Не нужно приносить себя в жертву Мужчина, который действительно является достойным, никогда не позволит вам страдать. Свящ

Пожертвовать собой ради мужа - верный способ посеять у себя в сердце недовольство своей жизнью и... потерять любовь дражайшей половины.

Известны ли вам такие имена, как Наннерль Зонненбург, Милева Марич, Наталья Крандиевская? Скорее всего, нет. Потому что эти талантливые женщины пожертвовали своими способностями ради мужчин. Наннерль Зонненбург, в девичестве Моцарт, обладала не меньшими способностями, чем ее великий брат. Историки науки считают, что именно Милеве Марич, супруге Альберта Эйнштейна, принадлежат самые гениальные идеи в его теории относительности. Стихи Натальи Крандиевской, ставшей потом женой Алексея Толстого, были восторженно встречены Буниным, Блоком, Бальмонтом. А сколько еще открытий, изобретений, произведений искусства мы недосчитались, потому что женщина поверила, что ее предназначение - семья.

Общество воспринимает такие эпизоды как должное. А попробуйте предложить мужчине, чтобы он отказался от своего призвания, потому что не выполняет функцию «добытчика» и не приносит столько денег, сколько нужно семье? Ответит так, что мало не покажется.

Рабами не рождаются

Но почему мы сами порой столь охотно приносим себя в жертву любимому мужчине, даже тогда, когда они этого не просят?

Миф о «настоящей» женщине

Ирине в школе очень хорошо давались точные науки, никто не сомневался, что она поступит в институт и добьется больших успехов. Однако отец все время повторял: «Есть настоящие женщины, которые удачно выходят замуж и занимаются домом. И есть "рабочие лошадки", которым мужей не досталось». Сошлись на том, что она поступит в технический институт, где всегда хороший выбор женихов. На третьем курсе, выйдя замуж, Ирина бросила учиться. Сейчас у нее двое детей, и, глядя на своих однокурсниц, лихо сочетающих работу и семью, она все меньше верит в то, что «настоящая женщина» непременно должна сидеть дома.

Страх неудачи

Когда ребенку исполнилось три года, Татьяна решила пойти работать. Коллектив, в который она попала, оказался конфликтным. Татьяна чуть не каждый день приходила домой в слезах. «Ты - домашняя женщина, ты никогда не сможешь работать, - внушал ей муж. - У тебя нигде ничего не получится». Татьяна уволилась, убедив себя в том, что так будет лучше и ребенку, и мужу, и ей самой. Хотя сама не испытывала никакого удовольствия от домашней работы.

Попытка заслужить любовь

Это свойственно очень неуверенным женщинам. Если им довелось выйти замуж, они считают, что теперь по гроб жизни обязаны этому мужчине, и готовы ради него на все, чтобы только он не разлюбил. А робкие мысли, что и она могла бы быть кем-то еще, кроме как служанкой мужа и детей, рассматриваются ею как эгоистичные.

Просто лень

Нередко маску жертвы женщина надевает просто для того, чтобы скрыть свою внутреннюю несостоятельность. Зачем напрягаться, учиться, чего-то добиваться, если можно просто сесть на шею мужчине, отдав ему «всю себя». Такая жертва нужна больше ей самой, чем семье.

Напрасны ваши совершенства...

Большинство жертв, как ни странно, бывают бессмысленными и не приносят пользы ни тому, кто идет на подвиг самоотречения, ни тому, ради кого это делается. Остается лишь горькая обида одного - за напрасные усилия и потерянные годы - и раздражение другого, который чувствует себя без вины виноватым. Почему же так происходит?

Наступив на горло своей песне

Есть, конечно, люди, которые находят счастье в самопожертвовании. Есть женщины, которым достаточно тех эмоций, которые они получают дома. Но большинство из нас все-таки хотят наиболее полно раскрыть свои способности, осуществиться в жизни. И если этого не происходит, возникает обида, сожаление, ощущение, что тебя использовали. Жить с этими эмоциями очень непросто.

В поисках виноватого

Бернард Шоу говорил, что тот, кто начинает жертвовать ради своего любимого, заканчивает тем, что ненавидит его. Почему это происходит? Потому что, жертвуя собой, мы подавляем часть своей личности, а это ничем нельзя компенсировать. Вот тогда и рождаются сакраментальные обвинения: «Ты мне всю жизнь испортил», «Я пожертвовала тебе свои лучшие годы». Даже если вы не выражаете вслух эти мысли, «облагодетельствованный» ощущает вашу внутреннюю агрессию. И от этого возникают скандалы «на ровном месте», взрывы ненависти «из-за какого-то пустяка».

Благими намерениями... Чаще всего наша женщина любит жертвовать собой ради слабого мужчины, ради того, кого надо «спасать» - алкоголика, азартного игрока, вечного безработного. Она содержит своего «несчастного», оплачивает его долги, вызволяет из милиции, ищет новые и новые места работы, где бы он мог «зацепиться». На первых порах человек еще находит в себе силы выразить благодарность: «Ты меня спасла!», «Ты вытащила меня из бутылки», «Без тебя бы я пропал!» Но потом все хлопоты женщины по своему спасению воспринимает как должное: можно самому не напрягаться, «моя меня вытащит!» И получается, что, жертвуя собой ради любимого, мы просто поддерживаем его порок. Оказавшись один на один со своей проблемой, он скорее бы начал задумываться, как жить, чтобы его пагубная страсть к спиртному или играм не унесла его на тот свет.

Насильно в рай

Есть такое циничное выражение: «Не делай добра - не получишь зла». Оно на сто процентов относится к тому, кто жертвует собой ради другого. В конечном итоге никогда «облагодетельствованный» не бывает бесконечно благодарен тому, кто из-за него загубил свою жизнь. Не только потому, что подспудно чувствует вину перед этим человеком. Но и потому, что каждый, даже слабовольный и неприспособленный, хочет сам распоряжаться своей судьбой. И сам прожить так, как хочет, как умеет. И тот, кто насильно тянет его в рай, ломая свою судьбу, вызывает у него лишь злость, обиду и раздражение.

Жертв и разрушений нет

Но ведь есть же, скажете вы, благородные жертвы: та же Анна Сниткина, супруга Достоевского, жены декабристов, мать Тереза? И как быть, если на ваших глазах тонет человек? Сказать: «Спасение утопающих - дело рук самих утопающих»? Разница в том, что во всех этих случаях человек не относится к своему поступку как к самопожертвованию. Он делает то, что считает нужным, не ожидая благодарности и признательности. И испытывает чувство радости, если удалось что-то сделать полезное. Такая «жертва» лишь укрепляет его.

Признаки того, что вы не жертвуете собой:

* Вы действуете, как правило, быстро, почти автоматически, не раскладываете «за» и «против». У вас возникает ощущение правильности ваших поступков, вы чувствуете радость независимо от того, будет ли все это оценено по заслугам.
* Вы поступаетесь своими интересами раз, другой, третий. Но не допускаете, чтобы это превращалось в систему.
* Вы ищете компромисс. Если муж решил переезжать в другой город, потому что там для него более интересная работа, вы предлагаете ему учитывать и ваши интересы. И вместе решаете, что будете делать там вы.
* Если поступок не совершается вами спонтанно, вы просчитываете соразмерность того, от чего придется отказаться вам, и что в результате получает муж и вся семья в целом.
* Стараетесь помогать только тогда, когда вас просят об этом. Ведь часто то, что мы считаем благом для человека, для него вовсе таковым не является.
* Вы ни о чем не жалеете, даже если ваш поступок не привел к тому результату, на который вы рассчитывали.

Его три раза арестовывали, и умер он в тюрьме в 1940-м году. А через год родился я – и отец назвал меня в честь моего деда, которого очень почитал и любил.

В детстве неоднократно случалось, когда мы с мамой приходили к какому-нибудь батюшке, он говорил, что я буду священником. Когда, уже будучи взрослым, я первый раз приехал к известному подвижнику архимандриту Серафиму (Тяпочкину), он тоже сказал, что мне надо быть священником. Я и сам это чувствовал и хотел этого.

С другой стороны, непонятно было, как это осуществить. Дело в том, что я вырос в интеллигентной семье, получил высшее образование, занимался наукой… В те времена в подобной ситуации трудно было представить, каким образом можно быть рукоположенным. В священники не рукополагали без семинарского образования. А в семинарию не брали с высшим светским образованием. Такой вот замкнутый круг.

Шло время. Я был уже кандидатом физико-математических наук, и вот однажды мой духовный отец протоиерей Всеволод Шпиллер сказал, что благословляет меня принимать сан. Он, правда, добавил, что сам не знает, как это может произойти. Однако я полагался на волю Божию и благословение духовного отца.

И все устроилось. Для того, чтобы поступить в семинарию, нужно было уйти из Академии Наук и пойти работать в храм. Все мои знакомые стали спрашивать, могут ли меня взять – истопником, алтарником, уборщиком – кем угодно. Но ни один священник не соглашался, потому что знал, что все рабочие места были под контролем уполномоченного по делам религий – была такая государственная должность. От этого человека в жизни любого прихода зависело очень многое – «гласный надзор» за церковной жизнью был весьма жестким. Все прекрасно понимали, что уполномоченный никогда не пропустит человека с высшим образованием, а тем более – кандидата наук. Священника, пожелай он меня принять, ожидали бы большие неприятности.

Поэтому найти место работы я не мог. В это время священник Николо-Кузнецкого храма отец Александр Куликов, был приглашен в Богоявленский собор для чтения проповеди – тогда был такой обычай: священники разных московских храмов должны были периодически читать проповедь в кафедральном соборе Москвы. После службы отец Александр подошел к старосте собора, Николаю Семеновичу Копчуку, и спросил у того, не нужны ли ему алтарники. И – совершенно неожиданно – Николай Семенович согласился взять на работу кандидата наук. Примерно полгода я проработал в Богоявленском соборе уборщиком алтаря.

– Бросить Академию наук, уйти подметать пол в храм… Сегодня эта история звучит почти как фантастический рассказ, не правда ли?

– Далее события развивались так. В собор нередко приезжал тогдашний ректор Московской духовной академии и семинарии архиепископ Владимир, ныне – Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины. И Николай Семенович попросил его взять меня в семинарию. Владыка согласился, но сказал мне, что я должен подать заявление 31 июля в 16 часов – не раньше. Дело в том, что до четырех часов все документы забирал на проверку уполномоченный. Но в четыре он уходил, а документы можно было подавать до пяти. Это и был мой единственный шанс. Так я и сделал. После подачи документов, по совету Владыки Владимира, я не появлялся дома. Как оказалось, не напрасно: когда в конце августа, уже после зачисления в семинарию, я приехал домой, почтовый ящик был забит повестками в военкомат – меня вызывали на военные сборы. Удивительно, что в течение долгого времени обо мне никто не вспоминал, а тут вдруг я понадобился Вооруженным Силам СССР. Наверное, это было неслучайно.

– Прямо детективная история получается. Но на этом Ваши злоключения завершились?

– Нет. Следующие проблемы возникли в связи с моим рукоположением в священники. Инспектор академии и семинарии, ныне покойный архиепископ Александр (Тимофеев) сказал, что обычным порядком рукоположить меня не удастся. Причина была все та же: документы на рукоположение проверял уполномоченный, который ни за что не пропустил бы кандидата наук. Тем более что меня уже «проглядели», когда я поступал в семинарию. Однако и здесь мы нашли лазейку: Владыка Александр сказал, что во время страстной и пасхальной седмицы документы на проверку не забирают. Но рукоположения из-за этого не останавливали, а просто потом посылали документы постфактум.

Так я стал священником. Уполномоченный был рассержен – он даже запретил на три месяца рукополагать москвичей. Первым после меня был рукоположен отец Дмитрий Смирнов.

Обойдемся без посредников?

– Отец Владимир, один из самых распространенных вопросов о священстве: зачем посредник между Богом и человеком? Ведь же говорит, что человек может и должен сам встретить Христа, и Христос должен жить в его сердце. Как это объяснить?

– Это как раз очень просто. Зачем человеку нужны мать или отец? Разве он не может сам вырасти, воспитать себя, образовать и проч.? Ответ очевиден. Зачем ребенку нужен учитель? Думаю, что ответ и на этот вопрос не вызывает сомнений. В большинстве цивилизаций учитель пользуется огромным уважением и почитанием. И это закономерно.

Если в обычной, повседневной жизни человеку нужны отец и мать, если на его интеллектуальном пути нужен наставник и учитель, то – тем более – для общения с Богом, для духовного пути, для вхождения в духовный мир, неведомый и таинственный – нужен помощник, проводник, поводырь. Для такого пути, для такой – не скажу, науки, но области сердечного знания, духовного опыта, наставник и учитель обязателен.

Как свечка зажигается от свечки, так обычно и сердце человека зажигается верой и любовью к Богу от другого сердца. Каждый, кому удалось в жизни встретить духовного учителя, знает, как это важно. Это жизненно необходимо – найти человека, сердце которого горит верой и любовью. Такая встреча может означать духовный переворот, духовное рождение. Почему о священнике говорят «духовный отец»? Потому что он – подобно отцу физическому – рождает человека в новую духовную жизнь. Как говорил апостол Павел: «Я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» ().

Родить для духовной жизни, для жизни с Богом, привести ко Христу – вот основная задача священника, задача посредника. И в ней нет – и не должно быть – ничего, мешающего общению с Богом. Наоборот. Такой посредник – это не лишнее звено, а необходимое, без которого встреча может и не произойти. Даже перед приходом Христа был посредник – Иоанн Креститель, Предтеча, который готовил народ израильский к встрече со Христом. Почему же сегодня мы должны думать, что нам такие посредники не нужны? У Христа, жившего среди людей и общавшегося с ними непосредственно, были ученики – апостолы. Разве современный человек более готов к встрече с Богом, чем две тысячи лет назад?

Давайте представим, что сегодня нет священников, нет Церкви. Что тогда будет с людьми? Куда и к кому они пойдут?

Кто-то скажет: я могу все сам. Что ж, можешь – попробуй. Но, уверен, ты очень скоро увидишь, насколько это сложно. Неужели жизнь духовная проще, чем таблица умножения или даже высшая математика?

И еще одно важное замечание: священники ведь тоже не сами всё придумали. Они получили благодать по преемству своего служения, у них тоже были – и есть – духовные учителя, наставники, посредники. И это естественный, нормальный путь.

– Каковы, по-Вашему, задачи священника? Что говорит о священническом служении ?

– Священник несет в себе образ Христа. Поэтому служение священника есть служение Христово. А служение Христа было служением священника, царя и пророка-пастыря .

Во-первых, это есть именно служение священническое , посредническое, связующее человека и Бога, небо и землю. В отличие от ветхозаветных священнослужителей, приносивших Богу жертвы, Христос, дабы связать человека и Бога, Сам принес Себя в Жертву. И священник, будучи образом Христа, в своем служении становится жертвой, должен всегда приносить себя в жертву.

Каждый священник должен быть, прежде всего, священнослужителем, то есть – совершителем Таинств. Через него подается благодать Святого Духа для этого мира. Даже Христос крестился в Иордане не Сам, а с помощью Иоанна Крестителя. Так и нам нужен священник для совершения Таинств, через которые человеку посылается благодать Божия, и он входит в таинственное общение с Творцом.

Во-вторых, служение священника есть служение царское . Подобно Христу, Который вел народ, священник является вождем своей паствы. Конечно, вождем в жизни духовной, а не общественно-политической. Священник должен вести народ к Богу, к добру, как власть имущий.

В-третьих, служение священника есть служение пророческое . Это служение проповеди, свидетельства Истины. И здесь священник тоже уподобляется Христу – он должен быть пастырем, то есть являть любовь, заботу, проповедовать слово Божие. Он должен и обличать, и научать.

– А что из перечисленного Вы бы поставили на первое место?

– Все служения священника важны и выделять что-то одно было бы, на мой взгляд, неправильным. Но я бы подчеркнул, что священник в своем служении сам становится жертвой. Это, если хотите, неизбежная закономерность нормального священнического служения. Это может произойти явным образом – во времена гонений на Церковь, или просто в повседневной жизни, когда священник полностью всего себя отдает людям. Это закон жизни. Мир так устроен, что без жертвы ничто доброе не совершается.

Священник обязан это понимать и не должен бояться смерти. Он должен всегда быть готовым пожертвовать собой, потому что он носит в себе образ Христа. И горе священнику, если он забудет о своем призвании, о том, что он вступил на путь служения Богу, и начнет здесь собирать себе богатство, или искать власти, станет уподобляться людям, которые не знают духовной жизни, не знают духовного мира. Тогда горе ему – напрасно он воспринял дар священства. Дар, конечно, трудный и ко многому обязывающий, но в то же время – приносящий столько радости и утешения, столько любви Божией и людской, что настоящий священник никогда не пожалеет о выборе своего пути.

В Русской Церкви есть выразительный обычай: когда совершается рукоположение в священники, то у рукополагаемого епископ снимает обручальное кольцо и кладет на престол – в знак того, что отныне он уже принадлежит в основном Богу, и даже его семья отходит на второй план.

– Мне представляется, что для многих наших читателей такое понимание священства станет откровением. Думаю, что Ваши слова звучат обязывающе не только для духовенства, но и для мирян, которые должны понимать жертвенность священнического пути и всячески помогать священникам. Не так ли, отец Владимир?

– Не хотелось бы говорить на эту тему подробно, но – к сожалению – часто приходится сталкиваться с тем, что многие люди неблагодарны. Нередко легко верят разным наветам на своего духовника, по сути предают его. Меня это всегда поражало: как же так? Ты столько лет знаешь своего духовного отца, он столько для тебя сделал, принимал твои исповеди, молился за тебя, и вдруг ты сразу веришь каким-то сплетням, наговорам, пустой болтовне?!

Но мы живем в падшем мире. И предательство – свойство падшего человека. И как Христос был предан Иудой, как Его в какой-то момент оставили почти все ученики, так и священнику приходится испить эту чащу.

– Но ведь священники – те же люди, как же они могут исполнить служение, которое кажется превышающим человеческие силы?

– Священническое служение требует сверхчеловеческих сил, превосходит все человеческое. Поэтому священство не есть результат заслуг человека, но благодатный дар. Поэтому нужна благодатная помощь Божья, для того, чтобы это служение исполнять.

Конечно, любой священник, будучи человеком, порой испытывает немощь, бессилие. Иногда в отчаянии взывает – как взывал к Богу пророк Моисей: «Разве я родил этот народ, разве могу носить его? Зачем Ты на меня возлагаешь такое бремя, которое я понести не могу?». Священник тоже, чувствуя свою немощь, очень часто взывает к Богу о помощи и говорит: «Я не могу совершить то, что должен. Господи, помоги мне». И эта помощь всегда приходит.

Любой искренний священник может свидетельствовать, что как бы ни был он немощен, как бы ни было ему тяжело и одиноко, но если он помолится от всего сердца во время литургии Богу, то обязательно получает помощь и силу для дальнейшего служения.

Плохой хороший человек

– Батюшка, говорят, что есть хорошие священники и плохие священники. Вы согласны с таким утверждением?

– Хороший священник – это тот, который совершает свое священническое служение с любовью, для которого его служение Богу, людям – это задача его жизни. Служение священника, пастырское служение – это, прежде всего, любовь, милосердие, смирение, кротость. Христос говорил: «Научитесь от Меня, ибо я кроток и смирен сердцем». Прежде всего, священники должны научиться этому. Таких священников стало сейчас меньше, но они есть. Это хорошие пастыри, добрые. Это всегда видно: если батюшку ждет народ, то это о многом говорит. Бывают, конечно, случаи, когда настоящее пастырство подменяется сектантством, псевдостарчеством. Но все-таки обычно человек сердцем чувствует, где добрый пастырь.

– А возможно ли «отделить» священника от «просто человека»? Может ли плохой человек быть хорошим священником?

– Я не думаю, что можно человека разделить на части. Конечно, возможен хороший ученый – и одновременно злодей. Такое бывает. Но священническое служение – это не какое-то ремесло, которое можно исполнять хорошо, будучи нравственно гнилым.

Про священника нельзя сказать – хороший, потому что у него, скажем, красивый голос и поэтому он хорошо служит в храме. Но если в сердце нет любви и верности, то пастырское служение исполнять хорошо невозможно. Народ очень чутко относится к священнику, обмануть людей трудно. Да и зачем обманывать?

В этой связи нужно сделать оговорку: поскольку Таинства церковные совершает Сам Бог, и священник есть лишь проводник благодати, проводник этих Таинств, то его недолжное нравственное состояние не обязательно препятствует совершению Таинств. Но на восприятие, отношение людей дурное поведение священника влияет очень сильно, авторитету Церкви наносит тяжкий урон.

– Не секрет, что в современной жизни часто к священникам приходят с разными вопросами, не только с духовными, но и с бытовыми. Как отличить: сейчас священник рассуждает как пастырь, а теперь – просто рассуждает вместе с тобой? И нужно ли вообще проводить такое отличие?

– Добрый пастырь всегда говорит как пастырь. Он не будет просто так сотрясать воздух, понимая, что слова священника отзываются в душах людей. Пустая болтовня – это совсем неприличное для пастыря занятие.

Священник сам должен обозначить, когда он просто вместе со своим духовным чадом рассуждает о каких-то жизненных вопросах, а когда говорит то, что, на его взгляд, важно исполнить, необходимо сделать. У апостола Павла есть слова, где он подчеркивает, что говорит от Господа, и где – просто от себя. Так и священник должен себя вести.

– Вряд ли приходящие в храм задаются вопросом, нужен или не нужен священник. Но что делать, если не находишь человека, у которого сердце горит любовью ко Христу? Или если сталкиваешься с невниманием, с грубостью?

– Я думаю, что священника нужно искать. Это как в школе: бывают учителя хорошие, а бывают плохие. И от того, что попался плохой учитель, дети обычно не бросают школу или учебу, а ищут хорошего учителя. Конечно, плохой учитель может оттолкнуть, может надолго затормозить обучение. Но все же не нужно отчаиваться, надо искать. А хорошие учителя есть. Можно с уверенностью сказать, что если бы не было хороших священников, то Церковь не стояла бы. Поэтому их можно найти.

– А как искать? Как понять, где, действительно, этот твой священник?

И я уверен, что именно так и надо делать – молиться Богу, прежде всего, просить у Бога и искать. И Бог обязательно пошлет.

– Не секрет, что сегодня, в силу разных причин отсутствует культура церковной жизни. И миряне нередко просто сваливают на плечи священника все свои заботы и попечения – причем далеко не всегда духовного свойства. Просто им не хочется думать, самостоятельно принимать решения. Пусть все за меня решает священник… Правильно ли это? Каково должно быть отношение прихожанина к своему пастырю? Как правильно относиться к священнику?

– Отчасти Ваше утверждение верно. Но только с поправкой: люди, которые хотят все перевалить на священника, одновременно с этим – как бы парадоксально это ни звучало – часто не способны к самому элементарному послушанию. Они хотят избежать ответственности, но не хотят трудиться – по лености, слабоволию, общей расслабленности.

Сейчас таких людей очень много. Как к этому относиться? А скажите, разве в школу приходят уже грамотные дети? Нет. Их учат. Так и к священнику приходит человек, который ничего не знает и ничего не умеет в духовной жизни. И священник будет его постепенно учить. Пусть человек приходит таким, какой он есть. А найти дорогу к его сердцу – это и есть основная задача пастыря. Не причесывать всех под одну гребенку, а любовью открыть сердце каждого человека, нужным для него способом навстречу Богу и Истине.

– Иными словами, здесь не может быть никакого алгоритма. И мы, наверное, не можем сказать читателю: внимание! Сейчас мы вам все объясним – раз и навсегда… Выходит, это – дар Божий?

– Конечно, это дар Божий. Как хороший брак, хорошая семья – всегда дар Божий. Недаром говорят, что браки совершаются на небесах. То есть только Бог может соединить двух людей и сделать их счастливой семьей. Так и в отношениях человека и пастыря. Это дар Божий – когда пастырь дается человеку.

– Отец Владимир, недавно в редакцию пришло письмо читательницы с неприятным, острым вопросом: «От священников люди ждут чистоты нравственной, честности, и желают видеть в них подобие Христа. Но нередко мы сталкиваемся с другим. Я не понимаю, почему Церковь таких священников не обличает? И куда я, столкнувшись с неподобающим поведением священника, могу обратиться с жалобой?» Что бы Вы ей ответили?

– Пожаловаться всегда можно. Епископу. Епископ, в переводе с греческого буквально означает «блюститель», то есть это как раз та высшая инстанция, которая должна наблюдать за порядком, чтобы было все всегда хорошо. Роль епископа в Церкви чрезвычайно велика и важна. Поэтому к епископу всегда можно обратиться с жалобой.

Другой вопрос – когда нужно это делать. Я думаю, что сначала необходимо все очень тщательно проверить. Если окажется, что священником совершается очевидное злоупотребление, то надо сообщить правящему епископу. Покрывать безобразия не нужно.

Чего нельзя делать – клеветать на священника. Это очень большой грех, приносящий вред прежде всего самому человеку. По своему опыту могу сказать, что проще всего – если что-то смущает в священнике – откровенно поговорить с ним. Уверяю Вас, что в большинстве случаев недоразумение разрешится.

В каком споре рождается истина

– В последнее время мы, миряне, сталкиваемся с полемикой между священниками по вопросам духовной, культурной, общественной жизни. А потом в пастве идут разговоры: «Мой батюшка сказал так! – А мой – так!» Возникают сложности, противоречия… В «Фоме» после публикации материалов авторитетных священников нам приходилось сталкиваться с негативной реакцией на эти тексты от других пастырей, не менее авторитетных и уважаемых… Что Вы думаете по этому поводу?

– Это неизбежно. Искать истину всегда очень трудно и мучительно. Апостол Павел говорил, что «надлежит быть и разномыслию между вами, чтобы открылись искуснейшие». То есть уже во времена первых христиан между ними были споры. Нам известно о полемике между апостолами Петром и Павлом. Повторяю, это неизбежно. Поиск истины включает в себя такую полемику.

Здесь, на мой взгляд, важно помнить одну раннехристианскую формулу: в главном – единство, в спорном – свобода и во всем – любовь. Очень важно, чтобы споры, которые служат выяснению истины, проходили в духе любви. Чтобы среди христиан не возникало ожесточения, недоверия друг к другу, подозрительности. Если это – споры в духе любви и в искреннем поиске истины, то они вреда не принесут.

Но если для кого-то его священник становится неким непогрешимым гуру, и такой человек говорит, что-то вроде: «А мне мой батюшка сказал так, и я больше знать ничего не хочу, потому что мой батюшка лучше всех все знает, он абсолютный святой», то это похоже на прелесть – лжедуховное состояние. Никогда никакой священник не может претендовать на то, что вся истина у него в кармане, у него одного, и что он все знает лучше всех. По крайней мере, святые люди никогда так не поступали и в таком духе не высказывались.

– Уверен, что внутренняя жизнь священника практически полностью закрыта для мирян, неизвестна и непонятна. Может быть, поэтому рождаются и некоторые ложные стереотипы?.. Не знаю, уместно ли будет задать Вам такой вопрос, но я хотел бы спросить: что чувствует священник во время исповеди или после исповеди? Мне кажется, что мы, миряне, зачастую даже не задумываемся о том, как это тяжело – выслушивать откровения десятков, сотен других людей…

– Это особый вопрос. Когда человек приходит и по-настоящему, со слезами кается, то совершается Таинство исповеди, которое недаром названо в Требнике вторым крещением. Обычно такой бывает первая исповедь, или покаяние после тяжких грехов, или когда после долгого блуждания человек возвращается в храм. В такие моменты священник чувствует, как через него проходит благодать Божья, исцеляющая и возрождающая кающегося. Это всегда согревает сердце чувством победы, радости, чувством близости к Богу. Радуешься об исцеленном человеке, радуешься, что ты – священник, и Господу угодно было, чтобы это исцеление совершилось через тебя. Думаю, чувства эти похожи на то, что испытывает мать, когда рождается ребенок. Непередаваемое чувство – ощущение счастья, духовной радости…

К сожалению, большинство наших исповедей совершенно другие. Нередко приходится слышать рассказы об ужасных падениях и тяжких грехах, но не видеть настоящего покаяния: человек приходит, он весь сломлен, он весь раздавлен грехом, даже просит помощи… Но не кается по-настоящему. Приходится его убеждать, что нужно покаяться. Это очень тяжело, потому что он не слышит, он не готов, его надо как-то к этому привести… Если в первом случае, когда человек кается, самые страшные грехи преодолеваются, побеждаются, не оставляют этого гнетущего чувства, то во втором случае, когда человек не кается, груз грехов наваливается и на священника и придавливает его к земле. И остается чувство ужасной тяжести.

Это трудно словами передать… Исповедь – самое тяжелое священническое служение… Бывают и другие случаи. Когда люди приходят на исповедь формально, просто для того, чтобы «подойти и что-то сказать». Но при этом сердце у человека остается холодным. Может, у него нет даже больших грехов, но нет и этой горячности сердца, сердечного тепла. Нет больших грехов – хорошо, слава Богу. Но должно быть сознание необходимости духовного роста, духовной борьбы. Пускай не смертные грехи, но есть же у тебя гордыня, чувство алчности и так далее. И все это нужно преодолевать.

Особенно тяжко, когда человек приходит и начинает бранить окружающих вокруг, близких, родных, всех осуждает, и ни в чем не кается. И думает, что это его исповедь. И когда ему говоришь, что это не исповедь, он просто не слышит. От таких встреч остается усталость, сознание неисполненного долга, невыполненного служения. Это похоже на то, как врач лечит больного, но не находит, чем ему помочь.

И, тем не менее, священник должен горячо молиться и за таких духовно расслабленных людей, зная, что любой человек свободен, любой человек может изменить свое сердце, а там, где есть горячее желание меняться, но не хватает человеческих сил – там действует Бог. Невозможное человекам возможно Богу.

беседовал Владимир Легойда

admin

Личностное качество самопожертвование является способностью посвящать собственную жизнь высшим целям, дарить себя человеку или чему-то возвышенному.

Что такое самопожертвование

Самопожертвование – это жертвование собой или собственными интересами во имя других добровольно. Оно бывает осознанное (работники МЧС, военные в бою) и неосознанное (помощь людям в экстремальной ситуации).

жертвенное, чистосердечное стремление защитить других, собственную землю, дом. Подобное намерение выступает итогом чувства , его идеалов и воспитания. Индивид не способен поступать по-другому. Такие личности бросаются на помощь без раздумий, это духовный порыв;
исполнение собственных . Здесь стоит привести пример. Есть люди, которые стремятся попасть в «горячие точки», чтобы спасать там жизни людей. Но зачем им это нужно? Можно подумать, что это стремление защитить Родину. Но на деле они стремятся получить медали и награды за смелость ради того, чтобы ими гордились близкие.

В свою очередь жертвенность в понимании религии выступает добродетелью, которая выражается в чистосердечном стремлении посвятить себя окружающим.

Стремление к самопожертвованию

В людях встроено желание самопожертвования. Это не простое жертвование какими-то материальными благами. Это принесение в жертву собственного избранного пути, собственной энергии, сил, времени. То есть всего, что есть у человека. Высшим проявлением самопожертвования выступает отдача себя самосознанию, развитию разума, достижению чистоты сознания, а также помощь другим в достижении духовности. В виде личностного качества самопожертвование это проявление достоинства наряду с патриотизмом, бескорыстием, добротой.

Самопожертвование обладает женской природой. Первым примером его выступает безоговорочная материнская любовь. Мать стать благополучие ребенка выше всего. Любовь в качестве добровольного рабства предполагает жертвование собой, но самопожертвование – это не отдать жизнь во имя любви. Это абсолютное желание служить любимому человеку.

Проблема самопожертвования

Считается, что готовность жертвовать собой за основу использует любовь. Мощные чувства заставляют людей совершать подвиги: одни посвящают себя бескорыстно половинке, другие отдаются любимому делу. Но эксперты уверены, что подобная теория ошибочна.

Проблемой самопожертвования выступает непривлекательность причин, вызывающих данное желание. В жизни стремление жертвовать собой порождают другие чувства: страх и сомнения. Последние становятся причиной потери ощущения силы и уверенности. Подобные люди уверены, что их личность ничего не значит, они не готовы совершить поступки, потому живут проблемами и достижениями другого человека. Кроме того, они уверены в личных неудачах, потому считают, что снисхождение им недоступно. Результатом такого мнения выступает самопожертвование собой. Этим способом люди пытаются получить расположение, признание.

По этой причине часто смыслом самопожертвования выступает не искреннее желание пренебрегать своими интересами, а простое манипулирование людьми для достижения внутренней цели. Страх в виде главного мотива жертвенности появляется из-за .

Примеров из жизни есть немало: дети, которые вырвались из-под душащей опеки матери, забывают о ней; жены, которые отказались от реализации себя ради семьи, оказываются одинокими или терпят неуважение мужа. От таких индивидов можно часто слышать жалобы, что они делали все ради других, но в итоге ничего не получили. Но их не просили о таких жертвах, их действия – собственный выбор.

Осознанное самопожертвование – это понимание человеком жертвы, ее сути, цели и ценности. Солдат, когда прикрывает собой других или идет на врага, осознает, что это станет причиной его смерти, но его действия спасут других. Именно это жертвование собой называется героизмом.

Жертвование не слишком опасно, если относится к одной семье или коллективу, т.к. его пагубное влияние не слишком глобально. Но если оно касается интересов целой страны или общества, то результат будет плачевным. Нередко основой действий террористов-суицидников выступает проблема самопожертвования. Их аргументы основываются на любви к Родине, религии.

Чем опасно самопожертвование

Первое, что приходит на ум при произнесении слова «самопожертвование» – нечто возвышенное. Это отказ от себя ради высших целей, жертва собственными интересами во имя более ценного. Но Лев Толстой говорил, что наиболее обидным выражением эгоизма выступает самопожертвование. Чем оно опасно? Что имел в виду Толстой?

Славянскому народу присуще самопожертвование, мы не являемся индивидуалистами. Помимо этого, у нас поощряется стремление приносить себя в жертву. Но случается, что жертвование собой – это стиль существования, оно обретает необычные формы.

Считается, что жертвование собой во имя любимого – показатель хорошего тона. Нам приводят в пример декабристских жен, а родителям не оставляют выбора вовсе – они обязаны делать все ради детей, подчиняя себя их желаниям. Да, любовь – это не эгоизм, но зачем кому-то страдать? Так ли нужны жертвы?

Как уже упоминалось, базой самопожертвования не всегда выступает любовь. Часто его основой и . Человек уверен, что он не достоин признания и любви, потому завоевывает их. Самопожертвование становится элементом манипуляции. Личность читает себя не настолько хорошей, чтобы рядом с ней вторая половинка осталась просто так, потому требуется приложить недюжинные усилия. А боязнь здесь того, что человек, ради которого совершается жертва, уйдет.

Но негатив не только в этом, чем дальше личность идет в стремлении отдать себя, тем страшнее заканчивается история. Вокруг существует много примеров того, как люди не оценивают подобные жертвы. Но предателями их называть нельзя. Если другой человек добровольно отказался от чего-то, то рано или поздно он услышит вопрос, зачем он это делал, кто его просил.

По этим причинам жертвование собой считается проявлением эгоистичности. Человек ведет себя так, как считает верным, не учитывая мнение других людей об этом. Но он также требует благодарности за свои действия. Не получая этого, он чувствует обиду. В итоге возникает ненависть к тому, ради которого совершалась жертва, кому она оказалась ненужной. Человеку требуется оставлять право выбора, нужна ему эта жертва или нет, отказаться от нее или принимать.

Но, как же альтруизм, отречение от себя? Жертвование собой, конечно, имеет право существовать. Ведь каждый решает, что делать и как себя вести. Главное, не ждать признания за собственные действия, тогда вы не совершите поступков, направленных на удовлетворение внутренних потребностей за счет других.

Чем объясняется самопожертвование

Эксперты психологии отмечают, что на самопожертвование способен не каждый человек. Чем объясняется феномен самопожертвования? Исследователи уверены, что это качество передается на генном уровне. Иными словами, подобное стремление посвящать себя окружающим закладывается генетикой.

Помимо этого, в развитие данного личностного качества вклад вносит воспитание. Ребенок, видя действия родителей, считает их правильными.

Но часто недостаток любви в раннем возрасте становится причиной, толкающей на жертвование собой в . Люди, которых «недолюбили» в детстве, способны пожертвовать своим интересами ради признания, гордости родителей.

Так что самопожертвование объясняется желанием получить похвалу, доказать что-то обществу, получить признание, знаменитость. Помимо этого душевные порывы спасти другого человека, природное желание защитить слабого, бескорыстные порывы помочь окружающим тоже выступают причиной стремления жертвовать собой.

1 апреля 2014, 17:05

Никогда не приносите себя в жертву реальности

Присмотритесь к окружающему миру и людям. Заметьте, как все функционирует, обратите внимание на ту совокупность элементов, которую мы называем реальностью. Какой бы она ни была, не позволяйте себе оказываться ее жертвами. Жизнь на нашей планете течет вполне предсказуемым образом; то же самое можно сказать и о живущих на ней людях. Истинными не-жертвами можно считать тех, кто не является постоянным участником бесполезной борьбы и плывет по течению, а не против, тех, кто спокойно любит и получает удовольствие от живущих рядом.

Наблюдаемая вами реальность может оказаться весьма интересной, если вы остановитесь и понаблюдаете за ней. Скажем, если вы попадаете в пустыню, там будет жарко и пыльно. Конечно, при желании можно попытаться мысленно бороться с этим, жаловаться на обстоятельства и т. п. - в пустыне все равно останется палящий зной. А можно посмотреть на все другими глазами и начать радоваться тому, что пустыня такова, какова она есть. Можно порадоваться цветку кактуса, увидеть парящего в небесах ястреба, снующих повсюду ящериц. Есть множество способов оценить пустыню, если вы не сочтете для себя лучшим называть окружающее скучным, жаловаться на жару, жалеть, что попали сюда, и делать прочие глупости, позволяя реальности делать из себя жертву.

Бурю или ураган можно переживать множеством способов. Можно бояться их, прятаться, проклинать - и каждая из этих реакций лишит вас возможности пережить этот момент своей жизни наиболее полно. А вот если во время урагана вы «пуститесь на волю волн», почувствуете его, прислушаетесь к нему, восхититесь необычностью ситуации, все будет по-другому. Когда буря закончится, можно настроиться на хорошую погоду, понаблюдать за движением облаков, их формой, но главное - постоянно ценить реальность каждого момента.

Точно так же можно войти в стихию какой-нибудь вечеринки, собрания и вечера, балета, футбольного матча, а то и просто трапезы.

Какой бы ни была реальность - а вы способны увидеть многие ее нюансы, если решитесь на это, - можно испытать восхитительные ощущения, но если не будете настраиваться на хорошее или начнете рассуждать о нереальном - все может происходить и по-другому. Здесь стоит задуматься о логике. Насколько все-таки глупо расстраиваться, если само по себе расстройство ни к чему не приводит!

Генри Дэвид Торо, находясь в Уолден-Понде, написал: «Я никогда не помогал физически солнцу всходить, но при этом, несомненно, важно было хотя бы присутствовать при этом». В этом и состоит отношение к жизни не-жертвы. Присутствуйте и наслаждайтесь. Остановитесь, оглянитесь! Подумайте, насколько все-таки глупо расстраиваться из-за того, что жизнь идет так, как она идет. И не обманывайте себя. Для среды или понедельника не важно, нравятся они вам или нет, - они так собой и останутся. Ваши суждения могут принести вред лишь вам самим!

Из книги Дар психотерапии автора Ялом Ирвин

Глава 47. Никогда (почти никогда) не принимайте решения за пациента Несколько лет назад Майк, тридцатитрехлетний врач, консультировался со мной из-за неотложной дилеммы: у него было временное совладение на побережье Карибского моря, и он собирался поехать туда на месяц в

Из книги Нить Ариадны, или Путешествие по лабиринтам психики автора Зуева Елена

В-жертву-приношение Жертва. Эту роль человек выбирает себе сам. Она сочетает в себе и жалость, и агрессию. У исполнителя данной роли как будто отсутствует право на получение удовольствия, что вызывает жалость окружающих. А когда отнимается базовое право, неизбежно

Из книги Секреты о мужчинах, которые должна знать каждая женщина автора де Анджелис Барбара

Ошибка № 2 Женщины приносят себя в жертву и ставят себя на второе место после мужчины, которого любят Вы несколько часов подряд готовили обед своему спутнику - филе камбалы под миндальным соусом. Вы уже собираетесь ставить на стол две тарелки, когда вдруг обнаруживаете,

Из книги Психология победы [Секреты подготовки олимпийских чемпионов и преуспевающих бизнесменов, или 24 часа в твою пользу] автора Кутовая Елена Ивановна

Глава XX Девять основных причин, которые удерживают тебя от занятий по моей методике, или Никогда не говори никогда! Я знаю, какие доводы вы мне приведете.1. Я слишком занят (в сутках всего 24 часа – это 1440 минут, а на занятия необходимо выделить аж 15 минут, и еще – посчитай,

Из книги Правила, которые стоит нарушать автора Темплар Ричард

Из книги Правила. Законы достижения успеха автора Кэнфилд Джек

Не сдавайтесь никогда, никогда, никогда Во время вьетнамской войны компьютерный миллиардер из Техаса Х. Росс Перо решил сделать рождественский подарок каждому американскому военнопленному во Вьетнаме. По словам Дэвида Фроста, который и рассказал эту историю, Перо

Из книги Опыты исследования личной истории автора Калмыкова Екатерина Семеновна

Анализ в кредит: уступка реальности или бегство от

Из книги Путь наименьшего сопротивления автора Фритц Роберт

Ваше представление о реальности может не соответствовать реальности Однажды художник и педагог Артур Стерн повел нескольких учеников в Риверсайдский парк Нью-Йорка. Подойдя к реке, он показал им три сооружения на другом берегу реки Гудзон: многоэтажный жилой дом,

Из книги Как избавиться от комплекса жертвы автора Дайер Уэйн

Ваше представление о реальности может мешать восприятию реальности Итак, люди часто видят не реальность, а свое представление о ней. Они видят не то, что у них перед глазами, а то, что ожидают увидеть. Концепция – вещь полезная, когда вы формируете видение о творении,

Из книги Правила жизни от Альберта Эйнштейна автора Перси Аллан

Никогда не ставьте себя выше кого-либо по значимости Если вы всерьез решили сделать «действия с позиции силы» своим жизненным кредо, вам следует покончить с практикой ставить других выше себя по значимости и достоинствам. Подобная практика является прямым указанием на

Из книги Как быть счастливым всегда. 128 советов, которые избавят вас от стресса и тревоги автора Гупта Мринал Кумар

Бесконечно копаясь в собственном прошлом, вы сами превращаете себя в жертву Итак, ссылки на прошлое могут использоваться другими людьми с целью манипулировать вами по своему усмотрению, но и вы сами можете нанести себе немалый ущерб тем же оружием. Не исключено, что,

Из книги Руководство по выращиванию капитала от Джозефа Мэрфи, Дейла Карнеги, Экхарта Толле, Дипака Чопры, Барбары Шер, Нила Уолша автора Штерн Валентин

Глава 8 Как отличать суждения о реальности от самой реальности Все сущее живет независимо от вашего мнения о

Из книги Вас ожидает жизнь автора Грэбхорн Линн

50 Тот, кто никогда не ошибался, никогда не испытывал чего-то нового Метод проб и ошибок является основным в науке – так же, как обучение. Без ошибок, без познания неизвестного невозможна эволюция. Предприниматель и основатель «Майкрософт» Билл Гейтс сказал:

Из книги автора

Из книги автора

Внутренний свидетель поможет вам никогда не выходить из себя Если вы сделаете свое глубинное Я свидетелем всего, чего бы то ни было, вы больше никогда не «выйдете из себя», не потеряете спокойствия и в буквальном смысле слова присутствия духа. Потому что одно из основных

Из книги автора

Никогда, никогда не смиряйтесь с реальностью! Принято считать, что реальность – это то, что окружает нас, то, что мы видим и переживаем. Так учили родители, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Бессчетные поколения формировали и поддерживали это убеждение.

«Любить иных тяжелый крест…»

«Любить иных тяжелый крест…» Существует такое мнение, что в паре один человек любит, а другой всего лишь позволяет себя любить. Но разве не могут два человека любить друг друга одинаково? Быть вместе по взаимной симпатии, на равных позициях? И какой вариант всё-таки лучше в отношениях: быть любимой или любить самой? Возможно ли отыскать в чувствах «золотую середину»?

Некоторым женщинам определенно везет в выборе партнера, спутника жизни, они как-то легко находят себе хорошего, подходящего мужчину, который умеет ценить свою любимую, уважать её, заботиться о ней. Но встречаются и такие женщины, которые постоянно связывают свою жизнь с «подонками, негодяями, мерзавцами и козлами» (это по словам всё этих же обиженных женщин). При этом они влюбляются в этих «козлов» по уши и начинают с завидным упрямством отравлять себе жизнь.

Почему так происходит? Ведь каждая из нас, женщин, сознательно делает свой выбор, никто ведь не тащит вас за руку именно к этому «козлу», вы сами начинаете строить с ним отношения. И получается, если рядом с вами «козел», то кем тогда являетесь вы сами?

Если вы хотите видеть рядом с собой короля, значит, сначала станьте королевой!

Научитесь ценить себя!
Мужчины невооруженным взглядом видят женщин, готовых ради них на жертвы. И многие из мужчин этим благополучно пользуются. Если женщина не научиться любить, уважать и ценить себя, то ей постоянно будут встречаться такие мужчины, которые будут пользоваться ею и самоутверждаться за её счет. Поэтому очень важно каждой женщине научиться ценить себя и понять, что она достойна всего самого лучшего в этой жизни.

Не нужно приносить себя в жертву
Мужчина, который действительно является достойным, никогда не позволит вам страдать. Он постарается сделать всё, чтобы вам было хорошо рядом с ним. Это он будет готов совершать ради вас подвиги, красивые поступки, будет всеми своими силами оберегать вас, защищать и делать всё для вашего счастья, комфорта и спокойствия. Из-за такого и поплакать не грех, но как известно: «Ни один человек на свете не достоин ваших слез, а тот кто достоин - никогда не заставит вас плакать».

Не проливайте свои слезы из-за недостойных мужчин, не стоят они этого.

Это не значит, что нужно лишь принимать любовь, ничего не отдавая взамен. Совсем нет. Любить нужно и отдавать частицу своей души тоже нужно, но лишь тому, кто этого достоин. Не тому, кто вас не ценит, считая себя центром Вселенной и наплевав на ваши чувства, а тому, кто дорожит вами искренне.

Беда многих женщин в том, что они слишком уж жертвенны, с ними обращаются неуважительно, а они это терпят, ещё и находят оправдания своим мужчинам. Привязываются к ним ещё больше, смиряясь со своей женской долей, переставая уважать себя. Это напоминает мне какую-то собачью преданность. Например, заведет себе какой-нибудь пьяница собаку, бьет её, унижает, а она всё равно лицо и руки ему лижет и ходит за ним по пятам. И хоть бьет он её порой сильно и жестоко, она всё равно остается рядом, лишь жалобно поскуливая, и всё терпит, и всё прощает.

И если вы будете вести себя, как эта несчастная собака, вам именно такой жестокий хозяин и достанется. Необходимо повышать свою самооценку. Важно определить для себя, какой мужчина вам нужен, какие качества вы хотите в нем видеть? За что его можно любить и ценить? И достоин ли он ваших слез и нервов?

Не делайте из мужчины «костыль»
Ещё одна большая ошибка многих женщин в том, что без мужчины они не чувствуют себя полноценными. Опираясь на мужчину, как на костыль, есть риск разучиться ходить самостоятельно.

«Любимый должен быть не костылем, а спинкой дивана. Я могу сидеть прямо, имея свой внутренний стержень, я не упаду, я самостоятельна, но я знаю, что у меня за спиной есть опора, если я устану, я могу облокотиться на неё, у меня есть надёжный тыл», - эти слова принадлежат обычной девушке, которая сделала такие выводы после разрыва с любимым человеком. А расстались они именно потому, что она полностью посвятила и отдала себя ему, зациклилась на этом мужчине, отказавшись от всех своих интересов и увлечений, растворившись в любимом и почти потеряв себя в нем. Он не оценил. Потому что любому человеку нужно научиться любить и уважать в первую очередь себя, быть цельной личностью, а не половинкой кого-то или чего-то.

«Плохие мужчины делают женщину сильной, а хорошие счастливой»
Безусловно, чаще всего мы учимся на собственных ошибках, на собственном опыте. Выбираем сначала «плохих», потому что и сами ещё не достаточно хороши, мудры и самодостаточны, и эти «плохие» являются своего рода нашими учителями, заставляют переосмыслить что-то и измениться. И бесполезно говорить влюбленной женщине, когда она выбирает очередного «козлика»: «Открой глаза, он тебе не пара. Ты достойна лучшего», потому что в данный момент ей кажется, что именно он способен «причинить» ей счастье. Что ж, это личный выбор самой женщины, протестовать тут бессмысленно. Пусть пробует, учится на своих ошибках, к тому же ведь и счастье какое-то время действительно будет. И воспоминания останутся, жаль, не всегда приятные.

Любить мужчин, конечно же, нужно, потому что женское сердце без любви черствеет, засыхает, как цветок без живительной влаги. Но если этот цветок заливать водой, он тоже погибнет, поэтому во всем важна мера. И её можно и нужно отыскать, эту самую золотую середину.

Любить и быть любимой - это естественное состояние женщины. Но всё-таки позволяйте мужчине быть мужчиной, дайте ему возможность проявлять свои чувства, свою нежность и заботу по отношению к вам. Позволяйте любить себя и любите сами, но только не кидайтесь «в омут с головой» - ни к чему хорошему это, как правило, не приводит.