Механизмы рефлекторного воздействия на кровообращение презентация. Регуляция кровообращения

Движение крови по сосудам. Причины движения крови по сосудам. Кровяное давление – давление крови на стенки кровеносных сосудов. Разность давления в артериях и венах, является основной причиной непрерывного движения крови по сосудам. Кровь перемещается к месту наименьшего давления. Наиболее высокое давление в аорте, меньше в крупных артериях, еще меньше в капиллярах и самое низкое в венах.

Движение крови по сосудам возможно благодаря разности давлений в начале и в конце круга кровообращения. Кровяное давление в аорте и крупных артериях составляет 110­ 120 мм.рт.ст. (т.е. на 110­ 120­ мм.рт.ст. выше атмосферного). В артериях 60­70 В артериальном и венозном концах капилляра – 30­15 соответственно. В венах конечностей 5­8 скорость крови: в аорте (наибольшая)­ 0,5 м/с; в полых венах – 0,2 м/с; в капиллярах (наименьшая) – 0,5­ 1,2 мм/с.

Кровяное давление у человека измеряют с помощью ртутного или пружинного тонометра в плечевой артерии (артериальное давление). Максимальное (систолическое) давление – давление во время систолы желудочков (110­120мм.рт.ст.) Минимальное (диастолическое) давление – давление во время диастолы желудочков (60­80 мм.рт.ст.) Пульсовое давление – разность между систолическим и диастолическим давлением.

Давление мало зависит от пола, но зато изменяется с возрастом. Ученые опытным путем установили формулу, по которой каждый человек до 20 лет может рассчитать свое нормальное давление в состоянии покоя. (Людям старше этого возраста эта формула не подходит). АД верхнее = 1,7 х возраст + 83 АД нижнее = 1,6 х возраст + 42 (АД –артериальное давление, возраст берется в целых годах)

Для 14 лет АД верхнее = 106,8 АД нижнее = 64,4 АД = 106,8 / 64,4

Колебания давления должны изменяться в определенных границах. Если колебания превышают норму, сосуды могут не выдержать, разорваться, что нередко приводит к гибели больного. Инсульт – поражение сосудов мозга. Инфаркт – поражение определенного участка сердечной мышцы. После инфаркта, пораженный участок не функционирует, т.к. мышечная ткань замещена рубцовой соединительной тканью, которая не способна сокращаться.

Гипертония – повышение кровяного давления Повышение артериального давления происходит при тяжелой физической нагрузке С возрастом эластичность стенок артерий уменьшается, поэтому давление в них становится выше.

Гипотония – понижение кровяного давления. Понижение наблюдается при больших кровопотерях, сильных травмах, отравлениях и др. Гипотония симптомы: ­слабость и усталость; ­раздражительность; ­повышенная чувствительность к жаре (в частности - плохое самочувствие в бане); ­при физической деятельности самочувствие лучше; ­сердцебиение при физических нагрузках;

После физических нагрузок! У тренированного и здорового человека верхнее давление поднимается высоко, а нижнее – нет! Если нижнее тоже поднимается, то это указывает о низкой динамической активности.

Артериальный пульс – ритмичные колебания стенок артерий в результате поступления крови в аорту при систоле левого желудочка. Пульс можно обнаружить на ощупь там, где артерии лежат ближе к поверхности тела: в области лучевой артерии нижней трети предплечья, в поверхностно­височной артерии и тыльной артерии стопы.

Измерение пульса на лучевой артерии (практическая работа в парах) Убедимся, что в точке А пульс не пропадает, хотя кровь остановлена. Зажмем артерию в точке А. Пережмите артерию в точке В, так чтобы движение крови прекратилось. Сомкнем ее стенки и остановим пульсовую волну. Вывод – Чтобы узнать, остановлена ли кровь, надо прощупывать пульс ниже перетяжки.

Частота пульса (сердечных сокращений) позволяет судить о здоровье человека, о работе его сердца. Если число сердечных сокращений после нагрузки увеличилось в 1,3 раза и меньше, то хорошие показания; Если более, чем в 1,3 раза – относительно посредственые показания (недостаточность движений, гиподинамия). В норме сердечная деятельность после нагрузки должна вернуться к исходному уровню за 2 минуты! Если раньше – очень хорошо, позже – посредственно, а если более, чем за 3 минуты, то это указывает на плохое физическое состояние.

Опыт Моссо. Количество крови в организме может перераспределяться. Чтобы это доказать познакомимся с опытом. Итальянский учёный Анджело Моссо положил человека поверх больших, но очень чувствительных весов так, что головная и противоположная половины туловища были строго уравновешены. Когда учёный предложил испытуемому решить математическую задачу, весы потеряли равновесие? Почему? (Кровь приливает к головному мозгу, так как активизируется деятельность головного мозга.) Куда будет идти приток крови, если человек обедает, делает зарядку? Известно, что во время сна количество крови в головном мозге уменьшается на 40%. Почему взволнованный человек не может уснуть?

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Каменоломненская средняя школа»

Сакского района республики крым

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

КОНКУРСА «УЧИТЕЛЬ ГОДА – 2017»

ОТКРЫТЫЙ УРОК БИОЛОГИИ

«РЕГУЛЯЦИЯ КРОВООБРАЩЕНИЯ»

8 класс

Подготовила и провела

учитель биологии и химии

МБОУ «Каменоломненская средняя школа»

Стародубцева Антонина Михайловна

Каменоломня, 2016

Аннотация

Тема «Регуляция кровообращения» изучается в разделе « Системы жизнеобеспечения. Формирование культуры здоровья». Данный урок является четвёртым в цикле уроков, посвящённом изучению этого раздела.

Содержание данной темы обеспечивает естественно-научную основу понимания школьниками необходимости охраны здоровья, поскольку особое внимание здесь уделяется формированию конкретных знаний о функционировании сердечно-сосудистой системы. В ходе изучения темы рассматриваются основы нейрогуморальной регуляции кровообращения, влияние факторов окружающей среды, здорового образа жизни на механизмы регуляции кровообращения.

Данная разработка может быть полезна учителям биологии, работающим по линии УМК «Сферы» (учебник «Биология. Человек. Культура здоровья» авторы: Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, Т.А.Цехмистренко – М., «Просвещение», 2014 г.).

Конспект урока биологии по теме «Регуляция кровообращения»

Цели

Образовательные: сформировать у обучающихся представление о нервной и гуморальной регуляции кровоснабжения органов, о влиянии парасимпатической и симпатической нервной системы на кровообращение, о влиянии физической нагрузки и факторов окружающей среды на сердечнососудистую систему.

Развивающие: развивать интерес к предмету, умение обучающихся работать в группе, содействовать формированию информационной компетентности в процессе работы с учебной литературой и другими источниками информации.

Воспитательная: воспитание потребности в здоровом образе жизни, бережного отношения к своему здоровью.

Планируемые результаты

Предметные: учащиеся имеют представление о регуляции кровообращения, влиянии факторов окружающей среды на работу сердечно-сосудистой системы.

Метапредметные:

Личностные УУД: определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей; научиться общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения в процессе беседы; формируется бережное отношение к собственному здоровью .

Регулятивные УУД: определять цель и составлять план выполнения задания; оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с эталонами и ответами одноклассников.

Познавательные УУД : научиться выполнять задания для самостоятельного получения и применения знаний; устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезы и обосновывать их; формулировать проблемы.

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли; допускать возможность различных точек зрения; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; уметь работать в группах .

Психологическая цель : создание комфортного микроклимата для каждого обучающегося.

Методы обучения

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности : словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

Формы организации учебной деятельности : фронтальная, групповая, индивидуальная.

Тип урока: урок открытия нового знания

Применяемые технологии:

ИКТ

Элементы проблемного обучения

Личностно-ориентированные: технология сотрудничества

Оборудование: мультимедийное оборудование, электронное приложение к учебнику, рабочая тетрадь, учебник «Биология. Человек. Культура здоровья» авторы: Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, Т.А. Цехмистренко – М., «Просвещение», 2014 г., раздаточный материал для работы в группе.

Ход урока

    Оргмомент.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: – Доброе утро!

Доброе утро! Улыбчивым лицам.

Прошу за работу тихонько садиться.

Здравствуйте, ребята! Сегодня урок биологии у вас проведу я. Меня зовут Антонина Михайловна. Давайте друг другу улыбнёмся и пожелаем хорошего настроения и успехов в открытии новых тайн.

II . Мотивация.

Как вы думаете, а что означает слово «здравствуйте»?

Хотите ли вы, чтобы у вас было крепкое здоровье?

На уроках биологии вы не только раскрываете тайны строения и функционирования своего организма, но и учитесь заботиться о своём здоровье, сохранять его. Думаю, что сегодня вы пополните свои знания и будете их применять на практике.

    Актуализация опорных знаний.

Какую систему организма человека вы изучаете на протяжении нескольких уроков?

Чем образована сердечно-сосудистая система?

Всегда ли кровь движется по сосудам с одинаковой скоростью и с одинаковым давлением?

Знаете ли вы, от чего это зависит?

Что вы понимаете под термином «регуляция»?

Какие виды регуляции функций организма вы знаете?

Как вы думаете, а работа кровеносной системы регулируется?

IV . Определение темы и целей урока.

1) Постановка проблемного вопроса.

- Наверняка, каждый из вас обращал внимание на то, как сильно бьется сердце, когда волнуешься, недаром есть выражения – «сердце готово выпрыгнуть из груди», «от страха сердце в пятки убежало», «сердце трепещет, как испуганная птичка» и др.

Проблемный вопрос: Что происходит с сердцем? Почему оно ведет себя по-разному?

2) Определение темы и целей урока.

Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Что мы должны сделать, чтобы найти ответы на эти вопросы?

V. Открытие нового знания.

1) Вступительное слово учителя:

Французский физиолог, ака­демик и профессор Парижского университета Клод Бернар, проводя свои многочисленные эксперименты, обнаружил, что если перере­зать правый шейный симпатический нерв, то правая сторона морды собаки становится теплее левой. Очевидно, происходит расширение кро­веносных сосудов, усиливается приток крови.

Но как увидеть эти изменения? Сквозь нежную кожу уха кролика хорошо видны мелкие кро­веносные сосуды, и в микроскоп можно заме­тить, как они сжимаются или расширяются.

Опытом Клод Бернар доказывает сосудодвигательную роль симпатических нервов. Раз­дражение электрическим током шейного симпа­тического нерва вызывает сужение кровеносных сосудов в ухе кролика, и оно заметно блед­неет. Перерезка того же нерва влечет за собой расширение сосудов, и ухо розовеет.

2) Самостоятельная работа учащихся в группах. (Приложение №1)

У вас на партах лежат задания и материалы (приложение №2) для работы, используя их, вы должны будете через 5-6 минут рассказать о результатах своей работы над заданием.

Физкультминутка

3) Выступление спикеров групп с представлением результатов работы.

VI . Закрепление знаний.

    Выполнение заданий тренажёрного теста электронного приложения к учебнику. Совместная проверка выполненных заданий.

    Выполнение тестовых заданий учащимися самостоятельно с последующей самопроверкой по эталону.

VII . Подведение итогов урока.

VIII . Рефлексия. Закончите предложения:

Чтобы иметь здоровое сердце и сосуды, необходимо

Сегодня я узнал …

Мне было интересно …

Мне пригодится …

Я хотел бы ещё узнать…

Домашнее задание: §25, поработать с ЭП, составить 10 вопросов по теме «Регуляция кровообращения» или кроссворд по этой теме.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1

Задания для работы в группах

Группа №1. «Нервная регуляция кровообращения»

а) Где находятся центры, осуществляющие нервную регуляцию кровообращения?

б) Как происходит нервная регуляция кровообращения?

в) Что такое местная нервная регуляция?

г) Что такое условные сердечнососудистые рефлексы? Где находятся их центры?

Группа №2. «Гуморальная регуляция кровообращения»

    Распределите обязанности в группе.

    Используя материалы §25 и дополнительный материал, дайте ответы на вопросы:

а) Какие биологически активные вещества усиливают работу сердечнососудистой системы?

б) Какие биологически активные вещества тормозят работу сердечнососудистой системы?

в) Какие ионы и как влияют на работу сердечнососудистой системы?

3. Оформите результаты своей работы в виде схемы.

Группа №3. «Влияние факторов среды на кровообращение»

    Распределите обязанности в группе.

    Используя материалы §25, дайте ответы на вопросы:

а) Какое влияние оказывает физическая активность на сердечно-сосудистую систему?

б) Какие факторы внешней среды и образа жизни оказывают негативное влияние на сердечно-сосудистую систему?

в) Какие факторы внешней среды и образа жизни способствуют нормальной работе сердечно-сосудистой системы?

3. Оформите результаты своей работы в виде схемы.

Приложение №2.

Дополнительная информация для группы №2

Гуморальная регуляция (лат. humor - жидкость) - один из механизмов координации процессов жизнедеятельности в организме, осуществляемый через жидкие среды организма (кровь, лимфу, тканевую жидкость) с помощью биологически активных веществ, выделяемых клетками, тканями и органами при их функционировании. Важную роль в гуморальной регуляции играют гормоны.

Гуморальную регуляцию просвета сосудов осуществляют сосудосуживающие (адреналин, вазопрессин, серотонин) и сосудорасширяющие (ацетилхолин, гистамин) гормоны. Недостаток кислорода и избыток углекислого газа также расширяют сосуды, а повреждения стенок сосудов – сужают.

Приложение №3.

Задания для самостоятельного выполнения

Установите соответствие. Для этого каждому элементу левого столбца подберите элементы правого столбца.

А. Усиливает работу сердца

Б. Тормозит работу сердца

В. Расширяет сосуды, понижает давление

Г. Сужает сосуды, повышает давление

1) Симпатические нервы

2) Парасимпатические нервы

3) Повышенная температура окружающей среды

4) Низкая температура окружающей среды

5) адреналин

6) норадреналин

7) ионы калия

8) ионы кальция

9) вазопрессин

10) ацетилхолин

11) никотин

12) высокое содержание углекислого газа в крови

Ответы:

А – 1, 5, 6, 8,

Б – 2, 7, 10

В – 3, 12

Г – 4, 9, 11


Покажи на рисунке большой круг кровообращения.

1.В каком отделе сердца он начинается?

2.Куда кровь поступает из левого желудочка?

3.Как называется самый широкий кровеносный сосуд большого круга кровообращения?

4.По каким сосудам кровь поступает к органам тела?

5.В каких сосудах происходит газообмен?

6.По каким сосудам и в какой отдел сердца происходит поступление крови?


1.Всегда ли по артериям течет артериальная кровь, а по венам – венозная?

2. Какую кровь называют артериальной, а какую венозной?

3. Какие изменения происходят:

а) в малом круге кровообращения;

б) в большом круге кровообращения?


1. Какие сосуды изображены на рисунке?

2. В чем различие их строения?


Выбери один правильный ответ:

1.Самое высокое давление крови в:

2.Давление крови на стенки крупных артерий возникает в результате сокращения:

  • Аорте
  • Капиллярах
  • Бедренной артерии
  • Нижней полой вене
  • Левого желудочка
  • Предсердий
  • Створчатых клапанов
  • Полулунных клапанов

3. Скорость движения в капиллярах:

4. Клапаны имеются только у:

  • 0,2 мм/с
  • 0,5 мм/с
  • 0,25-0,5 мм/с
  • Артерий
  • Капилляров

Установите последовательность: расположите кровеносные сосуды в порядке уменьшения в них кровяного давления


Установите соответствие между отделом сердца

человека и видом крови, которая его наполняет:

ОТДЕЛ СЕРДЦА ВИД КРОВИ

А) левый желудочек 1) артериальная

Б) правый желудочек 2) венозная

В) правое предсердие

Г) левое предсердие

Ответ: 1 2 2 1


2. По венам большого круга кровообращения у человека

кровь течет

  • От сердца
  • К сердцу
  • Насыщенная углекислым газом
  • Насыщенная кислородом
  • Быстрее, чем в капиллярах
  • Медленнее, чем в капиллярах

Установите последовательность движения крови по большому кругу кровообращения у человека, начиная с левого желудочка.

А) левый желудочек

Б) капилляры

В) правое предсердие

Г) артерии

Д) вены

Е) аорта

А) левый желудочек

Е) аорта

Г) артерии

Б) капилляры

Д) вены

В) правое предсердие


Установите в какой последовательности надо расположить кровеносные сосуды в порядке уменьшения скорости движения в них

А) нижняя полая вена

Б) аорта

В) плечевая артерия

Г) капилляры

Ответ: Б В А Г



Сердечный цикл

Сокращение

предсердий

Общее

расслабление

Сокращение желудочков


Зная сердечный цикл и время сокращения сердца

в 1 мин (70 ударов),

можно определить, что из 80 лет жизни:

мышцы желудочков отдыхают –

50 лет.

мышцы предсердий отдыхают –

70 лет.


АВТОМАТИЗМ

Опыт оживления изолированного сердца человека впервые в мире был успешно проведён русским учёным Кулябко А. А. в 1902 г. – оживил сердце ребёнка спустя 20 ч после смерти, наступившей от воспаления лёгких.


Автоматизм сердца – это

способность сердца ритмически сокращаться без внешних раздражителей под влиянием импульсов, возникающих в нем самом.


  • Нервная
  • Гуморальная

Нервная регуляция (вегетативная НС)

Симпатический

Блуждающий

1)Усиливает деятельность сердца

2) Сужает артериальные сосуды

3) Давление повышается

  • Ослабляет деятельность сердца
  • Расширяет сосуды
  • Давление повышается

Гуморальная регуляция

Вещества

Усиливают сердечную

деятельность

Ослабляют сердечную

деятельность

1) Адреналин

2) Соли кальция

  • Ацетилхолин
  • Соли калия

  • Практическая работа «Доказательство вреда курения»
Лекция по нормальной физиологии для
студентов 2-го курса 1-го и 2-го медицинского
факультета, обучающихся по специальности
«Лечебное дело»
2016
В.М.
Система кровообращения
Лекция № 3

РЕГУЛЯЦИЯ КРОВООБРАЩЕНИЯ

Механизмы регуляции состояния
кровеносных сосудов
Механизмы, обеспечивающие регуляцию
сердечной деятельности
Сопряженная регуляция
функционального состояния ССС

Общие принципы регуляции кровообращения

1. Объемный кровоток в большинстве органов
определяется их метаболической активностью на
уровне микроциркуляторного русла.
2. МОК контролируется суммой всех местных
кровотоков.
3. Системное АД контролируется независимо от
местного кровотока и сердечного выброса.
Соблюдение этих условий в организме обеспечиваются
сложной многоуровневой системой регуляции,
включающей:
а) физиологические свойства элементов ССС,
б) нервно-рефлекторные,
в) гуморальные механизмы.

Первый уровень регулирования - миогенный, основан
на свойствах как миокарда, так и гладкомышечных
клеток стенок сосудов.
Второй - гуморальный, кроме гормонов, обусловлен
еще и влиянием на гладкомышечные клетки различных
вазоактивных соединений, образующихся в тканях или
же непосредственно в самой сосудистой стенке (в
мышечных или эндотелиальных клетках). Особенно
интенсивно образуются вазоактивные метаболиты в
условиях неадекватного кровоснабжения органа.
Третий – нервно-рефлекторный.
Во многих органах имеется еще одна разновидность нейрогенной регуляции микроциркуляторного русла,
осуществляемая местными рефлексами.

Задачи механизмов регуляции ССС,
заключаются в сопряжении:
Объема крови
Работы сердца
Тонуса
сосудов
Свойства
миокарда
Механические
стимулы
Ионы крови
Нервнорефлекторное
Гормоны

Задачи систем регуляции

В организме для выполнения всех
многообразных функций крови, существуют
механизмы регуляции, согласующие три
основных составляющих циркуляции:
а) объем крови,
б) работу сердца,
в) тонус сосудов.

Регуляция функции сердца обеспечивается:

Свойствами миокарда
Влиянием нервов
Влиянием ионов
Влияниями гормонов.

Влияния на сердце регулирующих механизмов

Хронотропное влияние(частота)
Инотропное влияние (сила)
Дромотропное влияние (проводимость)
Батмотропное влияние (возбудимость)
Влияние может быть «+» - усиливающее
или «-» - ослабляющее.

Гемодинамическая регуляция

I. Гетерометрическая – сила сокращения
зависит от исходной длины мышечных волокон.
Пример: Закон Франка-Старлинга (закон сердца) –
чем больше длина мышечных волокон во время
диастолы, тем сильнее сила сердечных
сокращений.
II. Гомеометрическая – сила сердечных сокращений
не зависит от исходной длины мышечных
волокон.
Примеры: «лестница» Боудича (сила сердечных
сокращений увеличивается при увеличении
частоты сердечных сокращений);
феномен Анрепа (сила сердечных сокращений увеличивается при повышении давления в аорте)

Механизм Франка-Старлинга

Сила сокращения миокарда в систолу
пропорциональна степени растяжения
миофибрил в диастолу- это
гетерометрический механизм регуляции.
(положительный инотропный эффект).

Зависимость МОК от увеличения венозного возврата

Увеличение сердечного выброса и (МОК) при
возрастании возврата крови к предсердиям
обусловлено:
1. Механизмом Франка - Старлинга.
2. Увеличением ЧСС.
3. Рефлексом Бейнбриджа.

Рефлекс с барорецепторов предсердий (Бейнбриджа)

Рефлекс Бейнбриджа:
возбуждение
барорецепторов
предсердий –сердечно-сосудистый центр
продолговатого мозга.
.
Симпатические
влияния на миокард.

Эффект Анрепа

Чем больше сопротивление сердечному
выбросу (при стенозе полулунных клапанов)
тем больше сила сокращения миокарда
желудочков.
: При повышении АД в аорте пропорционально
возростает сила сокращения желудочков, что
увеличивает ударный обьем крови и МОК.
Это гомеометрический механизм регуляции.

Лестница Боудича:

При увеличении ЧСС растет сила сокращения
миокарда.
Обусловлено это тем, что при укорочении
времени сердечного цикла во время диастолы
возрастает концентрация Са++ в саркоплазме
для развитие следующего ПД.
Этот механизм работает при выполнении
физической нагрузки, когда за счет ЧСС и
силы сокращения растет УО и МОК.
Это (+) хронотропный эффект

Влияние ионов

Снижение концентрации-ионов в крови
приводит:
Na - брадикардии.
К – тахикардии,
Са – брадикардии
Увеличение ионов в крови:
Na – брадикардии.
К – брадикардии, а при двукратном
увеличении - даже остановка сердца,
Са – тахикардии

Влияние нервов

Симпатические нервы – оказывают на сердце
(положительные эффекты)
Парасимпатические нервы [отрицательные
эффекты]
Хронотропный эффект (частота сокращений)
Инотропный эффект (сила сокращений)
Дромотропный эффект (проводимость)
Батмотропный эффект (возбудимость)

Симпатическая и парасимпатическая иннервация сердца

Механизмы влияний медиаторов

АХ взаимодействуя с М-рецепторами
а) – инактивирует Са ++-каналы,
б) – активирует К +-каналы.
НА взаимодействуя с -рецепторами–
активирует Са ++ -каналы и
усиливает сокращения миокарда.

Эффекты

Норадреналина
положительные
дромотропный,
2. батмотропный,
3. хронотропный
4. инотропный
1.
ацетилхолина:
отрицательные
1. дромотропный,
2. батмотропный,
3. хронотропный
4. инотропный

Рефлекторная регуляция

ВЫДЕЛЯЮТ:
Интракардиальные рефлексы,
Экстракардиальные рефлексы.

Интракардиальные рефлексы осуществляются:

Через внутриклеточные
механизмы.
Через межклеточные
взаимодействия.
Через кардиокардиальные рефлексы.

Иннервация сердца

Центры рефлекторной регуляции кровообращения относятся к ВНС

Основные центры находятся в
продолговатом мозгу.
а) сенсорный центр (сюда поступают импульсы
от рецепторов),
б) депрессорный центр
(парасимпатический нерв - vagus),
в) прессорный центр– (симпатические
волокна).

Взаимосвязь прессорного и депрессорного центров.

Реципрокное взаимодействие центров
заключается в том, что:
возбуждение прессорного отдела тормозит
депрессорный и наоборот.
В результате: депрессорный отдел через н.
vagus ослабляет работу сердца, а через
угнетение симпатических центров cпинного
мозга – расширяет сосуды.
Прессорный отдел через симпатические центры
стимулирует работу сердца и суживает
сосуды.

Рефлексы с рецепторов

Барорецепторы:
Воспринимают
давление,
растяжение сосудов
и объем крови)
Хеморецепторы:
рН крови,
содержание СО-2 и
О-2 в крови.

Основные рефлексогенные зоны и афферентные нервы

1. Дуга аорты –н.
депрессор
в
составе
блуждающего
нерва
2. Каротидный
синус- синусный
нерв в составе
языкоглоточного
нерва

Значение рефлексов на сердце

Раздражение барорецепторов при повышении
АД через н. vagus уменьшает ЧСС и УО (АД
снижается).
Снижение давления в дуге аорты приводит к
увеличению ЧСС и повышению АД..
Раздражение хеморецепторов при гипоксии (рН
крови) через симпатический нерв стимулирует
работу сердца – МОК возрастает, кровоток
улучшается.

Нейрогенная регуляция ССС

Вместе с
сердцем всегда
сопряженно
включается и
сосудистая
система.

Механизмы регуляции сосудистого кровотока

Объект влияния –
ГЛАДКИЕ МЫШЦЫ
(фазные и тонические)
Механические
стимулы
Гуморальные
стимулы
Нейронные влияния

Механические стимулы

Влияние изменения внутреннего объема
крови на гладкие мышцы стенки сосуда
При быстром увеличении объема
При медленном увеличении
сокращение
релаксация

Нормальное состояние сосудов – сосудистый тонус

Сосудистый тонус –
степень активного
напряжения сосудистой
стенки

Сосудистый или базальный тонус

Базальный тонус создается:
- реакцией гладкомышечных клеток на
давление крови,
- наличием в крови вазоактивных
соединений,
- тоническими импульсами симпатических
нервов
(1-3 имп./с).

Базальный тонус

Складывается из миогенного
тонуса и жесткости
сосудистой стенки,
обусловленной свойствами
коллагеновых волокон.

Миогенный тонус

Гладкие мышцы сосудов
1. Обладают автоматизмом
2. Способны к длительным
тоническим сокращениям
3. Импульс возбуждения легко
распространяется благодаря
нексусам

Гуморальная регуляция работы сердца

Ацетилхолин оказывает отрицательные инотропное,
хронотропное, батмотропное, дромотропное и
действия.
Норадреналин, адреналин, дофамин - положительные
ино-, хроно-, батмо, дромотропное действия.
Тироксин и трийодтиронин – положительный
хронотропный эффект.
Ионы кальция – положительные инотропный, хронотропный и батмотропный эффекты; передозировка
вызывает остановку сердца в систоле.
Ионы калия – высокие концентрации вызывают
отрицательные батмотропное и дромотропное
действия; передозировка вызывает остановку

Влияние факторов, образующихся местно (модуляторы влияний)

В настоящее время большое внимание уделяется
местным посредникам регуляторов сосудистого
тонуса: факторам, которые образуются в эндотелии
сосудов.
ЭФР – эндотелиальный фактор расслабления,
ЭФС – (эндотелин) – фактор сокращения сосудов,
Простагландины - увеличивают проницаемость
мембраны для К+, что приводит к расширению
сосудов.

Рефлекторная регуляция

Нервный центр продолговатого мозга через
симпатические нервы регулирует:
Влияя на артериолы – уровень АД,
Влияя на вены – возврат крови к сердцу.
НА взаимодействует с -, -адренорецепторами.
С - сужение сосуда,
С - расширение.
В различных сосудах соотношение этих
рецепторов разное! Значит различный
эффект!

Нервные центры регуляции тонуса сосудов

Спинальный уровень – центры, расположенные в
боковых рогах С8 – L2 спинного мозга
(симпатические нейроны)
Бульбарный уровень – главный сосудодвигательный центр (прессорный отдел и депрессорный
отдел)
Гипоталамический уровень – регуляция АД при
эмоциях и различных поведенческих реакциях
Корковый уровень – регуляция сосудистых
реакций в ответ на внешние раздражения

Гуморальная регуляция

Сосудосуживающие вещества:
норадреналин, адреналин, вазопрессин,
серотонин, ангиотензин II, тромбоксан
Сосудорасширяющие вещества:
ацетилхолин, гистамин, брадикинин,
простагландины А, Е, продукты
метаболизма: СО2, молочная кислота,
пировиноградная кислота

Периферические рецепторы

Рецепторы кровеносных сосудов:
Барорецепторы – регистрируют давление
(соотношение тонуса сосудов и объема
крови).
Хеморецепторы - рН (трофика тканей).
В предсердиях и полых венах имеются
рецепторы растяжения (обеспечивается
реакция на венозный возврат крови)

Рецепторы сосудов

Основные
барорецепторы
находятся в дуге аорты
и в каротидном синусе.
В каротидном синусе
располагаются и
хеморецепторы,
которые контролируют
РО2 крови,
поступающей в мозг.
Кроме того, рецепторы
имеются и во многих
других отделах
сосудистой системы.

В норме частота
импульсов в
барорецепторах
возрастает
пропорционально
АД, начиная с 80
до 160 мм. рт. ст.
При преодолении
этого уровня
зависимость
исчезает.

Сопряженная регуляция ССС

Важнейшим
регулируемым
параметром всей
ССС является
уровень АД в
крупных
сосудистых зонах.
Для этого
ведущими
рецепторами
являются
барорецепторы.
Хеморецепторы возбуждаются
при снижение уровня РО2 в
артериальной крови и
повышении рН (Н+), которое
зависит от содержания в крови
недоокисленных метаболитов.
Рефлексы с них, через
влияние симпатических
нервов, увеличивают УО.
Одновременно местно
расширяются сосуды, что
улучшает кровоснабжение
тканей (НА+ -рецепторы),.

Интракардиальные рефлексы

Регуляция через интрамуральные
ганглии сердца.
В самом сердце есть все структуры
для рефлекса: рецепторы,
афференты, ганглии
и эфференты.
Примеры интракардиальных рефлексов:
А - увеличение притока крови в
правое предсердие – усиливает
сокращение левого желудочка (при
малом заполнении его).
Б - при большом заполнении его
увеличение притока крови в правое
предсердие – снижает сокращение
левого желудочка.

Изменение сердечного наполнения и выброса при включении различных механизмов регуляции

Показатели емкости и
объемов желудочка.
Увеличение ЧСС происходит за
счет уменьшения общей диастолы.
Поэтому при значительном
увеличении ЧСС в желудочек
крови поступает уже меньше –
снижается УО (см. рис. слева)
Но при значительном увеличении
ЧСС немного уменьшается и
продолжительность систолы.

Пример сопряженной регуляции сердца и сосудов для компенсации роста АД

При перемене положения тела необходима компенсация эффекта гидростатического давления в венах:

Ортостатический рефлекс: переход из
горизонтального состояния в вертикальное.
В норме происходит увеличение ЧСС на 624/мин. Обусловлено это тем, что под
влиянием гидродинамического давления
вначале снижается возврат крови к сердцу
поэтому снижается УО. Реакция
барорецепторов дуги аорты через
симпатическое влияние приводит к росту
ЧСС.
Клиностатический рефлекс: (обратный
эффект) - уменьшение ЧСС на 4-6/мин