Диктант лаг лож рос раст ращ. Урок закрепления изученного

Тест по русскому языку на тему "Правописание корней -раст- (-ращ-) – -рос и -лаг- -лож-"для 5 класса.

1. От чего зависит правописание безударных гласных в корнях с чередованием -раст- (-ращ-) – -рос?

а) от ударения в слове

б) от наличия суффикса -а-

г) другое__________

2. От чего зависит правописание безударных гласных в корнях с чередованием -лаг- - -лож- ?

а) от ударения в слове

б) от наличия суффикса -а-

в) от согласной после гласной в корне

г) другое__________

3. Укажите правильное объяснение написания слова ПОЛАГАТЬ

в) в корне пишется гласная А, потому что перед Г и за корнем есть суффикс -А-

г) другое ________

4. Укажите строчку, в которой во всех словосочетаниях на месте пропуска следует написать гласную А:

а) изл..гать мысли, прил..гать усилие

б) пол..житься на товарища, пол..гаться на самого себя

в) распол..житься на ночлег, распол..гаться у костра

г) перел..жить книгу, возл..гать надежду

5. Укажите правильное объяснение написания слова РОСТОК

а) в корне пишется гласная А, так как это слово-исключение

б) в корне пишется гласная О, так как это словарное слово-исключение

в) в корне пишется гласная А, потому что перед СТ

г) другое ________

6. Укажите строчку, в которой во словах на месте пропуска следует написать гласную О:

а) вырос, отр..сль

б) произр..стать, выр..щенный

в) р..стение, отр..слевой

г) р..сток, р..сти

7. Укажите слово-исключение:

а) отр..сти

в) отр..сль

г) р..сток

8. Что объединяет слова «прил..гать, р..сти, выр..щенный»?

а) в корне «о»;

б)в корне «а»;

в) слова-исключения;

г) слова одной части речи.

Проверочная работа «Правописание слов с корнями -раст-//-ращ-//-рос-»

Перепишите слова, вставляя пропущенные буквы. Сделайте графический комментарий.

Зар_сли крапивы, утренняя р_са, выр_щивать огурцы, подр_сший кактус, интересное р_стение, опытный р_стениевод, отр_сль промышленности, маленький р_сток, возр_щать на место, прозрачная р_синка, зар_сли кустарника, высокор_стущее р_стеньице, прор_щивать фиалку, умный Р_стислав, жадный р_стовщик.

В каких словах допущены ошибки? Перепишите слова, исправляя ошибки.

Прирасли, выростить, выращенный, дорасший, разрасшийся, прирощать, возрастание, росток, Растов.

Проверочная работа «Правописание слов с корнями -раст-//-ращ-//-рос-»

Перепишите слова, вставляя пропущенные буквы. Сделайте графический комментарий.

Зар_сли крапивы, утренняя р_са, выр_щивать огурцы, подр_сший кактус, интересное р_стение, опытный р_стениевод, отр_сль промышленности, маленький р_сток, возр_щать на место, прозрачная р_синка, зар_сли кустарника, высокор_стущее р_стеньице, прор_щивать фиалку, умный Р_стислав, жадный р_стовщик.

В каких словах допущены ошибки? Перепишите слова, исправляя ошибки.

Прирасли, выростить, выращенный, дорасший, разрасшийся, прирощать, возрастание, росток, Растов.

1. зал жить
2. р сли
3. изл гать
4. изл жение
5. выр с
6. Р стислав
7. р стительное
8. пор сль
9. отр сль
10. предл гать
11. р сток
12. нар стает
13. изл жить
14. предпол гать
15. сл жить
16. пор сли
17. Р стов
18. ул жить
19. взр щенный
20. р стовщик

1. отр слевой
2. нал гать
3. выр стить
4. р стение
5. разл жение
6. пол жение
7. ср статься
8. Р стов
9. возл жить
10. р стовщик
11. выр щенный
12. зар сли
13. прел жили
14. взр стить
15. сл жение
16. р сточек
17. безотл гательно
18. прил жение
19. прол гать
20. отр стить

1. предл гать
2. Р стислав
3. пол жить
4. предл жение
5. зар сло
6. прил жение
7. пол гать
8. ср щение
9. разр слись
10. выр стает
11. распол гать
12. прил гательное
13. р сточек
14. водор сли
15. ср слись
16. отр сль
17. разл жение
18. нал гается
19. выр щенный
20. Р.стислав

1. предл жить
2. выр сли
3. возр стной
4. р стовщик
5. прор стает
6. предл жить
7. отл жить
8. отр слевой
9. перер сли
10. взр щенный
11. пол гать
12. изл жение
13. прил гательное
14. р сток
15. произр стает
16. пор сль
17. р стение
18. прир сли
19. подл жить
20. предпол гать

Чередующиеся гласные в корнях раст-рос лаг-лож

1. зал жить
2. р сли
3. изл гать
4. изл жение
5. выр с
6. Р стислав
7. р стительное
8. пор сль
9. отр сль
10. предл гать
11. р сток
12. нар стает
13. изл жить
14. предпол гать
15. сл жить
16. пор сли
17. Р стов
18. ул жить
19. взр щенный
20. р стовщик

1. отр слевой
2. нал гать
3. выр стить
4. р стение
5. разл жение
6. пол жение
7. ср статься
8. Р стов
9. возл жить
10. р стовщик
11. выр щенный
12. зар сли
13. прел жили
14. взр стить
15. сл жение
16. р сточек
17. безотл гательно
18. прил жение
19. прол гать
20. отр стить

1. предл гать
2. Р стислав
3. пол жить
4. предл жение
5. зар сло
6. прил жение
7. пол гать
8. ср щение
9. разр слись
10. выр стает
11. распол гать
12. прил гательное
13. р сточек
14. водор сли
15. ср слись
16. отр сль
17. разл жение
18. нал гается
19. выр щенный
20. Р.стислав

1. предл жить
2. выр сли
3. возр стной
4. р стовщик
5. прор стает
6. предл жить
7. отл жить
8. отр слевой
9. перер сли
10. взр щенный
11. пол гать
12. изл жение
13. прил гательное
14. р сток
15. произр стает
16. пор сль
17. р стение
18. прир сли
19. подл жить
20. предпол гать

Буквы З-С в приставках

1 . ра жевать
2. бе покойный
3. Ра каленный
4. во поминания
5. ..дание
6. бе возвратный
7. бе совестный
8. и_.дёргать
9. ..десь
10. и_царапать
11. ра шуметься
12. ..гибать
13. ..густок
14. во_ненавидеть
15. бе толковый
16. ..дешний
17. бе_сердечный
18. и мучить
19. бе грешный
20. и. гиб

1. ра гладить
2. . дание
3. и бавитель
4. ра гребать
5. ..жечь
6. бе смыслица
7. ..гиб
8. и бегать
9. бе чувсвенный
10. бе цельный
11. .делать
12. ра краска
13. ра катать
14. ни вергаться
15. в бежать
16. ..доровье
17. бе звучный
18. .десь
19. ра лепить
20. в хожесть

1. бе зубый
2. и корежить
3. бе страшный
4. ра чертить
5. бе крайний
6. .жать
7. ра жечь
8. ра бросать
9. ра бавить
10. бе численный
11. .брить
12. бе граничный
13. и сохший
14. и сякший
15. и тратить
16. во стание
17. ра гадать
18. .лоба
19. бе вкусный
20. .дача

1. ра бежаться
2. и_корежить
3. бе снежная
4. .доровье
5. и мерять
6. ра цвет
7. .жечь
8. ..давливать
9. бе церемонный
10. во главить
11. ра ческа
12. .дуру
13. бе сонница
14. и следователь
15. .дорово
16. в кипятить
17. и целить
18. в морье
19. .лоба
20. ра ход

Буквы З-С в приставках

1 . ра жевать
2. бе покойный
3. Ра каленный
4. во поминания
5. ..дание
6. бе возвратный
7. бе совестный
8. и_.дёргать
9. ..десь
10. и_царапать
11. ра шуметься
12. ..гибать
13. ..густок
14. во_ненавидеть
15. бе толковый
16. ..дешний
17. бе_сердечный
18. и мучить
19. бе грешный
20. и. гиб

1. ра гладить
2. . дание
3. и бавитель
4. ра гребать
5. ..жечь
6. бе смыслица
7. ..гиб
8. и бегать
9. бе чувсвенный
10. бе цельный
11. .делать
12. ра краска
13. ра катать
14. ни вергаться
15. в бежать
16. ..доровье
17. бе звучный
18. .десь
19. ра лепить
20. в хожесть

1. бе зубый
2. и корежить
3. бе страшный
4. ра чертить
5. бе крайний
6. .жать
7. ра жечь
8. ра бросать
9. ра бавить
10. бе численный
11. .брить
12. бе граничный
13. и сохший
14. и сякший
15. и тратить

16. во стание
17. ра гадать
18. .лоба
19. бе вкусный
20. .дача

1. ра бежаться
2. и_корежить
3. бе снежная
4. .доровье
5. и мерять
6. ра цвет
7. .жечь
8. ..давливать
9. бе церемонный
10. во главить
11. ра ческа
12. .дуру
13. бе сонница
14. и следователь
15. .дорово
16. в кипятить
17. и целить
18. в морье
19. .лоба
20. ра ход

Конспект урока русского языка

в 5 классе по теме: «Буквы О - А в корне ЛАГ-ЛОЖ, РОС- РАСТ-РАЩ»

Тип урока : введение нового знания.

Основные цели:

1)сформировать представление о способе выбора написания О-А в корне ЛАГ- ЛОЖ,РОС- РАСТ- РАЩ

2)научить умению определять написание О-А в корне с чередованием и комментировать условия написания;

3)тренировать умение самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя.

Задачи:

    изучение орфографического правила написания А-О в корнях с чередованием;

    развитие умения сравнивать, анализировать, делать выводы,

    совершенствовать умение работать в группах, парах, индивидуально.

Оборудование: у учащихся – тетрадь, учебник “Русский язык” для 5 кл. под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта, ;

у учителя – видеоаппаратура, словарь Ожегова, грамматические таблицы.

Орг.момент

    Здравствуйте, дети! Не удивляйтесь. Это не Антонина Викторовна так изменилась за ночь. Сегодня урок русского языка проведу у вас я – учитель 4 школы Витюк Владимир Васильевич.

Для того, чтобы привести вас в рабочее состояние, я прочитаю небольшое стихотворение.

2Сегодня мы откроем тайну, ведь в нашей жизни часты чудеса.

Секреты русского языка, ребята, узнаем мы всего за полчаса.

Орешек знанья тверд, но все же Мы не привыкли отступать.

Нам расколоть его помогут Волшебные слова «хочу все знать»

Проверка домашнего задания .

Фронтальный опрос.
На прошлом уроке вы говорили о чередовании звуков и букв в словах.
Что называется чередованием? (замена одних звуков другими в одной и той же части слова).

В каких частях слова (морфемах) может происходить чередование? (корень, приставка, суффикс).

Какие звуки могут чередоваться? (согласные, гласные).

Мотивация

Тема нашего сегодняшнего урока будет способствовать тому, чтобы мы могли сказать это с большей уверенностью.

Сообщение темы

Сегодня на уроке продолжим изучение чередований в корне, только разговор поведем о чередовании гласных. Мы совершим полет к планетам О и А, которые расположены в бескрайных просторах вселенной под названием «орфография»

Тема нашего урока –безударные буквы О-А в корнях с чередованием гласных.

Изучение нового материала
Но сначала мы должны построить ракету, используя свои знания, умения, опыт. Изучая новый материал, мы шаг за шагом смонтируем нашу ракету.

Запишите в тетрадях число и классная работа. Посмотрите на ряд слов.

1) ИЗЛОЖЕНИЕ , ВЛАГА, ЛОЖНЫЙ, ПРЕДЛАГАТЬ, ПРЕДЛОЖИТЬ. РАСПОЛАГАТЬСЯ .

Изложение предлагать

Предложить располагаться

От чего же зависит написание гласной буквы в этих словах? (от последующей согласной)

В учебнике на стр. 100 – прочитайте правило, оправдались ли наши предположения о правописании корней ЛАГ-ЛОЖ.

Корни –лож- лаг- являются чередующимися вариантами одного корня.Безударный гласный в этих корнях произносится одинаково, а буквы пишутся разные: о в корне –лож- и а в корне –лаг-

Первая ступень ракеты построена (На доске крепятся грамматические карточки с корнями, выполненные в форме ракеты)

слайд

А теперь приступим к построению второй ступени ракеты. Я предлагаю кому-то из вас стать на время капитаном нашего космического корабля вместо меня и поработать со следующим рядом слов.

Кто хочет побыть учителем? Как мы работали с прошлым рядом слов?

2) РАСТЕТ ВЫРОСЛА ВРАЩЕНИЕ РОСКОШЬ РАСТВОР ВЫРАЩЕННЫЙ РОСЛИ

Выберите из слов однокоренные слова. Выделите в них корень. Почему в родственных словах разное написание корня? (происходит чередование)

Напишите эти слова в два столбика – с буквой А и с буквой О, выделяя корень

Выросла растет

Росли выращенный

Подумайте: от какого условия зависит написание гласной в этих корнях? (От конечного согласного корня.)

– Сравните ваши размышления с правилом в учебнике. Насколько мы оказались правы? С.101 Корни –рос-раст- ращ- это варианты одного корня. В тех корнях, в которых есть буквы т или щ, пишется А . а если этих букв нет, в корне пишется О

Построена вторая ступень ракеты (На доске крепятся грамматические карточки с корнями выполненные в форме ракеты)

Но не будем забывать о том, что эти правила мы применяем в словах, где в корне безударная гласная. А если гласная стоит под ударением, то пишем то, что слышим – рост, подросток.

Ребята, давайте составим схему, чтобы легче запомнить правило. (Дети проговаривают шаги алгоритма).

(выделить корень;

подчеркнуть согласную корня:

в корне лож \ лаг перед «Г» пишем «А», а перед «Ж» - «О»;

в корне рос \ раст \ращ перед С пишем О. перед СТ и Щ пишем А) –

В чём сходство между правилами о правописании корней –раст- //-рос- // -ращ- и -лаг- // -лож- (написание безударных гласных корня зависит от последующих согласных)

Построена третья ступень ракеты(На доске крепятся грамматические карточки с алгоритмом, выполненным в форме ракеты)

Физпауза

Можем лететь в космос.Выполняйте мои команды

Ключ на старт --есть ключ на старт. (показывают большой палец)

Пристегнуть ремни -- есть пристегнуть ремни (хлопают в ладоши)

Мотор -- есть мотор! (топают ногами)

Первичное закрепление

1)Самостоятельная работа с взаимопроверкой

Свои наблюдения в полете будем записывать в бортжурналах - тетрадях

Поработаем в парах. Выполним упражнение на новое правило из учебника. Один из вас выполняет упр.303, другой – упр.306, а потом вы поменяетесь тетрадями и устно проверите друг друга. Карандашом исправьте ошибки, если они будут. После этого пара поднимет руки, я подойду –посмотрю.

2)– Правил без исключений не бывает. Посмотрите и запомните слова-исключения.

слайд росток, отрасль, Ростов, Ростислав, ростовщик, полог

– Значение каких слов вам не совсем понятны?

. Словарно-орфографическая работа.

Где его можно узнать лексическое значение слов? (В толковом словаре). Обратимся к толковому словарю. Каково лексическое значение слова?

(Индивидуальное задание - находят и зачитывают значение в словаре С.И.Ожегова.)

Полог - слово вошло в русский язык из народной диалектной лексики.

Значение слова полог – вы найдете дома по словарю. Остальные слова посмотрим сейчас

Ростовщик – тот, кто дает деньги в рост, в долг под большие проценты.

Отрасль – 1. Ветвь растения (устар.) 2. Потомок, потомство (устар.) 3.Отдельная область деятельности, науки, производства.

Вспомним исключения из правил, запишем в тетрадь

Росток, Ростов, Ростислав, ростовщик,отрасль, полог

Главное, что нужно запомнить:

Никогда не пользуйтесь проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне!

Отдохнем Физпауза по слайдам

Почему при работе с корнями слов мы должны обращать внимание на их лексическое значение?

(потому что существуют похожие слова, в которых -ЛАГ- ЛОЖ,РОС- РАСТ- РАЩ не являются корнями или эти слова имеют совсем другое значение. И поэтому наше правило о чередовании на них не распространяется.

Нас встречают жители планет А и О –слова, которые мы сегодня учимся писать. Но среди них могут встретится и пришельцы с других планет – слова совсем с другим корнем, другим значением.

У вас лежат карточки с таблицей и набором слов. Поработайте с ними индивидуально самостоятельно.

Задание: распределите записанные ниже слова по трём столбикам. В первый столбик выписывают слова с гласной а в корнях с чередованием, во второй – с гласной о , в третий - слова с другими корнями. Орфограмму выделить, выбор объяснить.

Предл…гать, прил…жение, изл…жение, ул…житься, пол…гаться, изл…гать, отл…жить, влага, флаг, обложка, сложный. предл..жение, распол..гающая пол..г

Исключения

Другие корни

Предлагать полагаться

излагать
располагающая

приложение

изложение

уложиться

отложить

предложение

Р…сти, р…сток, отр…сль, р…стения, пор…сль, разр…слись, Р…стислав, пр…сторы, распр…странять, подр…сли, прор…сти, выр..щенный, возр..ст,

РАСТ- (-РАЩ-)

Исключения

Другие корни

растения

прорасти выращенный

разрослись

подросли

Ростислав

Просторы распространять

Заполните карточки у себя.Два человека работают у доски с карточкой, затем класс проверяет свою работу и работу на доске по эталону
Проверим себя

Творческая работа (в группах).
А теперь мы проверим, дружные ли экипажи. Работать будем в группах. Первые парты разворачиваются ко вторым и экипаж работает с текстом. (Предложен текст с пропусками слов. Попытаться их восстановить, используя слова на изученное сегодня правило. Зачитать получившийся текст и озаглавить его.)

Наш город Торжок ____ на берегу реки Тверца.

Его окрестности удивляют богатой _____.

Кто-то ______отправиться в поход.

Мы аккуратно ______рюкзаки и отправились

по _________ маршруту.

На опушке леса мы стали собирать _____ для гербария.

Справа от нашей стоянки_____ берёзки, а слева ребята увидели ______ шиповник.

Слова для справок : распол..жить, предл..жить, р..стительность, р..сти, предложенный, разросшийся, сл..жить, р..стения.

Домашнее задание

1)пар.38 упр.308 – обязательное

2) и 3) по выбору

2)Составить сообщение о лексическом значении слова «полог»

Ребята, мне бы хотелось, чтобы вы знали, что глагол «ложить» без приставки не употребляется, кроме словосочетания «ложиться спать».

3)Задание: записать как можно больше глаголов с прибавлением приставок к «неправильному» «ложить».

Подведение итогов урока
Самоконтроль и самооценка

Вы довольны уроком?

Кто узнал, от чего зависит выбор гласных в корне –раст- - рос- -ращ-- и -лаг- // -лож? (от следующей согласной0

В чём сходство между правилами о правописании корней –раст- //-рос- // -ращ- и -лаг- // -лож-(нельзя проверять подбором родственных слов, ударением)

Кто запомнил слова-исключения?

Оценивание

Наш полет закончен. Я благодарю вас за хороший урок.

Учитесь с улыбкой. Шутите, учась.

Любая ошибка исчезнет, боясь

Веселой науки и радостных глаз.

Учитесь без скуки, как мы. В добрый час!

65
Корень -лаг- // -лож.
Корень -рос- // -раст- //ращ-.
Корень -скак- // -скоч-.
Гл. 3, § 13.
Поговорим о «корнях жизни»

Тип урока
Коды целей урока

Урок-закрепление
Предметные
Метапредметные
Личностные

8.9 (частично)
2.2.2,
3.3,
4.3.1
1.3.3

Ход урока.
I. Оргмомент. Целеполагание.
– Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с корнями, способными иметь варианты в написании. На прошлом уроке это были корни (подскажите сами). Сегодня Впрочем, угадайте сами. С одной стороны, это корень, без которого не обходится ни одно действие: Туристы (проложили) путь; Ученые (предложили) свою помощь; К памятнику (возложили) венки. Это корень ЛОЖ и его вариант ЛАГ (как его получить?). А с другой стороны, это корень жизни, всякого созревания, развития. Без него не существует ни один живой организм. Догадались? РАСТ и его варианты РАЩ, РОС. Запишем тему урока. Главная цель сегодня – научиться правильно писать слова с данными корнями.

II. Мотивационно-побуждающий этап.
1. Проверка домашнего задания.
1 из учеников на доске делает выписки из упр. 96. В это время другие учащиеся по цепочке объясняют написание слов из упр. 93. Далее проверяются записи на доске.
2. «Орфограф».
3. Объяснительный диктант: Горит восток зарею новой (А.С. Пушкин). Разгоревшаяся заря заиграла на куполах (А.Н. Толстой).
4. Игра «Угадай-ка!»:
Газ, образующийся при сгорании (угарный)
«Сбежавшее» из кастрюли молоко (подгоревшее)
Образуется от пребывания на солнце (загар)
Пирог только что из печки (горячий)
Птица, поющая на заре (зарянка)
5. Устное выполнение упр. 94.
6. Словарная работа.
ПОлог (занавеска, закрывающая кровать сверху и с боков), отрасль (отдельная область науки, производства, сельского хозяйства), росток, ростовщик (человек, который дает деньги под проценты, т.е. в «рост»), Ростов, Ростислав, скачок (скачу, скачи).
Все слова можно списать со стр. 188 – 190 учебника.
7. «Ударник».
ПодрОстковый.

III. Теория.
1. Выполнение упр. 97.
Работа по вопросам:
Что объединяет все эти слова? (они однокоренные)
Чем они различаются? (в корне пишется то О, то А)
Какая позиция для формулировки орфографического правила нам более интересна – ударная или безударная? Следовательно, какие слова мы исключим из рассмотрения как интересующие нас с орфографической точки зрения?
От чего же зависит написание буквы О или А? Помогает ли ударение определить, какую букву писать в корне? Ведь именно так мы поступали с корнями ЗАР – ЗОР и ГАР – ГОР. Давайте возвратимся к схеме на стр. 185 учебника.
2. Чтение правила на стр. 188 учебника.
– Кто же командует правописанием безударных А и О в корнях ЛАГ и ЛОЖ? Можно ли сказать, что одновременно с гласными чередуются в корне и согласные? Какое исключение из правила существует? (см. словарную работу к уроку)
3. Физкультминутка:
В корне ЛАГ пишем А, (Поднимаем руки вверх шалашиком.)
Получается АГА.
Перед Ж пишем О, (Описываем руками круг.)
Это знаем мы давно.
– Какую еще закономерность, не отмеченную в учебнике, можно увидеть в корнях ЛАГ и ЛОЖ? Зависимость от следующего за корнем суффикса А и вида глагола (если речь идет о глаголе).
7. Выполнение упр. 99.
Работа по вопросам:
С какими корнями Вы столкнулись? Выделите их.
Какие гласные в них чередуются?
В п. 2 внимательно всмотритесь в каждый корень: к гласной букве в нем и ее окружению. Сделайте предположение относительно формулировки правила.
8. Чтение правила на стр. 189 учебника.
– Совпали ли Ваши выводы с прочитанным правилом? Как графически более ярко представить правило? РАСТ – РАЩ – РОС. Иначе говоря, СТ и Щ – пишу А, нет СТ и Щ – пишу О. Какие исключения из правила существуют? (см. словарную работу к уроку)
Учитель также предлагает мнемонический прием запоминания всех исключений: Ростовщик Ростислав из Ростова привез росток для отрасли.

IV. Тренинг.
1. Выполнение упр. 98 (первая строчка).
– Являются ли однокоренными данные слова? Какие из них имеют отношение к правописанию корней с чередованием? Предложение, ложь, ложка, сложный, полагать, влага, благо.
2. Диктант с последующей взаимопроверкой: Профессор стал излагать свою точку зрения по данному вопросу, но решил отложить объяснение на потом.
– Образуйте от данных существительных глаголы и составьте с ними словосочетания: положение, приложение, предложение, расположение, предположение.
3. Грамматическая зарядка. Если в корне А, ребята хлопают в ладоши, если в корне О – встают. Бессмысленное предложение, напишут изложение, безотлагательные дела, разложить по полочкам, полагаться на удачу, предполагает помощь, войти в расположение, расположились у костра.
Спишите, обозначьте орфограммы (словосочетания выводятся на экран): произрастает на поляне, обросла водорослями, природа ростовской области, выращенный в теплице, выросли на воле.
4. Выполнение упр. 100 (первые 2 строчки).
– Вставьте пропущенные буквы. Определите время каждого глагола. О чем эти тексты? Что их объединяет и в чем их различие с точки зрения раскрытия темы?
Посадили бережные руки р..сточек в землю. Начала из него р..сти вишенка. Р..стет, подр..стает. Как хочется, чтобы выр..сло пышное деревце! (Этот текст о жизни растений и человеческой заботе о них)
И р..стет ребенок там не по дням, а по часам.
Но царевна молодая между тем р..сла, р..сла, поднялась и расцвела. (Эти тексты о человеческой жизни)
5. Распределительный диктант (в 2 колонки: А и О): растительный мир, сильно подросли, заросли травы, разрастаются во все стороны, срезать ростки, выращенные баклажаны, новая отрасль, растут с цветами, молодая поросль.
6. Устное выполнение упр. 101.
– Найдите «лишние» слова (если в слове нет корня с чередованием, Вы поднимаете руки вверх): растяпа, растолстеть, подрасти, растянуть, росток, роскошный, обращение, приращение.
7. Творческий диктант. Заменить словосочетания 1 словом. Передача содержания текста своими словами – изложение; часть речи, отвечающая на вопрос «какой?», - прилагательное; добавление к журналу – приложение; считать, думать – полагать; пустить росток – прорасти; становиться больше – возрастать; частый кустарник – заросли; сплошь покрыться деревьями – зарасти; стебель растения в самом начале его развития – росток; растение, живущее в воде, - водоросли; побеги, вырастающие на пне срубленного дерева, - поросли.

V. Контроль.

1. Устный контроль. Работа с сигнальными карточками (А или О): предлагать, приложение, заложить, излагать, полог, уложиться, располагаться, разложить, располагающий, расположение, слагаемые, отложить, полагаться; растение, отрасль, заросли, растительный, возраст, произрастать, выросли, отраслевой, расти, приращение, ростки, ростовский, подрастающий.

2. Письменный контроль в форме перфокарты:

1.
положить
налагает
предложение

2.
предлагать
положение
положительный

3.
прилагательное
полог
приложение

4.
вложить
вложение
доложил

5.
заросли
срастись
произрастать

6.
растение
растительность
подросли

7.
подрастают
наращение
Ростов

8.
выращенный
растет
водоросли

9.
отрасль
вырасти
росток

VI. Рефлексия.
– Ребята, как Вы думаете, почему сегодня на уроке мы рассматривали сразу 2 орфограммы? От чего может зависеть написание гласной буквы в корне слова? Приведите примеры.
Учащиеся должны назвать, по крайней мере, 2 случая: написание гласной в корне зависит от ударения (гореть, заря) или от конечной согласной корня (излагать – изложить, расти – росли).

Домашнее задание. Гл. 3,§ 13 (изучить); запомнить словарные слова; 2) самостоятельный разбор теоретического материала на стр. 190 учебника; 3) закончить упр. 98 и 100; 4) упр. 103.
Проекты (по выбору):
1) Проверьте, есть ли в орфографическом словаре на букву Л слова с корнем ЛАГ – ЛОЖ. Какой вывод Вы можете сделать?
2) Ответьте письменно на вопросы, используя в них слова с пропусками букв:
– Какие комн..тные р..стения есть у вас или у ваших р..дных и зн..комых?
– Сколько раз в день пол..гается пол..вать эти р..стения?
– На сколько сантиметров ты выр..с (выр..сла) за последний год?
3) Спишите и дайте толкование нижеуказанным пословицам:
Человек предпол..гает, а бог распол..гает.
Ленивому некогда л..житься, он сидя спит.
Пахарю дремать не пол..гается.
Трудное пол..жение слезами не исправишь.
4) Найти в Интернете изображение пологов. Сделать подборки текстов с употреблением данного слова, а также слов «отрасль», «ростовщик».
5) Соедините глаголы с соответствующими существительными. Составьте рассказ на тему «Обсуждаем проект».

предл..гать
аудиторию

возл..гать
решение

прил..жить
надежды

распол..жить
усилия

6) Прав ли Митрофан Простаков, герой комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», утверждавший, что «дверь» - имя прилагательное, т.к. дверь прилагается к косяку? Какой совет Вы дадите юноше?
7) Что обыгрывает поэт Ф.К. Сологуб в приведенном стихотворении?
«Зачем возрастаю? – Снегурка спросила меня. – Я знаю, что скоро растаю, Лишь только увижу весёлую стаю, Растаю, по камням звеня. И ты позабудешь меня».
8) Образуйте как можно больше слов с корнем РАСТ и ЛОЖ разных частей речи (глаголов, существительных и прилагательных). Подготовьтесь к взаимодиктанту по данным словам (см. задание к упр. 106).


Цели урока: Образовательные: повторить правописании орфограмм «Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова», «Непроизносимые согласные и удвоенные согласные в корне слова»; повторить сведения о простом и сложном предложениях, закрепить умения работать со схемами предложений, правильно расставлять знаки препинания. Развивающие: формировать умение правильного выбора в написании гласных а – о в корнях -лаг- -лож-,-раст- (-ращ-) -рос- ; развивать умение находить слова с чередующимися гласными в тексте и предложении; развивать умение учеников логически мыслить; грамотно отвечать на вопросы; действовать по алгоритму правила; развивать зрительную, слуховую память, на основе запоминания корней и постановки в них гласных букв; Воспитательные: воспитывать у учеников любовь к природе; интерес к окружающему живому миру; с помощью различных методов и средств воспитывать чувство взаимопомощи, сплоченности; Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, слайды, раздаточный материал,






Даны слова. Распределите их в два столбика (на карточках, на доске) (Предложить, изложить, предлагать, расти, расположить, росли, излагать, располагать, выращенный) Изложить - излагать; расположить – располагать; предложить - предлагать; росли - расти, выращенный


Лаг- // - лож--раст- (-ращ-)-рос- В корне – лаг- перед г а Полагать В корне – лож- перед ж о сложение В корне –раст- (-ращ-) перед ст, щ а расти, выращивать В корне –рос- перед с –о росли ИСКЛЮЧЕНИЕ: пологИСКЛЮЧЕНИЯ: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль.


Чередующиеся гласные а-о в корнях -лож- и –лаг- Корни –лож- и –лаг- являются чередующимися вариантами одного и того же корня. Безударный гласный в этих корнях произносится одинаково, а буквы пишутся разные: о в корне –лож- (изложить) и а в корне –лаг- (предлагать) Исключение: полог.


Чередующиеся гласные а-о в корнях –рос-, -раст- (-ращ-) Корни -рос- - раст- (-ращ-) – это варианты одного корня. В тех корнях, в которых есть буквы т или щ, пишется а (расти, выращивать), а если этих букв нет, в корне пишется о: росли. Исключение: росток, отрасль – (1)ветвь растения (уст.); 2)потомок, потомство (перенос.); 3)отдельная область науки, деятельности, производства.) Ростов, Ростислав, ростовщик (тот, кто дает деньги в долг).


Объяснительный диктант Задание: : Правильно запишите слова, рассуждая так: «Пишу букву о, потому что корень –лож-; пишу букву а, потому что корень –лаг-». «В слове росли пишу букву о, так как в корне –рос- нет буквы т или щ; в слове расти пишу букву а, так как в корне –раст- есть буква т; в слове выращенный пишу букву а, так как в корне –ращ- есть буква щ». Выделите графически орфограмму. Предл…гать помощь, сл…жение чисел, являться сл…гаемым, ул…жить спать, южное р…стение, зар…сли тростника, выр…щивать акацию, отр…сли промышленности.


Предупредительный диктант. Задание: записать предложения, объяснить выбор гласных а-о в корнях лож- - –лаг-, -рос- - раст- (-ращ-). Объяснить постановку знаков препинания, выделить грамматические основы предложений. Когда ветер не гуляет по улицам пушистый снег л…житься на землю очень медленно. В зимнюю пору р..стения как будто надели теплую шубу. Лесные звери распол..жились на заснеженной поляне и даже не предпол..гали о надвигающейся опасности.