Анализ стихотворения Некрасова "О Муза! Я у двери гроба". Анализ стихотворения Некрасова “О Муза! Я у двери гроба…” Я у двери гроба некрасов

Никола́й Алексе́евич Некра́сов - русский поэт, писатель и публицист.
Самым популярным поэтом 70-х годов 19 века, по признанию многих исследователей и критиков, был Н.А. Некрасов. В своем творчестве он ставил проблемы, волновавшие не одно поколение поэтов: назначение поэта и поэзии, гражданские мотивы, проблема общечеловеческих идеалов. Его творчество иногда называют «поэтической исповедью», в которую неизменно вплетаются строки, исполненные гражданского пафоса. Неудивительно, что именно к читателю-гражданину, читателю-другу, к Музе обращается поэт на пороге смерти, надеясь на поддержку. Он надеется на понимание единомышленников в служении народу.
Стихотворение «О Муза! я у двери гроба…» при первой публикации в «Отечественных записках» 1878 года сопровождалось примечанием: «Это стихотворение, по свидетельству сестры покойного, А.А. Буткевич, было последним, которое он написал». Поэтому многие исследователи творчества Некрасова склонны расценивать его «последнее слово» как своеобразное завещание.
Без любви, без трепета невозможно смотреть на русскую поэзию, зная историю ее развития. Именно это и хотел сказать Некрасов своим читателям «у двери гроба». С одной стороны, он утверждает бессмертие поэзии. С другой – это скрытое обращение, призыв к поэтам-соратникам продолжать свой тернистый путь, несмотря на все препятствия. Этим стихотворением Некрасов подводит итог своему творческому пути. Если бы выпала такая возможность, он повторил бы его от начала до конца. Поэт – это не профессия, это состояние души, жизненный путь.
http://www.litra.ru

О Муза! я у двери гроба!
Пускай я много виноват,
Пусть увеличит во сто крат
Мои вины людская злоба -
Не плачь! завиден жребий наш,
Не наругаются над нами:
Меж мной и честными сердцами
Порваться долго ты не дашь
Живому, кровному союзу!
Не русский - взглянет без любви
На эту бледную, в крови,
Кнутом иссеченную Музу...

Алекса́ндр Алекса́ндрович Каля́гин (25 мая 1942, Малмыж) - советский и российский актёр, режиссёр. Народный артист РСФСР (1983). Лауреат двух Государственных премий СССР. А.А.Калягин – один из крупнейших артистов современного российского театра и кино.

Муза Некрасов анализ стихотворения по плану

1. История создания . Творчество Н. А. Некрасова вызывало неоднозначную оценку современников.

Революционные демократы восхищались его стихотворениями, представители т. н. "чистого искусства" относились к нему с пренебрежением, реакционеры подвергали яростной критике.

Некрасову принадлежит большое количество "оправдательных" произведений, в которых он объясняет свое понимание сущности и назначения поэзии. К ним относится стихотворение "Муза" (1852 г.).

2. Жанр произведения - гражданско-философская лирика.

3. Основная тема стихотворения - размышления поэта над источниками своего вдохновения. Некрасов обращается к традиционному для поэзии образу Музы. Но он с самого начала отрекается от классического образца. Нелегкое детство под тиранией отца, юношеская бедность привели к тому, что поэту явилась не "поющая и прекрасная" дева, а "скорбящая и болящая" Муза, напоминающая измученную крестьянскую женщину.

Некрасов в достаточно раннем возрасте впервые обратил внимание на несправедливые страдания простого народа. Убогая и печальная судьба крестьянства произвела большое впечатление на чуткую душу поэта. Борьба за улучшение положения крестьян стала его призванием на всю жизнь. Поэтому приливы вдохновения Некрасов сравнивает с жалобной песнью и стонами. В эти причитания вплетается и "разгульная песня", напоминающая о широкой душе русского народа.

Посещающая Некрасова Муза "гармонии волшебной не учила". В ее песнях сочетались "проклятья, жалобы, бессильные угрозы". Собственная нелегкая судьба поэта подтверждала все обвинения Музы, призывавшей "начать упорный бой". При этом Муза поэта изначально "любящая и нежная". Дух мщения и жестокости налетает порывами, когда уже невозможно совладать с возмущением от царившей повсюду несправедливости. Каждый такой яростный порыв сменяется "божественно-прекрасною минутой" христианского смирения и всепрощения.

Образ "непонятной девы" у Некрасова тождественен загадочной русской душе. По этому поводу существует поговорка: "Из нас, как из древа, - и дубина, и икона". Некрасов утверждает, что с этой скорбной Музой он с детства связан "прочным и кровным союзом". Она научила его четко различать добро и зло, сочувствовать человеческим бедам и страданиям, а самое главное, - благословила поэта на его нелегкий путь обличения несправедливости.

4. Композиция стихотворения последовательная.

5. Размер произведения - шестистопный ямб с преобладающей парной рифмовкой.

6. Выразительные средства . Некрасов использует большое количество положительных ("прекрасные", "любящей", "божественно-прекрасной") и отрицательных ("безумном", "плачущей", "ожесточенный") эпитетов. Описание Музы построено на разнообразных метафорах ("подругой любящей","печальной спутницы... бедняков") и олицетворениях ("играла бешено... колыбелью", "шептала надо мной"). В основе стихотворения лежит противопоставление между классической (пушкинской) и реалистической (некрасовской) Музами.

7. Главная мысль произведения заключается в том, что в тяжелые для родины годы поэт обязан забыть об эфемерном счастье и идиллии и посвятить свое творчество всем безвинно страдающим и униженным.

Это стихотворение Н. Некрасов написал в 1877 году, в последние годы своей жизни. Данное произведение - одно из последних поэта. В нем лирический герой Н. Некрасова обращается к своей так называемой Музе. Через монолог с ней он как бы составляет завещание. Завещание последних идей и мыслей.

Стихотворение написано в жанре элегии, т.к. проникнуто настроением траура. Оно передает глубокие личные переживания автора. Стихотворение несет в себе то же амплуа, что и стихотворение А. Пушкина «Памятник».

Главная тема стихотворения - тема поэта и поэзии. Муза - это метафора творчества поэта. Н. Некрасов хочет, чтобы его Муза (его творчество) была признана русским народом. Он считает свою лиру народной и говорит, что его Муза «не даст порваться живому кровному союзу», союзу с народом.

Лирический герой ведет диалог со своей Музой и говорит ей, что их ждёт в будущем. Весь диалог происходит непрерывно, как будто лирический герой пытается закончить свою мысль как можно скорее и не растягивать её. Он спешит перед смертью.

Звучание стихотворения можно считать минорным. Все стихотворение пронизывают скорбящие ноты. Несмотря на то, что стихотворение читается достаточно звучно и громко, чему служит большое количество восклицательных предложений, оно передает грустный мотив уходящей жизни.

Лирический герой - это субъект, который имеет отвлеченный и обобщенный взгляд на мир. Мы можем только сравнивать лирического героя и самого Н. А. Некрасова с друг другом. Как лирический герой пишет свое завещание перед «дверью гроба», разговаривая с Музой, так и Н. Некрасов после написания своего стихотворения умирает. Вероятнее всего Н. Некрасов отождествлял себя со своим лирическим героем.

Муза, молчаливая собеседница лирического героя. Лирический герой говоит ей: «Не плачь! Завиден жребий наш». Читатель понимает, что Муза чувствует переживания по поводу судьбы героя.

Поэт использует четырехстопный ямб, рифма опоясывающая с чередованием мужских и женских рифм. Такой ритм придает музыкальности произведению.

Основная идея стихотворения - подведение жизненных итогов поэта. Н. Некрасов написал достойную эпитафию своему творчеству.

Для нас, потомков Н. Некрасова, это стихотворение не просто заросшая щетинником надпись на могильной плите, не просто предсмертная записка. Для нас «О Муза! Я у двери гроба!» - это бессмертный памятник трудам и поныне великого поэта, который никогда не зарастет сорняками, так как его Муза все ещё «не дает порваться живому, кровному союзу меж нами, честными сердцами»…

О Муза! я у двери гроба!
Пускай я много виноват,
Пусть увеличит во сто крат
Мои вины людская злоба -
Не плачь! завиден жребий наш,
Не наругаются над нами:
Меж мной и честными сердцами
Порваться долго ты не дашь
Живому, кровному союзу!
Не русский - взглянет без любви
На эту бледную, в крови,
Кнутом иссеченную Музу…

Анализ стихотворения Некрасова «О Муза! я у двери гроба!…»

Согласно свидетельству родной сестры Некрасова Анны Буткевич, стихотворение «О Муза! я у двери гроба!..» - последнее произведение, написанное Николаем Алексеевичем перед самой смертью. Неудивительно, что в нем затрагивается тема поэта и поэзии. Именно она была важнейшей для Некрасова в течение всей жизни. Одно из первых ее упоминаний встречается в небольшой зарисовке 1848 года «Вчерашний день, часу в шестом…». В этом стихотворении лирический герой рассказывает о том, как во время прогулки по Сенной площади в Петербурге увидел картину избиения кнутом молодой крестьянки. В последних двух строках он назвал Музу родной сестрой той несчастной женщины. Удивительным образом переплетаются два некрасовских стихотворения, написанных с промежутком почти в тридцать лет. В произведении «О Муза! я у двери гроба!..» транслируется сходная мысль. Некрасов характеризует Музу следующими словами: «бледная», «в крови», «иссеченная кнутом».

Естественно, совпадение, описанное выше, неслучайно. Музу свою Николай Алексеевич сравнивал с крестьянкой, подчеркивая народность собственных стихотворений. Кроме того, он имел в виду трудности, с которыми сталкивался на протяжении всего творческого пути. В разное время критики и официальная цензура находили множество поводов для гонений на Некрасова. Например, после реформы 1861 года его обвиняли в устаревшем подходе к проблемам крестьян. Якобы простой народ начал жить хорошо, а знаменитый литератор почему-то упорно продолжает сокрушаться о его нелегкой доле. Не раз критиковали Некрасова и за преданность социальной тематике. Даже Фет, редко участвовавший в различных публичных полемиках, отказывался считать Николая Алексеевича из-за этого истинным поэтом.

В стихотворении «О Муза! я у двери гроба!..» есть отсылка к еще одному произведению Некрасова – « » (1852). В нем поэт в очередной раз подтверждает верность своей Музе – выразительнице народных чаяний. Союз с ней Николай Алексеевич называет «прочным и кровным». В последнем стихотворении эта мысль несколько видоизменена. Муза становится связующим звеном между поэтом и «честными сердцами». Место прилагательного «прочный», относящегося к союзу, занимает определение «живой». При этом Некрасов не отказывается от эпитета «кровный». Союз с «честными сердцами» необыкновенно важен для Николая Алексеевича. Он служит своеобразным ключом к бессмертию. Поэт жив, пока народ помнит его творчество, пока находит лирика отклик в людских душах.

В начале стихотворения герой говорит, что он «много виноват». Мотив вины стихотворца перед Музой, перед народом не единожды встречается у Некрасова. Николай Алексеевич часто раскаивался, что свой талант направлял не в то русло. Как правило, имеются в виду его произведения, написанные не повелению Музы, а для поддержания существования журнала «Современник», во главе которого он стоял на протяжении почти двадцати лет.

Среди либерально настроенных людей второй половины девятнадцатого столетия творчество Некрасова пользовалось огромной популярностью. Несмотря на это, современники не смогли в полной мере оценить лирику Николая Алексеевича. Столь важная задача легла на плечи литературоведов века двадцатого. Вполне очевидно, что порой Некрасов слишком увлекался остросоциальной тематикой в ущерб художественной ценности стихотворений. Он и сам это прекрасно понимал, прося не включать некоторые свои произведения в сборники. Тем не менее, новизна и оригинальность слога Николая Алексеевича оказали огромное влияние на русскоязычную поэзию.

Урок 2

Тема урока : «Кнутом иссеченная Муза…» -

основные мотивы лирики Н.А.Некрасова

Тип урока: формирование новых знаний

Форма проведения: урок – исследование с применением компьютерной

презентации

Цели урока .

Образовательная : р аскрыть особенности лирики Н.А.Некрасова:

патриотизм и гражданственность, совестливость,

отражение духовного мира крестьянства в его творчестве.

Любовь к

Родине и самоотверженное служе­ние ей, боль за судьбу

народа и вера в его великое будущее в творчестве поэта,

новаторство его поэзии.

Развивающая: развитие логического и образного мышления учащихся,

умения мыслить исторически и системно, умения видеть

художественные явления в их развитии, формирование

Поэтического чутья, культуры чтения.

Воспитательная: воспитание любви к творчеству великого поэта,

любви к Родине, самоотверженному служе­нию долгу;

воспитание бережного отношения к русскому

литературному наследию, родному слову.

Оборудование урока: выставка книг, портреты поэта, альбом

«Н.А.Некрасов. Выставка в школе», компьютерная

презентация «Кнутом иссеченная Муза …»

Опережающие задания : сообщение учащегося: «Стихотворение «Поэт

и гражда­нин»

Методическая цель: личностно – ориентированная ситуация на уроке

Ход урока: знакомство с целями урока и эпиграфом:

Не русский – взглянет без любви

На эту бледную, в крови

Кнутом иссеченную Музу

Н.А.Некрасов. «О, Муза! Я у двери гроба!..»

Спасибо, сторона родная,

За твой врачующий простор!

Н.А.Некрасов. «Тишина»

План урока.

1. Вступительное слово учителя:

2. Основные мотивы лирики Некрасова

3. «Кнутом иссеченная Муза…» Некрасова

( Сообщение учащегося: )

4. тема родины и народа в творчестве

Некрасова

5. «Некрасовская школа»: новаторство поэзии Некрасова

6. Заключение: «В служении сердцем своим и талантом своим народу он

находил все свое очищение…» (Ф. Достоевский)

Проблемные вопросы:

    Каковы основные мотивы лирики Некрасова?

    В чём самобытность и новаторство лирики Некрасова?

    Каково значение лирики Некрасова для русского

общества?

I. Вступительное слово учителя: «Стихи мои, свидетели живые...»

Отношение к поэзии Некрасова всегда было неоднозначным: его упрекали в отсутствии оригинальности, а то и в отсутствии таланта. И при этом его часто цитировали, искали в некрасовской поэзии подтверждения собственным политическим взглядам. Все эти измышления легко перечеркиваются фактами: стихи Некрасова были необычайно популяр­ны (вторая книга, «Стихотворения», выходила пятью изданиями и в 1856 году разошлась огромным для поэтиче­ской книжки того времени трёхты­сячным тиражом). Высокая гражданственность, совестливость, народность, протест протии социальной несправедливости , стремление к общественному переустройству, любовь к Родине и самоотверженное служе­ние ей, боль за судьбу народа и вера в его великое будущее, когда достоинство, честь и гордость поэт ставит выше победы и успеха, – все это нужно было современникам Некрасова. Поэзия Некрасова отвечала их чаяниям, формировала мировоззренческий и общественно-политический выбор, говоря современным языком – формировала менталитет. Некрасов был одним из тех поэтов, кто научил русское общество действовать в согласии с убеждениями вне зависимости от результата, что весьма ценно для русского сознания, вечно замахивающегося на гигантские цели в поиске единого спасения для всех. Стихи Некрасова, действительно стали «свидетелями живыми», родившимися «в минуты роковых душевных гроз» народных страданий, всей жизни России второй половины ХIХ века.

II . Основные мотивы лирики Некрасова

Мотив в лирике это преобладающая интонация, сквозное, проходящее через всю поэзию лирическое чувство.

В лирике Некрасова Можно выделить следующие темы:

а) назначение поэта и поэзии:

живые...»;

б) тема родины и народа: «В дороге», «Орина, мать солдатская», «В

полном разгаре страда деревенская...»; «Несжатая полоса»,

«Размышления у парадного подъезда», «Желез­ная дорога», «Плач

детей», «О погоде».

в) сатира - «Колыбельная песня», «Нравственный человек»;

г) русская природа - «Перед дождем», «Тишина»;

д) призывы к борьбе - «Душно, без счастья и воли...», «Сво­бода»;

е) любовная лирика: «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю

иронии твоей», «Да, наша жизнь текла мятежно», «Застенчивость»,

«Гадающая невеста», «Ты всегда хороша несравненно»;

ж) последние песни - «Друзьям», «Музе», «Осень», «Зине»,

«О Муза, я у двери гроба...».

На данном уроке мы попытаемся раскрыть первые две темы

III. «Кнутом иссеченная Муза…» тема поэта и поэзии в творчестве

Некрасова

    Тема поэта и поэзии традиционна для русской поэзии.

Вспомним пушкинского пророка:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Пушкин призывал «глаголом жечь сердца людей», «лирой пробуждать чувства добрые», Лермонтов в 30-е годы скорбел о том, что голос поэта не звучит более «как колокол на башне вечевой / Во дни торжеств и бед народных».

    Как Некрасов раскрывает тему поэта и поэзии в своем творчестве?

    Что нового поэт внес в эту тему?

К теме поэта и поэзии Некрасов обращается на протяжении всего своего

творчества в таких произведениях, как «Вчерашний день, часу в шестом»,

«Муза», «Элегия», «Поэт и гражданин», «Умру я скоро», «Блажен

незлобивый поэт», «О, Муза! Я у двери гроба…», «Стихи мои, свидетели

живые...».

В названии стихов Некрасова часто употребляется слово «муза».

    Что означает слово «муза»?

Муза [гр. musa ] - 1) в древнегреческой мифологии каждая из девяти

богинь, покровительниц искусств и наук: Урания - покровительница

астрономии, Каллиопа - эпоса, Клио - истории, Мельпомена -

трагедии, Полигимния - гимнов, Талия - комедии, Эрато - любовной

поэзии, Терпсихора - танцев и хорового пения, Евтерпа - лирической

поэзии и музыки; то же, что в древнеримской мифологии камены;

2) источник поэтического вдохновения; творчество поэта в его

отличительных особенностях.

(Словарь иностранных слов. М., «Русский язык», 1983)

    Что же поэту служило Музой?

    Сравните 2 стихотворения на одну тему - «Вчерашний день, часу шестом...» (1848) и «О, Муза! Я у двери гроба…» (1877):

Вчерашний день часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя...

И Музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!..»

«Вчерашний день часу в шестом…»

О, Муза! я у двери гроба!

Пускай я много виноват,

Пусть увеличит во сто крат

Мои вины людская злоба –

Не плачь! Завиден жребий наш,

Не надругаются над нами:

Меж мной и честными сердцами

Порваться долго ты не дашь

Живому кровному союзу!

На эту бледную, в крови,

Кнутом иссеченную Музу...

«О, Муза! я у двери гроба!..»

В чем сходство и различие этих стихотворений?

Вывод: Источник своего вдохновения поэт ищет в народной жизни, среди «униженных и обиженных», среди «терпеньем изумляющего народа». Образ страдалицы - крестьянки переплавляется в творчестве поэта в саму поэзию, «кнутом иссеченную Музу». В 1848 году поэт вел Музу на Сенную площадь, показывал, не гнушаясь страшными подробностями, сцену избиения кнутом молодой крестьянки и лишь затем, обращаясь к Музе, говорил: «Гляди! Сестра твоя родная» («Вчерашний день, часу в шестом...»). В 70-х годах поэт сжимает эту картину в емкий поэтический символ, опуская все повествовательные детали, все подробности:

Не русский - взглянет без любви

На эту бледную, в крови,

Кнутом иссеченную Музу...

«О, Муза! я у двери гроба/..»

2. Сообщение учащегося: «Стихотворение «Поэт и гражда­нин»

Стихотворение «Поэт и гражда­нин» занимает особое место в творчестве Некрасова, оно открывает поэтический сборник 1856 года. Это не только поэтическая программа Некрасова, но и манифест демократической поэзии. В стихотворении резко противопоставлены позиции двух людей: страстная гражданственность одного, равнодушие, уход от общественных интересов другого. Некрасов утверждает, что поэт, отказавшийся от служения обществу, становится бесплодным, ибо иссякает источник, питающий истинную поэзию. Поэт - герой стихотворения - «лежит и ничего не пишет». Когда - то он «без отвращенья, без боязни …шел в тюрьму и к месту казни». Но «под игом лет душа погнулась», поэт изнемог в борьбе и «сложил смиренно руки». Померкли гражданские чувства, а вместе с ними и поэзия...

Второй герой стихотворения - гражданин призывает поэта к гражданственности, призывает поэта стать «отечества достойным сыном».

Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной,

Не будет гражданин достойный

К отчизне холоден душой

Ему нет горше укоризны...

Иди в огонь за честь отчизны,

За убежденье, за любовь...

В споре поэта и гражданина слышатся пушкинские мотивы времен декабристов: «поэт - избранник неба», «глашатай истин вековых», «вещие струны», «сердца благие, которым родина свята», «благо ближнего», «отечества достойный сын»... Поэт и гражданин словно поменялись ролями: гражданин говорит как поэт, ибо он проповедует высокие идеалы, а поэт говорит как человек, погруженный в прозу жизни: «чуть я не уснул», «куда нам до таких воззрений», «вишь куда метнул».

Вывод: Служение родине и народу Некрасов, как и его предшественники, считает главной задачей поэзии. «...В нашем отечестве роль писателя есть прежде всего роль учителя, и по возможности заступника за безгласных и приниженных», - писал Некрасов Толстому в 1856 году, когда было создано стихотворение «Поэт и гражданин ».

3. Анализ стихотворения «Элегия»

    Что такое элегия?

    Почему Некрасов обратился к этому жанру?

(Эле­гия - один из древнейших жанров лирической поэзии, от греческого elegos - жалоба. Обычно в элегиях писали о личных, сугубо интимных чувствах - несчастной люб­ви, грустных переживаниях. Некрасов трансформировал жанр элегии, создав новую разно­видность жанра - социальную элегию, в которой грустные моти­вы переплетаются с гражданской темой. Для поэта не существует грани между личными переживаниями и общественным долгом).

    Что нового внес поэт в изображение народной жизни?

(Народная жизнь в лирике Некрасова 70-х годов изображается по-новому. Если ранее поэт подходил к народу максимально близко, схватывая всю пестроту, все многообразие неповторимых народных характеров, то теперь крестьянский мир в его лирике предстает в предельно обобщенном виде. Такова, например, его «Элегия», обращенная к юношам:

Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая «страдания народа»

И что поэзия забыть ее должна,

Не верьте, юноши! не стареет она).

    С кем и о чем спорит поэт?

Вступительные строки - полемическая отповедь Некрасова распространявшимся в 70-е годы официальным воззрениям, утверждавшим, что реформа 1861 года окончательно решила крестьянский вопрос и направила народную жизнь по пути процветания и свободы.

    Сравните строки из пушкинского стихотворения «Деревня»

и некрасовского стихотворения «Элегия».

Есть ли перекличка тем в творчестве Пушкина и Некрасова?

У Пушкина:

Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,

Здесь рабство тощее влачится по браздам

Неумолимого владельца...

У Некрасова:

Пока народы

( Воскрешая в «Элегии» поэтический мир «Деревни» Пушкина, Некрасов придает и своим, и пушкинским стихам вечный, непреходящий смысл. Опираясь на романтически-обобщенные пушкинские образы, он уходит в «Элегии» от бытовых описаний. Цель его - доказать правоту обращения поэта к вечной теме:

...Увы! пока народы

Влачатся в нищете, покорствуя бичам,

Как тощие стада по скошенным лугам,

Оплакивать их рок, служить им будет Муза...

Дух Пушкина витает над некрасовской «Элегией» и далее. Самые задушевные и любимые стихи поэта - поэтическое завещание, некрасовский вариант «Памятника»:

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил - и сердцем я спокоен...

Авторитет Пушкина нужен Некрасову для укрепления собственной поэтической позиции, включенной в мощную русскую традицию, в связь времен. Отголоски пушкинского стихотворения «Эхо» о драматизме судьбы поэта слышатся и в финале «Элегии»:

И лес откликнулся...

Природа внемлет мне,

Но тот, о ком пою в вечерней тишине,

Кому посвящены мечтания поэта, -

Увы! не внемлет он - и не дает ответа...)

    Какой вопрос, относящийся к жизни России 70-х годов, в этом стихотворении можно считать главным?

(Для Некрасова важнейшим был вопрос - сомнение: откликнется ли народ на его голос, внесет ли его поэзия перемены в народную жизнь?

Продолжая традиции Пушкина, Некрасов в то же время он остается самим собой. Если Пушкин мечтал увидеть «рабство, падшее по манию царя», то Некрасов это уже увидел, но вопросы, поставленные юным Пушкиным в «Деревне», не получили разрешения в результате реформ «сверху» и вернулись в русскую жизнь в несколько ином виде: «Народ освобожден, но счастлив ли парод?»)

    Какие главные качества некрасовской лирики проявились в этом стихотворении?

(В стихотворении Некрасова «Элегия» особенно отчетливо проявилась главная сущность всего его творчества – народность. В служении народу он ви­дит долг поэта: «Я лиру посвятил народу своему...» Неслучайно, «Элегия» была «самым люби­мым и задушевным» произведением поэта.)

Вывод: Так какая же она – некрасовская Муза?

Это Муза высокой граждан­ственности, основанной на «всеобнимающей любви» к Ро­дине, Муза, страдающая и сочувствующая, мученическая, «иссеченная кнутом» и ненавидящая во имя любви:

То сердце не научится любить,

Которое устало ненавидеть

«Замолкни, Муза мести и печали!..» (1855)

В стихотворении «Блажен незло­бивый поэт...» (1852 г.) Некрасов,

противопоставляя незлобивому поэ­ту литератора честного и «злобивого», сформулировал универсальный за­кон своего творчества:

Со всех сторон его клянут,

И только труп его увидя,

Как много сделал он, поймут,

И как любил он - ненавидя!

IV. «Душно, без счастья и воли...» - тема родины и народа в творчестве

Некрасова

1. К теме родины и народа Некрасов относился с особым трепетом : «Каждый писатель передает то, что он глубоко прочувствовал. Так как мне выпало на долю с детства видеть страдания русского мужика от холода, голода и всяких жестокостей, то мотивы для моих стихов беру из их среды»

(Из воспоминаний Панаевой).

Данная тема лейтмотивом проходит через все творчество поэта. Вот только далеко неполный список произведений по этой теме: «В дороге», «Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская...»; «Несжатая полоса», «Размышления у парадного подъезда», «Желез­ная дорога», «Плач детей».

2. Стихотворение «Размышления у парадного подъезда»

Слово учителя: Анализ стихотворения «Размышления у парадного подъезда» (1858) вызывает некоторые трудности тем, что стихотворение широко растиражировано и некий хрестоматийный глянец мешает увидеть его необычайную глубину и художественное своеобразие.

Сохранился рассказ А. Я. Панаевой о том, как было написано это произведение. В тот день, вспоминает она, «я встала рано и, подойдя к окну, заинтересовалась крестьянами, сидевшими на ступеньках лестницы парадного подъезда в доме, где жил министр государственных имуществ. Была глубокая осень, утро было холодное и дождливое. По всем вероятиям, крестьяне желали подать какое-нибудь прошение и спозаранку явились к дому. Швейцар, выметая лестницу, прогнал их; они укрылись за выступом подъезда и переминались с ноги на ногу, прижавшись у стены и промокая на дожде. Я пошла к Некрасову и рассказала ему о виденной мною сцене. Он подошел к окну в тот момент, когда дворники дома и городовой гнали крестьян прочь, толкая их в спину. Некрасов сжал губы и нервно пощипывал усы; потом быстро отошел от окна и улегся опять на диване. Часа через два он прочел мне стихотворение «У парадного подъезда».

Чем в то время ведал министр государственных имуществ? Министр ведал, в частности, землями и крестьянами, принадлежавшими правительству. Казалось бы, самое заурядное событие из тех, что давно примелькались жителям столицы. Но под золотым пером поэта, мимолетная сцена превращается в глубокое размышление о «владельце роскошных палат», о простых «деревенских русских людях», о родной земле.

3. Чтение и анализ стихотворения «Размышления у парадного подъезда»

    Какова композиция этого стихотворения?

    Из скольких частей оно состоит?

(В стихотворении можно выделить 3 части – размышления: о «владельце

роскошных палат» и его будущем, о простых «деревенских русских людях», о судьбе родной земли).

( Перед нами парадный подъезд и в торжественные, и в обычные дни. Его осаждают то раболепствующие чиновники, то курьеры с бумагами, то убогие просители... Автор находит очень емкие определения, в которых звучат и презрение - «одержимый холопским недугом...», и ирония «Так глубоко довольны собой, Что подумаешь- в том их призванье!», и жалость - «А иные просители плачут». Мы слышим робкие просьбы мужиков, «оцен­ку» швейцаром «гостей» и циничный окрик кого-то из барской челяди: «Гони! Наш не любит оборванной черни!» Пышный подъезд становится символом бездушной чиновничьей системы).

    Как поэт описывает крестьян? Какие детали вам показались наиболее выразительными?

(О крестьянах - пилигримах Некрасов говорит торжественно, скорбно и уважительно:

Раз я видел, сюда мужики подошли,

Деревенские русские люди,

Помолились на церковь и стали вдали,

Свесив русые головы к груди:..

Здесь ощутимо меняются интонации авторской речи. Мы чувствуем, что это не просто несчастные, которые пришли просить чего-то лично для себя. «Деревенские русские люди» - посланцы дальних губерний, ходоки из бескрайней, глубинной крестьянской России. На взгляд холопа, они «некрасивы»:

Загорелые лица и руки,

Армячишка худой на плечах,

По котомке на спинах согнутых,

Крест на шее и кровь на ногах,

В самодельные лапти обутых .

Труден был путь этих вечных тружеников и страдальцев, кормильцев и поильцев России, ее подлинных хозяев. Но их останавливает циничный окрик:

Кто-то крикнул швейцару:

«Гони! Наш не любит оборванной черни!»

    О чем говорится в 3 части?

(3 часть - это знаменитая песня - стих «Родная земля!..», где с надеждой и одновременно с глубокой верой поэт спрашивает у народа:

Ты проснешься ль, исполненный сил,

Иль, судеб повинуясь закону,

Все, что мог, ты уже совершил, -

Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил?.. -

Поэт страстно мечтал о времени, когда народ сбросит с себя тяжкие оковы

многовекового рабства, когда родина станет свободной, хотя отчетливо понимал «еще суждено тебе много страдать, но ты не погибнешь, я знаю»).

    Какова интонация этого стихотворения? Меняется ли она

в различных частях стихотворения?

(В стихотворении мы видим мно­гообразие интонаций: трибунная, ораторская в описании парадного подъезда, затем повествовательно-разговор­ная в сцене с швейцаром, гневная в обличении вельможи и столь любимая поэтом песенно-напевная в знаменитой песне-стихе «Родная земля!..»)

Вывод: В 1860 году «Размышления у парадного подъезда» были напечатаны в герценовском «Колоколе» (№61) с таким примечанием: «Мы очень редко помешаем стихи, но так рода стихотворения нет возможности не поместить». Это свидетельство признания значения стихотворения Некрасова для современников, того, что мысли поэта совпадали с настроениями лучших людей того времени, которым была дорога подлинная сыновняя любовь к земле-матери, к народной России, тревога за ее судьбу, за судьбу «за безгласных и приниженных», выраженные в «Размышлениях…» поэта.

4. Слово учителя: Стихотворения «О погоде», «Плач детей» (1860),

Чуткий к чужому страданию поэт не мог пройти мимо контрастов Петербурга. Поэтому с такой болью и состраданием поэт пишет в своих произведениях о несчастном бедняке, который, мучимый голодом, украл калач у торговца, о солдате, несущем под мышкой гроб безвременно умершего ребенка, о смешном Ваньке - извозчике, украдкой чистящем бляхи на сбруе своей облезлой клячи в надежде привлечь седока побогаче (цикл «На улице»). Как болезненный стон, вырываются из груди поэта слова: «Мерещится мне всюду драма». Пишет Некрасов и о «честном бедняке-сочинителе», угасающем на больничной койке, где рядом с ним умирает «старикашка-актер», крестьянине, тоскующем о семействе, покинутом в деревне, и о других несчастных («В больнице»).

Все вокруг в Петербурге «подвалов и чердаков» для поэта:

...сливается, стонет, гудёт,

Как-то глухо и грозно рокочет,

Словно цепи куют на несчастный народ,

Словно город обрушиться хочет.

«О погоде»

Невыносима жизнь бедного городского люда. И особенно страшна она становится, когда наступают холода. Нет спасенья от мороза, безжалостен он к беднякам, молящим о пощаде в надрывающей душу, похожей на вопль песне:

«Уходи из подвалов сырых,

Полутемных, зловонных, дымящихся,

Уходи от голодных, больных,

Озабоченных, вечно трудящихся.

Уходи, уходи, уходи!

Петербургскую голо пощади!»

«О погоде»

Но больше всего страданий выпадало на долю детей, маленьких тружеников, вынужденных с малолетства трудиться в мастерских ремесленников, на фабриках и заводах. Им Некрасов посвятил свое знаменитое стихотворение «Плач детей» (1860), которое, по его словам, «принадлежит в подлиннике одной английской писательнице». Речь шла об одноименном стихотворении английской поэтессы Э. Б. Браунинг. Но Некрасов коренным образом переработал это произведение. «Я имел подстрочный перевод в прозе,- говорил он,- и очень мало держался подлинника: у меня оно наполовину короче. Я им очень дорожу».

«Плач детей», наверное, единственное стихотворение в русской поэзии, где с такой силой запечатлелась картина каторжного труда детей на полукустарных фабриках. Обращаясь к читателям, поэт спрашивает:.

Равнодушно слушая проклятья

В битве с жизнью гибнущих людей,

Из-за них вы слышите ли, братья,

Тихий плач и жалобы детей?

В то время, как «В золотую пору малолетства//Все живое - счастливо живет», маленькие рабы, выбиваясь из сил, целыми днями вертят колеса на фабриках. И нет силы, которая могла бы остановить это ужасное, бесконечное кружение:

Бесполезно плакать и молиться,

Колесо не слышит, не щадит:

Хоть умри - проклятое вертится,

Хоть умри - гудит-гудит-гудит!

Чем более будничны у Некрасова правда и ужасы, тем сильнее и горше скорбь автора. И выражается не только содержанием, но и ритмом стиха:

Только нам гулять не довелося

По полям, по нивам золотым:

Целый день на фабриках колёса

M ы вертим - вертим - вертим!

Колесо чугунное вертится,

И гудит, и ветром обдаёт...

Для Некрасова достаточно одной, точно выбранной детали, чтобы нарисовать такую будничную, но от этого не менее страшную картину. ветра от колеса вполне до­статочно, чтобы возник образ Это одна из особенностей поэзии Некрасова.

V. «Некрасовская школа»: новаторство поэзии Некрасова

Каковы же особенности поэзии Некрасова, в чем заключается новаторство поэта?

    «Непричёсанная, «немытая» натура (по выражению Ф. Булгарина)

становится главной темой творчества Некрасова. Неказистые, незнатные, «низкие» герои – ямщики и бурлаки, Орина, мать солдатская и крестьянские дети населяют поэзию Некрасова

Некрасов нашёл горько- ироническую интонацию, при которой

поэтическая форма оттеняет и подчёркивает прозаичность, грубость,

будничность содержания. Стих поэта близок к обыденной, разговорной

речи, в нем точность газетного факта. «Мало слов, а горя реченька» -

такова речь не только Орины, матери солдатской, но и лаконичная,

нарочито скупая речь самого повествователя.

Подчёркнуто будничная интонация Некрасова, его умение столкнуть

иронию и пафос, а в нужный момент устраниться от комментария,

предоставив работать материалу, заложили основы новой поэтики.

На стыке высокой поэзии и самой обыденной прозы высекается искра

новой поэтики - «некрасовской школы».

    Поэзия Некрасова близка к народному творчеству. Стихотворения Некрасова становились народными песнями не только потому, что в них много фольклорных словечек, приёмов или прямых заимствований, - в народной песне, как и в стихах Некрасова, всегда соседствуют фарс и трагедия, ирония и отчаяние, народный здравый смысл и истинно русская мечтательность.

    Некрасов заявил себя мастером крепко выстроенной фабулы. Почти все его стихи сюжетны . Дав читателю полюбоваться пейзажем (чаще всего унылым, осенним, равнинным), он переходит на очередную больную тему, мрачный или трогательный сюжет, но нигде не выступает чистым лириком, чистым пейзажистом: в основе текста - всегда событие, история. Читателям интересно узнать, что же будет дальше

Эмоциональное воздействие стихов Некрасова в значительной степени

обеспечено широким использованием трехсложных размеров, до того

бывших париями» русской поэзии. В трехсложном размере, особенно

в анапесте, ощутимы разнообразные оттенки живого человеческого

Новаторство поэта заключается в том, что Некрасов создает новые

поэтические формы. Для его поэзии характерно разнообразие

интонаций, афористичность языка, ролевая лирика - «В дороге»,

«Влас»).

Высокая гражданственность, совестливость, народность, идейность,

протест против социальной несправедливости , стремление к

общественному переустройству, любовь к Родине и самоотверженное

служе­ние ей, боль за судьбу народа и вера в его великое будущее

Велико значение поэзии Некрасова. Его лирику высоко ценили

А.Н.Островский, Ф.М.Дос­тоевский, поэты XX в.: В.Б.Брюсов,

В.В.Маяковский, А.Т.Твар­довский.

«Некрасовская школа» так или иначе отозвалась в творчестве поэтов

золотого и серебряного века.

VI. Заключение: «В служении сердцем своим и талантом своим народу он находил все свое очищение…» (Ф. Достоевский)

«Некрасов – целое поэтическое государство, живущее по своим законам», - заметил Р.Гамзатов. Высокая гражданственность, совестливость, народность, идейность поэзии Некрасова способствовали росту самосознания русского общества. Его скорбная и гордая, «кнутом иссеченная Муза» стала символом мужества и достоинства, она врачевала души русских людей, звала «идти в огонь за честь отчизны, за убежденья, за любовь». Ф.М. Достоевский отмечал: «В служении сердцем своим и талантом своим народу он находил все свое очищение перед самим собой. Народ был настоящею внутреннею потребностью его не для одних стихов. В любви к нему он находил свое оправдание. Чувствами своими к народу он возвышал дух свой».

VII. Итоги урока

Д/З: Выучить наизусть и подготовить анализ одного из стихотворений

Некрасова на тему любви по следующим вопросам:

Примерная схема анализа лирического произведения

1. Дата написания.

2. Реально-биографический и фактический комментарий.

3. Жанровое своеобразие.

4. Идейное содержание:

а) ведущая тема;

б) основная мысль;

в) эмоциональная окраска чувств, выраженных в

стихотворении в их динамике или статике;

г) внешнее впечатление;

д) преобладание общественных или личных интонаций.

5. Построение стихотворения:

а) сопоставление и развитие основных словесных образов;

б) какими основными изобразительными средствами иносказания

поль­зуется

гипербола, литота, ирония и т.д.;

в) речевые особенности: эпитет, повтор, антитеза, инверсия,

обращение, восклицание и т.д.;

г) основные особенности ритмики;

д) рифма (мужская, женская, дактилическая, простая, составная...)

и способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая);

е) строфика (двустишье, трехстишье, пятистишье, сонет и т.д.);

ж) звукопись, цветопись.