Что носят еврейки. Еврейский национальный костюм (фото)

Кто сможет назвать основную примету, чем отличаются от других народов евреи?

Национальный костюм. Описание его и будет представлено вашему вниманию в статье, так как именно одежда всегда выделяет еврея из толпы.

Евреи – народ западносемитской группы, родственный арабам и амхарцам (эфиопам).

Да, как это ни покажется странным, вечно воюющие и недолюбливающие друг друга арабы и евреи – близкие родственники, примерно как русские с поляками.

Однако религия, культура в целом и одежда в частности у этих народов совсем не похожи.

Традиционная одежда евреев весьма колоритная и выделяет представителей этой нации из толпы.

Людям современным и далёким от религии – а манера евреев одеваться целиком основана на религиозных представлениях – она может показаться нелепой и какой-то старомодной, «анахроничной».

Черные сюртуки, шляпы, пояса – эти предметы еврейского костюма стали «визитной карточкой» настоящего иудея. Чуть менее известна ермолка – круглая шапочка.

Однако это далеко не все детали еврейского гардероба.

Фото в статье демонстрирует нам образ настоящего еврея, одетого по всем правилам его народа.

Еврейская идеология в одежде

Национальные костюмы народов евреев уходят своими корнями в глубокую древность.

На протяжении веков они постоянно менялись, и причина тому – желание евреев замаскироваться (ведь во многих странах им было запрещено жить вообще или позволялось селиться в строго отведенных местах) или ассимилироваться.

Последняя тенденция появилась в начале XІX века: образованные представители еврейского народа решили поменять свой традиционный наряд на европейскую одежду; они стали одеваться по моде тех времён – так в еврейский обиход вошли те самые длинные чёрные сюртуки и шляпы.

Позднее данный стиль «законсервировался» и стал одним из вариантов «традиционного еврейского» одеяния, в то время как во всём остальном мире он вышел из моды.

Но в этом преображении есть определённый смысл – национальный, идеологический и даже религиозный.

Его принцип отражён в расхожем анекдоте.

Якобы в начале XІX века один из таких образованных евреев подошёл к раввину, вроде бы хранителю древнего благочестия, и, решив его «подколоть», спросил: «Ребе, а во что одевался праотец наш Авраам?».

Раввин невозмутимо ответил: «Сын мой, я не знаю, во что одевался Авраам – в шёлковый халат или штраймлу; но я точно знаю, как он выбирал себе одежду: он смотрел, как одеваются не евреи, и одевался иначе».

Действительно, испокон веков евреи стремились отличаться от всех остальных народов и делали это с бóльшим фанатизмом, чем все остальные восточные народы.

Языческую религию евреев до сих пор упорно отказываются именовать «язычеством» (хотя, если строго по науке, настоящим «язычеством» можно признать разве что еврейскую веру, поскольку она практически не претерпевала смешения с инородными культами).

Еврейская музыка, кулинария, поведение, одежда – всё это должно быть всегда не похожим на окружающее, но как именно это должно выглядеть, дело десятое.

Даже кашрут – список кулинарных (и не только) догматов – многие ортодоксальные евреи толкуют только так: «Кашрут был введён для того, чтобы отличить еврея от не еврея». Точно так же с обрезанием…

Поэтому нет ничего удивительного в том, что западноевропейский костюм начала позапрошлого века сегодня официально считается традиционной еврейской одеждой.

Национальный костюм евреев в России может показаться чем-то странным и необычным, но это традиции другого народа, которые нужно уважать.

Ермолка

Это та самая круглая шапочка.

Евреи из бывшего СССР привыкли считать, что её название образовано от русского имени Ермолай. Но когда они приезжают в Израиль, местные жители им объясняют, что шапочка так называется от выражения «йерэ малка» - «боящийся владыки». То есть ношение ермолки, по идее, означает, что её владелец глубоко и свято верит в Бога.

Как выбрать ермолку?

Выбор ермолки – задача не такая простая, как кажется непосвящённым. В израильских магазинах они продаются как обычные шапки – на полках разложены ермолки самых разных размеров, материалов, цветов и фасонов. Однако какую именно выберет покупатель – зависит от особенностей его вероисповедания и душевного настроя. Например, хасиды не признают бархатные и вязаные ермолки. Религиозный еврей приобретает шапочку того фасона, которую носят в его общине. Это тоже отражение принципов иудаизма: сторонним наблюдателям он кажется монолитным, единообразным культом, но на самом деле он разделён на десятки течений, различающихся догматами, правилами, одеждой и т. д. Отношения между многими течениями далеко не дружеские.

Накидка

Национальный костюм евреев включает в себя накидку. По-еврейски она называется «талит катан» или «арбеканфес». Как и ермолка, это тоже обязательный атрибут еврейского костюма. Он представляет собой кусок четырёхугольной материи с отверстием для головы и четырьмя кисточками (цицит) по краям. Накидка может носиться под одеждой или надеваться сверху, как рубаха, но кисти всегда расположены поверх брюк. Каждая кисть имеет восемь нитей. Здесь тоже есть элементы, характерные для тех или иных течений иудаизма.

Самая интересная и даже таинственная часть – одна (их может быть и две) нить в кисти, окрашенная в синий цвет. Она означает, что владелец этой накидки – Радзинский или Ижбицкий хасид. Относительно происхождения таких нитей есть легенда. Считается, что синяя краска – «тхэйлет» – присутствовала на еврейской одежде в древние времена, но две тысячи лет назад рецепт её приготовления был утрачен. В конце ХІХ века хасидский раввин Гершон-Ханох получил тхэйлет заново, но его рецепт не был признан большинством представителей еврейской общественности как «та самая» краска. Поэтому этот тхэйлет остался принадлежностью лишь указанных иудейских течений.

На самом деле попытки восстановить древний рецепт и получить тхэйлет предполагались многими западными и еврейскими учёными, начиная со Средневековья. Свой вклад в это дело внесли и археологи, исследовавшие остатки древних фабрик, и современные химики.

Цицит, согласно религиозным канонам, должны носить все мужчины, достигшие 13-летнего возраста. Это означает наступление совершеннолетия (бар-мицва). Ношение кистей свидетельствует, что мальчик уже способен отвечать за свои поступки и участвовать в делах взрослых, в том числе читать и обсуждать Тору в синагоге.

«Каскет» и шляпа

Национальный костюм евреев обязательно включает в себя головной убор. Носить ермолку обязан каждый религиозный еврей. Однако обычно она скрыта под вторым головным убором. Это может быть шапка, шляпа или «каскет» (он же «дашек») – кепка старого фасона. Последний особенно популярен среди российских и польских евреев, в том числе хасидов.

Но наиболее известна традиционная чёрная шляпа. Её евреи носят в будние дни. Не стоит думать, что все шляпы одинаковые: по её внешнему виду о личности её обладателя можно рассказать даже больше, чем по паспорту. Размер шляпы, её положение на голове, характер залома и другие элементы свидетельствуют о том, к какому течению иудаизма принадлежит владелец шляпы и даже какой имеет социальный статус.

Штраймбл

Штраймбл – это третий тип головного убора, который входит в национальный костюм евреев. Но он распространён только у хасидов. Штраймбл – цилиндрическая меховая шапка. Их тоже есть более двух десятков типов. При этом выделяются три большие группы: собственно штраймбл – широкий и низкий, правильной формы; чернобыль – просто низкий, более свободной формы; и сподик – очень высокая меховая шапка. Штраймбл хасиды надевают только в торжественных случаях – в шабат, на свадьбу и другие праздники, во время визита к раввину. Существуют и виды штраймбла, которые носят только главы общин.

Галстук и борода

Существуют элементы одежды, которые признают лишь некоторые еврейские общины. Один из них – галстук. Он является прерогативой лишь литваков. А вот хасиды галстуки люто ненавидят; это они объясняют тем, что первым действием в завязывании галстука является завязывание узла, имеющего форму креста. Всё, что связано с крестом, ревностному иудею полагается ненавидеть.

Другая часть «одежды» – борода. Одни евреи ходят чисто выбритыми, другие аккуратно подстригают бороду, а вот хасиды вообще не признают какое-либо видоизменение бороды, поэтому она у них самая густая и чёрная среди всех евреев.

Фрак

Что еще может входить в национальный костюм евреев? В некоторых общинах (например, у литваков) сохранился и такой, старомодный по европейским понятиям, элемент гардероба, как фрак. Он тоже чёрный, длинный и не имеет карманов. Интересно, что пуговицы на фраке (и на любой мужской одежде еврея) застёгиваются так, чтобы правая пола прикрывала левую – то есть, с точки зрения не еврея, «по-женски». Фрак евреи надевают, как правило, во время праздника.

Как выглядит национальный костюм евреев?

Фото в статье ярко демонстрируют нам колоритный и необычный для простого европейца стиль одежды.

Многим это может показаться странным, но этим евреи и особенны. Они тверды в своих взглядах и верны своим обычаям.

А эти черты не помешали бы каждому народу!

Восточноевропейский еврейский женский костюм.

Женщины старой веры одевались в длинные платья своеобразного покроя. В оформлении корсажа присутствовали кружева, оборки и складки, красивая ручная вышивка. Пышные рукава, собранные у плеча и постепенно сужающиеся, на запястье застёгивались на пуговицу. Формой они напоминали баранью ногу, за что и получили такое же название. Ворот-стойка плотно охватывал шею и был украшен кружевами. По подолу платья шли несколько рядов пышных оборок. Юбка платья была прямой спереди, а сзади собиралась складками, которые переходили в шлейф. Талия оформлялась при помощи пояса, который создавался из такой же ткани, как и платье, или из кожи. Таким был модный национальный костюм евреев в последние десятилетия 19-го века и в первые годы 20-го века.

На голове - парик, поверх которого надет кружевной чепчик и штернтихл, удерживающий головное покрывало - шлеер. На шее - жемчужное ожерелье в два ряда. На груди (цветная вставка на блузке) - брустихл из пестрой и яркой ткани.

Куклы в народных костюмах №73. Восточноевропейский еврейский женский костюм. Фото куклы. Так как еврейская культура была сугубо городской, еврейки не ткали материю на платье сами, а пользовались покупной. Ткань на юбки и кофты женщин зависела от их достатка и местной моды.

Главным украшением костюма была своеобразная манишка - брустихл.

Юбка, на которую надеты два фартука - спереди и сзади. Орнамент на тканях, как правило, был растительный, повторявший тот, что можно было увидеть на дорогих европейских тканях.

В конце XIX века, уступая влиянию городской моды, еврейки, особенно зажиточные, стали носить шляпки, а они требовали прически. Тогда в обиходе появились парики. Вначале их делали не из волос, это была примитивная имитация прически. В настоящее время парики постоянно носят женщины лишь в ультраортодоксальных еврейских общинах.

Предпочтительным цветом для летнего костюма был белый. Зимняя одежда обычно была тёмных оттенков синего или коричневого цвета. Отличались костюмы у разных возрастных категорий и в зависимости от роли женщины в семье. Очень редко можно было увидеть женщину, одетую в платье яркого цвета (например, зелёный и красный). Пожилые женщины могли выйти в одежде серо-голубого или бежевого тона.

  • Номера серии в продаже здесь

Кроме платьев, национальный костюм евреев также допускал ношение блузок и юбок.

Передники у женщин служили не только своей хозяйственной цели, но считались также охранительным элементом, защитой от сглаза. Праздничные передники были украшены вышивкой, тщательно крахмалились и утюжились.

Обувт - чёрные ботинки с высокими голенищами, доверху шнуровались и одевались на чулки, связанные вручную и державшиеся с помощью подвязок на уровне колен или выше.

Ортодоксальный еврей должен ежедневно соблюдать минимум 613 правил «Пятикнижия». Согласно им, кошерной бывает не только еда, но и одежда. Блогер Сергей Анашкевич решил разобраться, как именно одеваются религиозные евреи и почему у них такая одежда.

Если вы думаете, что они все одинаково черно-белые, то очень ошибаетесь. Оказывается, только черных шляп существует 34 вида, каждый из которых несет информацию о своем хозяине. Знающие люди по цвету чулок, материалу лапсердака и форме головного убора могут точно указать: это йерушалми, это хасид такого-то адмора, это бахур, а этот уже женился.

Ребе, разве Авраам ходил в черном сюртуке?

Я не знаю, - ответил ребе, - ходил ли Авраам в шелковом халате и штраймле. Но я точно знаю, как он выбирал одежду. Смотрел, как одеты неевреи, - и одевался иначе.

Уже в библейское время евреи одевались иначе, чем другие народы, и, по мнению еврейских мудрецов, народ Израиля удостоился выхода из Египта благодаря тому, что не изменил своей одежде. Еврейский народ с тех времен рассеялся по всему миру. Но только религиозные его представители, встретившись, смогут узнать друг в друге собрата по крови по характерному виду черной одежды.

По мнению самих ортодоксов: «Одежда не столько скрывает, сколько обнажает сущность человека. Написано: «Будь скромен перед Всевышним». Мы предпочитаем темные костюмы, потому что они скромны, праздничны и опрятны. Именно поэтому «в моде» ортодоксального еврейства белые рубашки. Именно поэтому богобоязненные евреи никогда не позволят себе выйти на улицу в сандалиях на босу ногу».

Существует базовая одежда - галахическая, которую надевает любой еврей, соблюдающий заповеди. Эта одежда предусматривает покрытие головы и цицит с четырьмя краями. Обязательным элементом является четырехугольная накидка (пончо) с отверстием для головы и четырьмя кистями по краям. Сама накидка, называемая талит катан (или арбеканфес), может быть скрыта под одеждой, а может носиться поверх рубашки, но кисти всегда выправлены поверх брюк. Ее изготавливают из белой шерсти с черными полосами или без них. Углы укреплены накладками из простой ткани или шелка, через отверстия в углах продеты нити цицис - кисти, заповеданные Торой.

Если в кисти есть две (или одна) нити синего цвета, то, скорее всего, перед вами радзинский или ижбицкий хасид. Секрет изготовления тхэйлет - синей краски, получаемой из моллюска хилозон, - был утрачен почти 2000 лет назад и заново открыт в конце прошлого века рабби Гершон-Ханохом из Радзина. Однако его рецепт большинство раввинов не признали. У сефардов и многих хасидов на каждом углу талит катан не одно, а два отверстия. Кроме того, на некоторых кистях кроме четырех (двойных) обязательных узлов можно увидеть от 13 до 40 мелких узелков на витках нити. По этому признаку тоже можно различить членов разных общин.

Традиционная еврейская мужская одежда - это фрак или сюртук. Фрак не имеет карманов и застегивается справа налево, как и вся традиционная еврейская мужская одежда (по нееврейским стандартам, «по-женски»), имеет глубокий разрез и две пуговицы сзади (там, где хлястик).

Халаты, как правило, одежда для особых случаев: праздничный шелковый, расшитый черным по черному узором, тиш-халат для праздничных обедов, ешиве-халат из самой дешевой ткани без подкладки - для занятий в ешиве или койлеле. В Шаббат и Йом Тов многие хасиды надевают особый черный атласный плащ - бекече. И капота, и сюртук, и халат хасида должны быть перетянуты поясом, сплетенным из черной шелковой нити или ткани.

Литваки в будни могут носить пиджаки. Хасиды носят капоты (рэкл), в которых тоже, естественно, есть отличия. Например, лацканы - заостренные или закругленные - или вместо обычных трех пуговиц - шесть (два ряда по три), так бывает у сатмарских хасидов. Кроме капотов есть еще бекечи (бекеши), жугшцы (джубе). И все это строго черного цвета.

Брюки могут быть или обычные черные, или до колена - еалб-гойэн. Короткие брюки носят венгерские хасиды - они завязывают штанину шнурком под коленом и надевают черные гольфы - зокн. В некоторых общинах в праздники или Шаббат принято менять черные гольфы на белые. Гэрские хасиды заправляют обычные брюки в гольфы. Это называется «казацкие» гольфы (козак-зокн).

Одежду нечерного цвета носят главным образом хасиды Реб Ареле и некоторая часть бресловских и других хасидов, жителей квартала Мео Шеорим. В будни они выглядят так: плуш (летающая тарелка) на голове, под ней вайсе ярмулке - белая вязаная кипа с кисточкой в центре купола. Белая рубаха, шерстяной талит катан, жилет и кафтан из особой ткани (кафтн).

Ткань кафтна - белая или серебряная с черными или темно-синими полосами. Производят эту ткань только в Сирии и контрабандой доставляют в Восточный Йерушалаим. В Шаббат летающую тарелку сменит чернобыльский или обычный штраймл, а вместо кафтна с серебряным фоном хасид наденет золотой. Поверх кафтана иногда (а в Шаббат и праздник - обязательно) накинута коричневая атласная бекеша с расшитым воротником.

Вернемся к шляпам. Поверх кипы (ярмолки) еврей почти всегда надевает шляпу или шапку. В редких случаях это может быть кепка старого европейского покроя, такую носят обычно старые хасиды из России и Польши, - каскет (кашкет или дашек). Отдаленно похожие на каскет серые шестиклинные кепки носят дети и подростки в семьях литваков. В будние дни большинство традиционных евреев носят черную шляпу. По уверениям торговцев шляпами, их существует 34 основных типа, каждый из которых свидетельствует о происхождении, общинной принадлежности и даже социальном статусе хозяина.

Традиционная шляпа потомственных евреев Йерушалми - плуш. Ее еще называют флиикер-теллер - по-простому летающая тарелка или супер. Она имеет широкие поля, но низкую тулью - всего 10 см.

Другие виды шляп сделаны из велюра (скорее похожего на бархат или даже короткошерстный черный мех), по твердости не уступающего десятимиллиметровой фанере. Среди этих шляп можно выделить самет, один из самых дорогих и роскошных фасонов, ее обладатель наверняка венгерский хасид.

Простой литвак или любавичский хасид носят шляпу кнейч с продольным заломом. Литвак, занимающий высокое положение в общине, сменит кнейч на дорогой гамбург (или мафтир-гитл) - без заломов и вмятин. Многие хасиды носят в будни самую простую из шляп - капелюш, похожую на кнейч, но без заломов тульи и изгибов полей. Все они сделаны из твердого фетра.

Но самый «яркий» и выделяющийся из всех головной убор - штраймл. Это самая натуральная меховая шапка. Надевают ее только хасиды и только в Шаббат, йом тов, на свадьбе или для встречи с ребе. Причем их больше двух десятков типов.

Обычно это черная бархатная кипа, отороченная лисьими или соболиными хвостами. Широкие и низкие, правильной цилиндрической формы, собственно, и есть «штраймл», низкие и широкие нестрогой формы, лохматые-косматые называются «чернобль», а высоченная черная меховая циллиндрическая шапка - «сподик».

Цена штраймла может достигать нескольких тысяч долларов. История штраймла началась много лет тому назад, когда неевреи приказали евреям одной из общин носить на голове хвост животного. Предназначение этого приказа заключалось в унижении и предании позору еврея. У евреев не было выбора, и они брали хвосты животных и делали из них шляпы.

Простой штраймл носят венгерские, галицийские и румынские хасиды, мохнатый чернобль - украинские, а сподик - польские хасиды. Существуют особые фасоны штраймл, которые носят не целые общины, а только их главы, рабеим. К этой группе можно отнести собл или цойбл - высокий штраймл из соболиного меха, колпик - нечто среднее между сподиком и штраймл.

Штраймл носят только женатые мужчины. Исключение составляют только несколько десятков потомственных семей в Йерушалаиме. В этих семьях мальчик впервые надевает штраймл в день совершеннолетия, бар мицвы - в тринадцать лет.

В 2010 году Памела Андерсон, защитница животных и фотомодель, написала письмо депутатам Кнессета в надежде уговорить их запретить продажу натуральных мехов, а ортодоксов отказаться от ношения этих штраймлов.

" заявила, что в Израиле 10.000 таких женщин, как она. Это, конечно, преувеличение. Еврейских женщин, закрывающих лица в общественных местах или носящих хиджабы и их подобия, не так много. Но зато развелось немало теток, полностью скрывающих очертания своей прелестной (пли не очень) фигурочки под лошадиными попонами, которые у этих теток зовутся "шаль" или "шайле". Ношение "шали" мотивируется просто: "так одевались наши святые матери". Кого они имеют в виду? Мамаша-талибанка отвечает, что Сару, Ривку, Рахель и Лею. Мол, когда вернемся к их одежде, придет Машиах.

Никто реально не представляет себе, как одевались четыре праматери. Довод, что, мол, Ицхак одевался, как Ишмаэль, потому что оба одевались, как Авраам, в данном случае не работает. Может быть, он сработал бы, если бы речь шла только о мужчинах. "Ерушалмим" действительно еще в очень средние века пошили себе халаты из полосатой арабской ткани, и ходят так до сих пор, плюс пейсы, плюс белая "буденовка" с шишечкой. И смотрятся таки да - аутентично и красиво.

Но с арабок мы примера брать ну никак не можем, потому что их исторический костюм изменился. Большинство мусульманок в нашей стране одеты куда более сексуально, чем религиозные еврейки. Ну, сверху, как положено, хиджаб, это да. Дальше - базовая кофточка с безрукавкой на ней, это тоже по-нашему. А вот еще ниже - обтягивающие брючки, открывающие фигуру от бедра и до пят Впрочем, нам, конечно, видна более современная часть арабского населения - именно она посылает девушек в университеты и позволяет в дальнейшем работать вне дома. Но и все равно - не наше это, не наше.

Обычай покрывать женщине лицо - тоже явно не наш. В Хумаше покрытие лица упомянуто дважды. Оба раза оно связано с обманом. Лаван покрыл лицо Леи, чтобы выдать ее за Рахель, а Тамар покрыла себе лицо, чтобы выдать себя за "кдешу", т.е., блудницу. Доводы талибанок, что так ходили их бабушки в Багдаде, тоже не выдерживает. Они ходили так за пределами еврейского квартала, среди мусульман-шиитов.

Выходит, уж если возвращать этническую ашкеназскую одежду, то ориентироваться надо на наряды 18 века - и до середины 19-го. Потому что в середине 19 века царь Николай Первый просто-напросто запретил евреям их традиционную одежду, привезенную из Польши. Мужики сопротивлялись, как могли, в результате чего возникла новая этническая мода - помесь того, что было в Польше с городским платьем либо русских, либо европейских мужчин. А женщины перешли на городскую моду, приспосабливая ее, если надо, к требованиям скромности. Эта тенденция видна и до сих пор.

Когда именно марокканские еврейки перешли на современную одежду, сказать не могу. Думаю, что окончательно - только в середине 20-го века, с переездом в Израиль. Отмечу только, что знаменитое марокканское "большое платье" по структуре напоминает то, что носили еврейки Белоруссии и некоторых областей Польши в 18 веке. Только ткани в Марокко были другие, техника вышивка другая, поэтому и вид, соответственно, не такой, как в идишланде.

Посмотрите на эту картинку из собрания Яд ва-Шема. Здесь изображена традиционная одежда земли Ашкеназ 18 века, отчасти перенесенная из Германии и в Польшу с Россией. Три фигурки слева - девицы и дамы. Девицы отличаются от дамы распущенными волосами. Не думаю, что это парики - их стали носить гораздо позже. Дама (вид сзади), носит что-то вроде короткого покрывала или платка. Фигуры всех трех действительно скрыты под короткими плащами, впрочем, не покрывающими всю верхнюю половину тела, как у "талибанок" города Беит-Шемеш начала 21-го века. Плащ оставляет открытыми грудь и талию, так что виден наряд, перехваченный в поясе, то есть, вполне женственный. Платок на даме номер три - не черного цвета, как у талибанок, а белого. Обращает на себя внимание важная деталь - фартук поверх юбки. . Этот фартук еврейки взяли с собой в Польшу и в Россию, и носили очень долго. Считалось, что он предохраняет женщину от налета демонов-губителей, могущих отнять ее детородную силу. Даже в 19 веке, когда фартук уже вышел из моды, некоторые женщины продолжали носить его.. под юбками! Так сильны были суеверия в среде "наших святых матерей". Из моды в этом "немецком" наряде вышел только многослойный гофрированный воротник, который позже заменили на простой кружевной воротничок, носимый в субботу поверх темного платья. Я вижу такие воротнички в витринах магазинов современного Бней-Брака. Это - вечное.

Посмотрите теперь на наряд польской еврейки 18 века, тоже из собрания Яд ва-Шем. На верхней гравюре - миснагедский еврей с женой. На нижней картинке - хасид, почему-то без супруги. (Она дома чолнт варит). Жена миснагеда носит многослойную юбку, причем верхняя юбка, обернутая вокруг талии, сходится не полностью и открывает нижнюю юбку. Поверх юбок - белый фартук. В Польше его обычно вышивали цветами. Сверху - блузка. Поверх блузки обычно носили корсаж - что-то вроде безрукавки на пуговицах или шнуровке. К безрукавке пришивали съемные рукава, часто цветастые, из кисеи. На шее у дамы вариант шейного платка - галебанд или брустух. В данном случае он короткий, не закрывает корсаж до талии, и больше походит на воротничок. На голове у дамы, судя по всему, "теркише" - "турецкий" тюрбан. Он стянут надо лбом и украшен брошью с камнями. Иногда поверх "теркише" носили также шаль, которая спускалась на плечи и доходила до пояса. Но все равно, судя по нескольким виденным мной гравюрам, силуэт был женственный, с подчеркнутой линией талии, и талия была на месте - не ниже и не выше природной. Ничего общего с измышлениями современных поборниц супер-скромности. Фигура не изуродована, и все многочисленные детали головных уборов и одежды не только закрывают женщину, но и украшают ее.

Сохранилось описание еврейской женской одежды Могилевской губернии конца 18 века. Нижний слой состоял из юбки и блузки. Поверх юбки, конечно, фартук, а поверх блузки - корсаж на шнуровке. Поверх корсажа - галебанд, а поверх галебанда - нити жемчуга и золотые цепочки. Головной убор состоял из трех, а то и четырех частей. Голову повязывали тонким платком - шлеером, отделанным кружевом. Концы шлеера свисали на спину. Поверх шлеера повязывали атласные ленты - бинды. (Именно эти бинды почему-то вызвали гнев Николая Первого, и он велел еврейским женщинам их категорически снять). Бинды закрывали волосы на лбу. На бинды с двух сторон крепили стеганые подушечки, вышитые жемчугом. Подушечки закрывали волосы на висках. Летом поверх этого всего повязывали большой треугольный платок - тихл. Зимой на шлеер надевали меховую шапку, а тихл повязывали поверх шапки. Я также видела гравюру, где вместо подушечек на бинды были пришиты искусственные цветы, также закрывавшие виски. В общем, волосы покрывались полностью, но при этом каждая часть головного убора служила украшением. Аксессуаром, как теперь говорят. А высокий головной убор хорошо уравновешивал длинный нос и неправильности черт лица, если таковые имелись. Кроме того, он делал женщину выше, что уравновешивало толстый тухес (тоже, кстати, нахес). Короче, все очень женственно, и никакого черного цвета. Цветы на рукавах, цветы на голове, цветы на фартуке. Шейне блиме, не женщина, а клумба.

Имелся и особо праздничный головной убор - штернтихл (звездный платок). Посмотрите на старинный штернтихл из собрания YIVO. Справа от него - шитые жемчугом височные подушечки. Штернтихл шили из двух плотных лент. В области лба они сшивались между собой так, чтобы одна оказалась над другой, и по обеим сторонам свисали свободные концы. Верхнюю ленту связывали сзади, чтобы получилась высокая диадема на голове. Нижнюю ленту повязывали на затылке. Нижнюю ленту вышивали жемчугом и драгоценными камнями - вот это и были "звезды". Разумеется, штернтихл не закрывал все волосы, поэтому поверх него повязывали тихл или набрасывали шаль.

Харкктерным головным убором был также чепчик - купке. Его тоже принесли с собой из Германии и носили с 13-го по 19 век. Поверх купке повязывали платок, а лоб закрывали или биндами, или - в некоторых областях - штукой под названием "харбинд" - волосяная лента. К такой ленте пришивались искусственные волосы, покрывавшие лоб. Ленту, конечно, тоже украшали вышивкой или кружевами.

На ногах носили чулки и башмаки. На многих гравюрах мы видим вполне современную обувь - что-то вроде балеток или лодочек, а иногда туфли без задника на каблуке.

В девятнадцатом веке многие еврейки сменили многослойный головной убор на парик, однако Николай Первый и его подверг гонениям, назвав "ужасным". Дело в том, что парики в то время делались изо льна и шелка. Льняные парики носили бедные женщины, шелковые - богачки. Нечего и говорить, что такие парики быстро превращались в спутанные мочалки. Со временем их сменили "шайтл" (парики) из натуральных волос, еще позже - из синтетических нитей.

Сравним теперь одеяние ашкеназки с традиционным платьем марокканской еврейки. Именно его обычно и изображают как иллюстрацию понятия "национальный костюм евреев". Наиболее известно так называемое "большое платье", каждая часть которого имеет свое название на языке эспаньоль. Скорее всего, платье это принадлежит "чистым сефардам" и было привезено в Марокко из Испании в конце 15-го века. Большое платье состоит из корсажа, юбки с запАхом, съемных рукавов, нагрудника, широкого пояса, заменявшего корсет, иногда - также и шали. Характерная черта - край и отворот запашной юбки отделывался богатой вышивкой, образующей треугольник. Нагрудник также вышивался. Как видим, у этой одежды те же составные части, что и у польско-еврейской, за исключением того, что у марокканок нет фартука, зато есть корсетный пояс, а марокканский "галебанд" (нагрудный галстук) был другой формы и украшался богатой вышивкой. Думаю, что родина обоих костюмов - Испания. На это указывают съемные рукава, которые можно было стирать отдельно от корсажа. Такие рукава описаны в одном из рассказов Габриэля Гарсия Маркеса. Помните, там бабушка постирала внучке рукава, а они не высохли, и теперь юная дева не может отправиться в церковь. (По ходу рассказа выясняется, что бабушка сделала это нарочно, чтобы внучка не увидела своего коварного возлюбленного).

Ну и что же во всем этого общего с нарядами "мамаш-талибанок"? Только шаль. Но шали в старые времена были цветастыми, закрывали не всю верхнюю часть туалета, а в случае Марокко - еще и полупрозрачные, если верить картинке. Опять же - ни на польских гравюрах, ни на марокканских музейных фотографиях я не видела черных шалей и темно-синих платков. Все цветастое и яркое - от Варшавы и до Танжера.

А кто же в современном Израиле на самом деле возвращает старинную этническую одежду еврейских женщин? Конечно, религиозные сионистки. Платки, украшенные лентами, на которые крепятся цветы, многослойные юбки, безрукавки, шапочки, шитые бисером, фальшивым жемчугом, кружевами - все это гораздо ближе к одежде как польских, так и марокканских прабабушек. Нате, любуйтесь.

На молодой женщине берет, но мог быть и платок, на который, при желании, можно повязать ленту и приколоть цветок из ткани и кружева. Юбка на ней многослойная, верхний слой с цветами, как фартук прабабушки. И силуэт с подчеркнутой талией. Поскольку верхня часть затянута в обтягивающую базовую кофточку, грудь очень грамотно закрыта шейным платком. И современно, и традиционно.

В каждой девушке, независимо от любых внешних обстоятельств, живет маленькая девочка, которая обожает наряжать свою любимую куклу и одеваться сама в неимоверно красивые мамины туфли и шляпы. И эту маленькую девочку в волшебное благоговение вводят разнообразные ленточки, бусинки, кружева, бантики, блестки. Быть может, есть в этом голос веков, шуршащий шелками и парчой красавиц древности, поражающий скромной аскетичностью Средневековья, увлекающий французскими модами XVIII-XIX столетий.

Пройдя сквозь века, еврейский национальный костюм сохранил свою уникальность и самобытность, несмотря на то, что в евреи много позаимствовали из одеяний других народов. Заимствованиям этим есть причины, уходящие корнями в далекое прошлое: очень долго еврейский народ подвергался гонениям, и для того, чтобы “слиться” с местным населением, нужно было стать похожим на него.

Еврейский наряд в древности был похож на одежду представителей арабских кочевых племен. Евреи одевались очень просто и без роскоши. Позже, при первом еврейском царе – Сауле, одежда израильтян стала богаче. Этому способствовала богатая добыча, которую воины Саула захватывали в войнах.

После убийства Саула царем стал . В этот период под влиянием финикийцев одежда израильтян стала еще наряднее, появилось множество украшений.

В период расцвета Израиля, во время правления , модной стала баснословная восточная роскошь. Одежды знатных иудеев в это время становятся особенно богатыми. Позже междоусобные войны раскололи царство на две части. Сперва в Иудее водворились ассирийцы, а позднее, в 788 году до н.э. – вавилоняне. В костюмах евреев стало очень заметным влияние ассирийских одежд, а во время “вавилонского пленения” еврейский наряд почти не отличается от вавилонской одежды. Позже он еще раз изменился под влиянием римских и греческих одеяний.

Одним из основных элементов одежды знатных мужчин была нижняя шерстяная и верхняя полотняная рубашка с длинными или короткими рукавами. Обязательный элемент мужского еврейского костюма – пояс. Знатные и богатые граждане носили роскошные пояса, сделанные из шерстяной или льняной ткани и расшитые золотом, украшенные драгоценными камнями, золотыми пряжками. Бедняки носили кожаные или войлочные пояса.

После освобождения из вавилонского плена зажиточные иудеи носили верхнюю одежду с рукавами, длиной до колен, которая распахивалась спереди. Отделка этих кафтанов была роскошной. В холодное время года пользовались популярностью кафтаны ярко-красного цвета, отороченные мехом. На талии верхняя одежда украшалась богатой пряжкой, к углам которой прикреплялись кисти – “ ”.

Носили также широкую одежду без рукавов – нарамник, который мог быть одиночным и двойным. Двойной нарамник представлял собой две одинаковые полосы материи, которые сшивались так, чтобы шов оказывался только на плечах, а оба куска ткани свободно спускались сзади и спереди. Такой нарамник с завязками по бокам являлся главным облачением и назывался ефодом.

В одежде еврейских женщин также были особенности. Во времена правления Давида появились прозрачные индийские и египетские, узорчатые ассирийские и пурпурные финикийские ткани. Они были очень дорогие, а потому доступны лишь богатым еврейкам, которые делали из них длинные и очень широкие, со множеством складок, одежды. Для того, чтобы создать на одежде напуск, ее стягивали кушаками и разнообразными пряжками.

До царствования Соломона даже знатные еврейки ходили в простой скромной одежде. Богатый женский костюм состоял из нескольких нижних и верхних одежд. Нижняя одежда была длинной, обшивалась красивой каймой по подолу и рукавам. Носили ее с дорогим поясом. Поверх нее для выходов надевалась вторая одежда - роскошная, ослепительно белого цвета, с широкими рукавами, собранными в складки. Ворот и рукава украшались драгоценными камнями и жемчугами, золотыми фигурками. Это одеяние подпоясывали металлическим поясом, на котором были украшения: золотые цепочки, драгоценные камни. Иногда вместо поясов женщины использовали широкие вышитые кушаки, к которым на золотых цепочках подвешивали небольшие, расшитые золотом мешочки. Верхнюю одежду чаще всего делали из узорной или пурпурной ткани, она была без рукавов или распашная с рукавами.

На голову простые евреи накидывали шерстяные платки или просто перевязывали волосы шнурком. Знать носила повязки – гладкие или в виде тюрбана, а также капюшоны.

Знатные женщины надевали сетчатые шапочки, украшенные жемчугом и драгоценными камнями, поверх которых набрасывали прозрачную длинную вуаль, окутывавшую всю фигуру. В косы вплетались нити жемчуга, кораллов, золотые пластинки.

В эпоху Средневековья, после ухода евреев в изгнание, появились темные наряды, и не из-за траура, а потому что тогда в Европе все так одевались. Интересно, что в XVI и XVII веках Ваад – общееврейский сейм Польши и Литвы – специальными постановлениями не единожды запрещал излишнюю роскошь в одеждах евреев, дабы те не выделялись среди местного населения. Запреты особенно остро касались женских нарядов, которые не должны быть кричаще богатыми. В общины даже отправляли особых посланцев – в целях недопущения дорогих платьев, особенно из материй с нитями из золота и серебра, и собольих шапок.

История национального еврейского наряда в XVIII - XIX веках – это, прежде всего, история царских запретов на ношение национальной одежды. Именно они постоянно оказывали сильнейшее влияние на внешний вид евреев. Автор книги «Из Николаевской эпохи. Евреи в России» А. Паперна пишет: «Впервые ограничение на традиционную одежду было введено в России в 1804 году. Долгое время это положение в черте оседлости практически не соблюдалось, хотя и неоднократно подтверждалось в законодательном порядке. В 1830–1850 гг. ношение национальной одежды каралось значительными штрафами». Штраф на ношение парика составлял 5 рублей, что в то время составляло значительную сумму.

Кто сможет назвать основную примету, чем отличаются от других народов евреи? Национальный костюм. Описание его и будет представлено вашему вниманию в статье, так как именно одежда всегда выделяет еврея из толпы.

Евреи - народ западносемитской группы, родственный арабам и амхарцам (эфиопам). Да, как это ни покажется странным, вечно воюющие и недолюбливающие друг друга арабы и евреи - близкие родственники, примерно как русские с поляками.

Однако религия, культура в целом и одежда в частности у этих народов совсем не похожи. Традиционная одежда евреев весьма колоритная и выделяет представителей этой нации из толпы. Людям современным и далёким от религии - а манера евреев одеваться целиком основана на религиозных представлениях - она может показаться нелепой и какой-то старомодной, «анахроничной». Как выглядит национальный костюм евреев? Черные сюртуки, шляпы, пояса - эти предметы еврейского костюма стали «визитной карточкой» настоящего иудея. Чуть менее известна ермолка - круглая шапочка. Однако это далеко не все детали еврейского гардероба. Как выглядит национальный костюм евреев? Фото в статье демонстрирует нам образ настоящего еврея, одетого по всем правилам его народа.

Еврейская идеология в одежде

Народов евреев уходят своими корнями в глубокую древность. На протяжении веков они постоянно менялись, и причина тому - желание евреев замаскироваться (ведь во многих странах им было запрещено жить вообще или позволялось селиться в строго отведенных местах) или ассимилироваться. Последняя тенденция появилась в начале XІX века: образованные представители еврейского народа решили поменять свой традиционный наряд на европейскую одежду; они стали одеваться по моде тех времён - так в еврейский обиход вошли те самые длинные чёрные сюртуки и шляпы. Позднее данный стиль «законсервировался» и стал одним из вариантов «традиционного еврейского» одеяния, в то время как во всём остальном мире он вышел из моды.

Но в этом преображении есть определённый смысл - национальный, идеологический и даже религиозный. Его принцип отражён в расхожем анекдоте. Якобы в начале XІX века один из таких образованных евреев подошёл к раввину, вроде бы хранителю древнего благочестия, и, решив его «подколоть», спросил: «Ребе, а во что одевался праотец наш Авраам?». Раввин невозмутимо ответил: «Сын мой, я не знаю, во что одевался Авраам - в шёлковый халат или штраймлу; но я точно знаю, как он выбирал себе одежду: он смотрел, как одеваются не евреи, и одевался иначе».

Действительно, евреи стремились отличаться от всех остальных народов и делали это с бóльшим фанатизмом, чем все остальные восточные народы. Языческую религию евреев до сих пор упорно отказываются именовать «язычеством» (хотя, если строго по науке, настоящим «язычеством» можно признать разве что еврейскую веру, поскольку она практически не претерпевала смешения с инородными культами).

Еврейская музыка, кулинария, поведение, одежда - всё это должно быть всегда не похожим на окружающее, но как именно это должно выглядеть, дело десятое. Даже кашрут - список кулинарных (и не только) догматов - многие ортодоксальные евреи толкуют только так: «Кашрут был введён для того, чтобы отличить еврея от не еврея». Точно так же с обрезанием…

Поэтому нет ничего удивительного в том, что западноевропейский костюм начала позапрошлого века сегодня официально считается традиционной еврейской одеждой. Национальный костюм евреев в России может показаться чем-то странным и необычным, но другого народа, которые нужно уважать.

Ермолка

Это та самая круглая шапочка. Евреи из бывшего СССР привыкли считать, что её название образовано от русского имени Ермолай. Но когда они приезжают в Израиль, местные жители им объясняют, что шапочка так называется от выражения «йерэ малка» - «боящийся владыки». То есть ношение ермолки, по идее, означает, что её владелец глубоко и свято верит в Бога.

Как выбрать ермолку?

Выбор ермолки - задача не такая простая, как кажется непосвящённым. В израильских магазинах они продаются как обычные шапки - на полках разложены ермолки самых разных размеров, материалов, цветов и фасонов. Однако какую именно выберет покупатель - зависит от особенностей его вероисповедания и душевного настроя. Например, хасиды не признают бархатные и вязаные ермолки. Религиозный еврей приобретает шапочку того фасона, которую носят в его общине. Это тоже отражение принципов иудаизма: сторонним наблюдателям он кажется монолитным, единообразным культом, но на самом деле он разделён на десятки течений, различающихся догматами, правилами, одеждой и т. д. Отношения между многими течениями далеко не дружеские.

Накидка

Национальный костюм евреев включает в себя накидку. По-еврейски она называется «талит катан» или «арбеканфес». Как и ермолка, это тоже обязательный атрибут еврейского костюма. Он представляет собой кусок четырёхугольной материи с отверстием для головы и четырьмя кисточками (цицит) по краям. Накидка может носиться под одеждой или надеваться сверху, как рубаха, но кисти всегда расположены поверх брюк. Каждая кисть имеет восемь нитей. Здесь тоже есть элементы, характерные для тех или иных течений иудаизма.

Самая интересная и даже таинственная часть - одна (их может быть и две) нить в кисти, окрашенная в синий цвет. Она означает, что владелец этой накидки - Радзинский или Ижбицкий хасид. Относительно происхождения таких нитей есть легенда. Считается, что синяя краска - «тхэйлет» - присутствовала на еврейской одежде в древние времена, но две тысячи лет назад рецепт её приготовления был утрачен. В конце ХІХ века хасидский раввин Гершон-Ханох получил тхэйлет заново, но его рецепт не был признан большинством представителей еврейской общественности как «та самая» краска. Поэтому этот тхэйлет остался принадлежностью лишь указанных иудейских течений.

На самом деле попытки восстановить древний рецепт и получить тхэйлет предполагались многими западными и еврейскими учёными, начиная со Средневековья. Свой вклад в это дело внесли и археологи, исследовавшие остатки древних фабрик, и современные химики.

Цицит, согласно религиозным канонам, должны носить все мужчины, достигшие 13-летнего возраста. Это означает наступление совершеннолетия (бар-мицва). Ношение кистей свидетельствует, что мальчик уже способен отвечать за свои поступки и участвовать в делах взрослых, в том числе читать и обсуждать Тору в синагоге.

«Каскет» и шляпа

Национальный костюм евреев обязательно включает в себя головной убор. Носить ермолку обязан каждый религиозный еврей. Однако обычно она скрыта под вторым головным убором. Это может быть шапка, шляпа или «каскет» (он же «дашек») - кепка старого фасона. Последний особенно популярен среди российских и польских евреев, в том числе хасидов.

Но наиболее известна традиционная Её евреи носят в будние дни. Не стоит думать, что все шляпы одинаковые: по её внешнему виду о личности её обладателя можно рассказать даже больше, чем по паспорту. Размер шляпы, её положение на голове, характер залома и другие элементы свидетельствуют о том, к какому течению иудаизма принадлежит владелец шляпы и даже какой имеет социальный статус.

Штраймбл

Штраймбл - это третий тип головного убора, который входит в национальный костюм евреев. Но он распространён только у хасидов. Штраймбл - цилиндрическая меховая шапка. Их тоже есть более двух десятков типов. При этом выделяются три большие группы: собственно штраймбл - широкий и низкий, правильной формы; чернобыль - просто низкий, более свободной формы; и сподик - очень высокая меховая шапка. Штраймбл хасиды надевают только в торжественных случаях - в шабат, на свадьбу и другие праздники, во время визита к раввину. Существуют и виды штраймбла, которые носят только главы общин.

Галстук и борода

Существуют элементы одежды, которые признают лишь некоторые еврейские общины. Один из них - галстук. Он является прерогативой лишь литваков. А вот хасиды галстуки люто ненавидят; это они объясняют тем, что первым действием в завязывании галстука является завязывание узла, имеющего форму креста. Всё, что связано с крестом, ревностному иудею полагается ненавидеть.

Другая часть «одежды» - борода. Одни евреи ходят чисто выбритыми, другие аккуратно подстригают бороду, а вот хасиды вообще не признают какое-либо видоизменение бороды, поэтому она у них самая густая и чёрная среди всех евреев.

Фрак

Что еще может входить в национальный костюм евреев? В некоторых общинах (например, у литваков) сохранился и такой, старомодный по европейским понятиям, элемент гардероба, как фрак. Он тоже чёрный, длинный и не имеет карманов. Интересно, что пуговицы на фраке (и на любой еврея) застёгиваются так, чтобы правая пола прикрывала левую - то есть, с точки зрения не еврея, «по-женски». Фрак евреи надевают, как правило, во время праздника.

Как выглядит национальный костюм евреев? Фото в статье ярко демонстрируют нам колоритный и необычный для простого европейца стиль одежды. Многим это может показаться странным, но этим евреи и особенны. Они тверды в своих взглядах и верны своим обычаям. А эти черты не помешали бы каждому народу!