспалением слизистой оболочки дыхательных путей.

Чтобы облегчить сухой кашель следуйте таким рекомендациям:

  1. Пейте много воды.
  2. Дышите часто, неглубоко. Глубокие вдохи провоцируют кашлевой рефлекс.
  3. Глотайте слюну задерживая дыхание, в несколько приемов.

Для того, чтобы облегчить непродуктивный кашель рекомендуется выполнять упражнение «Стена»:

  1. Подойдите к стене на расстояние примерно 30 см.
  2. Одну ногу выдвиньте вперед, слегка согните в колене
  3. Поднимите руки вверх, согните в локтях
  4. Обопритесь руками о стену
  5. Голову положите на руки
  6. Держите спину прямо
  7. Сделайте 10 глубоких вдохов через нос

Также при сухом кашле вы можете попробовать упражнение «Наездник»:

  1. Сядьте лицом к спинке стула
  2. Руки согните в локтях, положите на спинку стула
  3. Слегка наклонитесь вперед, спину держите прямо
  4. Положите голову на руки
  5. Сделайте 10 глубоких вдохов через нос

Чем лечить кашель

Натуральное средство от кашля Проспан, на растительной основе

При сухом кашле также рекомендуются средства, которые способствуют отделению мокроты. Такие средства переводят непродуктивный кашель в продуктивный и способствуют скорейшему выздоровлению. Применение средств, подавляющих кашель, может быть показано при сухом частом кашле, приводящем к рвоте, нарушению сна и аппетита.

Большинство пациентов в нашей стране предпочитают растительные препараты от кашля. Такие препараты хорошо переносятся в целом.

Среди фито препаратов от кашля можно выделить Проспан – растительный препарат на основе стандартизированного экстракта плюща Е.А. 575 ® . Проспан растворяет слизь, уменьшает ее вязкость и способствует откашливанию, а также снимает спазм мускулатуры бронхов и воспаление, что облегчает дыхание во время кашля. Проспан доступен в пяти формах для всех возрастов.