Как избавиться от спешки. Как научиться жить без суеты и спешки

Почему один человек делает дело спокойно - без суеты и спешки и все успевает, а другой, весь на эмоциях - спешит, суетится и даже если все успевает, энергии тратит несоизмеримо больше.

И вроде в каждом конкретном случае причины спешки вполне понятны и оправданы, но рано или поздно все мы приходим к пониманию, что суетливость и торопливость приносят намного больше вреда, чем пользы.

Всё бы ничего, но в то же время выясняется, что избавиться от этой черты характера крайне сложно. Причём большинство очевидных советов из серии «не суетись», «сохраняй спокойствие», «дыши глубже», «наслаждайся каждой минутой» и т.д. и т.п. не работают от слова «совсем».

Тем не менее, способ есть, вот только он не сводится к простому совету или рекомендации, а потребует от вас определённой умственной работы, некоторых размышлений над собой и обстоятельствами.

Мифы о суете и спешке

Одна из главных причин, почему на первый взгляд так сложно избавиться от суетливости заключается в том, что ошибочно понимаем само это явление. Давайте посмотрим, к чему суетливость и торопливость не имеют никакого отношения.

  • Пожалуй, самая большая ошибка заключается в неправильном представлении о том, что на суетливость можно повлиять с помощью силы воли. Волевым усилием можно лишь на короткое время сдержать внешние проявления суетливости, можно заставить себя делать что-то медленно, не торопясь. Но с помощью волевого усилия на короткое время можно вообще всё, что угодно, но только на короткое время.
  • Далее стоит упомянуть представление о суетливости, как о привычке, от которой нужно просто избавиться. Такое представление, на самом деле, близко к истине, но совершенно бесполезно. Человек впадает в это состояние совершенно непроизвольно и меры, принимаемые постфактум, не дают никакого эффекта для предотвращения суеты в будущем.
  • Суетливость – врождённая черта характера. Это не так, всё же это явление ближе к приобретённой привычке.

Что есть суета на самом деле, или почему человек торопится

Сущность суетливости и торопливости заключается в том, что это просто реакция на испуг. И здесь у нас очень интересная ситуация. Конечно, мы видим постоянно торопящихся людей, но по ним не скажешь, что они пребывают в постоянном страхе. Тем не менее, мы не можем отрицать, что такие люди постоянно на взводе.

Если неуверенность – доминирующая черта характера человека, то с большой вероятностью он будет очень суетлив, в зависимости от частоты, количества и качества сюрпризов, которые ему подкидывает повседневная жизнь. Он может и не быть суетливым, если проживает в сельской местности, но в современном городе – шансов никаких.

Обратите внимание, характер тут играет очень интересную роль. Если человека не подвергать постоянным вызовам и стрессам, не вызывать у него таким образом испуги, волнение, тревогу, то суетиться окажется незачем. Ведь очень полезная функция данной реакции заключается в том, что человек реально, пусть и не очень сознательно и обдуманно, но способен сделать очень быстро и очень много. Отличная реакция для экстренной ситуации! И если человек по характеру не очень пуглив, то он и торопиться будет реже, хотя ясно, что не мытьём, так катанием пронять можно любого.

Нам часто советуют, уехать подальше на недельку, восстановить душевное равновесие, отдохнуть. И такой подход, на первый взгляд, себя оправдывает. Вдали от основного места жительства, от места работы и связанных с этим проблем, мы испытываем меньше стресса и становимся спокойнее. Вернувшись домой и включившись в деятельность, мы какое-то время сохраняем былое равновесие, но через пару недель всё возвращается на круги своя.

Польза от такой терапии, на самом деле, невелика. Вот если бы можно было как-то так отдохнуть, чтобы потом вообще не суетиться, хотя бы в некоторых обстоятельствах, тогда – да. Убежать на некоторое время от действительности, можно и не покидая места проживания, что многие, кстати, успешно практикуют.

Итак, суетливость – это просто реакция на испуг. Даже если кажется, что она вошла в привычку, то это привычка пугаться, другими словами – тревожность. У лёгкого, несильного страха, волнения, испуга, тревоги есть такая форма выражения себя – возбудить организм на активную, мало осознаваемую, но быструю деятельность. И каждый раз имеет место отдельный акт переживания испуга или тревоги и отдельный акт торопливого поведения.

Как перестать суетиться и торопиться

Решение этой проблемы простое и сложное одновременно. Простое оно потому, что с ним справится даже ребёнок, всего-то нужно немного подумать о своих ощущениях и причинах, их вызвавших. Сложное же оно потому, что нельзя избавляться от суетливости вообще. Нужно анализировать каждый случай.

Первое, что нужно сделать, это вспомнить отдельный случай, когда вы начали дёргаться и суетиться. Далее его нужно проанализировать. Теперь, когда вы знаете, что искать, это совсем не сложно. Поскольку известно, что причина такого поведения в испуге, нужно определить, что именно вас встревожило. Затем нужно оценить обоснованность тревоги. Если триггером испуга послужил пустяк, то велика вероятность того, что в следующей подобной ситуации этот триггер не сработает и вы сохраните равновесие. Если же повод встревожиться был, то стоит подумать, как на ещё на него можно было бы отреагировать.

Варианты могут быть самыми разными. Если поводом для беспокойства послужил тот факт, что вы проспали и опаздывали на какое-то важное мероприятие, то, вероятно, бежать со всех ног, не видя ничего вокруг, было вполне адекватной реакцией.

Это может показаться странным, но, действительно, нужно просто вспоминать все случаи, когда вы торопитесь и анализировать их. Они, кстати, типовые и вы быстро их систематизируете.

Много любопытных открытий вас ждёт. Например, иногда мы суетимся из-за того, что боимся потерять якобы драгоценное время или пытаемся сэкономить микроскопические усилия. Действительно, не пропадать же драгоценным двум минутам, когда можно вместо двух ходок за вещами от машины до квартиры, попытать упереть всё в одну.

Иногда мы делаем что-то быстро потому, что делаем это «на отстань». Например, когда дело скучное, неинтересное, но делать надо. Может показаться, что испуг к этой ситуации не имеет отношения, но он просто скрыт несколько глубже. Ведь, если делаешь что-то «на отстань», то значит делаешь не по своей воле, а под давлением, а значит где-то скрыты неприятные последствия невыполнения, которые и тревожат. Когда человек работает без принуждения, за вознаграждение, он не суетится, даже если ему не нравится то, что он делает.

Но обычно это что-то вроде «ой-ё-ё-ё-ёй! Это что же теперь будет?! Надо срочно бежать, мчаться, что-то предпринимать и вообще палить из всех орудий». Иногда нужно бежать, иногда – не нужно. Часто осторожность, сосредоточенность и осмотрительность – куда как более эффективная реакция на тревожную ситуацию.

Осмысливая своё прошлое поведение, постепенно вы выработаете и опробуете на практике другие варианты реагирования на тревожные ситуации и будете допускать меньше ненужных ошибок.

Иногда кажется, что некоторые люди всё и всегда успевают, хотя и выглядят совсем спокойными и уравновешенными, а другие суетятся, спешат и ничего не успевают, вечно жалуются на нехватку времени. Почему это происходит, что нужно сделать, чтобы подстроить личный график под свои цели и желания?

Удивительно, но вечно спешащие люди чаще всего и жалуются на недостаток свободного времени, хаос, происходящий вокруг, их угнетает, хотя на самом деле время у них есть.

Каковы причины суеты и спешки? Посмотрев на плотный график некоторых бизнесменов, их расписанные по часам и минутам дела и обязательства, нельзя понять, как они умудряются жить спокойно и уравновешенно. Они все успевают, передвигаются по городу и выглядят хорошо и уверенно.

Что представляют собой спешка и суета?

Суета представляет собой ничтожное и бесполезное занятие, которое не имеет особую ценность. Первоначальный смысл этого слова относится ко всему временному и земному, то, что приходит и уходит и не имеет отношения к божественному началу, вечному и нетленному.

Значение спешки выражается в ненужной беготне и торопливости, а также сопутствующие этому лишние хлопоты, заботы, сборы, малозначимая работа.

Игрой отрицательных эмоций и негативных привычек являются эти два понятия, они не приносят людям толка, а влекут к потерям энергии, самообладания и времени. Эту игру в самом себе создает сам человек, он же ее питает и оправдывает.

Суета и спешка – это пагубные привычки, которые приводят:

  • к ослабленным результатам, малоэффективным действиям;
  • к неразумной трате личного времени;
  • к трате положительных жизненных энергий;
  • к усталости и физическому истощению;
  • к ненужному волнению и беспокойству;
  • к нервному стрессу и ослаблению здоровья;
  • к плохой репутации, такого человека считают слабым, ненадежным и не организованным.

Как избавиться от этих привычек? Причины их возникновения.

Человек всегда найдет способ оправдать свою плохую привычку и мотивировать её дальнейшее существование.

Основные факторы спешки и суеты:

1. Человек хочет показать обществу свои старания и стремления, оправдывает свои усилия. Зачастую в ход идут такие средства как ложь, лицемерия, создает видимость занятости, придает важности своим делам. На деле это простое нежелание чем-то заниматься.

Всего этого можно избежать, если попытаться искренне пожелать достижения результата, стремиться к направленным действиям по его осуществлению.

2. Создание имиджа, образа делового человека. Человек хочет, чтобы его уважали за его занятость. Он часто прибегает к отказам на чьи-то просьбы, мотивируя это тем, что он очень загружен делами. Он создает ложное впечатление занятого человека, чтобы к нему относились лучше.

Победить это можно пересмотрев свои приоритеты, перестав заботиться о мнении окружающих. Старание вести себя достойно и честно вызовет настоящее уважение окружающих.

3. Избегание главных жизненных ценностей. Зачастую люди загружаются различными несущественными делами и обязанностями по той простой причине, что боятся посмотреть на себя, заняться своим внутренним миром и остаться наедине с собой. Подсознание хочет остановить человека и сказать ему что-то важное, а индивид под видом занятости идёт дальше и забивает свои истинные чувства и желания все глубже и глубже. Получается, что в беготне и спешке, человек убегает сам от себя, прибавляя себе еще больше забот и всё больше отдаляясь от своей цели и смысла жизни.

Что делать? Следует разобраться в себе и своих чувствах. Искренне поговорить со своим внутренним «я», найти смысл жизни и стремиться к нему. Вот что сделает человека спокойным и счастливым.

4. Отсутствие планов. Вместо того, чтобы постоянно управляться отрицательными эмоциями в момент опоздания или нехватки времени, можно просто составить план своих действий и руководствоваться им.

Нужно научиться планировать свое время грамотно и рассчитывать все по часам и минутам и следовать ранее нацеленным пунктам.

5. Нарушение логической последовательности и отсутствие полноты картины! В случае если человек не понимает, что должно получиться в конце его действий, он берется за осуществление несущественных мелочей, в то время когда мог совершить что-то более важное и стоящее. В итоге он теряет свое драгоценное время и недоволен результатом.

Данные нелогичные действия можно заменить правильной организацией труда. Вначале нужно уяснить себе весь процесс, выделить важные составляющие и направить основные усилия на их осуществление. Второстепенные дела подождут или со временем утратят смысл. Привычка записывать все свои дела и планы в блокноте или ежедневнике послужит хорошим помощником. Все остальное – дело практики.

Кто из нас не устает от суеты? На нее жалуются все — и верующие, и неверующие. Неверующие ругают суету потому, что она мешает провести время с родными или заняться любимым хобби. Верующие сетуют на то, что она не дает сосредоточиться, расстраивает духовную жизнь. Суета сует — цитируем мы Екклезиаста, вздыхая о своей вечной спешке, непрекращающейся беготне, множестве попечений. И часто в сознании христианина возникает образ такого внешнего врага — суеты. В этом образе сливаются воедино не только спешка и несобранность как таковые, но и все наши семейные и гражданские обязанности, друзья, работа, увлечения и прочие мирские дела. И вот здесь мы рискуем направить вектор нашей духовной борьбы на ложную цель.

Один знакомый протоиерей рассказал мне, как он, устав от общения с многочисленными прихожанами, решил прогуляться в парке, чтоб «отдохнуть от суеты». Как только вступил на парковую дорожку, вспомнил, что забыл позвонить тому-то и тому-то. Позвонил. Потом ветер донес запах кофе от стоящих недалеко ларьков. Сходил, купил. Затем полезли мысли про грядущий годовой отчет перед начальством. Дальше ум переключился на две недописанные статьи, которые сегодня необходимо было закончить. Попутно в сознании возник образ матушки, настаивающей на встрече Нового года с ее родителями, тогда как протоиерей и вовсе не хотел праздновать — из-за чего между ними произошла некоторая размолвка.... Ветер-соблазнитель снова донес приятный запах, на этот раз — любимых булочек с корицей. Решил, что купит уже на обратном пути. Пошарил в карманах — нет, денег не хватит.… Снова вспомнилось, что обещал перезвонить одному человеку… и не одному, а трем…

Суета есть не что иное, как расстройство нашего ума

Так прошел целый час, выделенный почтенным протоиереем для «отдыха от суеты». Увы, отдохнуть не получилось. Почему? Потому что суета — явление не внешнего, но внутреннего порядка. Суета, на которую мы непрестанно жалуемся, есть не что иное, как расстройство нашего ума.

«Что такое суета ума?» — спрашивает Златоуст. И отвечает: «Занятие суетными предметами. А что суетно, как не настоящее, о котором говорит Екклезиаст: суета суетствий, всяческая суета (Еккл. 1,2)? — Но скажет кто-либо: если то и то суетно и ведет к суете, то для чего же оно существует? Если притом это — дело рук Божиих, то как же оно будет суетно?»

Чувствуете, как метко направляет святитель вопрос? В самую точку! И вот его ответ.

«Послушай, возлюбленный! Не дела Божии назвал Екклезиаст суетными, отнюдь нет: не небо суетно, не земля суетна, нет! — Ни солнце, ни луна, ни звезды, ни наше тело. Ибо все это — добро зело. Что же суетно? — Послушаем, что называет суетою сам Екклезиаст: насадих ми винограды... сотворих ми поющих и поющая... сотворих ми купели водныя... и стяжание скота и стад много ми быстъ... собрах ми злато и сребро... и видех, яко вся суета (Еккл. 2,6-11). Послушай, что говорит и Пророк: сокровиществует и не весть, кому соберет я (Пс. 38,7)! Поэтому суета сует — великолепные здания, обилие и избыток золота, толпы невольников, шумно бегущих за тобою по площади, гордость и тщеславие, высокомерие и надмение, — все это — суета, ибо произошло не от Бога, но произведено людьми. Почему, однако ж, это суетно? — Потому что не имеет никакой доброй цели. Суетны деньги, когда их расточают на удовольствия, но не суетны они, когда их употребляют на вспомоществование бедных» .

Страсти — вот внутренние причины суетного образа жизни

Оказывается, суета не вокруг, а внутри нас! «Гордость и тщеславие, высокомерие и надмение» и прочие страсти — вот внутренние причины суетного образа жизни. Даже деньги могут не быть суетны, если служат добру. Цели и мотивы, движущие нашими действиями, сообщают духовное измерение всей жизни и делают ее либо суетной, либо нет.

Рождается такой вопрос: почему не жаловались на суету наши предки? Разве они трудились меньше, чем мы? Разве более богато они жили? Нет. Всегда трудились и всегда нуждались. Трудились, но при этом не суетились. В мире было больше христианства, и жизнь была насыщена совсем другими смыслами. Изменился ли с тех пор человек духовно? Наверное, нет. Просто в жизнь мира все больше входит то, что апостол Павел назвал «отступлением» (ср. 2 Фес.2,3), а другие проповедники называют «секуляризацией» или «расцерковлением».

На глобальные процессы осуетения человека и отступления его от Бога, растянутые по времени на тысячелетия, указывает Евангелие. В разговоре о Своем Втором Пришествии Христос сравнивает жителей эпохи Ноя и обитателей Содома в годы пребывания там Лота. Как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится (Лк.17,26-30).

Обратим внимание на градацию греха. Диагноз времени Ноя: ели, пили, женились, выходили замуж. Это как раз то, о чем сказал Господь за сто лет до потопа: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть (Быт.6,3). Т.е. смысл жизни тогдашнего человека сводился к примитивным плотским желаниям — насыщаться пищей и совокупляться. Но во дни Лота грех стал тоньше и умней. Содомляне ели, пили, покупали, продавали, садили, строили. Добавляется тема рыночных отношений. Выгодно купи, еще выгодней продай, «отожми» бизнес, устрани конкуренцию, перемани клиента, построй дешево — продай дорого, и т.д. Что же касается «жениться и выходить замуж» — нам известно, до чего в данном отношении дошел Содом. Развращение содомлян неудивительно, потому что эволюция греха всегда касается всех уровней жизни человека. Осквернение души неминуемо ведет к осквернению тела, и чем хуже первое, тем страшнее будет второе.

Вот она, суета. Это внутреннее развитие страстей и грехов человеческих и проекция их в жизнь. Разруха, как утверждал булгаковский профессор, не в клозетах. Она — в головах. Не внешние условия, но внутренняя суета ума рождает ощущение спешки и нехватки времени. Суета есть духовное состояние человека, а вовсе не множество дел.

Да, конечно, внешний сумбур тоже влияет на нас. «Многочисленное стечение житейских дел помрачает ясность ума и держит нас в темноте», — писал святитель Феофан Затворник . Но обилие святых, просиявших в XX веке, живших в приблизительно одинаковых с нами условиях, доказывает, что тайна духовной жизни лежит глубже внешней беготни и проблемы занятости. Монахи ведь тоже вовсе не сидят на месте с четками в руках. Еще неизвестно, кто сегодня больше бегает по делам, миряне или монахи. Здесь дело вовсе не в беготне как таковой. Кто любит Бога и понимает разрушительное действие греха, тот сохранит себя от всякой нечистоты и послужит Господу как в тишине монастыря, так и в шуме мегаполиса. Важна, опять же, мотивация и внутреннее устроение.

«Люби Бога и делай что пожелаешь» — писал блаженный Августин. Об этом свидетельствует история Церкви, так рассуждают и другие святые. Об этом говорит жизнь и деятельность таких людей, как новопреставленная Елизавета Глинка. Не близкие, не работа, не городской шум являются виною нашей внутренней неустроенности, а наша неохота трудиться всерьез для спасения своей души — служить Богу и ближним и очищать ум и сердце. Вот и получается, что в жизни самых занятых в мире людей может вовсе не быть суеты, и в то же время самый свободный от попечений человек способен бездарно прожигать все свое драгоценное время. В какой категории окажемся мы? — Выбор всегда остается за нами.

Феофан Затворник , святитель. Толкование на послание апостола Павла к Ефесянам, глава 4, стих 18. Эл. ресурс: http://bible.optina.ru/new:ef:04:18

Каждый день мы проводим в спешке: с утра опаздываем на работу, потом торопимся сдать отчет шефу, после трудового дня бежим домой и там впопыхах готовим ужин, чтобы накормить семью. Мы почти ничего не успеваем, нервничаем и думаем, что у нас серьезные проблемы с тайм-менеджментом . Однако заключаются они вовсе не в нашем неумении управлять собственным временем. Хуже всего то, что во всей этой суете и спешке мы забываем делать самое главное — жить.

123RF/Galina Peshkova

Маленькие дети бывают чересчур медлительными: они подолгу зашнуровывают кроссовки, могут, затаив дыхание, наблюдать за проворной птичкой в парке и увлеченно в мельчайших деталях пересказывают историю, услышанную на уроке. Нас, взрослых, раздражает такая неторопливость — она совершенно не вписывается в наш жесткий график, где есть место буквально для всего — работы, готовки, глажки, стирки, — кроме настоящей полноценной жизни. Мы думаем, что мы неспешно идем, а на самом деле несемся со скоростью света, упуская из виду все, что окружает нас по пути.

Помните ли вы, какой была погода с утра, когда вы торопились на работу? Что было надето на человеке, стоящем перед вами в метро или автобусе? Каким на вкус был завтрак , съеденный на ходу? Вряд ли. Скорее всего, вы даже не вспомните, о чем думали, добираясь до офиса. Вы просто спешили и делали все на автомате — шли, несли сумку, обходили прохожих, дышали.

123RF/Dmitriy Shironosov

Умение смаковать жизнь, замечать ее красоту и не бояться куда-то опоздать присуще всем детям. Было время, когда и вы не понимали, почему мама так сердится на вас за неторопливость и называет копушей. Тогда вы владели всем временем мира, а повзрослев, почувствовали, что его становится все меньше и меньше, а потому успевать надо все больше и больше.

Но стоит ли так гнаться за призрачными целями , совершенно игнорируя процесс их достижения? Неужели вам не хочется вспомнить, как это — просто созерцать окружающий мир и ценить каждую секунду своего существования? Если вы чувствуете, будто пропускаете жизнь мимо себя, и хотите наконец перестать постоянно куда-то спешить, то наши советы непременно вам помогут.

123RF/ammentorp

Чувствуйте момент

Конечно, на первых порах будет очень сложно внимательно относиться ко всему, что приходится делать ежедневно: например, чистить зубы не на автомате, а осознавая, какие движения и для чего вы делаете, — но рано или поздно это получится и у вас. Для начала вам придется искусственно создать ситуацию, в которой вы сможете отвлечься от посторонних мыслей и насладиться жизнью здесь и сейчас. Отличный вариант — релаксирующая ванна . С морской солью, маслом лаванды (оно успокаивает) или пышной пеной — выбирайте сами.

Главное — находясь в теплой воде, не думайте про договоры, сметы, оценки в дневнике ребенка и ссору с коллегой. Постарайтесь прочувствовать всю прелесть момента. Мысленно «договоритесь» с собой: «Мне некуда спешить, я и так все успею. Эта ванна жизненно необходима — она даст мне силы на неделю вперед». Закройте глаза и успокойтесь.

Делайте одно дело

Люди, которые вечно куда-то спешат, постоянно повторяют: «У меня столько дел, что я не знаю, за какое схватиться». Не удивительно, что они успевают сделать гораздо меньше, нежели остальные. Дайте себе обещание, что отныне перестанете быть Восьмируким Шивой и станете приступать ко всем делам по очереди. Взялись за мытье посуды — не хватайтесь за чистку кухонной мебели. Насладитесь мыслью о том, что сейчас перед вами стоит одна конкретная задача, а к следующей вы приступите только тогда, когда покончите с первой. Такой подход отлично расслабляет.

123RF/Branislav Ostojic

Вы — не Суперженщина

Современные женщины решили, что без подвигов им не обойтись. Они должны быть красивыми женами, исполнительными работниками, хорошими матерями, прилежными хозяйками и т.д. А разве получится успешно играть все эти роли, когда в сутках всего лишь 24 часа? «Трудно, но возможно», — думает представительница прекрасного пола и начинает действовать: то коня на скаку остановит, то в горящую избу войдет. В итоге женщина и сама становится похожей на загнанную лошадь: уставшая, обессиленная, но все еще пытающаяся куда-то бежать. Прекратите! Вы — не супергерой! Не требуйте от себя невыполнимого, пересмотрите свой ежедневник и оставьте в планах на завтра только те дела, которые действительно не терпят отлагательств.

Распределяйте свои роли грамотно: не надо в один и тот же день быть исполнительным работником и прилежной хозяйкой, уборку можно перенести и на выходные.

Понять причины

Часто мы торопимся тогда, когда поводов для спешки нет совершенно. У кого-то это вошло в привычку (сказывается жизнь в мегаполисе, где все куда-то бегут), другие составляют себе огромные планы на день, а потом нервничают: «Вдруг не успею!», а третьи намеренно создают ситуации, когда «горят» все сроки, поскольку в другом — более спокойном и размеренном темпе — делать ничего не могут. Разберитесь в причинах вашей спешки, проанализируйте, зачем вам это ощущение «вечного дедлайна». Возможно, вы поймете, что каждый день пытаетесь пробежать мимо реально существующих проблем, сделав вид, будто их нет.

Если вы осознали свою проблему и готовы приложить усилия для ее решения, то считайте, что половина пути уже пройдена. Однако не торопитесь, высунув язык, пробегать вторую половину — делайте все с чувством, с толком, с расстановкой. Будьте уверены, спустя некоторое время вы научитесь замечать красоту окружающего мира даже тогда, когда отправитесь выбрасывать мусор в ближайший контейнер.

Если человек слишком много суетится - значит, его внутренний мир раздирают сотни мелких противоречивых желаний. Ему одновременно хочется очень многого, и даже выбрав что-то одно, он не доводит дело до конца, а торопливо бросается вслед за другим желанием. Про таких говорят: "Дурная голова ногам покоя не дает". В результате действия подобного человека начинают нагромождаться одно на другое, превращая жизнь в кучу хлама, пропитанную постоянной неудовлетворенностью. Суетливая личность никогда не будет довольна собой, хотя нельзя не признать, что именно таким путем она пытается уйти и на какое-то время действительно уходит от страданий. Правда, страдания рано или поздно догонят его и ударят с размаху, словно волна во время шторма, настигающая пловца, который пытается выбраться на берег. Так живут очень многие люди, но какие к ним могут быть претензии, если их жизненный выбор - это обычная жизнь и стандартные идеалы? Просто тот, кто слишком много суетится, получает несколько меньше обывательских удовольствий, чем более спокойный и уравновешенный человек.

Совсем другой случай с человеком, который пытается идти духовным путем. Если для обывателя суета - это легкий насморк, слегка мешающий получению жизненных удовольствий, то для духовного искателя она подобна смертельному заболеванию. Обязанностью любого серьезного ученика является строгая экономия энергии. Именно необходимостью копить силы для того, чтобы совершить рывок в сфере духа, объясняется обилие жестких моральных предписаний в самых разнообразных духовных традициях мира. Ученик должен выработать свой особый ритм жизни, состоящий из труда и отдыха, и следовать ему, не сбиваясь на механические колебания внешней жизни. Это очень трудно сделать, поскольку внешние ритмы намного сильнее, а ученик, живущий в миру, имеет множество обязанностей. Тем не менее, достойные ученики всегда сохраняли независимость своих внутренних ритмов от внешних воздействий.

Так Н. К. Рерих, принятый ученик Великих Учителей, начиная со зрелого возраста, вел интенсивную общественную жизнь, общался с множеством людей, представительствовал в самых разнообразных организациях и обществах. При этом за свою жизнь он написал семь(!) тысяч картин, множество книг, статей, принял участие в нескольких длительных экспедициях, крупных международных инициативах и проектах. Но самое интересное, что он никогда не опаздывал. По свидетельству его близких и людей, знавших художника лично, Николай Константинович никогда не спешил или умел это делать медленно и осознанно и всегда все успевал сделать вовремя. Биограф Рериха Беликов связывает это качество художника и мыслителя с его умением выбрать правильный ритм действий.

Почему люди, только приступающие к духовному пути, подвержены столь мощным атакам суеты, что многие из них истощаются и преждевременно сходят с дистанции? Как уже говорилось, прикосновение к духовным энергиям обостряет карму искателя и очень сильно воздействует на окружающую атмосферу, в которой живут сущности и силы, вовсе не заинтересованные в человеческой эволюции. Они начинают сопротивляться, давить на человека и препятствовать его планам и начинаниям, а иногда просто хаотизировать вокруг него обстановку. Слабый человек уже от одного этого приходит в состояние беспокойства. Кроме того, силы тьмы начинают дергать его за нити ауры, за слабости и за неочищенные внутренние желания, раздувая в нем пожар страстей и направляя человека на их бесконтрольное удовлетворение. Человек становится рабом своих желаний и страстей, у него, как миражи, возникают какие-то новые цели. Температура его психического существа повышается, четкость и целенаправленность исчезает, а зависимость от внешнего мира возрастает. Человек утрачивает самостоятельную волю, а вместе с ней и свою способность контролировать и сохранять ритм своей жизни. Окружающая среда с ее убийственными механическими ритмами существования (что особенно присуще мегаполисам и крупным городам) начинает навязывать человеку убыстренный темп событий, дел и реакций, при котором его внутренний мир и душевная жизнь подвергаются невидимой агрессии.